Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF MOTIVES OF STUDENT'S ACADEMIC ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Galaktionova N.A. 1 Kryucheva Y.V. 2 Tolstoukhova I.V. 2 Fugelova T.A. 3
1 Tyumen Higher Military Engineering Command School named after Marshal of the Engineer Troops A.I. Proshlyakova
2 Tyumen Industrial University
3 Tyumen State University
The article gives a brief theoretical overview of research on the problems of motivation of educational activity. In the work levels and characteristics of motivation are revealed. The problems associated with the disclosure of motivation for students to study are considered. It is emphasized that motivation is interconnected with the activity, interest of students in the learning process, which should bring them satisfaction. On the basis of diagnostic methods and sociological data obtained during the research, the authors found that the success of students in the process of learning activity is influenced by the development of motivation stability, which affects the student's progress. Certainly, the motivation of learning activity is a complex psycho-physiological mechanism, influenced by subjective and objective circumstances. At the end of the work, the pedagogical conditions necessary for a more successful motivation of students' learning activities are prescribed.
motivation
internal motivation
external motivation
students
educational activity

Сегодня профессиональное образование дает возможность выпускникам, молодым работникам, инженерам не только успешно адаптироваться к новой социальной среде, но и адаптировать эту реальность к себе, быть активным, деятельным, самоуправляющимся субъектом в производственной и во вне профессиональной сферах своей собственной жизни [1]. Таким образом, необходимо организовать так учебный процесс, чтобы он мог мотивировать студентов на приобретение знаний, получаемых и добываемых самостоятельным путем в высших учебных заведениях.

Качество образовательного процесса студентов определяется уровнем сформированности учебной мотивации. Мотивы различных уровней и видов проходят процесс становления поэтапно, а именно через актуализацию привычных для обучающегося мотивов, на основании чего ставятся новые цели, формируются новые мотивы, появляются новые их качества [2, с. 204].

В связи с этим мотивационная сфера личности студента должна постоянно изучаться педагогом, поскольку мотив, будучи основой всей человеческой деятельности, в том числе и учебы, обеспечивает достижение высокой успешности по предмету. Поэтому вопрос мотивации был и остается актуальным по сей день.

Вопросы мотивации и мотивов рассматривались в трудах В.П. Асеева, В.К. Вилюнаса, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна и др.

Цель статьи – провести социологический опрос среди студентов и определить педагогические условия, которые будут способствовать повышению уровня сформированности учебной мотивации студентов.

Проблемы и задачи, которые ставят перед собой авторы статьи, заключается в том, чтобы изучить теоретические и эмпирические аспекты мотивов учебной деятельности студентов, выявить проблемы, имеющиеся в процессе обучения, и по возможности их устранить с помощью реализации педагогических условий в высшем учебном заведении.

Педагог должен знать основные формы проявления различных уровней мотивов, поскольку они определяют отношение мотивации учения студента. В данной статье авторы делают акцент на учебную мотивацию как на систему факторов, вызывающих побуждение индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, определяющими общекультурные и профессиональные компетенции. Учебная мотивация является обязательным компонентом образовательного процесса, входит в структуру организации всего процесса обучения.

Мы все знаем, что положительные результаты обучения, воспитания и развития напрямую зависят от того, какие мотивы студентов являются смыслообразующими. Внешне деятельность всех обучающихся в учебных заведениях похожа; внутренне она очень отличается, определяемая характером, целями учебных мотивов. Образовательный процесс не только развивает, но и постоянно изучает учебную мотивацию студентов. Успешность процесса обучения зависит от очень многих факторов, но прежде всего от желания, интереса, и позитивной мотивации.

Мотивация представляет собой процесс, влияющий на развитие психики и физиологию обучающегося, и одновременно набор элементов, который активирует субъекта учебного процесса, предопределяет направление его деятельности. Вместе с тем учебная мотивация это приемы, инициирующие активность обучающегося субъекта, определяющую направление на освоение общекультурных и профессиональных компетенций. Развивать интеллект, самораскрываться и реализоваться позволяет именно учебная мотивация как элемент психической жизни студента [3, с. 69].

Побуждение к обучению достаточно сложный процесс, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивы, стимулирующие студента и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае – обучению, могут быть самыми различными. Например, это может зависеть от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране.

Как отмечает В.А. Игнатьева [4, с. 182], если функционирующий в обществе социальный институт высшего образования способен обеспечивать студента именно теми знаниями и компетенциями (выходящими, к слову, далеко за рамки непосредственной предметной специализации), которые максимально облегчат для него начало профессиональной жизни и поиск своего места в профессиональном мире, то формирование внутренней учебной мотивации получит наилучшие основания. Если организация и содержание обучения в высшей школе не адекватны этой задаче студенческого возраста, то нельзя рассчитывать на мотивы познания самосовершенствования в качестве оснований деятельности, осуществляемой студентами в вузе.

