Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF EXPLORATORY SKILLS OF MEDICAL STUDENTS IN THE AXIOLOGICAL AREA OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Korovina I.A. 1 Zabolotnaya S.G. 1 Khabarova T.S. 1
1 Orenburg State Medical University
Medical profession means responsibility not only for health but life of a patient. One of the major tasks of higher medical school is the creation of conditions for successful and effective revealing of abilities of the personality of a medical student. One of the main aims of higher medical education modernization is to create pedagogical conditions for becoming competent, intellectually-developed, creative, active professional able to self-development. According to FSES of HE professional sphere of a medical doctor includes many different aspects: assembly of technologies, means, approaches, and methods of activity focused on preservation and maintenance of health through the promotion of proper health delivery. In connection with this, the problem of skill development in exploratory activity is actualized. This very activity promotes the development of systemic logical thinking and provides readiness of a student to independent creative work. Activation of axiological potential of medical education allows widening and enriching the theory and practice of higher professional school. During the process of students’ inclusion into advanced scientific investigations the ascending of future doctor’s personality towards the values of cognition, self-actualization, discovery of personal knowledge and scientific attitudes takes place.
values
axiological potential
higher medical education
scientific knowledge
medical student
exploratory skills

Модернизацию высшего медицинского образования невозможно рассматривать вне ее связи с развитием научных школ университетов и научно-исследовательских умений будущих специалистов. Стремление к качественному медицинскому обслуживанию, улучшению здоровья и повышению продолжительности жизни населения актуализирует одну из основных проблем здравоохранения – проблему кадрового потенциала. Конкурентоспособность выпускников медицинских вузов зависит от степени соответствия их профессиональной подготовки современным требованиям рынка труда. Работодатель заинтересован в творческом и инициативном специалисте, с высоким потенциалом к саморазвитию, способном ориентироваться в социальных проблемах разного уровня и находить решения с позиции исследователя [1]. Между тем здравоохранение очень часто сталкивается с неудовлетворенностью населения качеством оказания медицинской помощи, с недостаточным уровнем профессионализма и психологической подготовленности выпускников медицинских вузов к своей профессиональной деятельности, вследствие чего допускаются некомпетентные действия и серьезные ошибки. Остро стоит вопрос о подготовке специалиста-профессионала, психологически устойчивого и ценностно ориентированного субъекта деятельности, способного действовать в трудных и экстремальных ситуациях, продвигать медицинскую науку и практику в соответствии с профессиональными ценностями и современными требованиями. Сложившаяся ситуация подчеркивает важность обеспечения инновационного характера медицинского образования на основе эффективной взаимосвязи академических знаний, научно-исследовательских умений и практических навыков оказания медицинской помощи, присвоения личностью системы профессиональных ценностей [2].

Сочетание традиционности и инноватики в медицинской профессии, расширение сферы деятельности врача в современном мире, новые способы лечения и диагностики позволяют нам рассматривать исследовательские умения студентов медицинского вуза как ключевые в своде компетенций будущего врача. Исследовательская компетентность включает способность к анализу, владение технологиями принятия решения в вопросах новых разработок или оптимального выбора [3]. Главной целью высшего профессионального образования становится создание условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности исследовательскую, которая позволяет развить научный потенциал личности студента и сформировать социально адаптированного, способного к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособного профессионала [4]. Значимой становится деятельность, направленная на формирование у студента медицинского вуза готовности вырабатывать собственную линию профессионального поведения при оказании эффективной медицинской помощи с опорой на медико-биологические и клинические знания, нравственные убеждения и ценностные ориентации, практические умения и навыки по сохранению здоровья и жизни пациентов.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для анализа и решения рассматриваемой проблемы. Аксиологическая концепция образования представлена в трудах В.П. Бездухова, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова. Совершенствование профессиональной подготовки специалиста нового поколения исследовано в работах Э.Ф. Зеера, Т.А. Ольховой. Специфика формирования исследовательских умений будущих специалистов отражена в работах М.М. Гладышевой, Н.В. Зениной. Педагогическая сущность исследовательских умений и особенности их проявления раскрыта в трудах Н.С. Амелиной, Л.Н. Калугиной, Н.И. Мокрицкой. Этико-деонтологическая характеристика медицинской деятельности представлена в работах А.Я. Иванюшкина, И.В. Островской, А. Флинта. Разработкой инновационных подходов в системе высшего медицинского образования занимались В.А. Аверин, Т.Л. Бухарина, Ф.Е. Вартанян. Сущность аксиологического подхода в системе профессиональной подготовки специалиста раскрыта в исследованиях В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова. Исследования природы, сущности и структуры мотивации жизнедеятельности представлены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, А. Маслоу, Н.М. Якобсона.

