Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION-AND-ACTIVITY-BASED APPROACH TO DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF FUTURE QUALIFIED WORKERS AND EMPLOYEES IN THE SYSTEM OF AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION

Bezrukova N.P. 1 Neyvert Y.V. 2
1 Krasnoyarrsk State Pedagogical University by V.P. Astafyev
2 Krasnoyarsk College of industrial service
In the context of the problems associated with the development of the general competencies of students in the programs of training the social workers in the system of average professional education, and also taking into account the psychophysiological characteristics of the trainees, a model for developing their general competencies on the basis of information-and-activity-based approach has been suggested. The target component of the model is represented by the general competence (OK 1–OK 6) set by the Federal State Standard. The content component of the model reflects the structure of the main components of the training content, their purpose and functions in the learning process. The basis for the effective organization of the process of developing the student general competencies is pedagogical support, including along with the traditional means of organizing and managing training, education-and-methodological packages for the organization of project-and-research activities, including on-line Internet services. Educational packages for the organization of project-and-research activities of trainees, as well as for working with on-line professional services, necessary for the implementation of the model, have been developed. The pedagogical experiment related to the identification of the effectiveness of the model in the process of training the students in the profession "Hairdresser", as a whole, makes it possible to draw a conclusion about the advisability of applying the information-and-activity-based approach to the development of the of student general competencies.
the average professional education
training of skilled workers and employees
the information-and-activity approach
a model of development of general competences

Как отмечается в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», на разных этапах своего развития системы начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) формировались согласно социально-экономической ситуации в стране, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена экономику, промышленность и социальную сферу. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», НПО влилось в систему среднего профессионального образования, и в новой системе СПО предусмотрены два вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена. Интеграция образовательных организаций НПО и СПО в данной исторической ситуации обусловлена, в первую очередь, трансформацией структуры труда, которая по ряду профессий стала существенно более сложной, что детерминирует соответствующие изменения программ подготовки, а также необходимостью повышения престижа рабочей профессии.

Вследствие интеграции в образовательные организации СПО пришел контингент, часто из числа неблагополучных молодых людей с низкой учебной мотивацией и невысоким уровнем сформированности социальных компетенций [1]. В контексте принципа преемственности при проектировании системы их подготовки в новых условиях следует опираться на обширный опыт, накопленный в системах НПО и СПО. Вместе с тем для обеспечения результативности этого процесса необходим поиск и разработка новых подходов.

В новом перечне специальностей СПО наряду с профессиями, непосредственно связанными с наукоемкими отраслями производства, имеются профессии социальной направленности: например, официант, социальный работник, повар, парикмахер, секретарь-референт и другие. Данная статья посвящена анализу возможностей информационно-деятельностного подхода к развитию компетенций обучающихся по ППКРС социальной направленности в условиях СПО.

Известно, что основные претензии работодателей к выпускникам организаций НПО и СПО связаны с так называемыми «базовыми жизненными навыками». Имеющийся дефицит в этой области авторы работы [2] условно обозначают как «функциональная морально-нравственная неграмотность». Отечественные работодатели указывали на отсутствие таких элементарных «навыков жизни», связанных с фундаментальными инструментальными основаниями социального взаимодействия, как обязательность (выполнение обещаний и договоренностей), исполнительская и технологическая дисциплина, честность и т. п. Работодатели считают, что при подготовке специалистов в системе профессионального образования необходимо обратить внимание на формирование у них навыков самостоятельной работы и принятия решений в рамках своей компетенции, работе на компьютере, планированию своей деятельности и работы коллектива и др. [2]. Как следствие, ФГОС для новой системы СПО включает такие общие компетенции, как: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В структуре учебной мотивации обучающихся могут доминировать различные мотивы: профессиональные – получить профессию; познавательные – овладеть новыми знаниями; сугубо прагматические мотивы – иметь высокий заработок; социальные – принести пользу человеческому сообществу; мотивы социального и личностного престижа – утвердить себя и занять определенное положение в обществе и в социальном окружении в будущем [3]. При этом мотивы являются мобильной системой, на которую можно и нужно влиять. Целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации. Известно, что на формирование профессиональных намерений существенно влияют социально-психологические особенности обучающихся, их способности, интересы, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения [3]. В системе СПО накоплен определенный опыт формирования учебной мотивации студентов [4, 5], который может быть адаптирован к системе подготовки квалифицированных рабочих и служащих в новых условиях.

Известно, что большинство обучающихся по ППКРС социальной направленности имеют психофизиологическую установку, характеризующуюся следующим:

– восприятие конкретных свойств объектов окружающей действительности, при этом преобладает их чувственная оценка;

– преимущественно конкретно-образный стиль мышления, предрасположенность к работе с реальным (предпочтительно зрительным) материалом, а не со словесно-абстрактным;

– эмоциональность и общительность, прагматизм;

– заинтересованность в получении результата в процессе работы, а не когда-то в будущем;

– стремление уйти от излишнего, по их мнению, теоретизирования [6].

В процессе их подготовки целесообразно максимально использовать информацию, базирующуюся на образном представлении; организовывать их познавательную деятельность в небольших группах; предоставлять им больше самостоятельности в процессе выполнения заданий [6]. С другой стороны, обучающиеся по ППКРС, так же как и старшеклассники общеобразовательных школ, и студенты высших образовательных учреждений, в полной мере являются представителями «цифрового поколения». Они являются активными участниками разнообразных сообществ в социальных сетях, легко добывают информацию с помощью современных гаджетов в режиме «on-line». При проектировании образовательной среды, которая является областью актуальной жизнедеятельности, самореализации обучающихся, безусловно, необходимо учитывать эти особенности.

