Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Горшкова О.О.

Высшая школа в нашей стране находится в ситуации постоянных изменений, которые связаны с пересмотром как содержательных, так и процессуальных аспектов обучения будущих высококвалифицированных специалистов. Реформа высшего технического образования, проводимая в России в настоящее время, уже позволяет говорить о его качественном изменении. Наиболее значимые результаты видятся в создании многоуровневой подготовки специалистов; гуманизации и гуманитаризации, которые направлены на гармоничное развитие личности студентов с учетом их потребностей и интересов;  внедрении новых технологий обучения, в том числе компьютерных и телекоммуникационных, расширяющих образовательное пространство;  предоставлении возможности овладения наряду с основной профессией дополнительной квалификацией и т.д.

Цель инженерного образования носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области - профессиональная компетентность, в общественной жизни - успешная социализация личности, в личностной сфере - осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация [1]. Ведущим принципом подготовки специалиста является самоопределение студента в образовании и последующий выбор поля профессиональной самореализации. Речь идет  о мобильном субъекте деятельности, обладающем сформированной личностной позицией свободного выбора ее вида, способов и форм реализации, то есть способностью к саморазвитию и самоопределению в условиях альтернативного и открытого общества.

Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.

Проблема формирования познавательной активности студентов технических вузов широка и многогранна. Анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы показал, что само понятие «познавательная активность» не имеет однозначной, достаточно емкой и точной характеристики. В современных исследованиях многие аспекты этой проблемы становятся объектом анализа и изучения.

При исследовании вопроса о формировании познавательной активности студента технического вуза  мы опирались на положение о том, что образование должно целостно развивать личность будущего специалиста, а не только его познавательную сферу [3].

Обобщение различных подходов к характеристике познавательной активности студентов позволяет нам определить «познавательную активность» студентов вуза как прижизненно развивающееся интегрированное личностное образование, обусловливающее такие качественные характеристики познавательной деятельности как надситуативность, целенаправленность; позитивное отношение обучаемого к процессу и результату познания, объективирующееся в учебно-профессиональной деятельности,  способствующей  формированию личностного смысла обретаемой профессии и развитие эмоционально-ценностных отношений к самому себе, другим людям, к обществу, к производству.

Процесс формирования познавательной активности выступает  как форма самоорганизации, самореализации обучаемого с одной стороны,  и как результат особых усилий со стороны педагога в отыскании методов - побудителей образовательной активности, существующей как бы на трех уровнях: воспроизводящая деятельность, интерпретирующие действия и, наконец, творчество, с другой.

Познавательная активность представляет собой взаимосвязь когнитивного, деятельностного и личностного (включающего эмоциональную, волевую, мотивационную составляющие, а также способность к рефлексии) компонентов, которые могут находиться на различных уровнях развития, но при этом  как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости, представляя собой целостность. Все структурные элементы познавательной активности находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. При этом следует отметить, что собственно интеллектуальное развитие будущего инженера предполагает не только тренинг операций и форм мышления, способный обеспечить «технологическую» сторону интеллекта, но и развитие эмоциональной стороны мышления, связанной с его ценностными основаниями.

Изучение работ по возрастной психологии с учетом выделенных характерных особенностей студентов вузов, подводят нас к выводу, что период обучения в вузе является периодом активного познания мира и человеческих взаимоотношений, бурного умственного развития, проявления и развития разнообразных задатков и способностей, что  является оптимальным для формирования познавательной активности студентов. Это аргументируется изменениями в различных сферах личности на данном возрастном этапе, являющимися предпосылками развития исследуемого личностного образования.

Именно из этих положений мы исходили, определяя направления и базы комплексного изучения специфических особенностей сегодняшних студентов, их мотивации, ценностные приоритеты, профессионально-этические позиции.  Полученный эмпирический материал необходим для проектирования адекватной образовательной среды, для развития и коррекции профессионально-личностных качеств будущего специалиста, создания условий для формирования его познавательной активности, для прогнозирования  содержания и технологии профессионального обучения.

Развитие познавательной активности, формирование мировоззрения студента означает развитие его  рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания условий  возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательном процессе. Диалоговые технологии будут способствовать трансформации студента из объекта деятельности в субъект познавательного процесса. Диалог студента с преподавателем, сокурсником, учебным пособием, компьютером будут формировать умение и способность не только мыслить, читать, говорить, но и слушать. Данная способность, интенсифицирует процесс осознания студентом многомерности, многогранности и многофакторности природы, общества и человеческой жизнедеятельности, что позволяет в дальнейшем продуктивно адаптироваться в быстро меняющемся мире.

