Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Malyutina E.V. 1 Obukhova S.N. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
In this article, the urgency of the problem of socializing children of preschool age by means of familiarizing with regional culture is emphasized. Based on the analysis of normative legal documents and modern scientific and methodological literature, the authors focus their attention on the apparent attention to the personality of the child of preschool age, to the phenomenon of its development in conditions of implementing the standard of pre-school education. The questions of formation of the bases of social competence of the child in preschool age are actualized, the idea of preschool age as a sensitive period in the social development of a person is emphasized. Significant attention in the article authors pay attention to the concepts of "socialization of the preschooler", "self-worth of the individual", "social and communicative development." The article reveals the basic moments when organizing the process of familiarizing preschool children with the sociocultural features of the Ural region, which include: dialogue in interpersonal relations, information exchange and equality of partners, emotional openness and trust; creating conditions for independent solutions; manifestations of aesthetic empathy; inclusion of personal artistic and aesthetic experience of children, orientation to their interests, creative opportunities, manifestation of initiative. The authors reflect the experience of filling the educational process in the pre-school organization with the regional content of education. An example of an educational situation is described in involving children of preschool age in a regional culture. Such a view will be of interest to specialists in the field of pre-school education in selecting the content of education in part formed by the participants in educational relations. The authors emphasize the idea that the result of preschool education, in the light of modern requirements, is not the formation of a certain amount of knowledge, skills and skills about the characteristics of one's region, but the development of respectful attitude and a sense of belonging to one's family, the community of children and adults in the educational organization, Positive attitudes towards the creation of creative products of regional content.
pre-school child
socialization
social and communicative development
regional culture

Социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребёнка дошкольного возраста [1, с.3], способной к преобразованию окружающего мира [2, с.144]. Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне аргументирована необходимостью социального развития ребёнка дошкольного возраста, что подкреплено нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3], Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО) [4], «Концепцией дошкольного воспитания», ориентированных на развитие социально-активной личности [5, с.65]. Приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства, провозглашается в законе «Об образовании в Российской Федерации» [6, с.3]. Анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского общества зафиксирован интерес и внимание к личности ребёнка дошкольного возраста, к феномену его развития. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребёнка, определяются траектории развития и адаптации в меняющемся социуме, таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека.

В психолого-педагогической литературе понятие «Социализация» используется с конца XIX века и имеет ряд трактовок. Так, С.Г. Тард попытался первым через социальное взаимодействие описать процесс интернализации, он связывал инновации как отклонения от строгого повторения с возможностью социальной эволюции. Э. Дюркгейм считал основной функцией социализации установление однородности и целостности общества – приобщение индивидов к идее «коллективного сознания», он рассматривал воспитание с точки зрения формирования социального существа, развития в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных, по мнению Э. Дюркгейма, признаётся социализированной. По И.С. Кону, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. В работах Т. Парсонса социализация рассматривается как первое средство поддержания социального равновесия, где важную роль отводят системе образования, в которой может производится отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому.

Р.С. Буре рассматривала социализацию как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта». По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. По мнению Парыгина Б.Д., социализация представляет собой «вхождение в среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями». А.В. Мудрик основными механизмами и факторами социализации личности отмечал: социальные институты, ближайшее окружение, субкультуру детства и межличностное взаимодействие личности.

Сущность социализации детей дошкольного возраста нами понимается как протекающий во времени процесс приобщения растущей личности к ценностям, знаниям и нормам культуры. По мнению Т. Шибутани, образ Я подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями, его устойчивость определяется «социальным статусом». Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Каждый человек, обладающий устойчивым представлением о себе, легко находит свое место в действиях группы, членом которой он является [7, с.17-18]. Умение адекватно узнавать доступное ребёнку сообщество людей, умение соотносить себя с социальным окружением (развитие образа Я), осознание самоценности своей личности и окружающих, выражение чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества – всё это предполагает социализацию ребёнка дошкольного возраста.

