Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE MANAGEMENT SOCIAL POLICY ADMINISTRATION CITIES ORENBURG FOR HEALTH SAFETY

Danshina T.B. 1 Kaspruk L.I. 2 Zhakupova G.T. 2 Snasapova D.M. 2
1 Office of Social Policy of the city of Orenburg
2 FGBOU IN "Orenburg State Medical University" Russian Ministry of Health
Проведено исследование особенностей деятельности управления по социальной политике администрации города Оренбурга по охране здоровья граждан. Представлен опыт решения вопросов по сохранению здоровья населения и решения проблем здравоохранения на основе плановых мероприятий, проводимых в федеральном субъекте (на примере города Оренбург). Анализ решения основных стратегических проблем в сфере охраны здоровья с помощью взаимодействия различных структур: органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц организаций, которые действуют в пределах тех полномочий, включал мониторинг мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, повышению физической активности населения и проведению оздоровительных работ. Исследованы вопросы решения проблемы по созданию главнейших предпосылок, необходимых для оказания медицинской помощи населению, а также организации медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные особенности стратегии и тактики социальной политики могут быть использованы другими федеральными субъектами. Проведенное анкетирование пациентов, врачей, сестринского медицинского персонала показало, что престиж медицинской профессии актуален в формате качества медицинской помощи и должен поддерживаться на государственном уровне. Анкетирование выявило положительную оценку мер государственной поддержки.
The study of the activities of the office for social policy of administration of city of Orenburg on the protection of public health. The experience of addressing issues on the preservation of public health and solving health problems based on the planned activities carried out in the Federal subject (on the example of Orenburg). Analysis of the solution of major strategic problems in the field of health with the cooperation of various institutions: public authorities, local governments and officials of organizations that operate within those powers included the monitoring of activities to promote healthy lifestyle, increase of physical activity of the population and implementation of health promotion activities. The article focuses on the solution of problems on creation of the main prerequisites necessary for the provision of medical care and organization of medical aid in medical institutions of the municipal system of health. The practical significance of the research lies in the fact that the peculiarities of the strategy and tactics of social policy can be used by other Federal entities. A survey of patients, doctors, nursing medical staff showed that the prestige of the medical profession actual format of quality of care and should be maintained at the state level. The survey revealed a positive assessment of government support measures.
health
lifestyle
medical care
health
physical activity
prevention
disease
education

Численность населения Оренбургской области на 1 января 2015 г. составляет 2 001 110 чел. Самым большим городом в Оренбургской области по численности населения является Оренбург, численность населения  которого на 01.01.15 г. составляла 561 279 чел. (на 01.01.16 г. – 562 569 чел.). При этом не оставляет сомнений необходимость широкой сети медицинских организаций, коечного фонда, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, осуществления разработки информационно-аналитических систем и прогнозов и др.

 Система государственного здравоохранения на территории города Оренбурга включает 34 медицинские организации, при этом 14 городских, 20 областных медицинских организаций, 3 родильных дома (в том числе 2 перинатальных центра). Населению Оренбургской области на конец 2015 г. медицинскую помощь оказывали 87 самостоятельных больничных организаций, 12 диспансеров, 391 амбулаторно-поликлиническая организация, 41 станция (отделение) скорой медицинской помощи. Численность врачей всех специальностей с 2000 по 2015 г. уменьшилась на 12,8% (с 10 728 чел. в 2000 г. до 9355 чел. в 2015 г.). Численность физических лиц врачей в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 0,4%. При этом  численность среднего медицинского персонала уменьшилась на 0,5%. Укомплектованность штатных должностей врачей физическими лицами составила 65,7% (в 2014 г. - 64,0%), а среднего медицинского персонала – 82,4% и 81,2%  соответственно. Численность врачей всех специальностей на 10 000 чел. населения уменьшилась на 3,7% (с 48 на 10 000 чел. населения в 2000 г. до 46,9 на 10 000 чел. населения в 2015 г.). Обеспеченность врачебными кадрами всего по области в 2015 г. составила 46,9 на 10 000 человек населения.  При этом в Приволжском федеральном округе составила 45,0, а по Российской Федерации – 45,9.

Укомплектованность врачебных должностей в организациях здравоохранения (соотношение штатных и занятых должностей врачей; процентов) снизилась с 94,7 в 2000 г. до 85,0 – в 2015 г. Обеспеченность населения врачами в городе Оренбурге за период 2000-2015 гг. снизилась с 97,7 до 87,7 чел. на 10 000 чел. населения. При этом численность населения на одного врача за период 2000-2015 гг. увеличилась на 3,7% в Оренбургской области (с 205,4 до 213,2). В Оренбурге за тот же период также отмечается увеличение численности населения на одного врача  на 10,2% (с 102,4 до 114,0).

