Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE METHOD OF ORIENTATION OF SENIOR PUPILS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF "SAFETY" IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH

Golub E.Y. 1 Sedymov A.V. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
The article provides a theoretical and methodological justification for the professional orientation of senior schoolchildren for activities in the field of "Life Safety" from the perspective of a competent approach. The aim of the work is to develop a methodology for vocational guidance of schoolchildren for activities in the field of "Life Safety", aimed at the formation of pre-professional competence in the optimization of forms and methods of orientation work for a conscious choice of profession. Within the framework of the research problem, in accordance with the competence approach, a structure of pre-professional competence was proposed, including an orientation-motivational, cognitive, prognostic component that would determine the effectiveness of orientation work in the sphere of "Life Safety". schools. The criteria of pre-professional competence were defined: motivational (formed by professional intentions and value-motivational sphere), informational (level of education, knowledge about the profession), activity-practical (readiness of students to acquire new knowledge on the basis of teaching methods characteristic of high school).The results of the research can be reflected in the practice of diagnosing the formation of the foundations of pre-professional competence in the preparation of students in general education institutions; at carrying out elective, facultative, orientation courses, and also in educational process at studying of a course «the Theory and a technique of training of safety of ability to live» in high schools
professional orientation
pre-professional competence
professiographic research
efficiency criteria.

Несмотря на практический накопленный материал и имеющиеся научные исследования, по-прежнему проблема профессиональной ориентации остается одной из наиболее актуальных не только в современном образовании, но и в обществе как важнейшая социально-экономическая задача. За последнее время увеличивается разрыв между профессиональным трудом и профессиональным образованием. В связи с этим социально-экономические изменения, происходящие в последнее время, предъявляют системе образования в целом и школе в частности новые требования. Одно из них связано с построением и реализацией механизмов осознанного выбора обучающимися будущей профессии [1, с. 4].

В связи с вышесказанным можно утверждать, что отличительной особенностью процесса профориентации будет являться построение в соответствии с требованиями современного рынка труда образовательного процесса. Такими требованиями на сегодняшний день становятся: развитие склонностей учащихся, усиление внимания к их потребностям и интересам, обучение, ориентированное на развитие основ допрофессиональной компетентности. Профессиональная ориентация в рамках компетентностного подхода позволит развить у обучающихся характеристики личности, которые могут выступать как показатели непосредственной допрофессиональной зрелости и развития обучающихся.

Актуальность совершенствования образовательного процесса в сфере «Безопасность жизнедеятельности, как показывает практика, возрастает, а не только не уменьшается. Интенсивное развитие крупных территориально-промышленных регионов, техники и технологий, увеличение количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, отсутствие культуры и навыков безопасного поведения обострило проблемы безопасности в стране. Качество и масштаб подготовки специалистов высшей квалификации в области обеспечения безопасности увеличились, и такая потребность в высококвалифицированных специалистах будет неизбежно возрастать. Специфика профессиональной деятельности в исследуемой сфере требует качественной подготовки не только на этапах профессиональной, но и на этапах допрофессиональной подготовки. При этом возрастает значение профориентационной работы в сфере обеспечения безопасности, которая требует разработки новых подходов и содержания, современных форм и методов профориентации, адекватных современным условиям техногенного общества [1].

Цель нашего исследования - разработка и теоретическое обоснование методики профессиональной ориентации старших школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» в рамках компетентностного подхода. Мы предположили, что профессиональная ориентация обучающихся старших классов на выбор профессии в области «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся частью единого процесса профессиональной ориентации, будет успешной и станет способствовать их обоснованному профессиональному самоопределению при условии внедрения методики, предусматривающей формирование допрофессиональной компетентности, характеризующейся сформированностью профессиональных намерений, устойчивыми интересами к избранной профессии, ценностно-мотивационной сферой, достаточным уровнем обученности, глубокими знаниями о профессии, а также готовности к овладению новыми знаниями на основе активности, самостоятельности. Реализация методики будет осуществляться через применение организационных форм работы: факультативного и ориентационного курсов.

