Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

PERSONAL INFORMATION SPACE OF THE TEACHER AS FACTOR OF HIS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Gusarova M.N. 1
1 Penza college of architecture and construction
Главной целью данной работы является обоснование необходимости создания педагогом ресурса его профессионального развития – личностного информационного пространства, которое стало бы ориентиром на самообразование педагога, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие его информационно-коммуникативных компетенций. Одной из главных задач современного образования является обеспечение непрерывного профессионального развития педагога, формирование у него способности к профессиональному самосовершенствованию, подготовка его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности. Образование, полученное в педагогических вузах, обеспечивает лишь основу для профессиональной деятельности. Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных задач. Доступ к информационным и образовательным ресурсам поможет раскрыть педагогу свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов. Таким образом, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Предложено, что необходимым условием непрерывного самообразования педагога может выступать личностное информационное пространство.
Main goal of this work is to justify the need for the teacher to create a resource for his professional development - the personal information space. Personal information space would be a guide to the teacher's self-education, the formation of the professional and personal sphere of the teacher and the development of the information and communication skills of the teacher. One of the main tasks of modern education is to ensure the continuous professional development of the teacher, the formation of the teacher's ability for professional self-improvement, the preparation of the teacher for work in the constantly updated pedagogical reality. The education got in pedagogical higher education institutions provides only a basis for professional activity. Possession of modern technologies, methodical receptions, the ideas, techniques of teaching will provide to the modern teacher the effective solution of the professional tasks. Access for the teacher to information and educational resources, will help to disclose the abilities, to realize creative potential, to self-improve in questions of education and professional development. The modern teacher has to be successful in professional activity, demanded among students. the resource of professional development of teachers which will be focused on self-education of the expert, on formation of his professional and personal sphere and development of information and communicative competences is necessary. It is offered that personal information space can act as a necessary condition of continuous self-education of the teacher.
the personal information space
self-education
the electronic information educational environment
continuous education
professional development of the teacher

Современная российская образовательная система характеризуется активным внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. Личность педагога является основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании. Концепция модернизации образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагоги играют ключевую роль в модернизации образования [1]. Направленность развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации: усвоение определенных способов поведения и ценностных норм, формирование образа – Я, обучение социальным ролям, правам, обязанностям, саморазвитие и самореализация личности [2]. Возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. Соответственно выдвигаются требования повышения не только качества образования в целом, но и требования повышения профессионализма, развития творческого потенциала педагога, готовности к непрерывному профессиональному развитию.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [3]. Информационно-образовательная среда в свою очередь выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности педагога и обучающихся.

Развитию электронной информационно-образовательной среды образовательной организации способствует создание личностного информационного пространства педагога, которое является ее неотъемлемой частью.

Большинство исследовательских работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одной образовательной организации. Категория «личностное пространство» не имеет четкого определения и чаще всего рассматривается в рамках проблемы взаимодействия среды и личности, раскрывающейся в организации образовательной деятельности, влияние которой обеспечивает эффективную социализацию личности, способной легко адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать и присваивать ценностно-смысловое содержание той культуры, где осуществляется его жизнедеятельность. В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания. Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам [4].

Успешная педагогическая деятельность невозможна без развития готовности к инновационной деятельности. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов, готовым к развитию своего потенциала. В условиях информатизации общества каждый педагог должен уметь адаптироваться в динамично изменяющейся образовательной ситуации, опираясь на приобретенный опыт.

Таким образом, одной из главных задач современного образования является обеспечение непрерывного профессионального развития педагога, формирование у него способности к профессиональному самосовершенствованию, подготовка его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных проблем. Доступ к информационным и образовательным ресурсам поможет раскрыть педагогу свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития.

В основе профессионального развития лежит процесс саморазвития, понимаемый как внутренняя активность по качественному преобразованию себя самого, самоизменению [5]. Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Таким ресурсом может стать личностное информационное пространство педагога.

Дефиниция «личностное пространство» чаще всего понимается в рамках проблемы взаимодействия личности и среды в образовательном процессе. Личностное пространство - пространство, которое формируется личностью – педагогом. Личностное информационное пространство педагога формируется в информационно-образовательной среде колледжа и является ее частью.

Личностное информационное пространство педагога колледжа - многокомпонентное системное образование, проектируемое и создаваемое педагогом, способствующее развитию его информационно-коммуникативной компетенции и устанавливающее связи и отношения между субъектами образовательного процесса и компонентами информационно-образовательной среды колледжа на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей.

Личностное информационное пространство педагога колледжа представляет собой как условие для организации самостоятельной работы в процессе повышения квалификации (самообразования), так и средство, позволяющее самостоятельно повышать профессиональный уровень.

Педагог, развивающийся в соответствии со своими индивидуальными особенностями, создает свое личностное информационное пространство, которое становится частью информационно-образовательной среды образовательной организации.

Личностное информационное пространство педагога способствует индивидуализации и дифференциации образовательного процесса по содержанию, объему, темпу усвоения, активизации обучающихся, позволяет повысить их интерес к обучению, создать условия для развития их творческих способностей, повысить мотивацию обучающихся к предмету, построить разноуровневое обучение.

Расширение личностного информационного пространства педагога позволит обучающимся через доступ к образовательным ресурсам сети Интернет взаимодействовать дистанционно с педагогом, сверстниками, в том числе и в свободное время.

На основе анализа педагогической деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» выявлено, что педагоги прекращают свое развитие, достигнув определенного уровня профессиональной квалификации. У педагогов наблюдается периодическое появление кризисов профессионального развития. Это обусловлено замкнутостью педагогической системы на образовательном процессе. Для преодоления критических моментов в профессиональной деятельности педагога необходима переориентация на его профессиональное развитие.