По мнению Е.П. Ильина [5], на первом курсе ведущий мотив – «познавательный», на втором – «личного авторитета», на третьем и четвертом курсах – оба мотива объединены, только еще на последнем – добавляется «практический». На успешность обучения в большей степени влияют «познавательный» и «практический».

Как пишет Ю.В. Богданов [6], существуют различные уровни мотивации студента. Обучающиеся, чтобы остаться в вузе, стараются выполнить минимум, который требует профессорско-преподавательский состав. Они работают не в полную силу и стараются держать баланс между количеством и качеством прилагаемых усилий на занятиях. Большая часть таких студентов не удовлетворены учебными занятиями, процессом обучения, мероприятиями, проводимыми вузом и профессорско-преподавательским составом, а отсюда регулярные пропуски, академические задолженности и в итоге - отчисление. Другие студенты, для которых организованный учебный процесс в высшем учебном заведении является интересным, желанным, получают удовлетворение и достигают поставленных целей.

Можно утверждать, что обучающиеся всегда работают на половину своих возможностей, но начинают работать на максимальное усиление, когда знают, что получат вознаграждение. Таким образом, преподаватель должен на каждом занятии активировать студентов на достижение учебной задачи, где они переживут всплеск положительных эмоций и получат и вознаграждение, и удовлетворение.

Авторы провели диагностику и социологический опрос среди студентов, чтобы выявить, какие мотивы служат для успешного обучения. Исследование было проведено весной 2017 года. Выборка состояла из 47 студентов Тюменского индустриального университета в возрасте от 17 до 23 лет.

В качестве методов исследования были использованы следующие виды диагностики:

- анкета «Особенности учебной мотивации студентов»;

- методика определения мотивации учения студентов (В.Г. Каташев).

Исходя из полученных данных в ходе проведения методики В.Г. Каташева, можно констатировать, что 71% студентов определяются высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Это подтверждает, что обучающиеся целеустремленны в получении знаний, проявляют активность и интерес к изучению профессионально направленных дисциплин.

Остальная часть студентов (29%) показали низкий уровень мотивации к учебной деятельности. Здесь можно констатировать, что обучающиеся относятся индифферентно к процессу обучения, если и проявляется активность, то только после предупреждения со стороны преподавателя. Как считают авторы статьи, именно эти студенты в большей степени заинтересованы приятным проведением времени, чем необходимостью заняться процессом обучения.

Вследствие этого можно предложить следующие пути для привлечения студентов к процессу обучения, повышению их учебной мотивации: заинтересовать обучающихся к получению знаний через различные организуемые мероприятия в стенах вуза (профессиональные общества, исследовательские группы, конкурсы, викторины и т.д.).

Интерес к содержанию обучения через проявление умственной самостоятельности и инициативности в проблемных ситуациях может повысить гедонистический мотив. Например: столкновение студентов с трудно решаемой задачей на занятии требует имеющихся знаний и подталкивает к необходимости получения новых знаний. Студенту будет интересна та работа, которая требует концентрированности, напряжения, всплеска положительных эмоций. Кроме того, в процесс обучения необходимо включать фактор эмоциональной окраски при проведении учебного занятия, которая должна достигаться общением с преподавателем [7].

Для выявления особенностей учебной мотивации было проведено исследование с помощью анкетного опроса «Особенности учебной мотивации студентов».

Первый вопрос: «Соответствует ли выбранная специальность вашим интересам и способностям?».

80% от общего числа опрашиваемых дали положительный ответ, что выбранная специальность соответствует их интересам и способностям. Данный процент студентов прокомментировали, что выбирали специальность исключительно исходя из личных интересов к определенному виду деятельности.

13% ответили – не совсем то, что хотели, и 7% дали отрицательный ответ, обосновав ответ тем, что «на какую специальность хватило баллов, туда и пошли, а она оказалась не интересной».

Основной целью обучения в университете считают получение диплома 54%, желают приобрести профессиональные знания по специальности 33%, и затруднились ответить на данный вопрос 13%. Рассматривая различные методики, направленные на побуждение к учебной деятельности, мы выявили методику «Мотивация обучения в вузе», предложенную Т.И. Ильиной, в которой она дает три шкалы побуждения: направленность на приобретение знаний; направленность на получение профессии; направленность на получение диплома. И, как показывает ряд исследований, большая часть студентов заинтересована в получении именно диплома.

Как считают А.С. Петряева, К.В. Варыханова [8], студенты, направленные на получение корочек, могут быть успешны, так как стремятся к получению высокой оценки, к получению стипендии, но в силу своих убеждений зачастую не хотят этого. В своих действиях такие студенты руководствуются прагматическими побуждениями.