Субъектами социализации в дошкольном детстве являются для ребёнка значимые взрослые: родители, педагоги, а с течением времени – сверстники. Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. В сложном процессе вхождения в мир людей ребёнок нуждается в квалифицированной помощи взрослого, заинтересованного другого. Развитие личности ребёнка всегда происходит в социокультурном пространстве того или иного региона, обладающего своей историей, культурой, менталитетом, куда ребёнок включается самим фактом своего рождения. Приобщение к региональной культуре призвано способствовать формированию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО, разработанного на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка меняется образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

В современной ситуации развития дошкольного образования Стандарт выделяет значимым для образовательного процесса в ДОО индивидуальную помощь и поддержку растущей личности, а психолого-педагогической практикой на основе научных представлений установлено, что проявление творчества в деятельности детей дошкольного возраста служит предпосылкой к их дальнейшему развитию. Согласно Стандарту, в пункте 2.6. содержание  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе. На данном этапе развития дошкольного образования в ДОО должна решаться задача создания благоприятной атмосферы и обстановки для развития детей, учитывая их индивидуальные особенности и склонности, а также для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, своими сверстниками, другими взрослыми и миром [5, с.93].

Согласно «Конвенции о правах ребенка» ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе [8, с.19], и одним из средств социализации детей дошкольного возраста является приобщение к региональной культуре. Вслед за Т.С. Есаян, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой мы понимаем, что социализация ребёнка начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, культурных традиций своего края, присвоения эстетических ценностей малой родины, что и способствует более гармоничному вхождению ребёнка в мировую художественную культуру, приобщению к общечеловеческим ценностям.

Назовем те основные задачи, которые сегодня актуальны при составлении части основной образовательной программы ДОО, разрабатываемой участниками образовательных отношений:

  1. Формирование чувства патриотизма через изучение истории, географии Южного Урала.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости (восприятие красоты природы Южного Урала).
  3. Знакомство детей с историческим прошлым края, родного города.
  4. Развитие у дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям.
  5. Расширение представлений о названии города, улиц, которые рассказывают об историческом прошлом.
  6. Приобщение детей к народным промыслам Южного Урала (каслинскому литью, златоустовской гравюре, камнерезному искусству, уральской росписи и др.).
  7. Расширение представлений о национальных праздниках (Сабантуй, медовый, яблочный, ореховый и хлебный Спас, Джиен, Нардуган и др.).
  8. Приобщение детей к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказы, легенды, народные игры, танцы).
  9. Ознакомление детей с профессиями, распространенными на Урале: машиностроителями, металлургами, энергетиками, шахтерами, животноводами.
  10. Выделение положительных изменений, происходящих в родном городе (расширение дорог, благоустройство парков культуры и отдыха и т.п.).
  11. Содействие к проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

Основополагающими моментами при организации процесса приобщения дошкольников к социокультурным особенностям уральского региона являются: диалог в межличностных отношениях, обмен информацией и равенство партнеров, эмоциональная открытость и доверие; создание условий для самостоятельного поиска решений; проявления эстетической эмпатии; включение личностного художественно-эстетического опыта детей, ориентация на их интересы, творческие возможности, проявление инициативы. В ходе образовательных ситуаций могут проводиться беседы о местонахождении Урала, об уральской природе, рассматриваться занимательные географические карты региона, фотоэкспозиции с изображением уральской природы, организовываться опытная деятельность, заслушиваться песни уральского фольклора, подготавливаться и рассматриваться выставки уральского декоративно-прикладного искусства.

В содержание образовательных ситуаций целесообразно включить рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с выделением основных средств выразительности, беседы с детьми о труде каслинских мастеров по чугуну, о труде добытчиков самоцветов, о труде граверов, об изготовлении знаменитых произведений, дидактические игры, слушание народных песен, сказов, а также декоративно-художественную деятельность детей, изготовление макетов, выполнение творческих работ детей, при этом совмещая с разными техниками изображения: лепки, коллажа, бумагопластики и др.

В практике ДОО рекомендуется включать детей дошкольного возраста в образовательные ситуации регионального содержания, одним из таких является проект «Уральский букет». Целью данного проекта является приобщение дошкольников к уральскому искусству лаковой росписи по металлу, уточнение понятия «декоративно-прикладное искусство», а также способность создавать творческую работу по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Необходимые материалы и оборудование представляют собой предметы декоративно-прикладного уральского искусства, шаблоны подносов разной формы, краски (гуашь), кисти. Мультимедийные презентации о нижнетагильском промысле, экспонаты сундуков, подносов. Предусмотрена предварительная работа с детьми: рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства; дидактическая игра «Составь узор».