В «диалогизированном» процессе профессионального обучения может быть осуществлена   реализация субъектной позиции студента, которая в сегодняшней динамично изменяющейся ситуации в профессиональном образовании - и цель, и важнейшее условие,  и результат качественной профессиональной подготовки. Субъектная позиция понимается нами как «центральная в ряду других. Сущность человека как субъекта составляет способность к инициативному, сознательно-рефлексивному, действенно-преобразующему, творчески созидательному поведению. В субъектности проявляется родовая природа человека, его качественное отличие от животных. Человек активно создает свое окружение, преобразует действительность и самого себя. Способность к изменению природной и социальной действительности, самого себя в процессе создания условий своей жизнедеятельности является сущностной характеристикой человека как субъекта» [4].

Кроме того, диалоговые технологии направлены на формирование напредметных интегрированных познавательных и практических умений студента, которые являются базой его профессионального мышления. К таким умениям можно отнести: 1) Умение определять познавательные проблемы, которые необходимо и возможно решить в процессе учебной и профессиональной деятельности. В основе умения лежит способность студента выявлять дефицит знаний и умений (рефлексия), без которых нельзя решить значимую для личности познавательную и практическую проблемы. 2)  Умение определять цели учебно-познавательной и профессиональной деятельности, ее ожидаемые результаты, выраженные в структурных характеристиках системы знаний, умений, навыков. Возможными результатами такой деятельности может быть усвоение научных концепций, теорий, законов, принципов, понятий, методов, приемов, правил. 3) Умение выбирать источники информации, адекватные целям учебно-познавательной и практической деятельности. 4) Умение проектировать пути, выбирать и использовать средства решения познавательных и профессиональных задач, адекватных, выбранным источникам информации и целям учебно-познавательной и практической деятельности. 5) Умение представлять результаты деятельности в форме, соответствующей реальной ситуации. 6) Умение самоконтроля и самооценки сопоставления полученного результата и целей познавательной и профессиональной деятельности.

Таким образом, решение задачи формирования познавательной активности студента  связано с совершенствованием процесса обучения. Учебный процесс в техническом вузе должен более полно моделировать соответствующие стороны будущей профессиональной деятельности. В связи с этим одной из главных тактических задач современного инженерного образования является разработка инновационных педагогических технологий, формирующих разносторонние компетенции выпускников вуза, обеспечивающие им конкурентоспособность на рынке труда и возможность ее повышения за счет саморазвития.

Еще одним важным положением в процессе формирования познавательной активности является деятельностный подход к обучению, когда процесс усвоения студентами знаний и умений осуществляется вместе с преподавателями в ходе целесообразной деятельности, являющейся моделью будущей профессиональной.   

Включение студентов в активную деятельность, нацеленную на получение  новых знаний в процессе учебно-исследовательской и научной работы, использование источников  научной информации дает возможность проводить предъявление теоретических знаний в виде презентаций - публичных представлений, способствующих развитию не только интеллектуальной, но и эмоционально-ценностной и волевой сфер личности. Это могут быть лекции-диалоги, учебные конференции, учебные конференции, учебные дискуссии, ролевые игры.

Учебный процесс должен происходить в условиях мотивированного включения обучающегося в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Студент  должен  сам оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно  при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, т.е. формируется познавательная активность.

Вместе с тем для будущего инженера профессионально важными являются и такие качества, как наличие индивидуальных особенностей, способствующих формированию положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми приходится работать; стремление к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Основу внутренних механизмов формирования профессионально важных качеств составляет процесс самосовершенствования, интенсивность которого определяется уровнем сформированности у студентов компонентов познавательной активности, профессионального интереса, мотивации к профессиональной деятельности.

Становление личности студента в целом, ее профессионально важных качеств определяется еще и характером общественных процессов, а также особенностями самой инженерной деятельности, которая в современных условиях приобретает все более инновационную направленность, что в свою очередь обусловливает изменение профессиональных ценностей, интересов и потребностей технического специалиста.

Предварительные результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что учебно-воспитательный процесс в современном техническом вузе недостаточно стимулирует развитие познавательной активности студентов, а это, в конечном счете, снижает эффективность и качество высшего технического образования. Можно предположить, что ориентация на диагностику социально-демографических, психологических и когнитивных особенностей студентов позволит реализовать личностно ориентированный подход к подготовке будущего специалиста с развитой познавательной активностью.

В тоже время, теоретические разработки, накопленный традиционный, и инновационный опыт позволяют на современном этапе образовательных реформ предъявить объективные требования к системе высшей профессиональной подготовки в русле реализации стратегической задачи формирования личности, адекватной существующей социально-исторической обстановке, осознающей себя элементом соответствующей исторической культуры и членом современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С.32-34.
  2. Исаев Е.И. Особенности исследования субъектности и ее развитие в студенческом возрасте / Е.И. Исаев //Межвузовский сборник научных трудов / Под. Ред. А.А. Орлова. - Вып.3. - Тула,  2005. - С.54 - 63.
  3. Орлов, А.А Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза / А.А Орлов, Е.И.Исаев, И.Л. Федотенко, И.М. Туревский // Педагогика. - 2004. - №3.- С.3 - 12.