Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRE-PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF SENIOR PUPILS

Rayanova Y.Y. 1 Kostikhina N.M. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
The urgency of studying the problem of pre-professional socialization of schoolchildren of the 9th-11th grade and the need to develop and implement a model of psychological and pedagogical support are stated. The understanding of pre-professional socialization, criteria of psychological and pedagogical support is presented. The results of the study of readiness for professional self-determination, which was attended by 53 schoolchildren of 10 classes of secondary school №118 Omsk. The research was conducted on the basis of testing methods and pedagogical experiment. The results of the study made it possible to divide the examined in low motivated, and highly motivated students with disharmonious attitudes. High schoolchildren with low motivation and disharmonious orientations are more in need of support. The lack of a comprehensive approach to solving the problem of pre-professional socialization of high schoolchildren allowed to present a model of psychological and pedagogical support. The model includes four components: professional diagnostics, professional education, professional education, psychological counseling. Are three steps of the implementation model: organizational, substantive, final. The authors came to the conclusion that the result of psychological and pedagogical support of professional self-determination of high schoolchildren’s is the support of choolchildren social attitudes that are aimed at work, getting joy from the labor process, self-realization; the construction of conditions that contribute to the correction of disharmonic social attitudes.
pre professional socialization
psycho-pedagogical support
career choice
choice motives
attitudes
status of professional identity.

Проблема ответственного подхода к выбору профессии является особенно актуальной в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими рыночными условиями в России, быстро меняющимся рынком труда, стремительным вхождением новых профессий, о которых учащиеся старших классов имеют лишь поверхностные знания.

Старший школьный возраст является одним из важных этапов социализации личности. Именно в период обучения в школе происходит допрофессиональная социализация, результатом которой должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и путей получения образования [1].

Допрофессиональная социализация – это многогранный процесс включения индивида с момента его рождения в дотрудовую деятельность, а именно: получение знаний о современных и востребованных в обществе профессиях, выявление индивидуальных склонностей к определенным специальностям, приобщение к социальным нормам общества, развитие профессиональных качеств [2].

Задачи допрофессиональной социализации должна решать школа, имеющая для этого серьезные возможности, как один из важнейших социальных институтов, способных оказывать учащимся реальную помощь в адаптации к будущим производственным отношениям. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего старшеклассником должна выступать неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы. Требования современного рынка труда заставляют пересматривать систему организации профессионального самоопределения современного старшеклассника. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в образовательном процессе разработке системы профессионального сопровождения, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты допрофессиональной социализации старших школьников, уделялось недостаточно внимания.

Вследствие этого в теории и практике сохраняются проблемы, которые не преодолены и сегодня. К ним можно отнести:

- отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик;

- несоответствие между потребностями общества в количестве и качестве специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии;

- отсутствие социальных и психологических механизмов, обеспечивающих развитие профессиональных качеств обучающихся с учетом их профессиональных склонностей [3].

Возрастной период обучающихся с 9 по 11 класс по П.С. Лернеру характеризуется как этап формулирования и уточнения социально-профессионального статуса. Как раз готовность выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности будет являться неким итогом, результатом процесса профессионального самоопределения.

У школьника есть право свободно выбирать будущую профессиональную деятельность, но только лишь желания и интереса к определенной профессии будет недостаточно. Сознательный выбор профессии можно осуществить, имея в своем багаже комплекс знаний и умений, способствующих готовности подростка к выбору своей профессиональной сферы. Данная готовность - это результат длительного педагогически направленного процесса профессионального самоопределения обучающихся. Это и является сутью психолого-педагогического сопровождения. По А.А. Лазареву и П.С. Лернеру, процесс психолого-педагогическое сопровождения - это оперативная и превентивная помощь в процессе саморазвития человека, направленная на решение его индивидуальных проблем, которые связаны с направлением и продвижением профессионального самоопределения школьника, и представляет собой сложную многоуровневую систему. Педагог и психолог здесь выступают как наставники, помощники на пути выбора профессиональной деятельности, способствуют выработке самосознания, активизируя и мотивируя обучающихся [4].

Процесс взаимодействия педагога и обучающегося осуществляется с помощью таких аспектов, как:

- поддержка имеющихся у обучающегося качеств, которые потенциально находятся в зоне его ближайшего развития;

- построение условий, которые способствуют переведению поддерживающихся качеств в деятельность самого обучающегося;

- формулирование собственных проблем, противоречий и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в деятельностную задачу [5].

Результатом психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации обучающихся, по С.Н. Чистяковой, являются три показателя:

  1. Ценностно-смысловой – наличие мотивов, установок выбора профессии, активная позиция старшеклассника в процессе принятия решения.
  2. Информационный – умение работать с источниками информации, осведомленность о требованиях профессии.
  3. Деятельностно-практический – умение проводить самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, контролировать и корректировать профессиональные планы, заниматься профессиональным самовоспитанием и саморазвитием [6].

На сегодняшний день работодатели предъявляют жесткие требования к таким качествам специалиста, как компетентность и профессионализм. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо пройти очень длинный и долгий путь. Человек раньше становится профессионалом, если им была успешно преодолена стадия профессионального самоопределения, приходящаяся на 9-11 классы. Поэтому в данный период очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению допрофессиональной социализации обучающихся.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечается недостаточность комплексных подходов к сопровождению допрофессиональной социализации старшеклассников, что позволяет нам поставить цель исследования: разработать и внедрить модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации учащихся.

В исследовании принимали участие 53 обучающихся 10 классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска.

