Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHNIC TOLERANCE EDUCATION PECULIARITIES OF ADOLESCENT CITY STUDENTS

Kirgueva F.Kh. 1, 2 Zhukova O.V. 1
1 North Ossetian State University
2 Chechen state university
The article deals with the peculiarities of teenagers’ interethnic tolerance education. This problem is especially urgent in cities with a multinational population. The educational process is built on the basis of such patterns as the manifestation of humanity towards the pupils, reliance on the positive qualities of the pupil and consideration of the age and individual characteristics of the pupil, etc. The education of interethnic tolerance is built on the basis of regularities: nature suitability; cultural conformity; defining role of the I-concept, as well as a number of principles: humanization and democratization of upbringing, pedagogical optimism, collective education, etc. For our society, the problem of tolerance in the context of the diversity of national, confessional, cultural and other relations is extremely topical, including the youth environment. However, the role of the school in this direction is of a formal nature. Observations show that among adolescents there are different forms of intolerance towards others. The most significant for urban teenagers’ interethnic tolerance education are: the consideration of age characteristics, the subculture of the adolescent environment, a positive social and psychological setting, which should result in tolerance as a personal property of the educated and tolerant type of behavior peculiar to human culture.
upbringing
educator
pupil
interethnic tolerance
adolescence

В современном мире негативных тенденций проблема формирования такого личностного качества, как толерантность, приобретает особую актуальность. Теоретический анализ показывает, что научная разработка проблем толерантности началась сравнительно недавно. Рассмотрению различных подходов к анализу толерантности вообще и межэтнической в частности посвящены работы А.Г. Асмолова [1], Н.А. Асташовой [2], С.К. Бондыревой [3], С.Л. Братченко [4], Л.М. Дробижевой [5], Т.Л. Евдокимовой [6], Д.В. Зиновьева [7], Г.У. Солдатовой [8], Х.Х. Тиловой [9] и др.

Цель настоящего исследования заключается в разработке и обосновании теоретических и методических условий воспитания межэтнической толерантности подростков.

Основными субъектами воспитательного процесса являются воспитатель и воспитуемый. Воспитатель в процессе воспитания выступает в качестве носителя определенной педагогической цели, он «уполномочен» обществом осуществлять воспитательный процесс [10]. Воспитанник как субъект воспитательного процесса является носителем определенного личностного поведения, которое складывается из системы поступков, в которых выражается его отношение к себе, другому человеку, событию, миру в целом (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.С. Каган).

В чем же заключается смысл поступка воспитанника?

Во-первых, поступок возникает как действие в результате определенных побудительных мотивов, которые не всегда осознаются. Во-вторых, он является результатом выбора между тем, что хочется и что должно, что нравится, привычно и что страшит своей новизной. В-третьих, поступок всегда является микрочастицей бытия, реального проживания жизни.

Следует отметить, что в основе функционирования любого педагогического процесса лежат определенные закономерности. Так, И.Ф. Харламов [11] к числу общих закономерностей процесса воспитания относит: включение воспитанника в конкретную деятельность; организацию деятельности путем стимулирования; проявление гуманности к воспитанникам; обеспечение в процессе воспитания перспективы духовного роста воспитанника; опору на положительные качества воспитанника и учет возрастных и индивидуальных его особенностей; единство и согласованность педагогических усилий и др.

В качестве закономерностей воспитания межэтнической толерантности мы признаем: природосообразность; культуросообразность; определяющую роль Я-концепции. С точки зрения первой закономерности воспитание межэтнической толерантности должно рассматриваться как педагогическая помощь растущему человеку, развивающейся личности в ее самоопределении в окружающей действительности. Культуросообразность воспитания межэтнической толерантности определяет обусловленность данного процесса культурой межэтнических отношений. Наконец, для процесса воспитания межэтнической толерантности важно не только как осуществляется педагогическое взаимодействие, но и то, как в этом взаимодействии воспитанник сам себя воспринимает, понимает, оценивает, к чему стремится [12].

Помимо закономерностей, процесс воспитания межэтнической толерантности должен опираться на ряд принципов: гуманизации и демократизации воспитания; учета в воспитании индивидуальных, возрастных, половых различий детей; педагогического оптимизма; целенаправленности, единства и целостности воспитательного процесса; коллективности воспитания.

Для российского общества с его национальным, конфессиональным, культурным и иным многообразием проблема толерантности и формирования толерантных отношений чрезвычайно актуальна, особенно в молодежной среде [13-15].

