Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FORMATION OF TOLERANCE ACTIVITY OF PHYSICAL CULTUREFUTURE SPECIALISTS

Chistyakova E.G. 1 Fedotova G.A. 1
1 FGBOOU VO "The Novgorod state university of Yaroslav the Wise"
Modern state policy is directed to create a new effective system of physical education and to strengthen public healthwhich is caused by a sharp deterioration of the population health especially among children and adolescents. There is an objective necessity to make changes in the process of professional training of physical culture and sportsfuture specialists whose activities extend to the entire social and educational space and involves working with various socio-demographic groups of the population. In this regardit is importantto improve the training of these specialists aimed at the formation of tolerance activity. The model for the formation of students' tolerance activity is scientifically justified wherethe principles of personal centering and subjectivity as well as sphere and person-centered approachesaresupposed to be the system-forming elements. Implementation of these principles and approaches provides the formation of subjective involvement in the process of education and the organization of socially significant physical culture and sports events with the population. The dynamic process of the formation of tolerance activity rests on the presence of tolerant consciousness and tolerant attitude. Itcan be achieved using active teaching methods in the process of education and including students into implementation of socially significant projects in after-school activities. Changes in value-target attitudes as well as stereotypes of behaviour, development of socio-psychological stabilityare proved to be the result of approbation of the model of the formation of tolerance activity of physical culturefuture specialists thatprovides their competitiveness at labor market.
tolerance
tolerant activityformation
physical culturefuture specialists
socially significant projects

Современная государственная политика направлена на создание эффективной системы физического воспитания и укрепление здоровья населения. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой значительное внимание уделено развитию массового спорта. Активно внедряется ВФСК «Готов к труду и обороне», предусматривающий приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом обучающихся и трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, в том числе и лиц с особыми образовательными потребностями. Однако значительное снижение уровня здоровья населения, в том числе и здоровье детей и подростков, вызывает особую тревогу. Так, по данным Росстата, за 2014–2016 годы количество детей с заболеваниями нервной системы увеличилось на 700 человек, а юношества – на 300 человек; положительная динамика отмечается у лиц с заболеваниями сахарным диабетом (800 – дети; 400 – юношество) и ожирением: 4.800 и 3.900 соответственно. Также отмечается увеличение количества детей-инвалидов на 8.200 человек за период 2014–2016 гг. [1].

Исходя из того что физической культурой и спортом занимаются различные социально-демографические группы населения не только с индивидуальными возможностями здоровья, но и с культурно-историческими ценностями, назрела объективная необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы, обладающих профессионально значимыми качествами, лежащими в основе их профессиональной компетентности. Особую значимость в сложившейся ситуации приобретает толерантность как устойчивое интегративное свойство личности, выражающееся в эмпатии, оптимизме, доброжелательности, справедливости, гуманности, самообладании и эмоциональном контроле. Вместе с тем необходимость формирования толерантности как ценности межнационального сотрудничества в ученических, студенческих и трудовых коллективах нашла отражение и в разделе «Молодежная политика» Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [2].

Цель исследования: разработка концептуальной модели формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре.

Материал и методы исследования. В настоящее время толерантность, являясь сложным, многозначным понятием, с разными характеристиками и смысловыми оттенками, становится одним из главных методологических инструментов взаимодействия. В силу практической значимости проблема толерантности и её сущности раскрывается разными авторами [3-5] (рис. 1).

Рис. 1. Сущность понятия «толерантность»

Вызывает определенный интерес позиция Н.Н. Бордовской и А.А. Реана, которые определяют толерантность как психофизиологическое понятие, означающее ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [6].

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: толерантность выступает ценностно-целевой установкой, которая проявляется в деятельности (поведенческий аспект) и в общении (коммуникативный аспект). Мы разделяем позицию О.Б. Нурлигаяновой в том, что толерантность как социальная категория – это ценностная установка принятия другого человека, его эмпатическое восприятие в процессе открытого взаимодействия [7]. На наш взгляд, толерантность – это фундамент эмоционально-нравственной готовности будущих специалистов по физической культуре, которая выражается в способности достигать взаимопонимание с субъектами физкультурно-спортивной деятельности.

Включенное наблюдение за проявлением толерантности у студентов выявило наличие определенных тенденций, выражающихся в применении мер принуждения, давления, а порой и унижения занимающихся. Особенно это касалось лиц, имеющих некоторые отклонения в интеллектуальном или физическом развитии личности. Следовательно, возникает объективная потребность в совершенствовании подготовки будущих специалистов, направленной на формирование толерантного сознания, толерантного отношения и толерантной деятельности.