Т.А. Ольховая, рассматривая становление субъектности студентов университета, подчеркивает значимость приобщения к научным школам, в результате чего происходит развитие склонности студентов к научно-исследовательской деятельности, создание предпосылок для самореализации в научной сфере, расширение теоретического кругозора и научной эрудиции [5]. Исследовательские умения студента свидетельствуют о наличии у него глубоких учебных и профессиональных мотивов, стремления и устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, конкретной ориентации на медицинскую профессию как ценность, ответственности и профессионального долга. Понимание такой значимости исследовательских умений позволяет рассматривать важность аксиологической среды медицинского вуза при поэтапном включении студентов в перспективные научные исследования, в ходе чего происходит расширение профессиональной аксиосферы будущих специалистов, развитие интеллектуально-познавательных умений, коммуникативных навыков и ценностного отношения к врачебной деятельности.

Развитие исследовательских умений студента в аксиологическом пространстве медицинского вуза предполагает сочетание как традиционных, так и инновационных форм выявления новых ресурсов медицинского образования. Присвоенные ценности (моральные, этические, интеллектуальные, общественные) оказывают влияние на становление личности студента и его становление как профессионала, определяя характер его поведения и поставленных задач, стиль деятельности и мышления. Аксиологический потенциал развития исследовательских навыков заключается, на наш взгляд, в растущем личностном интересе студента к проблемам образования и получаемой профессии, в накоплении образовательного опыта как элемента профессионального опыта, в характере ценностного выбора самостоятельной деятельности.

Проведенное нами исследование включало несколько этапов. Диагностический этап был направлен на определение первоначального уровня исследовательских умений студентов и на выявление наличия мотивации к исследовательской деятельности с использованием таких методов, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с преподавателями и студентами.

В теории и практике современного высшего образования в настоящее время накоплен достаточно большой фонд разнообразных форм и методов организации научно-исследовательской работы студентов: студенческие научные общества и кружки, школы молодых ученых. Однако для нас в педагогическом плане стало важным не только включенность студента в научную деятельность (участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, проектных работах, подготовка публикаций и наглядных пособий, написание рефератов и эссе), но и ценностный аспект этой деятельности, ее аксиологический потенциал в развитии самой личности студента. Становление студента-исследователя происходит в процессе совместной работы и общения с научным руководителем и другими участниками деятельности. Студент познает основы науки, методы и принципы научной работы, происходит присвоение ценностей научно-исследовательской деятельности. В процессе проведения исследовательской работы происходит преодоление разнообразных трудностей, поиск решений, разрешение научно-исследовательских противоречий, выбор, принятие решения, и как результат развивается личность с ее характером и ценностными ориентациями.