Еще К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании», опубликованной в 1857 г. в «Журнале для воспитания», акцентировал внимание на том, что центром воспитания детей должна быть школа. В современных условиях воспитательная роль школы сузилась до чрезвычайно малых размеров и все больше носит формальный характер, сводится к отдельным «воспитательным мероприятиям».

Что касается воспитания межэтнической толерантности как объекта целенаправленной работы школы, то она занимает в педагогическом процессе весьма скромное место, хотя заслуживает более пристального внимания.

Как показывают наблюдения, среди подростков нетерпимость проявляется по-разному - как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность, приобретая характер агрессии, бунта, стремления совершать хулиганские, не поддающиеся логике и здравому смыслу поступки.

В ходе исследования подросткам (220 человек учащихся 8-9 классов) предлагались вопросы, связанные с выявлением установок личности когнитивного и поведенческого характера. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты исследования когнитивных и поведенческих установок учащихся

 

Вопросы

Ответы учащихся

Положительный, %

Отрицательный, %

Нет ответа, %

Испытываете ли вы стремление к познанию культуры народа (этноса), к которому вы принадлежите?

 

48

 

28

 

24

Испытываете ли вы желание познавать культуру других народов?

 

32

 

28

 

40

Считаете ли вы терпимое отношение к людям другой национальности и культуры непременным качеством воспитанной личности?

 

 

37

 

 

21

 

 

42

Считаете ли вы, что в общении со сверстниками другой национальности всегда проявляете уважительное отношение?

 

24

 

45

 

31

Считаете ли вы терпимость (толерантность) условием бесконфликтного сосуществования людей разных национальностей и культур?

 

68

 

22

 

10

 

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о следующем: 1) стремление к познанию культуры собственного народа (этноса) проявляет лишь половина школьников (48%); 2) желание познавать культуру других этносов изъявляют немногим более 30% школьников; 3) терпимость к людям другой национальности как качество воспитанности признают около 40% респондентов; 4) уважительное отношение к сверстникам – представителям других этносов в своем общении с ними называли 24% опрошенных школьников; 5) толерантность как необходимое условие сосуществование людей разной национальной принадлежности признали 68%.

Как показывает анализ приведенных данных, проблема межэтнической толерантности в подростковой среде является актуальной и далека от своего решения.

Своеобразной стратегией организации процесса воспитания в школе является педагогическая теория. К концептуальным подходам к воспитанию Н.Ф. Голованова относит: формирующий (управление поведением), культурологический (введение ребенка в многообразный мир культуры), социализирующий (обеспечение социализации и личностного самоопределения ребенка), герменевтический (обращение к жизненному опыту ребенка), аксиологический (понимание мира ценностей), антропологический (развитие индивидуальных способностей ребенка), психотерапевтический (оказание помощи ребенку в проблемных ситуациях) [10]. К этому перечню необходимо добавить возрастной подход.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [16].

В ряде исследований показано, что воспитание межэтнической толерантности наиболее целесообразно начинать именно в подростковом возрасте, когда, с одной стороны, сознание детей сохраняет гибкость по отношению к внешним воздействиям, а с другой – уже готово к самостоятельному осмысленному восприятию того, что хорошо, а что плохо [17-19].

Остановимся на некоторых особенностях подросткового возраста, наиболее значимых, на наш взгляд, для решения поставленной в данном разделе задачи исследования.

Прежде всего, отметим, что подростковый возраст – это переходное состояние между ролью младшего школьника и взрослением. Значимым фактором развития подростков считается общение со сверстниками, при котором появляются такие особенности, как избирательность, целенаправленность восприятия, повышение значимости собственного Я.

Формирование сложной системы самооценок в подростковом возрасте происходит на основании первых попыток самоанализа, а также сравнения себя с другими, что протекает в такой называемой подростковой среде, обладающей своей субкультурой.

Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее свои особенности:

1) функционально - это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к интеграции в общество;

2) содержательно – это процесс освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со сверстниками и взрослыми, сообществом людей в целом;

3) сущностно – это особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей мере регулируемому и определяющему действию социального.

Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее социальный и личностный аспекты: 1) источник информации; 2) межличностное общение; 3) эмоциональные контакты.

Для организации процесса воспитания межэтнической толерантности важно понимать, какие возрастные потребности удовлетворяются подростком в пространстве его субкультуры. Как показывает опыт, это потребности: в обособлении от взрослых, преодоления конфликта со взрослыми; в самоактуализации, самоутверждении, реализации своих способностей, успехе; в принятии социумом: принадлежность к группе, объединение с себе подобными; в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера; в получении удовольствий, новых ощущений, информации, не получаемой в школе, семье.