При моделировании процесса формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре системообразующими элементами выступают принципы личностной центрации (признание приоритета личности по отношению к обществу и социальным институтам) и субъектности (актуализация способности студентов осознавать свое «Я» в связях с другими людьми, проявлять внешнюю и внутреннюю активность на основе осмысленного выбора жизненных решений), а также подходы – сферный и человекоцентрированный. Сферный подход обеспечивает активное воздействие на экзистенциальную, предметно-практическую, волевую, эмоционально-мотивационную, интеллектуальную и сферу саморегуляции личности. Человекоцентрированный подход проявляется в личностной вовлеченности, самоинициируемости, проникающей способности и адекватной самооценке [8].

Остановимся более подробно на субъектной включенности студентов и человекоцентрированном подходе. В психолого-педагогических исследованиях развитие взаимодействия «учитель – обучающийся» раскрывается в определенной последовательности: субъект - объектные, субъект – объект - субъектные, субъект - субъектные. Заметим, что на последнем этапе (субъект - субъектные) не являются завершающими, что предопределило бы возможность дальнейшего развития. Данный факт противоречит закону развития систем, так как должна последовать фаза преобразования. И она действительно раскрывается в научных исследованиях понятием «субъектная включенность», которая рассматривается как процесс, явление, условие, принцип [9] (рис. 2).

Рис. 2. Многоаспектность понятия «субъектная включенность»

Следовательно, субъектная включенность бакалавра – это процесс становления субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающий саморазвитие и самовоспитание значимых качеств личности.

Основные положения человекоцентрированного подхода базируются на том, что сущность человека позитивна, конструктивна и социальна, проявляется только во взаимоотношениях с другими при условии его позитивного принятия, эмпатического понимания и открытого самопредъявления. В процессе реализации данного подхода проявляется личностная активность обучающихся, которая выражается в личностной и самоинициируемой вовлеченности, проникающей способности и самооценке событий учения.

Вышеназванные принципы и подходы к формированию толерантности студентов обеспечивают становление субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, которые понимаются нами как субъектная включенность не только в образовательный процесс, но и в организацию социально значимых физкультурно-спортивных мероприятий. Гармоничное единство принципов, подходов и субъектной включенности в различные виды деятельности позволило нам спроектировать модель формирования толерантной деятельности студентов (рис. 3).

Апробация. Формирование толерантного сознания студентов в образовательном процессе осуществлялось через ознакомление с нормами и правилами толерантного взаимодействия, осознание значимости и степени проявления толерантности как признания, принятия и понимания другого. Этому способствовала реализация на занятиях активных методов обучения: проблемные и эвристические лекции, деловые игры, дискуссии, кейсы и т.п.

Рис. 3. Формирование толерантной деятельности студентов

Проявление толерантного отношения достигалось за счет участия студентов в разнообразных воспитательных мероприятиях, организованных кафедрой (предметная олимпиада «Лучший по профессии», «День кафедры» и т.п.), институтом (педагогическая олимпиада, конкурс профессионального мастерства и т.п.) и университетом (студенческая спартакиада, конкурс строя и песни, фестиваль ГТО и др.). Это привело к созданию позитивного морального климата среди участников образовательного процесса на основе взаимоуважения, взаимоподдержки и предупреждения случаев нетерпимости в межличностных отношениях. Расширение рамок толерантного отношения у студентов наиболее ярко проявилось на Всероссийской VIII Олимпиаде студентов по специальности «Физическая культура» (г. Ростов-на-Дону).

Толерантная деятельность развивалась и в процессе организации социально значимых спортивных мероприятий для различных категорий населения. Так, например, студенты принимали активное участие в разработке сценария и проведении областных спортивных мероприятий для детей - сирот и воспитанников воскресных школ, осуществляли помощь в организации спартакиады «Будь здоров» для лиц пожилого возраста. Формированию выраженной системы социальных установок и толерантности бакалавров способствовала организация волонтерского движения «Физкультура и спорт», деятельность которого совпадала с основным вектором обучения. Например, толерантная деятельность наиболее ярко проявлялась в процессе реализации акции «Добровольцы - детям» для воспитанников интернатских учреждений, в рамках которой студенты не только обсудили с детьми важность занятий физической культурой, значимость доброжелательных отношений в коллективе, но и в театрализованной форме представили тематические игровые композиции, логоритминки, танцевальные упражнения, кроссворды и веселые эстафеты.

Результатом внедрения модели формирования толерантной деятельности будущих специалистов по физической культуре выступают изменения в ценностно-целевых установках, которые проявлялись в общении (эмпатия, оптимизм, доброжелательность, справедливость, самообладание и эмоциональный контроль) и деятельности (признание права на отличие и принятие другого человека при взаимодействии с ним на основе согласия и взаимопонимания).

В заключение отметим, что степень сформированности указанных компонентов модели определяет успешность толерантной деятельности будущих специалистов как важной составляющей профессиональной компетентности. Создание условий для её формирования способствует изменению стереотипов поведения, развитию социально-психологической устойчивости, адаптации к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит и их конкурентоспособность на рынке труда.