На деятельностном этапе студенты учились ставить цели и задачи, формулировать проблему, предмет и объект исследования, осуществлять отбор методов исследования, планировать ход исследовательской работы, осуществлять анализ, синтез, обобщение, находить и выстраивать пути доказательства. Нами были разработаны специальные педагогические условия, которые позволили не только развить исследовательские умения студентов, но и выявить и сформировать ценностное отношение личности студента медицинского вуза к будущей профессиональной деятельности и своему месту в данной профессии, тем самым актуализируя аксиологический потенциал личности. Так, например, ценностные субъектно ориентированные, информационно-поисковые, творческие, проблемно-ситуационные задачи успешно формируют и развивают навыки самостоятельного мышления. Использование симуляционного, тренажерного и фантомного обучения в сочетании с приемами информационных технологий способствуют овладению методологией исследовательского подхода к решению различных личностных и профессиональных ситуаций, получению навыков практической работы с выбором форм и способов профессиональных действий при реализации клинических сценариев по педиатрии, терапии и общему уходу за больными. Выполнение исследовательских и творческих проектов в сотрудничестве со студентами старших курсов и преподавателями других кафедр способствует развитию у студентов навыков оценочно-рефлексивного анализа деятельности, критического осмысления информации. Темы докладов кафедральных и межкафедральных монотематических конференций, публикаций материалов в научных студенческих сборниках, мастер-классов и встреч с известными врачами-исследователями города Оренбурга мы старались подчинить основной идее важности профессионального становления личности будущего специалиста и долга врача. Самостоятельное изучение научной, публицистической, художественной литературы (монографий, статей, обзоров, рецензий) расширяет профессиональный кругозор, обогащает образ-Я студента как компетентного врача. Научно-методическое обеспечение исследуемого процесса в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий сопровождалось работой с профессионально ориентированными аутентичными текстами и упражнениями, активизацией субъектного восприятия латинских афоризмов и крылатых выражений, написанием рецензий и эссе на иностранных языках, участием в лекторских группах и конференциях, выполнением субъектно ориентированных профессионально-творческих заданий [6].

Участие студентов в социальных проектах на базе лечебных и образовательных учреждений города и области на добровольных началах также способствовало расширению ценностных ориентаций студентов медицинского вуза на профессию. Сюда можно отнести следующие мероприятия: акция «Дарю сердце ребенку» в детских клиниках; организация досуговых групп для пациентов психиатрической больницы; работа Реабилитационного клуба для амбулаторных и стационарных больных; организация «Дня донора»; осуществление профессионально-ориентационной работы в школах области с привлечение школьников к участию в музейных круглых столах «О прошлом для будущего».

Личностно-профессиональное самоопределение, ценностное отношение к себе, пациенту и миру, субъектная позиция, ценностный выбор жизненного пути, принятие решений и ответственность за результаты определяют способы деятельности врача и стиль его мышления, которое приобретает характер избирательности, взвешенности, самостоятельности, целенаправленности, осознанности, системности.

Рефлексивный этап развития исследовательских умений студентов медицинского вуза предполагал осознание выполненных действий, выявление рисков и ошибок, соотнесение полученных результатов с запланированным итогом. Теоретический анализ изучаемого вопроса становится на этом этапе более осмысленным, самостоятельным, критичным. Студент освещает не только степень разрешенности проблемы, но и анализирует различные направления, дает критическую оценку позиций различных авторов, раскрывает дальнейшие перспективы в ее изучении.

Эффективность работы подтверждается тем фактом, что в течение нескольких лет студенческий научный кружок кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета занимает первое место среди кафедр гуманитарного цикла университета в номинации «Первые шаги в науке». Среди студентов 137 призеров Международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам терминологии (Ульяновск, 2012-2017); 24 призера межвузовской олимпиады по иностранным языкам (Оренбург, 2012-2014, Воронеж, 2017); 214 публикаций в сборниках студенческих научно-практических конференций (Оренбург, Москва, Новосибирск, Самара, Ульяновск, Тюмень, Чебоксары, Курск, Красноярск, 2012-2017); 47 призеров всероссийских студенческих научно-практических конференций (Оренбург, Самара, Ярославль, 2012-2017). Результаты исследования были обработаны математическими методами, которые позволили определить динамику становления исследуемого процесса и усовершенствовать работу по ценностному, личностно-профессиональному развитию студентов медицинского вуза. Диагностический комплекс исследования составили традиционные и авторские методики: тест на выявление сильных и слабых сторон личности, тест самоактуализации студентов, тест на профессиональные ценности, тест мотивов выбора профессии и способов учебной деятельности, ценностная диагностика М. Рокича, SWOT-анализ рисков образовательной деятельности, монографический анализ личности, метод экспертных оценок.