В результате исследования была разработана и обоснована методика профессиональной ориентации обучающихся старших классов на профессиональную деятельность в области «Безопасность жизнедеятельности», выявлена совокупность условий осуществления профессиональной ориентации обучающихся, реализация которых определяет построение личных профессиональных планов учащихся и их профессиональное самоопределение, обеспечивает школьникам необходимый уровень допрофессиональной компетентности для реализации личных профессиональных планов.

Допрофессиональная компетентность понимается нами как общая готовность и способность, основанная на ценностях, знаниях, опыте, склонностях, которые накапливаются благодаря обучению; как формула «найти и обнаружить» определенное знание, конкретное умение, определенное действие, подходящие для решения проблемы в конкретной ситуации, и включает в себя в рамках компетентностного подхода компоненты: ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический.

Первый в этой структуре, ориентационно-мотивационный, компонент выявляет способности детей ориентироваться в системе профессионального образования, в планируемой профессиональной деятельности и представляет характеристику довузовской подготовки старших школьников для освоения профессии, а также раскрывает значимые профессиональные способности. В процессе достижения допрофессиональной компетентности учащимися идет формирование способностей по поиску и анализу информации о допустимых сферах профессиональной деятельности; по оценке личных индивидуальных возможностей, необходимых для практической деятельности в той или иной профессиональной сфере и обучения; выбору направленности образования, который должен привести к планируемому результату.

Во второй, когнитивный, компонент входят предметные опорные знания и умения, необходимые для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение и получения профессионального образования. Показателями этого компонента являются осуществление предпочтения и прохождения программы предметной области, являющейся профильной для выбранной области профессиональной деятельности. Этот компонент предполагает выбор и освоение базовых или профильных факультативных курсов, позволяющих расширить информационную базу избранного направления.

Третий компонент включает в себя наличие готовности по овладению новым знанием, характерным для высшего заведения. Речь идет о готовности школьников формировать у себя навыки по организации такой учебной деятельности, в которой увеличивается доля самоконтроля, самообразования, резко расширяется круг источников информации; о готовности нести ответственность за результат.

В основу содержания допрофессиональной компетентности и ее компонентов была положена блочная структура компетентности, разработанная И.А. Зимней, включающая: готовность в мотивационном аспекте к проявлению компетентности; владение знаниями в когнитивном аспекте компетентности; наличие опыта проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях компетентности в ориентационном аспекте [2, с. 14].

Методика профессиональной ориентации обучающихся старших классов на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» состоит из двух частей, каждая из которых предусматривает формирование компетентности на допрофессиональном уровне. Первая часть методики внедряется в предмет ОБЖ и позволяет формировать интересы, ценности, оптимальные мотивационные комплексы учения, потребности в профессиональном самоопределении; вторая, осуществляющаяся в рамках организационных форм: факультативного и ориентационного курсов, позволяет оценить значение и потенциал предмета для продолжения его образования, ориентироваться в профессиональной деятельности, чтобы соотнести свои возможности с требованиями профессиональной сферы «Безопасность жизнедеятельности». Эффективность организационных форм ориентационной работы со старшеклассниками, применяемых для формирования допрофессиональной компетентности, определяется их системностью (комплексностью): являются и формой ознакомительной работы (информация о рынке труда, о профессиях, об образовательных услугах на рынке труда); и одновременно формой, активизирующей деятельность обучающихся по осознанному выбору профессии (групповые занятия различной направленности, в том числе использование тренинга); и формой, применение которой позволяет изучить личность оптанта в рамках профориентационной работы.