Другая же группа студентов, ориентированная на получение знаний, успешна, поскольку им интересно учиться, познавать что-то новое, они проходят процесс обучения для саморазвития.

Содержание своей будущей профессии представляют лишь 60%; вообще не задумывались над тем, где они будут работать, 13%; студентов, которые считают, что важнее получить образование вообще, то есть содержание будущей профессии для них особой роли не играет, оказалось 13%; имеют смутное представление о будущей работе 7%.

Примерно таким же образом распределились ответы и на следующий вопрос: «Как вы думаете, образовательный процесс способствует раскрытию и реализации ваших индивидуальных способностей?».

Следующий вопрос: «Определите, какими основными чертами характера должен обладать профессионал по вашей специальности?».

53% анкетируемых считают, что профессионал в первую очередь должен обладать организованностью и дисциплиной, 20% думают, что первоочередной чертой характера является коммуникабельность, столько же процентов считают важными кропотливость и усидчивость, и 7% думают, что высокий интеллектуальный потенциал является основополагающим.

На вопрос «Как вы думаете, сможете ли вы в перспективе найти работу по получаемой специальности?» ответили «да» 60% (в будущем найдут работу по специальности), «нет» – 40%.

В общественной жизни университета принимают участие изредка 38%, постоянно участвуют в общественной жизни 35%, и вообще не участвуют 27%.

Главными причинами низкой успеваемости сами студенты считают несистематическую работу в течение семестра (65%) и неэффективность аудиторных занятий (35%). Основными причинами, способствующими повышению успеваемости, студенты считают регулярное посещение занятий, активную работу на них и методические материалы с типовыми задачами и примерами решений. Однако 6% обучаемых считают, что ничего не может способствовать повышению их успеваемости.

Рассмотрев все полученные результаты анкетирования, можно сделать вывод, что около 75% опрошенных студентов имеют достаточно высокий уровень учебной мотивации, что показывает неплохой результат, и 25% - низкий уровень.

Подчеркнем, что это проявляется в направленности на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания. Такие студенты, как правило, проектируют свою жизнь, ставя конкретные цели. У таких студентов высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремление к независимости. Они оспаривают свою точку зрения, тем самым доказывая свои взгляды, убеждения, свой стиль видения проблемы, тем самым сохраняя свою неповторимость.

Студенты со средним и низким уровнем учебной мотивации составляют вторую группу. Для этой группы большое значение имеет процесс увлечения. Такие студенты не особо задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неинтересным. Можно констатировать, что данная группа обучающихся еще находится в стадии самоопределения.

Можно утверждать, что отрицательное отношение к процессу обучения может быть вызвано следующим: субъективные причины, связанные с особенностями самих студентов; затруднение в реализации положительного мотива; низкий уровень знаний, умений; низкий уровень умственной деятельности; отсутствие соответствующих волевых качеств.

Помимо этого, для сильных студентов основополагающими мотивами являются: хорошо учиться, участвовать в научной работе вуза, получать одобрение преподавателей, интеллектуальное удовлетворение и стремление стать в будущем хорошими специалистами.

У слабоуспевающих студентов более выраженными мотивами являются желания удержаться в высшем учебном заведении, получать стипендию, выполнять минимум требуемого, избежать наказания со стороны родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большей степени на успешность студентов в процессе учебной деятельности влияет развитие устойчивости мотивации: чем устойчивее мотивация, тем выше успеваемость студентов.

Как один из основных выводов проведенного исследования, следует отметить, что мотивацией учебной деятельности не является в чистом виде направленность личности на достижение успеха или на получение диплома, знаний, приобретение профессии. Она представляет собой сложный психофизиологический механизм, на который влияет с кем учиться, на каком курсе, по какой специальности, форма обучения, образ мышления и т.д.

Отметим, что при выполнении интересных дидактических заданий происходит раскрытие личности студента, упор делается на эмоционально-волевую сферу студента, в результате происходит подъем нравственных и физических сил, мобилизация всех необходимых знаний, усвоенных ранее. Студенты тем самым учатся самостоятельности, умению организовать свою деятельность, исчезают многие комплексы, активируется поисковая активность.

Таким образом, правильно подобранные дидактические задания позволяют повысить учебную мотивацию студентов, что, как показывает практика, способствует повышению качества учебно-образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Проанализировав ответы студентов и опираясь на педагогический опыт работы в вузе, авторы выявили педагогические условия, направленные на мотивацию обучающихся: 1) соединение традиционных и современных подходов в организации учебного процесса; 2) способствование самореализации студента в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности; 3) ориентирование на продуктивное обучение студентов в образовательном процессе вуза; 4) разработка и внедрение авторских курсов с применением интерактивных форм обучения; 5) обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность вуза – активность педагога – активность студента – социальная активность квалифицированных специалистов».

Таким образом, на качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, субъективные и объективные обстоятельства, влияние которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.