Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT APPROACHES TO ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Vedeneeva G.I. 1 Baklanov I.O. 1
1 Voronezh Institute (branch) of the Moscow Humanities and Economics University
The problem of the organization of scientific-research activities of students in the conditions of a modern university is reflected. As one of the means to increase the effectiveness of involving students in scientific-research activities, it is proposed to implement a set of methodological approaches to its organization.The features of using system, axiological, activity and reflexive approaches in working with students are revealed. The rationale for the implementation of a set of approaches is presented on the basis of the authors' appeal to the available theoretical studies of the problem and the generalization of the results obtained in their own experience in organizing the scientific-research activity of bachelors. The author presents material on the diagnosis of students' motivation in the work of the scientific circle, their attitudes towards participation in the student scientific society, on the study of personal qualities, which determines the practice-oriented direction of its content.
scientific-research activity
methodological approaches
the system of scientific work
axiology
activity
reflection
diagnostics.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1, с. 69].

Одним из важных ресурсов в достижении поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов. Включение обучающихся в научную деятельность, использование новых знаний и результатов проводимых исследований в образовательной деятельности являются неотъемлемой частью учебного процесса современного вуза. «Учреждения, которые ограничиваются исключительно предоставлением образовательных услуг по программам бакалавриата и магистратуры, вправе претендовать только на статус высшей школы (даже при очень качественном оказании образовательных услуг), но не современного университета» [2].

Как указывает министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, министерство считает своей основной задачей создание условий для научных исследований, комфортной и конкурентной научной среды [3]. Безусловно, в создании благоприятной среды для научной работы в системе высшего образования участвуют органы управления различных уровней, но важнейшим из них остаётся уровень взаимодействия преподавателя и студента. Результативность этого взаимодействия зависит как от мастерства преподавателя заинтересовать своим предметом и побудить обучающихся к исследовательскому поиску, так и от способности студента к исследованию, от его понимания науки как ценности для его избранной профессии и общества в целом. Особенности взаимодействующих сторон порождают необходимость реализации различных подходов к организации научной деятельности в вузе.

Согласно толковому словарю, подход – это совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-нибудь или что-нибудь, в изучении чего-либо, в ведении дела) [4]. Определим особенности реализации некоторых подходов в практической работе со студентами в процессе их приобщения к научному творчеству.

Системный подход ориентирует на умение видеть в каждом объекте определённую систему. В процессе функционирования сложный объект выступает как многоуровневое образование, имеющее различные подструктуры и взаимосвязи. Различные подструктуры системы в своем взаимодействии образуют интегральную совокупную структуру [5]. Структурные компоненты этой системы, находясь в постоянном развитии и взаимодействии, задают структуру системы, придают ей устойчивость.

К структурным элементам научно-исследовательской деятельности как системы можно отнести цель, задачи, формы, методы, содержание, среду, субъекты образовательного процесса, результаты. Взаимодействие преподавателей со студентами-исследователями в вузе в основном осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНК).

В ныне действующих нормативных документах студенческое научное общество определяется как добровольная организация студентов, активно участвующих в проведении научных исследований в области изучаемых учебных дисциплин и успешно сочетающих научную работу с учебной деятельностью. По мнению И.В. Карасёвой, «научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, – все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований» [6, с. 3].

Реализуемые в настоящее время формы научной работы студентов, такие как подготовка научных статей, рефератов, докладов, написание рецензий и аннотаций, выступления на заседаниях научных кружков и др., указывают на сохранение традиций, которые были заложены студенческой молодёжью прежних поколений, и их дальнейшее развитие.

Среди подходов, определяющих содержание научно-исследовательской деятельности, важное место занимает аксиологический подход.

В зависимости от той или иной области знаний можно говорить о совокупности ценностей. В науке – это ценности познания бесконечной вселенной, её «тайн» (законов и закономерностей), формирование адекватной физической научной картины мира и жизненной позиции, познание собственных интеллектуальных и личностных возможностей, использование достигнутых научных результатов в решении проблем общества и индивидуумов.

Наука наряду с такими категориями, как патриотизм, гражданственность, труд, семья, творчество, природа, человечество, отнесена к системе национальных ценностей. Научно-исследовательская деятельность в вузе призвана формировать у студента положительное оценочное суждение о науке как о ценности.