Таким образом, современная система образования должна обеспечить непрерывный процесс профессионального развития педагога, способствовать его профессиональному самосовершенствованию. Образование, полученное в педагогических вузах, обеспечивает лишь основу для профессиональной деятельности. Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных задач. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов.

Необходимым условием непрерывного развития и самообразования педагога может выступать личностное информационное пространство.

Необходимо отметить, что контент личностного информационного пространства педагога позволяет значительно повысить наглядность уроков и эффективность работы педагога. Личностное информационное пространство педагога помогает ему подготовиться к уроку, дополнить и обогатить его качественными иллюстрациями, сделать урок более доступным, насыщенным и содержательным, сэкономить время педагогу и обучающемуся, повысить мотивацию обучения. Личностное информационное пространство педагога содержит систематизированный материал, позволяет получать информацию более оперативно и педагогу, и обучающемуся, помогает оптимизировать работу на уроке и дома, индивидуализировать работу с обучающимися, систематизировать весь имеющийся материал. Личностное информационное пространство педагога значительно облегчает работу педагога, из этого можно сделать вывод, что оно занимает центральное место в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации.

Создавая свое личностное информационное пространство, в том числе используя уже кем-то созданные электронные ресурсы, педагог приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой - значит потеряться в информационном обществе.

Контент личностного информационного пространства педагога может компактно размещаться в памяти компьютера, на внешних носителях или в сети Интернет. Накапливая с годами электронные материалы, структурируя и систематизируя их хранение, педагог создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения – личностное информационное пространство.

Электронные материалы личностного информационного пространства педагога не так сложно структурировать и систематизировать, в отличие от материалов, которые находятся в распечатанном виде. Это позволит сформировать банк хранимых электронных материалов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме как для самого педагога, так и для обучающихся.

Активная работа над личностным информационным пространством способствует широкому обмену методическими наработками педагогов, дидактическими материалами, видеоуроками, тестами, презентациями, позволяет использовать опыт ведущих педагогов страны, следить за нововведениями в педагогической деятельности, актуальной информацией [6].

Личностное информационное пространство педагога позволяет обобщить и систематизировать результаты своей педагогической деятельности: представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах.

Готовность педагога к разработке и совершенствованию информационно-методического обеспечения личностного информационного пространства проявляется в профессиональном и личностном плане, т.е. профессиональная готовность характеризуется наличием необходимых педагогических качеств и стиля общения, профессиональной позиции, владением профессиональными знаниями и умениями работы со средствами информационно-коммуникационных технологий, а личностная готовность проявляется в наличии соответствующих мотивов, личностных качеств – умений действовать в личностном информационном пространстве в условиях информатизации [7].

Так как педагог – основной участник образовательного процесса, следовательно, создание эффективного личностного информационного пространства педагога колледжа - условие продуктивного педагогического взаимодействия. Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует от педагога дополнительных временных затрат. Проблема усугубляется еще и тем фактом, что далеко не у каждого педагога в образовательной организации есть свое автоматизированное рабочее место. По объективным причинам самыми подготовленными к разработке и применению личностного информационного пространства являются педагоги дисциплин информационного цикла, но в то же время и педагоги дисциплин информационного цикла используют не все технологии.

Создание личностного информационного пространства позволит педагогу:

  • передать педагогический опыт своим коллегам не только одного образовательного учреждения, но и находящимся в других городах;
  • применять дистанционные формы обучения;
  • повысить уровень информационно-коммуникативной компетенции;
  • представить свое портфолио;
  • получить независимую оценку и советы по формированию и содержанию своих материалов;
  • организовать проектную деятельность участников образовательного процесса.

В процессе работы над личностным пространством у педагога накапливается творческий потенциал. Педагог самообразовывается, а самообразование выступает средством сохранения профессиональной компетентности и гарантом профессионального роста.

Личностное информационное пространство способствует удовлетворению потребностей педагога в повышении квалификации, повышению качества обучения. Эффективная обратная связь с педагогом обеспечит успешность обучения, которое ведётся с помощью современных технологий. Результатом такого обучения является собственный продукт, поэтому очень важно в начале такой деятельности поставить свои образовательные цели [6].

Расширяя своё личностное информационное пространство, педагог в своей профессиональной деятельности должен научиться проводить дистанционные уроки, уроки в компьютерном классе с выходом в Интернет, с использованием интерактивной доски, применением мультимедийного оборудования. Правильно организованное личностное информационное пространство педагога, грамотное использование информационно-коммуникационных технологий, создание и демонстрирование интерактивного динамического изображения на каждом уроке позволяет повысить мотивацию обучающихся, достичь нового качества образования, научить самостоятельно получать знания современными способами. С применением инструментов и средств организации урока педагог получает возможность проводить занятия, соответствующие современным интересам обучающихся: демонстрации, практикумы, компьютерные лаборатории, электронные журналы, дистанционное обучение, тестирование, аттестация обучающихся и многое другое. Чтобы более продуктивно проводить уроки, успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, педагог должен сам стать автором разработок материалов к урокам: презентаций, тестов, дидактического материала и др.

Работая над расширением своего личностного информационного пространства, педагог в совокупности со своим опытом будет оставаться компетентным, самосовершенствоваться, вдохновлять коллег на постоянное развитие. Личностное информационное пространство является результатом развития, выражающегося в творческой самореализации педагога, формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Создание личностного информационного пространства педагога как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия пространства обеспечат:

  • безопасность;
  • информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей);
  • коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями);
  • возможность создания педагогами личных портфолио;
  • возможность обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.

Таким образом, личностное информационное пространство является ресурсом профессионального развития педагогов, ориентированным на самообразование, формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативной компетенций.