Первый этап включал работу с обучающимися, независимо от уровня их профессиональной направленности, и содержал:

а) проведение уроков-диспутов, направленных на акцентирование важности сферы «Безопасность жизнедеятельности»;

б) консультирование о профессиях сферы «Безопасность жизнедеятельности», с опорой на данные профессиограмм профессий «Преподаватель-организатор» безопасности жизнедеятельности, «Инженер-эколог по защите охраны окружающей среды», специалист в области пожарной безопасности. Консультирование включало изучение: требований к личности адептов в профессиональных сферах; требований к уровню развития у адептов необходимых для данной профессии психических качеств; требований к эмоционально-волевой подготовке (устойчивости); характеристик основных операционных действий; требований к санитарно-гигиеническим условиям рабочего места.

в) консультирование о системе непрерывного образования в области «Безопасность жизнедеятельности», которое включало: краткую характеристику направлений «Безопасность жизнедеятельности», «Инженерная защита окружающей среды», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Защита окружающей среды»; описание объекта их профессиональной деятельности; описание учебного заведения с адресатом, срока вступительных испытаний и подачи документов.

Формирование общественно значимых мотивов выбора и закрепление мотивов учения достигается отдельными формами и комплексными методами практической деятельности: самостоятельным использованием и добыванием учебной информации; выступлениями на конференциях и участием в олимпиадах; уроками с элементами тренингов; «профессиональными пробами» в специально организованных условиях, как пример: проведение и организация эвакуационных мероприятий; выполнение во время запланированных тренировочных учений функциональных обязанностей начальника штаба по делам ГО; использование информационных систем для нахождения способов решения проблем с самоопределением.

Профориентационная работа на втором этапе проводилась с обучающимися по уровням профессиональной направленности. Первую группу по уровню профессиональной направленности составили обучающиеся с низким уровнем. Они отличались недостаточной осведомленностью о требованиях профессии, непостоянными профессиональными интересами, низким проявлением эмоциональных отношений, неуверенностью в правильности выбора избранной профессии.

Во вторую группу по критерию профессиональной направленности вошли учащиеся со средним уровнем. Их характеризовало правильное понимание требований профессии с сопоставлением их психофизиологических особенностей личности, но отмечалось нечеткое понимание «Образа - Я», не достаточно полная выраженность специальных способностей.

Для достижения задач по развитию компонентов допрофессиональной компетентности (когнитивного, ориентационно-мотивационного) у обучающихся 1-й и 2-й групп разрабатывались и внедрялись такие формы организации профориентационной работы, как ориентационный и факультативный курсы.

При формировании субъективного отношения в профессиональной сфере к собственным потребностям и для правильного сопоставления интересов, предпочтений с подготовленностью обучающихся в ориентационном курсе для первой и второй групп были использованы такие формы, методы и средства, как: методы тестирования и наблюдения, сосредоточенные на приемах самопознания; формы совместного анализа диагностики результатов психологических методик; методы определения и построения зоны оптимального сочетания оптанта: «надо» - «хочу» - «могу»; приемы совместного анализа соотношения непрофессиональных и профессиональных ценностей; приемы и методы вовлечения в практическую деятельность во внеурочное время; формы организации совместного с миром профессий знакомства и требований к ним; выстраивание последовательной цепочки основных ходов и действий, обеспечивающих реализацию намеченных перспектив и целей; методы анализа ситуаций самоопределения на основе разработанных психограмм профессий и профессиограмм; приемы самоопределения на основе самооценки ситуаций.

Для обучающихся с отсутствием личного профессионального плана (ЛПП) или его неопределенностью составлялись так называемые ходы: соотнесения позиций, ситуаций выбора профессии  своих ориентаций  с мнением членов семьи, друзей, педагогов; составление цепочки ближайших и более отдаленных целей и перспектив: варианты предварительной пробы сил, учебные заведения специальность, работа; беседы со специалистами, изучение специальной справочной литературы; составление запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения трудностей в реализации основных вариантов.

