Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL FUNCTIONING OF SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE IN TRAINING SPECIALISTS IN CHILDREN'S FITNESS

Saykina E.G. 1 Lobanov Y.Y. 1 Smirnova Yu.V. 2
1 Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
2 Leningrad State University named after. A.S. Pushkin
The rationale for training specialists in children's fitness is presented. One of the promising areas is the development of a system of professional retraining of specialists for obtaining additional qualifications for various innovative sports, health and sports activities. The results of the prolonged research within fifteen years are widely considered to determine the factors for the success, relevance and improvement of the system of refresher courses, attended by more than 900 people trained in various areas and programs of children's fitness. Based on many years of experience of the authors and the results of the research, the factors determining the success of development of professional development courses are positioned as a trend, an innovative direction for the development of the system of training and retraining in children's fitness.
children's fitness
physical education
additional education
system of training
professional development
experts
the trend of education

В современных условиях модернизации российского образования повышенные требования предъявляются к профессиональной деятельности всех специалистов, в том числе и по физической культуре. Важнейшим является требование к их профессиональному совершенствованию. Россия нуждается в высококвалифицированных специалистах, профессионально компетентных, востребованных, конкурентоспособных, умеющих доказывать свою эффективность реальными достижениями, способных к непрерывному самообразованию, творческой активности, готовых овладевать инновационными технологиями, принимать ответственные решения в условиях неопределённости быстро меняющегося мира.

Указанное детерминирует необходимость создания мобильной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая могла бы реагировать на изменения рынка образовательных и оздоровительных услуг. Это является фактором востребованности всех форм подготовки и переподготовки специалистов и совершенствованию всей системы в целом. Она должна быть гибкой, открытой, способной к саморазвитию, соотноситься с зарубежными моделями и учитывать опыт отечественных образовательных систем, отвечать насущным проблемам современности [3].

Считаем, что этого можно достичь, если в ее целостной структуре системы будет достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов: функционирования и развития. Для достижения данной цели предлагаются разные образовательные маршруты (образовательные профессиональные программы). Одним из перспективных направлений является развитие системы профессиональной переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации по разным инновационным направлениям физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Указанное особенно важно в связи с критической ситуацией состояния уровня здоровья населения, особенно подрастающего поколения России, что и актуализирует подготовку специалистов по фитнесу и оздоровительной физической культуре [3].

На особую актуальность системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере фитнеса указывают многие авторы, в частности, Руднева Л.В., Шепеленко С.А., Фролов А.Ю. [2], Смирнов С.И. [4], Шестакова Е.В. [5].

Целесообразность подготовки обосновывается: социальным запросом; становлением фитнеса как научной дисциплины; многообразием его направлений и их популярностью; внедрением фитнес-технологий во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей, школьников, студентов; а также отсутствием единой системы подготовки специалиста по фитнесу [3].

Указанное тем более важно, что количество фитнес-клубов за последние несколько лет значительно увеличилось. Как указывают Алексеева К.В., Татаринова Е.Д. [1], в середине 2015 г. в России насчитывалось 4500 фитнес-клубов и примерно 1,7 млн человек, их посещающих.

Проведённое нами исследование, в котором приняли участие 227 специалистов, работающих в дошкольных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования и фитнес-центрах, показало, что для них ведущими источниками информации об инновациях в сфере оздоровительной физической культуры и фитнес-индустрии являются: различные краткосрочные курсы, семинары, фитнес-конвенции, средства массовой информации, общение с коллегами, методическая литература, открытые мероприятия, мастер классы, методические совещания и конференции.

Выявлено, что независимо от стажа работы главным образовательным маршрутом по получению новых знаний об инновациях в сфере физической культуры и спорта специалисты считают курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку (33 %). Наиболее значим этот источник знаний для специалистов по фитнесу.

Следует отметить, что учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования и руководители физического воспитания дошкольных учреждений признают необходимость работать по-новому, хотя часто не могут конкретизировать эту новизну. Основные побудительные мотивы к инновациям связаны у них с убеждённостью в том, что это повысит эффективность работы (55 %); стремлением стимулировать детей к большей активности в учебном процессе (35 %); удовлетворением требований общества (8 %); стремлением быть не хуже других (2 %) [3].

Стремительное развитие коммерциализации сферы спортивно-оздоровительных услуг предъявляет жёсткие требования к специалисту по физической культуре, его знаниям, умениям и навыкам. Однако в настоящее время многие организации, работающие на коммерческой основе, пытаются давать материал поверхностно и в короткие сроки, а образовательные организации на курсах повышения зачастую дают в основном теоретический материал. Вследствие этого, знаний недостаточно для внедрения новых технологий или творческой разработки. Эта проблема на данном этапе является весьма сложной, актуальной и требует своего решения в целях устранения существующих противоречий между требованиями к профессиональной квалификации специалиста по физической культуре и реально получаемым в процессе подобного обучения уровнем их знаний, умений и навыков.