Следуя общей логике и задачам нашего исследования, на этапе констатации мы выявляли мотивы выбора профессии, ценностные ориентации студентов, понимание роли и ценности будущей профессии, отношение к проблеме поиска решения и принятия ответственности за него. Результаты проведенных диагностических исследований показали, что при поступлении в медицинский вуз 61% студентов сделали свой выбор осознанно. Более половины студентов (55%) ассоциируют свое будущее с выбранной профессией и планируют карьеру практикующего врача, при этом 67% имеют четкие представления о специфике медицинской профессии, о высокой степени личностной ответственности (56%), необходимости постоянного саморазвития и личностного самоконтроля (69%). Данное положение явилось мощной позитивной основой развития исследовательских умений студентов медицинского вуза. Особое внимание в процессе анализа диагностических данных было уделено критическому самоанализу студентов. Способность к критическому самоанализу – важная составляющая познавательной самостоятельности, определяющая готовность студентов к самостоятельному поиску учебной и профессионально ориентированной информации и обеспечивающая процесс саморазвития личности.

На завершающем этапе исследования нам было важно определить: изменились ли представления студентов медицинского вуза о самоорганизации учебного процесса, научились ли они фиксировать и оценивать свои достижения, находить оптимальные пути к успешному результату, осуществлять информационный выбор в соответствии со своим профессиональным будущим. Результаты показали, что число студентов, самостоятельно принимающих решения, увеличилось с 50% до 64%. На этапе констатации 63% студентов уделяли внимание и придавали важность процессам саморазвития и самообучения, на этапе формирования показатель вырос до 86%. Научились самостоятельно работать с информационными источниками на этапе формирования 75% опрошенных в сравнении с 47% студентов на этапе констатации. Увеличилось число студентов, регулярно проводивших анализ своих ошибок и успехов: 55% – этап констатации, 86% – этап формирования. Количество студентов, заинтересовавшихся научно-публицистическими изданиями по специальностям, увеличилось на 10%. Абсолютное большинство студентов проявило интерес к новым медицинским открытиям. Количество желающих опубликовать результаты своей работы по какой-либо проблеме в научном сборнике, выступить с докладом на конференции на этапе констатации составляло 51%, на этапе формирования – 80%. Число студентов, проявивших интерес к работе в студенческом научном кружке, увеличилось с 46% до 74%. На 25% выросло мнение студентов о том, что научная деятельность является неотъемлемой частью выбранной профессии. На этапе констатации лишь 36% студентов указали, что обладают способностями вести научно-исследовательскую деятельность, на этапе формирования 64% опрошенных отметили собственные умения в данной работе.

Результаты показали, что характер ценностных детерминант студентов медицинского вуза изменился относительно целей получения медицинского образования, представлений о профессиональной деятельности врача и способах работы студентов.

Таким образом, привлечение студентов уже на первом курсе к студенческой научно-исследовательской работе дает возможность осмысливать и оценивать отдельные стороны будущей профессиональной деятельности с теоретических позиций. Результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что научная работа обеспечивает полное самораскрытие студента медицинского вуза как личности, субъекта деятельности, расширяет границы аксиосферы, ориентирует на ценности образовательной и профессиональной деятельности, что позволяет соотносить способы решения проблемных ситуаций с ценностно-личностным отношением. Обеспечение процесса развития исследовательских умений студентов в аксиологическом пространстве медицинского вуза предусматривает принятие студентом субъектной позиции в образовательной деятельности, формирование профессиональных качеств (ответственность, профессиональный долг, терпимость, внимательность, готовность оказать медицинскую помощь). Полученные результаты могут стать основой обновления научно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов медицинского вуза и использоваться в образовательном процессе для актуализации когнитивно-познавательной направленности и рефлексивно-оценочной деятельности студентов.