Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN EDUCATION: METAANALYSIS OF RUSSIAN RESEARCHES

Gordeeva N.O. 1
1 Stary Oskol Branch, Belgorod State National Research University
Mobile devices have become an effective learning tool with great potential for application. . However, despite the availability of a qualitative analysis of the use of mobile devices in education, there is no systematic quantitative analysis of learning effects using mobile technologies. In the present article, a synthesis of Russian studies presented in electronic scientific libraries devoted to the use of mobile devices and applications in the educational process has been performed. The analysis of a number of articles published in scientific journals and conference materials in the period from 2009 to 2017 is carried out. . The search for publications was carried out on the basis of titles, annotations and keywords. The publications with the largest citation index are considered. The ranking of publications on science-based databases is determined. For a meta-analysis, fifty-five studies were selected containing statistical results of experiments on the use of mobile devices and applications in training. As the analysis category, the type of application software used for mobile devices was selected. Based on the identified meta-size effect of the use of mobile devices and applications for training purposes, is calculated 95 percent confidence interval, and the null hypothesis is verified.
mobile learning
the effectiveness of using mobile technologies in teaching
synthesis
metaanalysis

Мобильные технологии имеют большой потенциал для содействия внедрению инновационных методов обучения. Достаточно большой объем вычислительной мощности, беспроводная связь, широкий выбор приложений делает мобильные устройства эффективным инструментом для обучения «в любом месте и в любое время».

Существует ряд исследований, посвященных изучению интеграции мобильных устройств с преподаванием и обучением, в том числе и в высшей школе. Анализируя общую эффективность использования мобильных устройств в образовании, многие исследователи основываются на качественном подходе, изучая широкий спектр проявлений явления, не прослеживая его количественные закономерности.

Таким образом, остается актуальной проверка статистической значимости и степень согласованности результатов различных исследований в области применения мобильных технологий для целей обучения. Данную задачу позволяет решить современный метод исследования – метаанализ.

Цель данного исследования - выполнить метаанализ и синтез исследований, посвященных использованию мобильных технологий в образовании, опубликованных за последнее десятилетие (2008 – 2018 гг.) для оценки эффективности интеграции мобильных технологий в образование.

Материал и методы исследования

Источниками данных для исследования послужили журнальные статьи и материалы конференций, опубликованные в период с 2008-2018 гг. Поиск проводился в электронном режиме. Для электронных поисков основными базами данных стали научная электронная библиотека eLIBRARY и научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Библиотеки комплектуются научными статьями, публикуемыми в журналах России и ближнего зарубежья, в том числе научных журналах, включённых в перечень ВАК [1].

Использовались следующие ключевые слова поиска: (1) мобильное обучение, (2) обучение с применением мобильных устройств, мобильные приложения для обучения; (3) мобильные технологии в образовании. При поиске в eLIBRARY в качестве параметров указывался поиск в названии, аннотации, ключевых словах, искомый тип публикации указывался как статьи в журналах и материалы конференций (рис. 1).

На следующем этапе найденные исследования были проверены по ряду критериев для включения в метаанализ. Следует отметить, что метаанализ применяется только для эмпирических исследований, содержащих количественные результаты. Основными видами результатов количественных исследований, пригодными для метаанализа, являются статистические результаты сравнения средних значений, коэффициентов корреляции и таблиц сопряженности [2].

Преимущество метаанализа заключается в том, что в качестве единиц наблюдения могут отбираться отчеты как тех исследований, которые показали статистически значимый результат, так и тех, что не продемонстрировали их в связи с малым количеством выборки.

Рис. 1. Настройка параметров поиска исследований

Результаты исследования и их обсуждение

Первоначальный поиск в eLIBRARY по ключевым словам (1) дал 8757 статей в журналах и материалах конференций, опубликованных между 2008 и 2018 годами, которые были связаны с мобильным обучением. Для сравнения: аналогичный поиск за период с 1998 по 2007 г. показал 38 исследований.

Поиск по ключевым словам (2) дал 14 результатов.

Поиск по ключевым словам (3) выделил 375 публикаций и 4 диссертации в период 2008–2018 гг., 22 публикации в период с 1998 по 2007 г.

Можно отметить значительный рост публикаций по исследуемой проблематике за последние десять лет.

Далее были изучены аннотации выбранных исследований и оценено, связана ли статья с обучением с использованием мобильных устройств, что привело к выбору 340 публикаций.

Среди исследований с наибольшим индексом цитирования (ИЦ) выделяется работа Голицыной И.Н., Половниковой Н.Л. [3] (ИЦ 110), в которой рассматриваются направления использования мобильного обучения в современном образовании, анализируется техническая и психологическая готовность студентов к использованию мобильных технологий в обучении. Авторы делают вывод, что большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения.

Авторы Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. (ИЦ 51) выделяют специфические принципы, средства и методы мобильного обучения, приводят требования к мобильным устройствам [4].

Иванченко Д.А., Хмельков И.А., Райчук Д.Ю. и др. анализируют современные подходы к применению мобильных технологий и сервисов в системе высшего профессионального образования, раскрывают содержание BYOD в качестве компонента IT-стратегии высшего учебного заведения, выявляют технологические и организационные проблемы внедрения подходов BYOD в образовательный процесс [5].

Поиск по ключевым словам (1) в базе «КиберЛенинки» показал 20 797 результатов, из них публикаций в журналах ВАК 14085, из базы RSCI - 964, из базы Scopus - 197.

