Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHOD OF TEACHING TO PREDICTING RISKS OF ROAD TRAFFIC IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF RUSSIAN DRIVERS

Chekotin R.S. 1 Verbitskaya N.O. 1
1 FGBOU VO "Ural State Forest Engineering University"
The article ground the system problem of vocational training of drivers in Russia. It's due to the lack of skills of the perception and prediction of the risks of road accidents. Based on the analysis, adaptation and expansion of the foreign methodologies "Hazard perception", a Russian methodology for assessing and training the perception and foresight of the risks of road accidents has been developed. The article contains a partial presentation of the results of testing drivers for the presence of the skill of foreseeing the risks of road traffic. Of the 25 drivers tested, completely with the task of perceiving and foreseeing risks, none has managed, the deterioration of results is facilitated by the fact that drivers get into an accident. Simultaneously with testing, an oral survey is conducted, which showed that most drivers are skeptical of the need to anticipate, identify possible dangerous situations on the road in the learning process. These factors, combined with a high level of road accidents caused by drivers in Russia, raise the problem of training drivers. Today, the main emphasis in the training of drivers is only on learning the rules of the road and working out driving skills without considering the prediction, anticipation of dangerous situations. The article raises the issue of the need to revise the existing program for introducing a new block in the driver training system to develop skills in perception and anticipation of risks arising in the process of vehicle movement.
driver
perception and foresight of the risks of road traffic accidents
road safety

В России, как и во всем мире, сохраняется высокий уровень смертности по причине дорожно-транспортных и других техногенных аварий. В процессе человеко-машинного взаимодействия человек выступает как управляющий элемент, но при этом он не является определяющим фактором, выбирающим правильное решение в той или иной ситуации. Чаще всего, наоборот, именно человек в системе «человек-машина-среда» является причиной аварийных ситуаций и катастроф. В большинстве случаев водитель взаимодействует с автомобилем в постоянно изменчивой среде, где вероятность возникновения нештатной ситуации (риска) возрастает, поэтому от надежности водителя, в которую входит умение определять и прогнозировать возможные риски, зависит успешность его профессиональной деятельности.

По статистике, от 70 до 90% дорожно-транспортных происшествий приходят по вине водителя, в связи с чем его мастерству и подготовке должно уделяться значительное внимание [1]. Вопросами повышения качества и эффективности реализации программ профессионального обучения и подготовки водителей, а также организацией самого процесса обучения занимаются многие отечественные авторы, такие как Коваленко В.В., Хайруллина Л.Б., Антонов А.М., Атланов С.П. [2; 3].

Рассмотрением различных методов эффективного формирования у водителей навыков и умений принимать правильные и своевременные решения в соответствии с дорожной ситуацией на дороге занимаются Чибаков А.С., Крылов Д.А., Комелина В.А. [4; 5]. В своих трудах авторы приводят различные примеры реализации разнообразных методов обучения водителей: анализ мультимедийных материалов, использование учебных алгоритмов принятия решения в разнообразных ситуациях, а также применение вариативных заданий и тестов для проверки знаний и умений.

Вопросами рассмотрения водителя в системе человек-машина для анализа формирования стиля управления транспортным средством на разных этапах обучения занимается Бебинов С.Е. В своих исследованиях автор позиционирует водителя в роли оператора, который взаимодействует со сложной машиной в динамической системе ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда) с выделением периодов формирования схожего стиля и развития индивидуальных особенностей управления транспортным средством [6].

В последние годы большое внимание уделяется симуляционной подготовке водителей с использованием различных тренажеров. Особенностям их использования в профессиональном обучении водителей посвящены работы Лянденбурского В.В., Шаронова Г.И., Ильиной И.В., Бреева Ю.Д. и др. В своих трудах авторы рассматривают обучение и подготовку водителей с использованием автотренажеров, которые позволяют выработать у водителя в безопасных условиях элементарные первоначальные навыки управления транспортным средством и восприятия среды движения [7; 8]. Использование современных тренажеров не только позволяет подготовить водителя к практическим занятиям на реальных транспортных средствах и проверить его теоретические знания, но также способствует сбору и анализу корректирующих действий инструктора при обучении на тренажёре, что может быть использовано для эффективного обучения водителей и проверки профессиональной деятельности инструкторов [9; 10].