С этой целью в процессе НИР необходимо использовать те источники, которые подпитывают научный поиск, одухотворяют его, наполняют смыслом и делают личностно значимым. К ним относятся:

– общечеловеческие гуманистические идеалы, опора на вековые традиции многонационального российского общества, материальная и духовная культура нации;

– концептуальные положения фундаментальных и прикладных отраслей наук, а также изучаемые студентами научные области учебных дисциплин;

– передовой опыт профильных организаций, их новаторские идеи и достижения;

– история научных открытий и изобретений, убеждающая в том, что озарению или нахождению правильного решения предшествуют напряжённый умственный труд ученого, накопление знаний, опыт работы;

– научный и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава образовательной организации, коллективные установки и оценки которого выступают в качестве стимулов для развития творчества и инициативы студенчества.

Мотивация обучающихся в работе научного студенческого кружка может быть различной. Перечень различных мотивов для выбора наиболее значимого был предложен студентам в процессе анкетирования, проведенного сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе (1-е полугодие 2016-2017 уч. года, Воронежский институт (филиал) МГЭУ, всего – 75 респондентов). На вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» студенты, имея возможность выбрать от 1 до 3 мотивов, сделали следующий выбор.

Варианты ответов:

1) углубить и расширить знания по учебным дисциплинам (ответ выбрали 57 студентов);

2) приобрести опыт исследовательской работы (19);

3) расширить кругозор (25);

4) рационально использовать досуг (5);

5) с целью саморазвития (41);

6) узнать о жизни известных ученых (6);

7) сделать мини-открытия в научной области (5);

8) интересен научный руководитель, его интеллект и эрудиция (23);

9) получить бонусы для сдачи «автоматом» зачета или экзамена (34).

Согласно данным анкетирования, превалирующая часть ответов студентов (57 из 215 ответов) нацелена на то, чтобы «углубить и расширить знания по учебным дисциплинам». В процентном отношении эта цифра составляет 26,5% от общего числа ответов. Очевидно, что нацеленность студентов на повышение уровня знаний программного материала сыграет свою положительную роль в её единстве с пониманием приобретаемых знаний для достижения высоких результатов в своей будущей профессии.

На выяснение отношения студентов к науке был направлен вопрос «Что привлекает Вас в науке?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: открытие новых закономерностей (15% от общего числа выбранных ответов), возможность дать объяснение окружающим предметам и явлениям (25%), бесконечность познания тайн мира (26%), возможность раскрыть свои способности (34%).

Выбор студентов не противоречит общеизвестному утверждению о значимости познавательной потребности, её неиссякаемости и устремленности к новому и неизведанному.

Одной из важных задач в работе научного руководителя является забота о духовно-нравственной позиции каждого участника СНО, о воспитании такого важного качества для будущего учёного, как скромность, на важность которого указывал И.П. Павлов в своём «Письме к молодёжи» (1935): «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите меру объективности».

Деятельностный и рефлексивный подходы направлены на формирование у студентов умений вести научный поиск и обеспечение адекватной оценки ими результатов своей деятельности.

В деятельности формируются профессиональные компетенции студентов, составной частью которых является исследовательская компетенция студентов.

Исследовательскую компетенцию мы характеризуем как совокупность взаимосвязанных характеристик субъекта-исследователя, заключающихся в овладении логической структурой исследования, методами и методиками научного поиска, в способности к интерпретации, апробации и оформлению результатов поиска.

Исследовательская компетенция предполагает умения работать с научной литературой, искать, находить и критически оценивать полученную информацию; развивает способность формулировать проблемы и научные гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии; студенты вырабатывают навыки организации и проведения научного эксперимента, учатся создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рецензии, рефераты, тезисы, доклады, эссе, статьи, отчеты). Планируемые научные мероприятия предполагают обновление в силу накопления и обогащения опыта организации НИРС в вузе. Успешно в текущем году в Воронежском институте (филиале) МГЭУ прошёл конкурс портфолио «Студенческий кружок – путь в науку». Цель конкурса – содействие в повышении мотивации и потребности у студентов к научному творчеству на основе расширения информации о деятельности СНК института и творческого самовыражения студентов.

Рост публикационной активности студентов обеспечивается ознакомлением студентов с особенностями научного стиля письменной речи. Разработанный сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе модуль «Культура письменной научной речи» направлен на решение ряда задач: дать представление об особенностях письменной речи; сформировать у обучаемых навыки коррекции письменных высказываний; познакомить с жанрами различных научных текстов; научить определять научные понятия; находить пути решения задач исследования; приводить аргументы, рассматривать точки зрения других исследователей; обучать студентов учитывать особенности адресной аудитории; учиться выражать свою мысль непротиворечиво и доказательно.