Проведённые исследования подтверждают тот факт, что краткосрочные курсы следует вести только по узкому профилю, будь то программный материал для занимающихся определённого возраста или организация и методика проведения одного из инновационных направлений, например, фитнеса.

В связи с востребованностью специалистов по оздоровительной физической культуре и фитнесу на базе Института дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) в 1991 были организованы курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов, тренеров, специалистов по физической культуре и фитнес-индустрии по разным направлениям детского фитнеса. Сегодня уже можно говорить о создании Школы подготовки профессионалов по детскому фитнесу. За 26 лет непрерывной работы разработано более 20 фитнес-программ для детей от 3 до 18 лет по 9 направлениям детского фитнеса, более 4000 выпускников получили аттестацию.

Каждое из направлений детского фитнеса имеет большое разнообразие фитнес-программ для детей дошкольного и школьного возраста, которые включают авторские идеи, инновационные методики и технологии, апробированные на практике. Курсы отличаются многоэтапностью и включают различные программы детского фитнеса. Любое направление можно изучать отдельно и получить сертификат, удостоверение, свидетельство или диплом, в зависимости от срока обучения (40, 80, 140 или 500 часов).

Основной целью курсов является формирование профессиональной компетентности специалиста в области фитнеса и современных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности, стратегий личностного и профессионального роста на основе общекультурных и профессиональных компетенций, вооружение их оригинальными, современными знаниями в области фитнес-индустрии и оздоровительной физической культуры, физкультурного образования и инновационными технологиями оздоровления, воспитания, образования для дальнейшей профессиональной деятельности.

Гарантами успеха развития и функционирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в течение этих лет были:

- планирование и успешное проектирование;

- мониторинг рынка образовательных услуг и быстрое реагирование на изменяющиеся условия;

- правильное ранжирование по степени важности целей учебного процесса в каждом звене системы;

- налаживание системы оперативной информации и эффективности обратной связи;

- глубина и всесторонность педагогического анализа, своевременной помощи с предупреждением и ликвидацией ошибок;

- наличие необходимого психологического климата в каждом звене системы;

- квалификация, опыт, профессионализм и творчество педагогов.

В течение ряда лет проводились различные исследования для определения факторов успешности, востребованности и совершенствования системы курсов повышения квалификации. В них приняли участие более 900 человек, обучавшихся по разным направлениям и программам детского фитнеса в течение этих лет.

Во многом программу обучения слушателей курсов определяет цель их прихода. Так, по результатам опроса в 2004–2005 году было выявлено, что в основном (33 %) учителя пришли на курсы с целью повысить свою квалификацию и пополнить запас знаний по новым технологиям (32 %) (таблица).

 Мнение слушателей о цели прихода на курсы повышения квалификации

Содержание вопроса

Варианты ответа

Результаты (%)

Определите свою цель прихода на курсы повышения квалификации по детскому фитнесу

2004–2005 г.

2005–2006 г.

2006–2009 г.

2012–2015 г.

Пополнить свой двигательный запас

12,5

3

3

3

Пополнить запас знаний

31,35

12,05

12,05

12,05

Повысить квалификацию

33,05

39,5

39,5

39,5

Получить новую специальность

22,03

45,45

45,45

45,45

Получить баллы к переаттестации

 

 

 

 

Получить дополнительное образование

1,07

-

-

-

 

Проведённое анкетирование в последующие годы 2006–2015 гг. показало, что наиболее значимыми являются цели получения новой специальности и повышения квалификации, что свидетельствует о более осознанном выборе получения именно новой специальности [3].

В результате анкетирования по вопросу о приоритетных задачах главной была названа задача научиться методически грамотно преподавать направления детского фитнеса (29,2 %), на втором месте оказалось желание встать на современный уровень проведения занятий (23,36 %). Задача совершенствовать свои практические навыки и умения по средствам изучения новых технологий заняла третье место (18 %). Пополнить свой запас теоретических знаний для успешной практической деятельности респонденты поставили на четвёртое место (15,58 %), а задача узнать что-то новое в практике физкультурно-оздоровительной работы занимает по опросу слушателей пятое место (13,6 %).

При обучении на курсах повышения квалификации всегда учитываются пожелания, интересы, двигательная подготовка и стаж работы слушателей, в зависимости от этого вносятся различные коррективы в программу их обучения.

Особый интерес в результате проведённых опросов слушателей, обучающихся по разным направлениям детского фитнеса, представляют их ответы на вопрос о формах обучения на курсах и их значимости, о распределении количества часов на разделы учебной программы. Одной из главных форм обучения слушатели считают практические занятия, определяя им большее число часов при обучении на курсах. Второе место по значимости и, соответственно, по количеству часов, заняли методико-практические занятия. Лекции как форма обучения специалистов по фитнесу является для слушателей хоть и не главной, но достаточно значимой.