В контексте изложенного выше мы полагаем, что проектировать систему развития общих компетенций будущих квалифицированных рабочих и служащих следует на основе информационно-деятельностного подхода, сущностные положения которого заключаются в следующем [7]:

– проектирование обучения следует выполнять с учетом информационных основ обучения, которые базируются на психофизиологических особенностях восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации человеком;

– обучение предполагает широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий;

– для усиления деятельностного аспекта обучения следует внедрять в традиционную систему подготовки будущего специалиста современные педагогические технологии, которые обеспечивают совместную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса с целью выведения обучающихся на уровень самоорганизации и самореализации в учебном процессе.

Критерии выбора педагогических технологий определяются особенностями конкретной образовательной системой [7, 8]. Учитывая особенности обучающихся по ППКСР, на основе анализа информационных источников, связанных с использованием современных педагогических технологий в НПО и СПО [9; 10], нами для проектирования системы развития их общих компетенций был обоснован выбор сетевых технологий и проектно-исследовательской технологии [11].

На рис.1 представлена модель развития общих компетенций обучающихся по ППКРС на основе информационно-деятельностного подхода. Содержательный компонент модели разрабатывается в контексте общедидактических принципов, ряда специфических принципов профессионального обучения и отражает структуру основных компонентов содержания подготовки, их целевое назначение и функции в учебном процессе.

Рис.1. Модель развития общих компетенций обучающихся по программам ППКРС на основе информационно-деятельностного подхода

Основой эффективной организации процесса развития общих компетенций обучающихся по ППКРС является педагогическое обеспечение, включающее наряду с традиционными средствами организации и управления обучением учебно-методические пакеты (УМП) для организации проектно-исследовательской деятельности, в том числе на основе on-line сервисов сети Интернет. Так, в соответствии с предложенной нами в работе [12] классификацией проектов разработаны УМП проектов с выраженной профессиональной направленностью «Идеальный салон-парикмахерская» и «Модная прическа» на основе on-line сервиса MakeoverIdea, а также пакеты проектов общей направленности «Здоровьесбережение» и «История моей страны в истории моей семьи» [12].

Процессуально-деятельностный компонент обусловлен интегративными целями обучения, воспитания и развития обучающихся, выраженными в виде компетенций. В частности, организация деятельности обучающихся как при работе с on-line сервисом, так и в процессе работы по другим проектам в обязательном порядке предполагает ориентировочно-мотивационный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы.

Что касается результативно-оценочного компонента модели, в контексте компетентностного подхода система контроля и оценивания результатов обучения должна содержать задания практикоориентированного характера с тем, чтобы теоретические знания служили основой для работы с этими заданиями. Оценочно-диагностический инструментарий должен включать критериально-уровневую карту, тестовый инструментарий для выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций обучающихся.

Разработанная модель была апробирована в 2016–2017 годах в процессе подготовки обучающихся по профессии «Парикмахер» в Красноярском техникуме промышленного сервиса. В педагогическом эксперименте в общей сложности приняли участие 47 человек. Для выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций, наряду с разработанной нами критериально-уровневой картой, использовались Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха [13], методика «Диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова» [14], методика «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманова [15].

Так, на рис. 2 представлены результаты тестирования обучающихся с использованием Теста Михельсона. Из данных диаграммы следует, что на завершающем этапе эксперимента (октябрь 2017 г.) увеличилась доля обучающихся (85,1 %) по сравнению с 57,4 % на начальной стадии эксперимента, выбирающих компетентный, уверенный способ реагирования на различные коммуникативные ситуации (ОК 6). Уменьшилась на 19 % доля обучающихся, выбирающих агрессивный стиль общения, на 8 % – число обучающихся, демонстрирующих зависимый, неуверенный способ коммуникации.

Что касается результатов, полученных по методике «Цель – Средство – Результат», на завершающем этапе эксперимента выявлено 21,3 % обучающихся, ставящих перед собой реальные цели (на начальном этапе эксперимента таковых выявлено не было). Хотя по-прежнему большинство обучающихся испытывает трудности в постановке цели, готово принять цель извне. Доля обучающихся, склонных переоценивать свой результат, и, как правило, испытывающих повышенную тревожность, уменьшилась с 21,3 % до 12,8 %. Практически в два раза уменьшилось количество обучающихся, излишне критичных как к себе, так и

Рис. 2. Динамика развития коммуникативных умений обучающихся по профессии «Парикмахер» к окружающим, склонных недооценивать результат. Количество обучающихся, склонных к адекватной оценке результата, возросло с 63,8 % до 80,9 % (ОК 3, ОК 6).

В целом полученные результаты коррелируют с результатами выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций с использованием критериально-уровневой карты. На завершающей стадии эксперимента обучающиеся отметили, что работа с on-line сервисами профессиональной направленности помогла им осознать значимость ИКТ в будущей профессиональной деятельности (ОК 5), а также значимость своей профессии в социальном плане (ОК 1).

В заключение следует отметить, что выполненное исследование в целом позволяет сделать вывод о целесообразности применения информационно-деятельностного подхода к развитию общих компетенций будущих квалифицированных рабочих и служащих. Вместе с тем, для однозначных выводов о результативности предложенной модели необходима ее апробация на более широкой выборке обучающихся, в том числе по другим профессиям.