Овладение научным стилем снимает барьер неуверенности студентов в создании письменных текстов на основе собственной мысли.

Рефлексивный подход способствует установлению гармонии внутреннего мира личности и внешне проявляемых действий. По мнению И.В. Муштавинской, рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления [7, с. 26].

Изучение личности, её духовно-нравственных и интеллектуальных ресурсов осуществляется в повседневном общении со студентами, в процессе наблюдения за поступками, в беседах, через анкетирование.

Практика организации студенческих научно-практических конференций, проводимых в Воронежском институте (филиале) МГЭУ, указывает на целесообразность проведения анкетирования с преподавателями, студентами-докладчиками и студентами-слушателями [8].

Вопросы анкеты для преподавателей нацелены на выявление особенностей педагогической работы в период подготовки студентов к конференции. В частности, выявляются:

– характер трудностей (организационный, методический, коммуникативный и др.) в процессе подготовки к конференции;

– заинтересованность преподавателей в выяснении мотивов научно-исследовательской деятельности студентов, их предпочтений в выборе тем научной работы;

– компетенции преподавателей по использованию методов и средств, способствующих формированию желаемой мотивации обучающихся;

– межличностные аспекты в общении со студентами, связанные с их разным отношением к разработке выбранной темы (что порадовало, что огорчило);

– личностный аспект, отражающий отношение преподавателей к проводимому научному мероприятию, раскрывающий ценности и смыслы сотрудничества преподавателей и студентов в научном поиске.

Содержание вопросов анкеты для студентов (докладчиков) направлено на получение информации о деятельности студентов по следующим аспектам:

– диапазон студенческих интересов в области научного исследования;

– атрибуция выбора темы исследования (личная заинтересованность изучаемым вопросом, желание получить хорошую отметку на зачете, отсутствие аргументов в объяснении выбора и др.);

– уровень сформированности исследовательской компетентности обучающихся;

– приобретение студентами новых знаний в процессе научного поиска;

– дальнейшие перспективы по изучению выбранной темы;

– самооценка проведенной исследовательской работы;

– мнение студентов о способах совершенствования деятельности научного студенческого общества.

Анкета для студентов (слушателей) ориентирована на получение таких данных:

– впечатления от проведённой конференции в целом;

– проявление интереса к отдельным выступлениям на пленарном заседании и в ходе работы секций;

– мнения студентов о «лучших» докладах и о справедливом распределении призов между выступавшими студентами;

– собственная область научных интересов.

В процессе обработки результатов анкетирования по различным темам было обращено внимание на факты неуверенности студентов в достижении успеха в научной деятельности, неверия в собственные силы сделать новые открытия в науке. Так, по ряду вопросов были получены следующие результаты:

– на вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» ответ «Сделать мини-открытия в научной области» выбрали 2% опрошенных;

– на вопрос «Чувствуете ли Вы в себе силы (желание) внести собственный вклад в науку» положительно ответили 30%;

– на вопрос «Что привлекает Вас в науке?» ответ «Открытие новых закономерностей» был выбран 15% респондентов.

Можно констатировать, что примерно 1/3 студентов нацелена на науку как сферу новых открытий в познании окружающего мира. Студенты верят в свой интеллект, в способность к творчеству, в силу воли для достижения успеха. Можно предположить, что к этой категории студентов относятся те, кто:

1) избирает будущую профессию по призванию; 2) осознаёт значимость избранной профессии для общества; 3) предвидит свой вклад (внедрение инноваций) в профессиональную деятельность; 4) результативность своей будущей трудовой деятельности связывает с повышением уровня научных знаний и творческим подходом к работе.

Изучение студенческой среды, выявление студентов, устремлённых к науке, опора на традиции в области научной деятельности – необходимые атрибуты моделирования НИРС в современном вузе. Конструирование этой модели возможно на основе реализации комплекса педагогических подходов, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку: системный подход упорядочивает взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов функционирования научного студенческого общества; аксиологический определяет ценностно-значимую тематику и проблематику проводимых исследований; деятельностный способствует формированию исследовательской компетенции студентов, овладению методами исследования, приобщает к научному творчеству; рефлексивный выявляет внутреннюю позицию личности, её понимание роли науки в области избранной профессии.

Современный российский университет, как и много лет назад, является и должен оставаться храмом науки. Это требует особой атмосферы в вузе, почтительного и возвышенного отношения к науке, без которой невозможно создание материальных и духовных благ общества. Без увлеченности наукой трудно говорить о сформированности общекультурных компетенций современных студентов.