Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ONTO-ACMEOLOGICAL APPROACH AS A BASIS FOR FORMING THE PROFESSIONAL IDEOLOGY OF THE TEACHER

Kriskovets T.N. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article deals with the problem of developing teacher’s professional career in conditions of continuous education which considers to be the basis for changing the attitude, first of all, of the teacher himself to his own professional activity. The author presents the onto-acmeological approach as a methodological regulation that assumes the application of a set of ideas on the relationship between external qualitative changes in the sphere of career development and internal changes in professional development in the study of the teacher’s professional career. Such a view on professional career, on the one hand, will focus attention on the teacher as the central subject of research and takes into account, on the other hand, phenomenology, laws and mechanisms of the development of man as a subject of activity and as a professional. In the article it is proved that the development of a professional career of a teacher on the basis of the onto-acmeological approach influences the formation of the professional ideology of the teacher, filling his professional activity with professional creativity, meaningful self-determination.
approach
ontology
acmeology
continuous education
professional career
career development.

Осознание особой роли учителя в обществе говорит о необходимости изменения отношения, прежде всего, самого педагога к собственной профессиональной деятельности. Становится необходимым формирование отношения учителя к собственной профессиональной карьере как сбалансированному взаимодействию процессов внутреннего развития человека и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства. Неоднозначность трактовки профессиональной карьеры свидетельствует о том, что отдельно взятый методологический подход не является достаточным для обеспечения всестороннего исследования. Становится необходимым определить специфику подхода как методологического регулятива развития профессиональной карьеры учителя, соответствующего специфике формирования его профессионального мировоззрения.

В методологии познания сложных систем действует своеобразный принцип «полиподходности». По мнению И.А. Зимней [5], разные подходы, используемые в исследовании, не исключают друг друга, могут развивать и совершенствовать предыдущие, реализуя при этом разные планы рассмотрения явления. А.И. Субетто, дополняя данное положение И.А. Зимней, подчеркивает, что «полиподходность» как методологическая констанция множественности разных подходов к описанию или изучению одного и того же явления или системы, обязательно включает в себя принципы дополнения одного подхода по отношению к другому и принципы субординации (соподчинения) [8].

Анализ проблемы привел к нахождению общей теоре­тико-методологической основы управления карьерой с опорой на концептуальное по­нимание профессиональной карьеры как:

  • фактического, объективно установленного качества позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни;
  • индивидуально осознанной позиции и поведения, связанных с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении профессиональной жизни человека;
  • процесса формирования у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития профессионализма;
  • совокупности процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства.

Мы полагаем, что методологической основой концепции управления горизонтальной карьерой педагога в постдипломном образовании может быть подход, с одной стороны, сосредоточивающий внимание на педагоге как центральном субъекте исследования и учитывающий, с другой стороны, феноменологию, закономерности и механизмы развития человека как субъекта деятельности и как профессионала. Именно такими возможностями интегративного основания управления профессиональной карьерой педагога обладает, на наш взгляд, онто-акмеологический подход.

Онто-акмеологический подход – это методологический регулятив, согласно которому развитие профессиональной карьеры учителя раскрывается в онтологической логике целостного человеческого бытия, анализа карьерного роста субъекта в универсуме, социальном, историческом, культурном его контексте (Б.Г. Ананьев [1]), отражает возможность вершинных достижений, личностного и профессионального становления, характеризующихся прогрессивной направленностью, интенсивностью, принципиальной незавершимостью (А.А. Деркач [4]) и влечет процесс развертывания субъектно-вариативного пространства в условиях взаимодействия формального, неформального и информального образования. Единство формального, неформального и информального образования составляет базис бытия, а развертывание субъектно-вариативного пространства отображает внутреннюю динамику – устремление к кульминации достижения поставленной цели.

В нашем случае актуальность полиподходности заключается, прежде всего, в том, чтобы получить достоверное психолого-педагогическое знание для выявления наиболее значимых проблем осуществления профессиональной карьерной стратегии педагога, для изменения содержания профессиональной поддержки педагога в целях конструктивного преобразования педагогической и социальной реальности (сознания, поведения, деятельности, образовательной среды).

Онто-акмеологический подход предполагает применение совокупности идей о взаимосвязи внешних качественных изменений в сфере карьерного развития и внутренних перемен профессионального развития в исследовании профессиональной карьеры учителя.

Семантическое ядро онто-акмеологического подхода составляют понятия: онтология, социальная активность, акмеология, субъектность, процессуальность развития, акме-вершина.

В комплексе составляющих онто-акмеологического подхода (семантических характеристик, функций и требований) раскрываются его возможности как методологического регулятива, значимого для реализации взаимодействия процессов формальной, неформальной и информальной форм непрерывного образования. Качественное объединение идей онтологического и акмеологического аспектов в их рефлексивно-преобразующей функции представлено на основе включения ресурсов субъектности и акмеологической направленности в процесс развития профессиональной карьеры учителя.

Актуальность полиподходности заключается, прежде всего, в том, чтобы получить достоверное психолого-педагогическое знание, для выявления наиболее значимых проблем осуществления профессиональной карьерной стратегии педагога, для изменения содержания профессиональной поддержки педагога в целях конструктивного преобразования педагогической и социальной реальности (сознания, поведения, деятельности, образовательной среды).

Онто-акмеологический подход в своей концептуальной основе опирается на тот существенный вклад в разработку онтологического   подхода, который был внесен представителями отечественной онтологически ориентированной философии: Н.А. Бердяевым [2], В.С. Соловьевым [7], С.Л. Франком [9]. Главным предметом исследования, конституирующим это философское направление, выступает «бытие» и «живое бытие», а «познание» или «живо-знание» рассматривается как его неотъемлемая составляющая.

Признание взаимовлияния профессионального поведения человека и социальных условий требует сегодня новой теории и способа оценки взаимоотношений профессиональной карьеры и требований социума. Таким образом, актуализируется проблема онтологической составляющей онто-акмеологического подхода к исследованию взаимодействия процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства. Онтологическая составляющая, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет понять взаимосвязь образов социальной ситуации и процесса развития субъекта как профессионала.

Онтологический аспект, транслируя инновационные идеи индивидуально-ориентированной педагогики (А.Б. Орлов [6]), раскрывает проблему развития профессиональной карьеры учителя как онтологического конструирования субъектно-вариативного образовательного пространства, в котором субъект постоянно открыт своему внутреннему опыту, и в котором свободно взаимодействуют внутреннее конструктивное ядро и сознательное «Я» человека. Онтологический аспект, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет понять взаимосвязь образов социальной ситуации и процесса развития субъекта как профессионала. Профессиональная карьера как последовательность развития человека в основных сферах жизни, характеризующаяся динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности есть результат непрерывного взаимодействия между профессионалом и социальными условиями, в которые он включен. Онтологический аспект онто-акмеологического подхода дает возможность исследования взаимодействия процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства.

Акмеологический аспект как интегративный по отношению к онтологическому ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивает функционирование его механизмов с учетом личностной обусловленности на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину.

Таким образом, учет лишь онтологической составляющей в рамках концептуального аспекта онто-акмеологического подхода дает возможность рассмотреть проблему профессиональной карьеры с точки зрения субъекта профессиональной деятельности, оставляя за рамками исследования процессуальный характер развития профессиональной карьеры. Нам бы хотелось ввести акмеологическую составляющую как интегративную по отношению к онтологической с целью исследования субъекта деятельности как активного участника акме-ориентированного процесса развития профессиональной карьеры.

Акмеологическая составляющая онто-акмеологического подхода ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивает функционирование его механизмов с учетом личностной обусловленности на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Это становится необходимым при исследовании сложных функционирующих систем: человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; педагогических систем, которые создает сам преподаватель в русле тех парадигм, которые существуют в современном образовательном процессе, и социума, а также тех условий, в которых осуществляется профессиональная подготовка специалиста. Данное методологическое направление предполагает систему принципов и закономерностей установления высших, доступных для конкретного человека достижений, в том числе и профессиональных. Его суть состоит в изучении человека как целостного феномена (индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности) в практической деятельности.

Сущность и ценность акмеологической составляющей в том, что каждый человек выступает субъектом своей жизни и избранного им труда – конкретной профессиональной деятельности, повседневного общения, личностного развития и совокупного результата жизнедеятельности. Субъект понимается здесь не как идеал достигнутого, а как активный творец, постоянно движущийся к идеалу. Такое продвижение обусловлено интересами человека, его окружения, коллектива и общества в целом. Именно так наилучшим образом удовлетворяются его потребности.

Именно общество, социальный заказ задают высокие акмеологические параметры развития человека и определяют требования к уровню образовательной подготовки специалиста. Таким образом, акмеологическая направленность управления профессиональной карьерой может придать интенсивность и целенаправленность процессу профессионального самосовершенствования субъекта.

Акмеологическая составляющая дает нам право вести речь не только о влиянии деятельности на становление личности, но и об активной опережающей роли личности и ее преобразующем воздействии на деятельность в ходе поступательного профессионального развития в зрелом возрасте, на активную позицию самой личности в выборе вектора профессиональной карьеры.

Специфика процесса развития профессиональной карьеры учителя характеризуется интенсивными изменениями и принципиальной незавершимостью, переходом от одной определенности бытия к другой. Стремительность глобализации, развития мировых экономических процессов обусловливает высокий темп преобразований, смены позиций, технологий, изменения бытия в целом.

Возможность вариативного моделирования карьеры вступает в некое противоречие с самосознанием, ментальностью человека, которое «складывается годами, бытует на основе традиций и не может меняться мгновенно имманентно изменяющейся реальности» [3]. В то же время устойчивость развития профессиональной карьеры по своей сути онтологична и необходима, она определяет сохранение целостности и лучших традиций профессионального опыта в условиях нарастающей угрозы духовного вырождения человечества.

Развитие профессиональной карьеры учителя становится возможным на основе глубинного смысла и ценности бытия и при этом обладает характеристиками плюральности, разнородности, субъектной вариативности.

Появление новых форм бытия, инновации и нововведения, сопряженные с преобразованием общества и образования, должны давать человеку смысл, право выбора, возможность вершинных достижений, реализации личностного и профессионального потенциала в стремительно изменяющемся мире.

Методология профессиональной карьеры учителя, интегрируя онтологический и акмеологические подходы, способна дополнить смысл непрерывного профессионального акме-направленного восхождения личностной значимостью, смыслом бытия.

Онто-акмеологический подход, избранный нами в качестве интегративного основания концепции развития профессиональной карьеры учителя,

  • обеспечивает сбалансированность взаимодействия процессов внутреннего развития человека и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства;
  • сосредоточивает внимание на педагоге как центральном субъекте исследования, учитывая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека как субъекта деятельности и как профессионала;
  • позволяет объединить карьерные интенции как субъективный или внутренний смысл жизни со смыслом жизни объективным или внешним;
  • ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивает функционирование его механизмов с учетом личностной обусловленности на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину;
  • способствует исследованию субъекта деятельности как активного участника акме-ориентированного процесса развития профессиональной карьеры, конкретной профессиональной деятельности, повседневного общения, личностного развития и совокупного результата жизнедеятельности;
  • позволяет рассматривать исследуемый объект системно, с учетом его организации, структурности, специфики связи между элементами и функциональной упорядоченности его внешних проявлений;
  • обеспечивает рассмотрение развития профессиональной карьеры как непрерывного, нелинейного процесса, как управляемой и самоорганизующейся системы, осуществляющей взаимодействие с окружающей средой.

Суть интеграции онто-акмеологического подхода заключается в выборе траектории развития профессиональной карьеры. Этот выбор опосредован степенью значимости с точки зрения сущности человеческого бытия. Оно дает человеку как профессионалу критерии выбора «между глубинным и поверхностным, устойчивым и проходящим, истинным и мнимым, искренним и фальшивым, необходимым и случайным, сущностью и явлением, причиной и следствием» [3]. Онтология выделяет то общее, сущностное, что необходимо человеку, акмеология определяет способ его достижения. При этом процесс развития профессиональной карьеры становится сферой профессионального творчества, смысложизненного самоопределения, наполнения смыслом человеческих интересов; придает существованию подлинную причастность к миру, гуманизм.

Современная онтологическая ситуация и реальная педагогическая обстановка определяют взаимосвязь и взаимообусловленность качества профессиональной карьеры учителя с качеством жизни, с его бытийной сущностью и личностными ценностями.

Интеграция онтологического и акмеологического подходов дает прочную методологическую основу для укрепления причинно-следственных связей между процессом достижения профессиональных смысложизненных вершин и формированием «установки на бытие» (Э. Фромм), ибо, как писал М. Хайдеггер: «Бытие все еще ждет, пока Оно само станет делом человеческой мысли» [10], и, следовательно, оказывает влияние на формирование профессионального мировоззрения учителя.