На личностном уровне растут цинизм, грубость, жестокость, агрессивность, нравственная распущенность. С наибольшей жестокостью проявляется нетерпимость к людям другой национальности, культуры, образа жизни, верований, привычек. Причем признаки неприязни проявляются как в явном, так и неявном виде [20]. Преодоление этого негатива возможно лишь в целенаправленной, систематической и системной работе по внедрению в подростковую среду норм культуры межэтнических отношений и толерантности - как позитивной социально-психологической установки.

Исходя из сказанного, ведущая идея воспитания межэтнической толерантности подростков должна, на наш взгляд, состоять в следующем:

1) создание ситуаций успеха в наиболее значимых видах деятельности, создающих возможность позитивного самоутверждения в межэтнических отношениях;

2) формирование культуры межэтнических отношений как ценностной установки;

3) предупреждение отклонений в межличностных отношениях и нравственном развитии.

Непременной частью процесса воспитания межэтнической толерантности должна стать индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая на основе принципов: субъектности, равенства, принятия, индивидуализации, деятельности.

Если рассматривать формирование межэтнической толерантности как систему воспитательной деятельности по формированию межэтнической толерантности подростков, то в ней, по нашему мнению, следует выделять три основных ее вида: развивающая работа, проектирование, превентивная практика.

Таким образом, воспитание межэтнической толерантности в подростковой среде предстает как многоплановая система, а в условиях современной школы – как приоритетная [21-23].

Совершенно очевидно, что воспитание межэтнической толерантности вообще и в подростковой среде в частности должно опираться на идеи гуманистической психологии и гуманной педагогики.

Основной идеей гуманистов-психологов (М. Грин, Д. Динкмейер, Р. Дрейкурс,
Дж. Колт, А. Комбс, С. Мадди, Г.Д. Мак-Кейм, А. Маслоу, Дж. Неллер, Б.Э. Риэрдон,
К. Роджерс, Д. Фрейберг, С. Френе и др.) является воспитание толерантности как личностного качества на основе уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми, создание прочных, развивающих и поддерживающих взаимоотношений с ребенком, особых условий повседневного воспитания: заботы, искренности, полного принятия, понимания.

Гуманистические идеи получили отражение и в работах прогрессивных педагогов прошлого: К.Н. Вентцеля, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Р. Штейнера и др. Их взгляды касались развития ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях, активной роли самостоятельности и роли при этом взрослого, терпимости воспитателей как нравственного качества, деликатного отношения к психическому самочувствию ребенка.

Все достижения прошлого и настоящего явились предпосылкой становления новой педагогики - «педагогики ненасилия», суть которой состоит в ненасильственном развитии природы каждого ребенка, проявляющейся в его стремлении к развитию, свободе и потребности взросления [24].

Идея педагогики ненасилия получила свое закрепление в деятельности
В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).

Педагогика ненасилия – одно из значимых средств воспитания у подрастающего поколения межэтнической толерантности (уметь жить в многоликом мире; уметь конструктивно решать межнациональные конфликты; проявлять ответственность в поступках и др.). В практическом плане это означает воспитание человека культуры.

По словам Е.В. Бондаревской [25], человек культуры – это, прежде всего, гуманная личность, отличающаяся милосердием, добротой, способностью к состраданию, сопереживанию, терпимостью, доброжелательностью, готовностью оказывать помощь близким и дальним, стремлением к миру, добрососедству, пониманием ценности человеческой жизни. Многие из названных качеств характеризуют человека культуры как толерантную личность, а их порождение возможно лишь в специально организуемом процессе, который называется личностным развитием.

По утверждению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [26], категория «развитие» одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса: становление, формирование, преобразование.

Следует отметить, что в реальной практике все три процесса протекают как «совокупная деятельность», как сотрудничество ребенка и взрослого, что у некоторых авторов обозначается как воспитывающая деятельность. В свете рассматриваемого нами вопроса результатом такой деятельности должны стать терпимость как личностное свойство воспитуемого и толерантный тип поведения как смысло-жизненная стратегия, свойственная человеку культуры. Данный результат считаем возможным обозначить как «личностное новообразование», возникающее в процессе личностного развития и под влиянием педагогических воздействий (убеждения, внушения, подражания, заражения). В содержательном плане оно может быть представлено следующим образом:

1) знания (понятие о толерантности, процессах; представление о своей жизни);

2) относительно устойчивые чувства к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке);

3) предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание и сотрудничество.