Обеспеченность населения средним медицинским персоналом по Оренбургской области незначительно снизилась с 2000 по 2015 г. на 0,5% (с 127,1 до 126,5 на 10 000 населения). При этом численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения в городе Оренбург повысилась на 4,2% (с показателя 160,6 до 167,6). Однако при этом численность населения на одного работника среднего медицинского персонала по области несколько повысилась – на 0,4% (с 78,7 до 79), а за тот же период в Оренбурге – уменьшилась на 4,2% (с показателя 62,3 в 2000 г. до 59,7 в 2015 г.).

Существующая в настоящее время неравномерность и асимметричность в обеспеченности медицинским персоналом, несомненно, требует корректировки на различных уровнях [3].  

Число коек круглосуточного пребывания составляло 17 249 (86,5 койки на 10 000 чел. населения), что превышает соответствующие показатели по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации (83,3 и 83,4 койки на 10 000 человек населения соответственно). Число лиц, которым станциями (отделениями) скорой медицинской помощи оказана помощь при выездах и амбулаторно, составило 406 на 1000 чел. населения (в 2014 г. - 417) [2].

В соответствии с Законом Оренбургской области «Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области», принятым постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 августа 2012 г. N 1066, статьей 13 «Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся:

- создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- обеспечение организации медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи отдельных государственных полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья;

- информирование населения муниципального образования о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, на территории муниципального образования, информирование об угрозе и о возникновении эпидемий;

- участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и ее компонентов;

- участие в реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

- реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни;

- создание благоприятных условий для привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях [1; 7].

Одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры, в случае особо опасного заболевания граждане обязаны лечиться. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинской организации [5].

Здоровье нации - неотъемлемая часть общественного богатства и ключевой ресурс развития государства. Несомненно, усилия на государственном уровне привели к некоторой сравнительно благополучной динамике социально-экономического развития [4].

Определены следующие этапы жизни и ответственности за здоровье: родильный дом, детский сад, школа, колледж, вуз, предприятие, пенсионный этап (табл. 1). Непосредственно  гражданину  помогают: общегородские акции и мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, донорства, спортивные учреждения, школы здоровья при медицинских организациях.

Таблица 1

Ступени жизни и ответственности за здоровье

Организации, реализующие этапы жизни

Отвечают за здоровье

I. Родильный дом

Медработники роддома, детская поликлиника, родители

II. Детский сад

Родители, воспитатели, медработники детского сада, детская поликлиника

III. Школа

Родители, учителя, медработники школы, детская поликлиника, школьник

IV. Колледж, вуз

Студент, студенческая поликлиника

V. Предприятие

Работник, поликлиника по прикреплению (по обращению), работодатель (периодические медосмотры, охрана труда, безопасность труда, введение в штат медработника, здравпункт)

VI. Пенсионный этап

Гражданин, поликлиника по прикреплению

 

Отметим, что в Оренбурге в целях создания условий для оказания медицинской помощи принято соглашение «О создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории МО «Город Оренбург», в соответствии с которым в городе принимаются все меры по подготовке коммунальной инфраструктуры всех медицинских организаций к работе в зимний период. К ним относятся подготовка и проведение отопительных сезонов, электроснабжение, расчистка снега, доступность для инвалидов и др. На территории муниципального образования организована транспортная доступность для населения: маршрутный транспорт, остановочные пункты, что обеспечивает своевременность оказания медицинской помощи населению. Обеспечен и осуществляется муниципальный контроль сохранности дорожного полотна, безопасность дорожного движения на нем и др.  в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

Проведенное исследование показало, что на территории муниципального образования «Город Оренбург» организован сбор и утилизация бытовых и промышленных отходов (за исключением медицинских). Утверждены правила благоустройства, в рамках которого проводятся общегородские субботники и месячники по благоустройству и озеленению города Оренбурга. Проводится информирование населения города о возможности распространения социально значимых заболеваний:

- подготовка, издание и распространение печатной продукции;

- бесплатное флюорографическое обследование «Остановим туберкулез!»;

- круглые столы по профилактике ВИЧ-инфекции;

- ежегодно в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом организация и проведение бесед со студентами по вопросу профилактики ВИЧ с приглашением специалистов-врачей: гинеколога, андролога, репродуктолога.

