Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF FORMATION OF READINESS OF EXPERTS OF THE SOCIAL SPHERE FOR SOCIAL MAINTENANCE OF FAMILIES WITH CHILDREN

Savchenko V.V. 1 Mayatskaya N.K. 1
1 Stavropol State Medical University
The article is devoted to a problem of training of specialists of the social sphere to activities for social maintenance of families with children. In article the main approaches to the maintenance of the concept "social maintenance" are described, intrinsic characteristics of readiness of experts of the social sphere for social maintenance of families with children are defined, the characteristic is given to the purposes and organizational bases of social maintenance. Social maintenance is considered, on the one hand, as the separate direction, a type of the social help to a family, with another - as technology of professional activity of experts of the social sphere. The structure of readiness of experts of the social sphere for social maintenance is made by the following components: scientific-theoretical, practical, motivational and valuable, cognitive and estimating, creative, emotional and strong-willed component. In article it is indicated the need of introduction in practice of professional development and vocational training of specialists of the social sphere of training courses in mastering technologies of social maintenance, and also development of educational and methodical maintenance of realization of interdepartmental technologies of social maintenance of families with children.
social maintenance
family with children
social trouble
experts of the social sphere
professional training
professional readiness.

Приоритетным направлением государственной социальной политики современного российского общества является повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия.

Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761, обеспечение благополучия и защищенного детства является одним из главных национальных приоритетов России [8].

На сегодняшний день в современной России созданы новые государственные и общественные институты: введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентированный на решение наиболее значимых проблем детей, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по пропаганде новых форм устройства детей-сирот в замещающие семьи, противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции: увеличилась рождаемость и снизилась детская смертность, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, повысилась доступность образования и медицинской помощи для детей, увеличилось число детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в приёмные семьи.

Так, например, в Ставропольском крае семьи, имеющие несовершеннолетних детей, продолжают оставаться в социально уязвимом положении, особенно многодетные, неполные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Среднедушевой доход семей, имеющих одного ребенка, составлял в 2015 г. 13 163 руб., семьи с двумя детьми – 7 399 руб., а многодетной семьи – 4 575 руб. В детских стационарах медицинских организаций в   2015 году обследованы и получили лечение 926 безнадзорных и беспризорных детей, которые были доставлены органами опеки и попечительства, работниками органов управления внутренних дел Ставропольского края [2].

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Прежнюю значимость имеют следующие проблемы детства: высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях; распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями с детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства [5].

В последние годы в практику работы учреждений социальной сферы активно внедряется механизм социального сопровождения, направленный на содействие родителям или законным представителям несовершеннолетних в получении социальной, образовательной и медицинской помощи, решения проблем ребенка и/или семьи и повышения реабилитационного, интеграционного, коммуникативного потенциала и обеспечения самостоятельного функционирования. Однако на сегодняшний день учреждения социальной сферы испытывают дефицит кадров, готовых к эффективной реализации технологий социального сопровождения семей с детьми.

Цель исследования: анализ сущности и структуры готовности специалистов социальной сферы к деятельности по социальному сопровождению семей с детьми.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ нормативно-правовых, психолого-педагогических и справочных информационных источников по проблеме исследования, систематизация и классификация имеющихся материалов. В ходе проведения исследования были проанализированы статистические данные, представленные в Докладе о положении детей и семей, имеющих детей в Ставропольском крае, за 2015 г., подготовленном Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Результаты и обсуждение. В современной теории еще не сложился единый методологической подход к определению сущности социального сопровождения семей с детьми. С одной стороны, социальное сопровождение семей с детьми рассматривается как отдельное направление, вид социальной помощи семье, с другой - это технология профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

Нормативно-правовой основой внедрения механизма социального сопровождения является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. Осуществляют социальное сопровождение семей с детьми государственные и/или муниципальные организации социального обслуживания при участии органов и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлекаемых для решения медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семьи на межведомственной, внутриотраслевой и межсекторальной основе [10].

Социальное сопровождение семей с детьми направлено на:

  • раннее выявление и предупреждение семейного неблагополучия, сохранение семьи для ребенка, повышение ее социального статуса;
  • содействие семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
  • содействие семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей;
  • повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.

С этой целью в организациях социального обслуживания создаются специальные подразделения или службы по работе с семьей и детьми, например служба социального сопровождения семей с детьми, организации социального обслуживания, отделения по работе с семьей и детьми и т.п. Предоставление социального обследования осуществляется на основании договора и индивидуальной программы социального сопровождения.

Таким образом, социальное сопровождение в данном контексте рассматривается как механизм координации субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью повышения эффективности оказания социальной помощи семье и предупреждения развития семейного неблагополучия [8; 9]. Содержание видов помощи, оказываемых в процессе социального сопровождения семьи с детьми, включает в себя социальную, психическую, педагогическую, медицинскую и юридическую помощь.

Вместе с тем традиционно социальное сопровождение рассматривается как вид профессиональной деятельности, который включает в себя комплексную поддержку, совокупность определённых методов и форм работы специалистов с семьей, имеющей детей.

Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития членов семьи для повышения своего социального статуса, формирования умения самостоятельно владеть подходами и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы [7].  

Социальное сопровождение как технология профессиональной деятельности включает в себя, прежде всего, психолого-педагогическую помощь и поддержку членам семьи, предполагает не решение проблем семьи, а стимулирование членов семьи к самостоятельному выходу из ситуации семейного неблагополучия [6].

Оба подхода являются взаимодополняющими. Однако современное федеральное законодательство обязывает государственные и/или муниципальные организации социальной сферы внедрять системы социального сопровождения. В нашем исследовании понятие «социальное сопровождение» мы будем рассматривать как отдельный вид социальной помощи семье. К семьям, нуждающимся в социальном сопровождении, обязательно относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные, малообеспеченные, имеющие намерение отказаться от ребенка и т.п.

Нормативно-правовым документом, регламентирующим содержание работы и требования к уровню профессиональных знаний, умений и навыков специалистов социальной сферы с семьей, является профессиональный стандарт.

Приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. № 683н утверждён профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей», профессиональная деятельность которого направлена на предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении [3].

Изучение проблемы исследования позволяет утверждать, что готовность к профессиональной деятельности достигается в ходе моральной, психологической и профессиональной подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых к особенностям профессиональной деятельности [1].

Готовность специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми представляет собой систему знаний, умений, навыков, установок, мотивов, убеждений, интеллектуальных и профессиональных качеств, ориентированности на профессиональную деятельность, направленную на выявление и устранение причин и условий, приводящих к семейному неблагополучию.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующую структуру готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми, которая состоит из следующих компонентов [1; 4]:

  1. Научно-теоретический компонент. Данный компонент предполагает наличие необходимого объема профессиональных знаний, нужных для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Наличие определенного уровня профессиональных знаний позволяет специалисту адекватно ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, правовой сфере, эффективно планировать решение стоящих перед ним задач, разрабатывать индивидуальные программы социального сопровождения, изучать возникающие проблемы, намечать цели и способы их достижения, выбирать наиболее приемлемые формы и методы реализации индивидуальных программ социального сопровождения, контролировать и оценивать свое поведение.
  2. Практический компонент предполагает владение способами и приемами профессиональной деятельности, т.е. необходимыми навыками и умениями для осуществления деятельности по социальному сопровождению семей с детьми. Основы данного компонента готовности составляют: когнитивные, коммуникативные, конструктивные и организаторские умения.
  3. Мотивационно-ценностный компонент включает профессионально-гуманистическую направленность личности специалиста социальной сферы, а также систему устойчивых мотивов, отношений, установок, которые обеспечивают оптимальный ход профессиональной деятельности.
  4. Когнитивно-оценочный компонент готовности специалиста социальной сферы к социальному сопровождению семей проявляется в отражении когнитивной репрезентации содержания профессиональной деятельности, возможных деструктивных изменений деятельности в проблемной профессиональной ситуации, профессиональных деформаций, эмоционального выгорания, а также в выработке соответствующих стратегий, направленных на оптимизацию выполнения деятельности.
  5. Креативный компонент включает наличие определенного креативного потенциала и механизмов его активизации, что предполагает высокий уровень социальной и профессиональной активности специалистов в реализации мероприятий по социальному сопровождению и профилактике семейного неблагополучия.  
  6. Эмоционально-волевой компонент. Содержание данного компонента составляют эмоционально-волевые процессы саморегуляции, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и тем самым обеспечивают эффективное осуществление профессиональной деятельности.

Совокупность вышеперечисленных компонентов в целом составляет каркас профессиональной готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на реализованный в последние годы ряд мероприятий государственной социальной политики, направленный на повышение уровня и качества жизни семей с детьми, проблема семейного неблагополучия по-прежнему остается актуальной и определяет необходимость дальнейшего совершенствования мер социальной поддержки семей с детьми.
  2. Одним из перспективных направлений в области реализации мер социальной защиты семей с детьми является механизм социального сопровождения, направленный на содействие родителям или законным представителям несовершеннолетних в получении социальной, образовательной и медицинской помощи, решение проблем ребенка и/или семьи и повышение реабилитационного, интеграционного, коммуникативного потенциала и обеспечение самостоятельного функционирования.
  3. В современной теории и практике социальной и психолого-педагогический помощи и поддержки семьи социальное сопровождение рассматривается, с одной стороны, как отдельное направление, вид социальной помощи семье, с другой - как технология профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.
  4. Нормативно-правовой основой, регламентирующей содержание механизма социального сопровождения, является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г., а также профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей», утверждённый приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. № 683н.
  5. Готовность специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, установок, настроенности на деятельность, направленную на выявление и устранение причин и условий, приводящих к семейному неблагополучию. Структуру готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению составляют следующие компоненты: научно-теоретический, практический, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, креативный, эмоционально-волевой.
  6. Эффективное внедрение системы социального сопровождения семей с детьми определяет необходимость проведения специализированных курсов повышения квалификации «Социальное сопровождение семей с детьми» для практических работников социальной сферы, а также включение в основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки социальная работа, специальное (дефектологического) образование учебных курсов по данной проблеме.
  7. Проведённое исследование подтвердило необходимость разработки учебно-методического сопровождения подготовки специалистов социальной сферы для реализации межведомственных технологий социального сопровождения семей с детьми.