Еще одним направлением работы с учащимися, при отсутствии личного профессионального плана (ЛПП), стало развитие представлений об объекте и субъекте труда с сопоставлением ценностно-нравственных основ трудовой деятельности. При этом акцент делался на изучении «формулы профессии», предложенной Е.А. Климовым [3, с. 8-10]. «Формула профессии» включает в себя характеристику типов профессий, классов профессий, отделов профессий, групп профессий.

Нами были разработаны «формулы профессий» для учителя ОБЖ, специалиста по охране труда и окружающей среды, специалистов по безопасности технологических процессов и поисково-спасательной службы. «Формулы профессий» представлялись для эффективности их усвоения в виде поисковых карточных систем, которые обучающиеся могли систематизировать по группам, классам, отделам, типам профессий. Этот вид работы позволяет формировать профессиональное просвещение, обеспечивающее профессиональное самоопределение на начальных этапах.

С учащимися, у которых личный профессиональный план построен, но без полной ориентировочной основы (учтена только позиция сверстников или свое желание), реализовывались «ходы», предложенные Н.С. Пряжниковым [4, с. 87]. Эти ходы включали в себя: пошаговую реализацию ЛПП в пробах сил (подготовительные курсы, попытки поработать); анализ и сопоставление профессионально важных качеств специалистов с элементами профессиограмм; сопоставление со своими возможностями фактических условий труда будущей профессиональной деятельности, используя при этом элементы профессиографических исследований; соотнесение внешних условий достижения цели с внутренними (анализ склонностей, возможностей, сопоставление их с требованиями профессии).

Применение разработанной и внедренной в учебно-воспитательный процесс методики позволило достоверно изменить показатели допрофессиональной компетентности обучающихся в выделенных нами группах по уровню направленности (табл. 1). В выделенных группах мы регистрировали показатели профессионального ориентирования и определения соответствия своих возможностей требованиям профессии (сформированность умений общения; накопленные знания, умения по самооценке учащихся «К1», сформированность умений общения «К2», наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками «К3»); показатели сформированности умений саморегуляции (способность к саморегуляции усилий «М1», сформированность умений сознательного контроля «М2», критичность в оценке своих умений «М3»); показатели ориентации на успешность своих действий (ориентация в своих действиях на успех/неуспех «О2»; зависимость/независимость учащихся в разрешении проблем «О3»; стабильность в работе, требующей усилий «О4») [5].

Таблица 1

Значения показателей по ориентационно-мотивационному компоненту у обучающихся до и после педагогического воздействия

1-я группа (низкая профессиональная направленность)

2-я группа (средняя профессиональная направленность)

Шкалы

До

После

Р

До

После

Р

х

s

х

s

х

s

х

s

К 1

3,3

±0,8

4,2

±0,4

<0,05

3,5

±0,9

4,1

±0,7

<0,05

К 2

0,3

±2,0

1,9

±1,4

<0,05

1,4

±2,1

1.9

±1.4

>0,05

К 3

4,9

±1,4

6,3

±1,1

<0,05

5,0

±1,6

6,4

±1,2

<0,05

М 1

3,1

±0,7

3,6

±0,8

<0,05

1,0

±2,1

2,4

±1,0

<0,05

М 2

2,8

±0,7

3,4

±0,5

<0,05

0,9

±1,9

1,5

±1,1

>0,05

М 3

4,8

±1,5

5,8

±1,0

<0,05

4,9

±1,9

6,3

±1,3

<0,05

О 2

5,7

±2,0

7,1

±2,2

<0,05

9,5

±3,9

9,3

±3,1

<0,05

О 3

-0,6

±1,9

1,1

±1,7

>0,05

-0,9

±2,1

-1,2

±1,8

<0,05

О 4

1

±1,9

1.3

±1,3

>0,05

2,4

±2,5

3,5

±0,8

<0,05

 

У обучающихся с низким уровнем профессиональной направленности отмечены достоверные изменения по 7 показателям (например, «наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками», «уровень познавательных потребностей). Не выявлено достоверных различий лишь по двум шкалам (О3, О4), но рост этих показателей говорит о тенденции к достоверности.