Программа исследования включала в себя следующие методики: [7; 8]

- «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина);

- «Изучение мотивов профессионального выбора» (А.А. Кибирев);

- «Изучение статуса профессиональной идентичности» (А.А. Азбель и А.Г. Грецов);

- «Готовность к профессиональному самоопределению» (В.Б. Успенский).

Результаты исследования старшеклассников показали, что 60% обучающихся имеют средний уровень готовности к профессиональному самоопределению, который является преобладающим. У 20% подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство обучающихся уже выбрали свою будущую профессию, но все еще ищут альтернативные варианты и наиболее подходящую для них специальность.

Анализ мотивов профессионального выбора показал, что доминирующими у 14% старшеклассников являются мотивы: предметный, указывающий интерес к конкретному учебному предмету; ситуативно–прагматический, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также конформный, когда выбор профессии совершается под влиянием лидеров и референтной группы.

По результатам изучения социально-психологических установок было выявлено, что 34% старшеклассников имеют слабовыраженные социальные ориентации и испытывают трудности в принятии решения, у 39% обучающихся проявились дисгармоничные социальные ориентации, что означает наиболее яркую выраженность одних и меньшую развитость либо вообще отсутствие других социальных установок, что свидетельствует о необходимости специального психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации. По результатам изучения социальных установок мы установили, что большинство оптантов ориентировано в будущей профессии на результат (21%). Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведет к разочарованию.

Помощь обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: формирование мотивов и установок мотивов выбора профессии, получение знаний о себе; о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, корректировку статуса профессиональной идентичности, развитие профессиональных качеств.

На основе изученного теоретического материала и проведенных диагностических данных нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старших школьников, состоящая из четырех компонентов: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование (рис. 1).

Все компоненты данной модели взаимодействуют между собой и вместе составляют систему психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассника, где педагог и психолог выступают как наставники, помощники в выборе будущего. Данная модель внедрялась в общеобразовательной школе города Омска № 118. Модель была реализована в три этапа: организационный, основной, заключительный.

Модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников

 

На каждом этапе были проведены профориентационные мероприятия в рамках процесса психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

На организационном этапе проводилась профессиональная диагностика, которая направлена на изучение личности школьника. Данный компонент включает в себя проведение с обучающимися комплекса диагностических методик, выявляющих уровни готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Основной этап. Профессиональное просвещение ставит своей целью информирование школьников о наиболее массовых профессиях, о способах и условиях овладения ими, пропаганду общественной значимости профессий, востребованных в регионе, усиливает мотивацию для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии, активизирует силы и мобилизует человека к самопознанию и самоопределению в океане труда и профессий.

Данный компонент предполагает проведение классных часов, диспутов, направленных на знакомство с наиболее распространенными в регионе профессиями, а также с основными принципами выбора профессии, которые необходимы для успешного самоопределения старшеклассника. Данная работа ведется и на родительском собрании с родителями обучающихся, которые являются неотъемлемыми участниками процесса психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации.

Профессиональное воспитание направлено на развитие социальных установок, мотивов, интересов и склонностей, на коррекцию и воспитание профессиональных свойств личности, склонностей. Данный компонент осуществляется при помощи диспутов, деловых игр, игр-дискуссий, проектов, направленных на знакомство с такими понятиями, как должность, специальность; на соотнесение свойств личности с различными видами профессий, формирование взгляда о современном рынке труда, расширение знаний о профессиях будущего, проектирование индивидуального плана своего профессионального будущего.

Также на основном этапе был разработан и реализован проект «Моя профессия. Мой город. Мое будущее», позволяющий укреплять знания старшеклассников о современных и востребованных в регионе профессиях, включать старшеклассников в творческую деятельность в процессе допрофессиональной социализации. Мероприятия были объединены идеей, посвященной родному городу. Например, профориентационная игра «Современные и востребованные профессии в моем городе», в процессе которой школьники достают карточки с профессиями и показывают остальным суть профессии, чем занимается специалист данной сферы. После того как ребята отгадывают профессию, ведущий спрашивает у них: чем занимается данный специалист, какими качествами он должен обладать, насколько востребована данная профессия в регионе.

Презентация «Визитка специалиста». Ребятам предлагается представить, что они являются специалистами выбранных ими профессий, и для этого создать визитные карточки с фотографией, личной информацией и персональным QR-кодом.

Проект «Я создаю красоту вокруг». Ребятам предлагается разбиться на команды по 4-5 чел., затем создать дизайн клумбы в графическом редакторе, посвященной 300-летию города Омска. Затем команды высаживают цветы, согласно своим дизайнам, на территории школы. Квест «По просторам малой Родины моей» предлагается создать для обучающихся 5 класса школы: подготовить задания для станций, маршрутные листы, курирование 5 класса. Таким образом, старшеклассники смогли попробовать себя в роли педагога-организатора.

Заключительный этап. Профессиональная консультация направлена на установление соответствия между индивидуальными, психологическими особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии. Данный компонент включает в себя:

- индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения;

- беседы с родителями обучающихся по вопросу профессионального самоопределения;

- совместные консультации обучающихся с их родителями по разрешению проблем, возникающих в процессе профессионального самоопределения.

Конечным результатом процесса психолого-педагогического сопровождения является формирование у старшеклассника готовности активно выполнять намеченный план своего профессионального будущего [9].

Таким образом, на основании проведенного исследования и изученной научной литературы нами была разработана и частично внедрена модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников. Только при взаимодействии всех элементов модели возможно организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение, где педагог, психолог, родители будут выступать наставниками в выборе будущего профессионального пути.