Содержание образовательной ситуации

Воспитатель подводит детей к выставке, рассказывает о её особенностях, спрашивает у детей, какие произведения искусства на ней находятся. Акцентирует внимание на том, что это произведения уральского искусства. Все эти работы выполнили уральские мастера-умельцы. Предлагает назвать народные промыслы, выпускающие такие красивые произведения. Если дети затрудняются, воспитатель называет промыслы и показывает образцы, представленные на выставке. Воспитатель интересуется, как правильно можно назвать все эти предметы. Подчёркивает, что это предметы декоративно-прикладного искусства и спрашивает у детей, почему это искусство именно так назвали. Например, подсвечник украшает дом, как декоративный предмет, и вместе с тем приносит пользу – в него можно поставить свечи и зажечь их для освещения комнаты. Поднос служит подставкой для разной посуды, предметов и также может украсить помещение. Доска расписная нужна для разделывания продуктов питания, и вместе с тем она отличается красотой росписи. Если златоустовскую карандашницу поставить на стол, она украсит интерьер. Малахитовая шкатулка полезна для хранения в ней полезных вещей, а также приносит эстетическое удовольствие. Воспитатель подводит детей к выводу, что произведения декоративно-прикладного искусства сочетают в себе и красоту, и мастерство художника, и полезность вещи в хозяйстве.

Педагог рассказывает детям о том, что иногда произведения декоративно-прикладного искусства создавали художники-профессионалы, закончившие обучение в художественной школе или даже в Академии художеств, но чаще всего декоративно-прикладным искусством занимались художники-самоучки; рассказывает историю возникновения декоративно-прикладного искусства на Урале; знакомит с одним из видов декоративно-прикладного искусства Урала – росписью подносов, сундуков, шкатулок. Педагог уточняет, что в каждом уральском доме одной из достопримечательностей был сундук, в котором хозяюшка хранила разные вещи. Хозяевам уральского дома хотелось, чтобы сундук был не только полезной вещью, куда можно сложить много нужного, но и чтобы сундук был украшением дома. С этой целью приобретались такие сундуки на торговой ярмарке в городе Нижний Тагил. Нижнетагильские мастера очень любили расписывать сундуки разнообразными сценами из жизни. Педагог обращается к детям с вопросами на уточнение понятий: о жанре искусства, изображающем повседневную жизнь людей. Уточняет вместе с детьми, каким событиям нижнетагильские мастера посвящали свою роспись: разнообразным сценам жизни людей, таким как: праздникам, народным гуляньям, сценам сватовства жениха к невесте, свадьбам и другим сюжетам. Особенно ценным подарком на свадьбу считался расписной сундук. Воспитатель демонстрирует слайды с изображением расписных нижнетагильских сундуков. Педагог обсуждает с детьми, что уральские мастера расписывали не только сундуки. Большой популярностью в народе пользовались нижнетагильские расписные подносы. Детям предлагается рассуждение по поводу отражения красоты уральской природы в произведениях декоративно-прикладного искусства нижнетагильских мастеров. Дети вспоминают о том, что на Урале много лесов, в лесах растут красивые деревья, на лугах множество разных цветов и т.д. Детям предлагается вспомнить об особенностях уральской природы, ее красоте и ценности.

Вместе с детьми рассматриваются нижнетагильские подносы с изображением цветочных росписей, выделяются средства выразительности: разнообразие мотивов и элементов узора (уральские цветы, травы, плоды), построение композиции (гирлянда, солярный знак, букет и др.), выбор фона и цветосочетаний. Детям предлагается ответить на вопросы о зависимости построения узора от формы подноса, о средствах выразительности, которые позволили художнику сделать произведение выразительным, нарядным, ярким. Детям предлагается аргументировать свою точку зрения, высказать мнение по поводу наиболее понравившейся работы. Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность нижнетагильского подноса: расположение уральского букета в центре подноса, деление поверхности подноса на отдельные части (сектора), выполнение «золотного» растительного орнамента с включением букетика. Выделяется разнообразие размеров и формы подносов: маленьких – детских, больших – на стол, «подносов-скатертей», угловых подносов треугольной формы. Детям, как настоящим уральским мастерам, предлагается попытаться украсить свой поднос. Воспитатель предлагает детям выбрать шаблон подноса для росписи и придумать свою композицию узора: букетик в центре или букетики в отдельных секторах. После окончания работы воспитатель предлагает сравнить свой поднос с подносами мастеров и поделиться впечатлениями о творческой работе.

Таким образом, в свете современных требований актуальным для результативности дошкольного образования является не формирование определённой суммы знаний у детей дошкольного возраста об особенностях своего региона, а развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в ДОО, к культурным традициям своего края, присвоение эстетических ценностей малой родины и развитие позитивных установок к созданию продуктов творчества регионального содержания.