Тренажеры для отработки навыков и проверки знаний у начинающих водителей, а также правильно составленная теоретическая программа способствуют более качественному обучению водителей в пределах аудиторных занятий, но данные направления не являются исчерпывающими. Как показал анализ научных трудов, посвященных подготовке водителей, очень часто наибольшее внимание уделяется только знаниям правил дорожного движения, практическим урокам управления транспортным средством в реальных и симуляционных условиях, а также в некоторых случаях уделяется внимание анализу сложных дорожных условий и ситуаций. В данном подходе есть один существенный недостаток: все аварийные ситуации в обучении рассматриваются уже «постфактум» и посвящены в основном анализу того, как выйти из них с минимальными потерями. Вместе с тем в системе обучения водителей в России не предполагается обучения предвидению рисков возникновения аварийных ситуаций. Ведь лучший способ выйти из аварии - это избежать ее возникновения. Отсутствие в системе подготовки водителей компонента обучения восприятию и предвидению рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, по нашему мнению, является проблемой, нуждающейся в поиске и применении качественно новых педагогических методик.

В нашем исследовании мы попытались связать формирование у водителей навыка определения и прогнозирования рисков с вероятностью возникновения дорожно-транспортного происшествия. Для этого было проведено пробное тестирование и анкетирование участников.

Тесты по предвидению рисков для водителей с использованием видеоматериалов широко используются как для исследований, так и для лицензирования водителей в странах Европы и некоторых штатах Австралии, благодаря чему имеется большое количество публикаций, посвящённых этой тематике, на иностранных языках. Исследования в данной области затрагивают многие аспекты подготовки водителей к восприятию опасностей. Были проведены исследования, которые показывают зависимость между количеством выявленных опасностей и возрастом, стажем водителей [10-12]. Исследования показали, что молодые водители наименее чувствительны к выявлению вероятностных опасностей, которые не несут явной угрозы, а могут быть причиной дорожно-транспортного происшествия при стечении определенных обстоятельств. Однако одинаково хорошо справляются с заданиями опытные и начинающие водители при возникновении непосредственной опасности на дороге.

В России изучение процессов и алгоритмов предвидения опасностей и рисков получило не столь широкое распространение. Для того чтобы оценить водителя на его способность определять и прогнозировать опасности, используются различные виды тестирования, включая тест на предвидение рисков.

Под тестированием предвидения рисков мы понимаем тест для проверки способности водителя распознавать опасные ситуации на дороге, возникающие в процессе движения транспортного средства и требующие дополнительного контроля со стороны водителя, так как они могут служить сигналом для нештатного изменения скорости или направления транспортного средства. Под термином «риск» (для водителей) подразумевается уровень воспринимаемого риска или порог риска, который водитель готов определить.

Для проверки способности водителя определять опасности на дороге потребовалось создать программное обеспечение, основными задачами которого является воспроизведение отобранных видеоматериалов, фиксация времени выявленных рисков, обработка и выдача результатов. Пример программного обеспечения для проведения тестирования представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Скриншот программы по тестированию восприятия рисков

В отличие от большинства видов тестирований для водителей, представленных на сегодняшний день, тест по предвидению рисков подразумевает работу не со статичной картинкой, схемой и фотографией, а с динамичным материалом – видео. Это позволяет проверить водителя в среде, которая в большей степени соответствует действительности.

В процессе тестирования водителю необходимо нажать на левую кнопку мыши или «пробел» на клавиатуре в момент определения опасности. Время нажатия фиксируется автоматически, и в зависимости от быстроты реагирования присваивается 3, 2, 1 или 0 баллов, которые в конце тестирования суммируются. Результат тестирования можно получить сразу после испытания.