Поиск по ключевым словам (2) дал 2927 результатов. Распределение исследований по годам и наукометрическим базам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количество исследований по направлениям «обучение с применением мобильных устройств, мобильные приложения для обучения», выявленных в научной библиотеке «КиберЛенинка»

Год опубликования

Всего

Научная база ВАК

Russian Science Citation Index

Scopus

2008

236

224

7

2

2009

95

78

47

1

2010

117

72

7

1

2011

150

110

5

1

2012

143

86

14

1

2013

197

114

12

7

2014

334

191

24

7

2015

269

148

10

4

2016

295

175

16

11

2017

254

182

17

8

 

Поиск в базе «КиберЛенинки» по ключевым словам (3) выделил 25542 результата, из них публикаций в журналах ВАК 17462, из базы RSCI - 1248, из базы Scopus - 265. Результаты поиска, ранжированные по году публикации, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество исследований по направлениям «мобильные технологии в образовании», выявленных в научной библиотеке «КиберЛенинка»

Год опубликования

Всего

Научная база ВАК

Russian Science Citation Index

Scopus

2008

1358

1082

89

7

2009

1368

1030

127

11

2010

1614

1098

83

9

2011

2068

1452

75

8

2012

2360

1566

123

17

2013

2863

1938

124

30

2014

3294

2125

130

30

2015

3129

1845

93

30

2016

2517

1597

94

91

2017

1884

1255

71

27

 

На диаграмме рис. 2 видно, что наибольшее количество публикаций приходится на период 2014-2015 гг.

Рис. 2. Распределение публикаций по направлению «мобильные технологии в образовании» по годам

При анализе ключевых слов и аннотаций к публикациям выяснилось, что 750 исследований рассматривают применение мобильных технологий конкретно в профессиональном образовании, 266 – в высшем образовании, 62 – в среднем образовании и 26 – в начальном. Анализ ключевых слов показал, что в 226 публикациях исследуется проблема применения мобильных технологий при обучении иностранным языкам, 7 –инженерным наукам, 6 – компьютерным наукам. Опыт применения мобильных технологий в образовании описан в 1779 публикациях, результаты эксперимента – в 12.

Для метаанализа были отобраны 55 исследований, содержащих описание эксперимента по применению мобильных устройств и приложений в обучении. Критерием отбора было наличие результатов предварительного тестирования группы обучающихся и результатов итогового теста. В качестве категории анализа был выбран тип используемого программного приложения для мобильных устройств: приложение для обмена информацией и общения, приложения для изучения конкретной дисциплины, другого типа. В зависимости от значения категории все выбранные исследования были разбиты на три группы. Наибольшая доля исследований (62,7%) объединила результаты использования мобильных приложений для обучения в конкретной предметной области или заданным компетенциям (табл. 3).

Для определения степени согласованности выбранных исследований в метаанализе вводится понятие величины эффекта. В данной работе величина эффекта определялась как стандартизированная разница средних значений результатов экспериментов в рассматриваемых группах. В математическом смысле основная идея метаанализа состоит в том, что на основе имеющихся величин эффектов рассматриваемых исследований рассчитывается взвешенное среднее значение и строится его 95-процентный доверительный интервал. Доверительный интервал используется для проверки нулевой гипотезы, сущность которой сводится к предположению об отсутствии связи между результатами исследований в группе. Если интервал включает 0, то делается вывод о том, что нет взаимосвязи между анализируемыми переменными, если же 0 не попадает в 95-процентный доверительный интервал, то делается вывод о взаимосвязи между переменными.

Для определения величины эффекта использовалась формула[6]:

, (1)

где и - средние значения сравниваемых групп;

n1 и n2 – размеры сравниваемых выборок;

s1 и s2 – стандартные отклонения сравниваемых выборок.

Дисперсии величины эффектов различных исследований рассчитывались в соответствии с формулой:

. (2)

Далее для каждого исследования подсчитывался его вес, который обратно пропорционален дисперсии величины эффекта:

. (3)

Зная сумму весов, определяли стандартную ошибку взвешенного среднего:

, (4)

и взвешенное среднее:

. (5)

95-процентный доверительный интервал рассчитывался по формуле:

. (6)

Дополнительно, для проверки нулевой гипотезы, рассчитывалось эмпирическое Z-значение:

. (7)

Таким образом, были определены показатели величины эффекта для каждой категории, вычислен 95-процентный доверительный интервал среднего размера эффекта и проверена нулевая гипотеза. Для вычислений использовались инструменты табличного процессора Microsoft Excel.

Результаты расчета представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты расчета

Тип приложения

Количество исследований

k

Доля исследований

d

Z

95% CI

Приложение для обмена информацией

18

0.345

0.429

5.407

0.273 – 0.584

Приложение для обучения

32

0.627

0.590

9.699

0.471 – 0.709

Другое

5

0.027

0.347

1.262

-0.192 - 0.866

 

Средний размер величины эффекта составил 0,492. Для интерпретации размера эффекта можно использовать стандарт, предложенный Хэтти [7] для исследований в области образования, согласно которому при значениях d > 0,60 размер эффекта высокий, при значениях 0,4 - средний эффект и при значениях 0,2 - малый эффект.

Для первой группы исследований значение среднего размера эффекта с вероятностью 95% попадает в интервал от 0.273 до 0.584, для второй группы исследований значение среднего размера эффекта с вероятностью 95% попадает в интервал от 0.471 до 0.709, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между результатами исследований в данных группах.

Для третьей группы исследований значение среднего размера эффекта с вероятностью 95% попадает в интервал от -0.192 до 0.866, что подтверждает нулевую гипотезу для данной группы исследований.

Заключение

Таким образом, в данной работе при метаанализе эмпирических исследований было установлено, что рассмотренные эксперименты по использованию мобильных приложений в обучении показывают согласованные результаты со средней величиной эффекта. Но, несмотря на полученные результаты, рекомендуется продолжить изучение фактического влияния на результаты обучения от использования мобильных технологий за счет более длительных наблюдений и экспериментов.