У обучающихся со средним уровнем профессиональной направленности после эксперимента также достоверно повысились показатели по семи шкалам. Не выявлено достоверных различий по t-критерию Стьюдента в средних показателях шкал «сформированность умений общения», «ориентация в своих действиях на успех и неуспех», «критичность в оценке своих умений».

Показатели третьего когнитивного компонента допрофессиональной компетентности у обучающихся были представлены срезами работ: стартовая работа, тестовые задания, итоговые работы (табл. 2).

Таблица 2

Значения показателей по когнитивному компоненту у обучающихся после педагогического воздействия

Класс

1 срез

2 срез

3 срез

Достоверность различий

1-2

2-3

1-3

10 1

0,45±0,03

0,47±0,02

0,52±0,01

>0,05

<0,05

<0,05

10 2

0,45±0,02

0,48±0,02

0,50±0,01

>0,05

<0,05

<0,05

10 3

0,44±0,02

0,48±0,02

0,51±0,01

<0,05

<0,05

<0,05

10 а

0,46±0,01

0,49±0,01

0,51±0,01

<0,05

<0,05

<0,05

11 1

0,49±0,02

0,51±0,02

0,54±0,02

<0,05

<0,05

<0,05

11 2

0,49±0,01

0,52±0,01

0,56±0,02

<0,05

<0,05

<0,05

11 3

0,50±0,02

0,50±0,02

0,56±0,02

>0,05

<0,05

<0,05

11 а

0,50±0,02

0,51±0,01

0,57±0,02

>0,05

<0,05

<0,05

 

По данным таблицы 2 можно констатировать, что достоверных изменений по показателю «усвоение знаний» у школьников 10-х классов на втором срезе по данному критерию допрофессиональной компетентности не отмечено (p>0,05). Достоверные различия (p<0,05) существуют между показателями второго и третьего среза и показателями первого и третьего срезов. В 11-х классах уже при первом срезе выявлены достоверные изменения по уровню усвоения (11 3 и 11 а классы). Достоверные различия (p<0,05) также выявлены между вторым и третьим, между первым и третьим срезами.

Для выявления сформированности прогностического компонента допрофессиональной компетентности обучающихся использовались показатели активности, ответственности, самостоятельности, успеваемости, представляющие деятельностно-практический критерий (табл. 3).

Таблица 3

Значения показателей по прогностическому компоненту у обучающихся до и после педагогического воздействия

Параметры

деятельности

обучающихся

10-е классы

11-е классы

До

После

 

Р

До

После

 

Р

х

s

х

s

х

s

х

s

Активность

2,2

±0,8

2,4

±0,4

<0,05

2,3

±0,4

2,7

±0,3

<0,05

Ответственность

2,2

±0,5

2,4

±0,4

<0,05

2,2

±0,5

2,5

±0,5

<0,05

Самостоятельность

2,2

±0,4

2,5

±0,5

<0,05

2,3

±0,7

2,3

±0,6

>0,05

Успеваемость

2,2

±0,6

2,4

±0,5

>0,05

2,2

±0,5

2,3

±0,6

>0,05

 

После формирующего эксперимента были зарегистрированы достоверные изменения (p<0,05) в показателях «ответственности», «активности», «самостоятельности». Существует тенденция к достоверности по показателю «успеваемость».

Педагогический эксперимент, направленный на формирование допрофессиональной компетентности в рамках профессиональной ориентации с обучающимися старших классов на сферу «Безопасность жизнедеятельности», показал достаточно высокую эффективность методики, что нашло отражение в положительной динамике показателей, характеризующих компоненты допрофессиональной компетентности (ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический), позволяющие школьникам осуществлять грамотный профессиональный выбор профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности».