Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC COMMUNICATION FROM THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AS A CONDITION OF POSITIVE SOCIALIZATION

Panasenko K.E. 1 Shinkareva L.V. 1
1 Federal state autonomous educational institution of higher education "Belgorod State National Research University" (NIU "BSU")
In the Federal state educational standard of preschool education draws attention to the need to take into account the individual characteristics and needs of children, taking into account the life situation and health challenges, underscoring the importance of the problem of the development of Dialogic communication of children with disabilities. In article the urgency and necessity of studying of problems of development of dialogical communication from the senior preschool children with General underdevelopment of speech for their positive socialization. The results of an investigation of the level of development of dialogical communication senior preschool children with General underdevelopment of speech. To study the level of development of dialogical communication from the senior preschool children with General underdevelopment of speech used method of observation, interview and analysis of the products of speech activity of children. As the novelty of the research, the authors single out specific features of the development of dialogical communication from the senior preschool children with General speech underdevelopment and their influence on the optimal socialization.
dialogic communication
older preschoolers
general underdevelopment of speech
socialization
individualization

Приоритетными задачами современного дошкольного образования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, обеспечивающих развитие ребенка, как субъекта деятельности и отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, т.е. его позитивную социализацию, развитие инициативы и творческого потенциала на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, в соответствующих возрасту видах деятельности, а также учитывающих особенности и индивидуальные потребности отдельных категорий детей [1].

Особое значение в развитии дошкольников имеет диалогическое общение, в процессе которого проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание; происходит овладение родным языком и процесс социализации-индивидуализации ребенка.

Диалогическое общение является объектом исследования лингвистов (М.М. Бахтин, Д.И. Изаренков, В.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.), педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Ж. Пиаже, Т.Н. Ушакова и др.). Представленные авторами точки зрения на диалогическое общение позволяют нам рассматривать его как композиционную форму речи, как сферу проявления диалогических, личностных отношений, как вид речевого общения.

В процессе своего онтогенеза диалогическое общение проходит путь от неосознанных невербальных контактов с окружающими (крик) к осознанному участию в общении [2].

Анализируя общение детей дошкольного возраста со сверстниками, Ж. Пиаже выделил три основные стадии развития диалогического общения: подготовительная, стадия «псевдодиалога», стадия «по-настоящему подлинного общения» [3].

Диалогическое общение на подготовительной стадии характеризуется отсутствием взаимообмена информацией между его участниками, общей темой разговора. На стадии «псевдодиалога» реплики направлены на установление и поддержание эмоционального контакта, но подлинное сотрудничество и единая тема разговора все еще отсутствуют. Стадия «по-настоящему подлинного общения» появляется у детей к 7 годам, и в диалоге начинает осуществляться обмен информацией и имеет место общий предмет разговора [3].

В исследованиях Н.М. Юрьевой также отмечается сложность и неоднородность диалогического взаимодействия детей дошкольного возраста друг с другом и указывается на его прямую зависимость от психического и социального развития детей [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на необходимость учитывать индивидуальные особенности и потребности детей с учетом жизненной ситуации и возможностей здоровья, что подчеркивает актуальность проблемы развития диалогического общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с различными вариантами речевого дизонтогенеза.

В исследованиях О.Е. Грибовой, О.Л. Лехановой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Соловьевой, Е.Г. Федосеевой, С.Н. Шаховской, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной и др. отмечается, что нарушения в развитии речи искажают ход коммуникативно-речевого развития, приводят к появлению коммуникативных нарушений. Ученые также обращают внимание на специфические коммуникативные трудности данной категории детей, дефицитарность коммуникативной способности, недостатки в освоении средств общения, запаздывание в формировании его форм. Все это приводит к снижению потребности в общении, несформированности диалогической речи, отсутствию заинтересованности в контактах со взрослыми и сверстниками, неумению ориентироваться в ситуации общения, речевому негативизму [5, 6].

Л.Б. Халилова на основе изучения речевых и когнитивных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) выявила, что вследствие их несовершенства не обеспечивается формирование навыка общения, вероятны затруднения в речемыслительной и познавательной деятельности. Большая часть детей с ОНР испытывает трудности в установлении контакта со взрослыми и сверстниками, в результате чего их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной [6].

Определяя состояние речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР, Л.Б. Халилова отмечает заметную узость их лингвистического кругозора, проблемы программирования речевого выражения на всех стадиях его психолингвистического порождения. Речевая продукция большинства из них бедна по собственному содержанию и очень несовершенна по структуре. Простые синтаксические системы малоинформативны, они неточны, порой не логичны и не последовательны, а содержащаяся в них основная мысль порой не соответствует заданной теме. Скромный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, проблемы формирования связного речевого высказывания затрудняют развитие коммуникативной функции речи [6].

С.Л. Белых, И.А. Гришанов указывают на объективные (само проявление речевых недостатков) и субъективные (чувство неполноценности) трудности в общении детей с нарушениями речи. Обращая внимание на субъективные трудности, исследователи указывают на такие особенности личности детей с нарушениями речи, которые проявляются в неуверенности, страхе самовыражения, чувстве неполноценности и др. [7].

Исследуя особенности общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста с ОНР, Т.Д. Тропина выделила три группы детей:

-дети не демонстрируют переживания речевого дефекта и трудностей речевого контакта (первая группа);

-дети испытывают трудности в установлении контакта с окружающими, не стремятся к общению, на вопросы отвечают односложно, избегают ситуации речевого общения (вторая группа);

-у детей отмечается речевой негативизм, стремление избегать общения со взрослыми и сверстниками (третья группа) [8].

Цель исследования

Выявить и оценить уровень развития диалогического общения у старших дошкольников с ОНР в различных ситуациях взаимодействия.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы: анализ научной литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов речевой деятельности детей:

1) Наблюдение за детьми в ходе режимных моментов. Продолжительность наблюдения за одним ребенком составляла 30 минут. В ходе наблюдения обращали внимание на речевые высказывания детей, невербальные формы их поведения и эмоциональное состояние.

2) Беседа с детьми, в ходе которой обращались к детям с различными вопросами, сообщениями, побуждениями. В ходе беседы акцент делался на готовность детей поддержать общение.

3) Игровое упражнение «Поговорим по телефону». Детям предлагалась игровая ситуация «Позвонить другу или игровому персонажу и спросить его о чем-либо, сообщить о чем-либо, предложить совместную деятельность».

В исследовании приняли участие воспитанники групп компенсирующей направленности, в которых реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет в количестве 75 человек.

Результаты исследования и их обсуждения

Для выявления уровня развития диалогического общения старших дошкольников с ОНР нами были использованы критерии, выделенные О.А. Бизиковой [9]: общительность, умение адекватно реагировать на речевое обращение, умение вступать в диалог, культура диалога. С этой целью мы осуществили оценку развития диалогического общения детей в соответствии с каждым критерием.

Анализ результатов наблюдения, беседы и выполнения детьми игрового задания по первому критерию «Общительность» показал, что у 10 детей (13,3 %) выражена потребность в речевом общении и выявлен высокий уровень общительности. Основанием для такого вывода явились следующие факты: дети отвечали на речевые обращения взрослых и сверстников, проявляли инициативу в общении с ними. Дети общались со сверстниками и взрослыми на личные и познавательные темы, что соответствует возрасту (по формам общения М.И. Лисиной). Отмечалась длительность речевого взаимодействия, дети могли общаться с собеседником до 15 минут.

У 20 детей (26,7 %) выявлен средний уровень развития общительности. В процессе речевого взаимодействия дети активно задавали вопросы собеседнику, делились впечатлениями, выясняли интересующую их информацию. Но данная группа детей была избирательна в установлении речевого взаимодействия – они предпочитали взрослых и 1–2 сверстников.

35 детей (46,7 %) показали низкий уровень развития общительности. Дети вступали в речевое взаимодействие только в процессе выполнения совместной деятельности. Инициатива в речевом взаимодействии отсутствовала как в общении со взрослыми, так и сверстниками.

У 10 детей (13,3 %) выявлен критический уровень развития общительности. Дети избегали речевых контактов со взрослыми, нехотя отвечали на их обращения, инициативы в речевом взаимодействии со сверстниками не проявляли.

Результаты наблюдения, беседы и выполнения детьми игрового задания по второму критерию «Умение адекватно реагировать на любое обращение» позволили нам отметить, что у детей недостаточно сформированы такие диалогические умения, как умение достаточно хорошо и адекватно отвечать на вопросы собеседника, реагировать на сообщения и побуждения. Очень часто во взаимодействии детей со сверстниками не вежливо звучали отказы от совместной деятельности или иного взаимодействия. На побуждения взрослых дети реагировали более терпимо либо игнорировали.

Кроме того, в процессе речевого взаимодействия дети обменивались репликами, говорили по очереди. Однако в их взаимодействии отсутствовала тематическая взаимосвязь, не выражалось отношения к репликам товарищей, тема сообщения сверстников не развивалась.

Анализ речевого взаимодействия детей с ОНР со взрослыми и сверстниками по третьему критерию «Умение вступить в диалог с окружающими людьми» позволил нам отметить, что дети продемонстрировали готовность и умения задавать вопросы, делиться впечатлениями, суждениями. Дети в процессе речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками рассказывали о ярких и знаменательных событиях в своей жизни (купили новое платье, были в зоопарке, были у бабушки и пр.), о предстоящих событиях и видах деятельности (буду рисовать дерево, буду играть с машинкой, пойду заниматься с Татьяной Ивановной и пр.), выражали свое мнение (не делай так, М.И. будет ругать, меня мама за это ругает и пр.).

Однако старшие дошкольники с ОНР лучше демонстрировали умение задавать вопросы и выражать просьбы, советы, а умения сообщать о впечатлениях, мыслях, чувствах проявлялись недостаточно.

Качественный анализ высказываний детей в процессе речевого взаимодействия со взрослыми позволил нам отметить, что:

-дети обращались к педагогам по поводу разных видов деятельности: в ходе выполнения режимных моментов (заплетите мне косичку, застегните мне куртку, можно я возьму еще яблоко), в процессе самостоятельной или игровой деятельности (можно мне взять машинку? Я буду играть), в продуктивных видах деятельности (помогите мне нарисовать дерево, как у Саши, я правильно вырезал?);

-задавали различные виды вопросов (вопросы, требующие подтверждения, вопросы, запрашивающие информацию, альтернативные вопросы).

Результаты оценки уровня развития диалогического общения по четвертому критерию «Культура диалога» позволил нам отметить, что в целом старшие дошкольники с ОНР не умеют поддерживать тему разговора, осознанно пользоваться формулами речевого этикета, не поддерживают во время разговора визуального контакта с собеседником. Из всего многообразия диалогических умений, характеризующих культуру диалога, можно отметить, что относительно сформированными у старших дошкольников с ОНР являются умения говорить по очереди, демонстрировать доброжелательность тона, мимики и поз.

Для определения уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР мы использовали уровневую дифференциацию, качественный уровневый подход. Учитывая это, мы предлагаем следующие уровни развития диалогической речи у детей с ОНР: высокий, средний, низкий, критический.

Результаты диагностики по каждому из критериев оценки развития диалогического общения у старших дошкольников с ОНР, мы представили в таблице.

 

Уровень проявления критериев развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Критерии развития диалогического общения

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

Критический

Общительность

13,3

26,7

46,7

13,3

Умения адекватно реагировать на стимулы

13,3

 

26,7

 

46,7

 

13,3

 

Умения вступать в диалог с окружающими

13,3

26,7

46,7

13,3

Культура диалога

13,3

26,7

46,7

13,3

 

Количественные и качественные результаты оценки развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по каждому критерию позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Количественный анализ уровня развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлен на рисунке.

Уровень развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Вывод

Таким образом, 13,3 % старших дошкольников имеют высокий уровень развития диалогического общения. Дети проявляли инициативу в общении, слушали и понимали обращенную речь, строили общение с учетом ситуации, легко по собственной инициативе вступали в контакт со взрослыми и сверстниками (задавали вопросы, делились впечатлениями, мнениями, выражали просьбы и предложения); поддерживали общение, адекватно реагировали на обращения сверстников и взрослых; соблюдали правила ведения диалога, доброжелательность тона в общении со взрослым и сверстниками.

26,7 % дошкольников показали средний уровень развития диалогического общения. Дети проявляли активность в инициативных репликах; в ответных репликах не развивали тему диалога; правила ведения диалога нарушали (перебивали, не выслушивали собеседника до конца); формулами речевого этикета пользовались только в общении со взрослыми или избранными сверстниками.

У 46,7 % старших дошкольников выявлен низкий уровень развития диалогического общения. Дети поддерживали разговор, но не развивали его; инициативу в организации общения проявляли редко; реакция на обращение не всегда адекватна; правила ведения диалога знали, но выполняли их ситуативно; формулами речевого этикета пользовались; демонстрировали доброжелательность в общении со взрослыми, в общении со сверстниками, в зависимости от ситуации.

Критический уровень развития диалогического общения выявлен у 13,3 % старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети не всегда отвечали на вопросы и просьбы собеседника; при ответах использовали часто действия и жесты; тему разговора не развивали; в речевом взаимодействии не проявляли инициативы; правила ведения диалога соблюдали только в общении со взрослым; во время взаимодействия отвлекались, смотрели по сторонам, перебивали собеседника.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные, позволили нам выявить как общие закономерности развития дилогического общения у детей с общим недоразвитием речи, так и его специфические особенности: неумение развивать тему разговора и адекватно отвечать на вопросы собеседника, реагировать на сообщения и побуждения, осуществлять взаимообмен информацией, отсутствие инициативы и ситуативное выполнение правил ведения диалога. Так как позитивная социализация проявляется в оптимальном соотношении адаптации (приспособлении к социуму, присвоении норм, правил, ценностей и др.) и автономизации (проявлении эмоциональной, поведенческой и др. автономий), то развитие диалогического общения у детей с общим недоразвитием речи даст им возможность актуализировать потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, соблюдая общепринятые нормы и правила социального поведения, и в то же время проявить инициативу, уверенность в общении, строить свое поведение с учетом конкретной ситуации (обмениваться впечатлениями, мнениями, выражать свою точку зрения, просьбы и предложения, адекватно отстаивать свои интересы, реагировать на обращения сверстников и взрослых и др.).

С целью обеспечения позитивной социализации детей с общим недоразвитием речи, педагогам необходимо не только знать общие закономерности развития диалогического общения, но и учитывать его особенности и индивидуальный уровень у детей данной категории при проектировании образовательного процесса в дошкольной организации. Например, в процессе организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности учить детей осознанному использованию лексики и обогащать ее набором разнообразных формул, обслуживающих ситуации общения – «вопрос – ответ», «побуждение – реакции», «сообщение – реакция на сообщение».