Экспертный подход к выявлению рисков на видеоматериалах. Одновременно слабым и сильным звеном тестирования восприятия рисков является экспертный подход к выделению риска на дороге. Слабая сторона заключается в том, что в зависимости от субъективной оценки эксперта меняется временной интервал, число баллов и само понимание риска в той или иной ситуации.

Данный недостаток решается с помощью водителей, которые проходят тестирование. Это реализуется с помощью того, что при прохождении тестирования регистрируются значения всех нажатий. Эти значения с учетом их количества появлений рассматриваются с наложением их на видеоматериал. Таким образом, при прохождении тестирования водители не только проверяют свои знания, но и формируют сам тест, выступая своего рода экспертами. Схема выявления рисков на видеоматериалах представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Процесс экспертного подхода выявления рисков

Результаты пробного тестирования. Для проверки системы было проведено пробное тестирование в областном ГИБДД по Свердловской области в отделе выдачи водительских удостоверений, где приняло участие 25 водителей. Для анализа использовались только 22 человека, так как трое не подошли для обработки. Среди 22 человек: 15 – мужчин и 7 – женщин; минимальный возраст – 18 и максимальный – 59; максимальный стаж – 30 лет, минимальный стаж – 0 лет (ноль лет – это люди, пришедшие получать права впервые).

В результате тестирования были получены следующие данные. Лучше всего были выявлены риски, связанные с пешеходами, которые переходили или перебегали улицу перпендикулярно движению транспортного средства, что нельзя сказать о ситуациях, в которых пешеходы шли по проезжей части. Хуже всего участники справились с опасностями, которые включают в себя перестроение автомобилей, идущих в попутном направлении и показывающих свое намерение изменить траекторию заблаговременно указателем поворота. Водители в этих ситуациях обнаруживали риски только тогда, когда ТС уже начинает маневрировать. Результаты количества выявленных рисков в процессе тестирования водителей представлены на диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Количество найденных опасностей водителями, проходящими тестирование

Как можно заметить, все риски выявить не смог ни один участник. По количеству выявленных рисков лучшим показателем является 11, с таким результатом справились двое водителей, также двое водителей определили меньше половины. Наибольшее количество водителей (шесть) определило 8 рисков из 12, далее 5 водителей определили 10 рисков. При сравнении мужчин и женщин было выявлено, что мужчины в среднем выявили по 8 рисков, а женщины определили в среднем на 1 риск больше.

Но наибольший интерес вызывает сравнение людей, которые были участниками ДТП, и людей, которые не попадали в ДТП. Из 22 человек шестеро были виновниками дорожно-транспортного происшествия (от 1 до 2 раз) и семеро водителей были пострадавшими в ДТП (от 1 до 7 раз). Как показали результаты, люди, которые были виновниками или пострадавшими в ДТП, хуже справляются с тестом, чем водители, которые не попадали в ДТП. Например, виновники ДТП определяют на 1,3 риска меньше, а водители, которые были пострадавшими, на 0,8 риска меньше, чем водители, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия.

Выводы

Настоящая статья содержит частичное представление результатов тестирования водителей на наличие навыка предвидения рисков дорожного движения. Однако более полный анализ проводимых нами исследований демонстрирует проблему несформированности данного навыка у подавляющего большинства водителей России независимо от их водительского стажа и того факта, является ли вождение автомобиля их профессией или используется в личных целях. Более того, по данным устного опроса тестируемых в ходе исследований водителей, около 60% из них вообще не видят необходимости предвидения и предупреждения рисков дорожно-транспортных происшествий, а считают более важным «правильно выйти из ситуации».

Такая ситуация в сочетании с фактом сохранения высокого уровня смертности на дорогах России является результатом системной проблемы в подготовке водителей, где акцент делается на заучивании правил дорожного движения и на развитии навыков управления автомобилем. Необходим серьезный пересмотр программ и включение с систему подготовки блоков, формирующих навыки восприятия и предвидения рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий. Также необходимо включить тестирование навыка предвидения рисков в содержание экзамена на право управления транспортным средством независимо от того, для профессиональных или личных целей будет использоваться транспортное средство.