На основании исследований были внесены коррективы в содержание курсов и методику преподавания. Для эффективного освоения слушателями программного материала были разработаны:

  • структура поведения учебно-методических занятий, которая включала лекционный, практический (обучение упражнениям композиции), методико-практический (обучение методике преподавания) и контрольный (выполнение самостоятельных заданий) материал, определено конкретное количество часов на прохождение каждого раздела программы;
  • тесты для контроля теоретических знаний слушателей, проблемные задачи для решения педагогических ситуаций, контрольные вопросы по определению профессиональных знаний, умений и навыков специалиста по детскому фитнесу;
  • игровые, творческие и контрольные специальные задания, направленные на повышение профессионально-педагогических умений по методике проведения, обучения и организации занятий различных направлений детского фитнеса, развитию актёрского мастерства, творческих и музыкально-ритмических способностей слушателей, выразительности и координации движений, уверенности в себе, двигательного запаса;
  • разные современные формы организации занятий: круглые столы, диспуты, сюжетные занятия, интерактивные формы (технологии дистанционного обучения (ИКТ); рефлексивные технологии; технология модерации; технология организации самостоятельной работы слушателей и др.).

В настоящее время система повышения квалификации и профессиональной переподготовки имеет три направления. Первое – «Учебно-методическое», оно включает различные формы обучения и разноуровневую структуру программ. Программы имеют практико-ориентированный характер и построены на модульной основе в соответствии с базовыми и профессиональными компетенциями, обеспечивающие их качество. Все они взаимосвязаны, имеют научное обоснование и прошли апробацию в различных образовательных учреждениях. Их результативность подтверждается положительными отзывами специалистов из разных городов России и победами в течение 4-х лет в конкурсе, организованном Комитетом по образованию при Правительстве Санкт-Петербурга по направлению «Содержание образования в предметной области».

Второе направление – «Научно-практическое», возникло сравнительно недавно. Модернизация образования способствовала появлению педагога нового типа, педагога- исследователя. В связи с этим в течение 10 лет проводятся конференции по фитнесу – международного, всероссийского и межвузовского уровня, круглые столы, выездные семинары, консультации по написанию научных статей, программ и методических пособий.

Третье направление – «Коммуникативно-ориентированное». Обучение на курсах для слушателей не ограничивается одной программой, зачастую они продолжают обучение, что в дальнейшем способствует их творческому и профессиональному общению. В связи с этим проводятся: диспуты, мастер-классы, выездные семинары, открытые мероприятия, тренинги и др.

Сегодня дополнительное профессиональное образование в сфере фитнеса является трендом, инновационным направлением развития системы подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры, способных проектировать оздоровительные программы и обеспечивать их результативность и интеграцию в учреждения разного типа.

Следует выделить основные концептуальные направления функционирования и развития системы дополнительного профессионального образования в сфере фитнеса, определенные на основе многолетнего практического опыта, обеспечивающие результативность подготовки и переподготовки специалистов по детскому фитнесу. Это:

  1. Востребованность и доступность (возможность различных форм обучения, широта выбора (направлений подготовки, программ, сроков обучения, стоимости, доступность в овладении учебным материалом для специалистов различных специализаций);
  2. Инновационность и творчество (реализация новых идей, знаний, технологий, применение современного инвентаря);
  3. Мобильность (оперативная реакция на спрос);
  4. Научность (экспериментальная апробация каждой новой программы, научно-исследовательская деятельность слушателей);
  5. Модульность (расширение возможностей для слушателей выбора образовательных модулей и составление на этой основе индивидуальных образовательных маршрутов);
  6. Преемственность (взаимосвязь учебного материала, программ);
  7. Обратная связь (система оперативной информации: анкетирование, тестирование);
  8. Рефлексивность (глубокий самоанализ);
  9. Эффективность (профессиональный рост, реализация, дополнительный доход);
  10. Прогностичность (перспективы развития, новые программы, дистанционное обучение);
  11. Кадры (профессионализм, творчество, качество, имидж).

В соответствии с новыми социокультурными запросами и актуальными трендами, разрабатываются новые программы повышения квалификации: по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО средствами фитнес-технологий; по занимательной гимнастике, игровому фитнесу; семейные фитнес-программы, программы для пожилых людей; программы для детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья. В рамках актуализации направления «Спорт для всех» планируется разработка программ для тренеров (фитнес-аэробика для школьников). Разрабатываются программы дистанционного обучения.

Востребованность наших выпускников на рынке труда, расширение сферы физкультурно-оздоровительных услуг позволяют прогнозировать актуальность разработки образовательных программ по фитнесу в высших учебных заведениях. Сегодня в фитнес-индустрию вливается огромное количество студентов и выпускников вузов. Это обусловлено престижностью профессии инструктора по фитнесу, высокой оплатой труда и востребованностью. Указанное позволяет констатировать, что особенно перспективным в рамках новых образовательных стандартов может являться разработка новых профилей для бакалавров, обучающихся по направлению «Физкультурное образование», и магистерских программ для разных категорий специалистов по фитнесу («Менеджмент в сфере фитнес-услуг», «Детский фитнес», «Фитнес-технологии в образовательных учреждениях» и др.).