Мониторинг показал, что организована также работа по санитарно-эпидемиологическому благополучию горожан: заседания городской межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии проводятся дважды в квартал. При этом обсуждаемые аспекты следующие:

- «О мерах по профилактике клещевого вирусного энцефалита на территории города Оренбурга»;

- «Об организации комароистребительных работ на территории г. Оренбурга. О мерах профилактики в очаге в целях предотвращения распространения заболевания малярией среди жителей г. Оренбурга»;

- «О состоянии водоснабжения в городе Оренбурге и о мерах по его улучшению»;

- «О мерах профилактики заболевания ГЛПС на территории г. Оренбурга»;

- «О мерах профилактики гриппа и ОРВИ в эпидемический сезон в городе Оренбурге», согласован план подготовки и проведения мероприятий на период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в городе Оренбурге;

- «О мерах по борьбе с вирусом АЧС на территории г. Оренбурга».

Информирование населения города о возможности распространения социально значимых заболеваний проводится в формате встреч с жителями поселков, брифингов с представителями средств массовой информации по профилактике мышиной лихорадки (геморрагической лихорадки с почечным синдромом). Отмечено, что значительное внимание уделяется агитационно-информационной работе, которая включает участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства:

 - мероприятие «Капля крови» вошло в Книгу рекордов Гиннеса;

- «Здоровый донор – здоровое Оренбуржье»,

- ежегодная безвозмездная донация крови работниками администрации города Оренбурга;

- акция «Посвящение в доноры – 2016» на производственном объединении «Стрела»;

- многочисленные мероприятия «Посвящение в доноры»;

- применение разнообразных форм участия в пропаганде донорства крови.

Мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни реализуются в организации и контроле работы Центра здорового питания, с помощью таких

мероприятий, как межведомственная акция «Сохрани жизнь», «Профилактика детского травматизма» и др.

Несомненно, важнейшим аспектом является работа по формированию кадрового медицинского и фармацевтического персонала. Результаты мониторинга свидетельствуют, что на территории города Оренбурга созданы благоприятные условия для привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях. Исследование трудоустройства молодых специалистов-медиков в государственные медицинские организации (табл. 2) показало, что в среднем число прибывших молодых врачей в государственные медицинские организации на территории города Оренбурга составляет 110 человек в год. Из них категорию «Молодая семья» представляют 45 чел.

Таблица 2

Мониторинг трудоустройства молодых специалистов-медиков в государственные медицинские организации на территории города Оренбурга

год

Количество прибывших молодых врачей

Категория «Молодая семья»

Количество врачей с детьми на иждивении

Количество врачей с ипотечным кредитом

2014

104

44

20

20

2015

130

60

40

18

2016

96

31

16

4

 

Не оставляет сомнений актуальность мер социальной поддержки, направленных на решение кадрового вопроса, что реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 13.11.2014 № 872-пп «О ходе реализации целевых программ по обеспечению медицинских организаций Оренбургской области медицинскими кадрами». При этом отмечается, что разработан и согласован муниципальный  план по созданию благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в государственных медицинских организациях города Оренбурга. Решением ОГС от 01.03.2016 № 96 «О создании благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в государственных медицинских организациях, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург». Установлены следующие меры социальной поддержки:

- единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении одного (двух) несовершеннолетних детей, в размере 50 тыс. рублей;

- единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему трех и более детей, в размере 200 тыс. рублей;

- единовременная денежная выплата медицинскому работнику, на частичную компенсацию по кредиту (займу) на приобретение жилья, в размере 100 тыс. рублей;

- проводится мониторинг прибытия и закрепления молодых специалистов-медиков в государственные медицинские организации территории города Оренбурга [6].

Учитывая тот факт, что престиж медицинской профессии — это не только духовное самосознание медиков, но и качество медицинской помощи, анкетируемые нами пациенты (105 чел.), врачи (54 чел.), сестринский медицинский персонал (558 чел.) в 100% случаев полагают, что престиж врачей должен поддерживаться на государственном уровне и в средствах массовой информации. В рамках празднования Дня медицинского работника и по итогам работы ежегодно работникам здравоохранения вручаются муниципальные награды: в 2014 г. – 176, в 2015 г. – 151, в 2016 г. – 160 медицинским работникам. Ежегодно комиссионно вручается муниципальная премия имени заслуженного врача РСФСР В.В. Чугреевой за достижения в области хирургии. Ежегодно готовятся материалы на кандидатов организаций здравоохранения города Оренбурга для получения почетного звания «Заслуженный работник здравоохранения г. Оренбурга», для участия в конкурсе «Человек года» в номинации «Медицинский работник года», «Женщина года» в номинации «Женщина и милосердие».

Таким образом, успешно решаются главные стратегические задачи обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья путем взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц организаций в пределах своих полномочий, установленных законодательством РФ. Организована в полной мере работа по санитарно-эпидемиологическому благополучию. Созданы благоприятные условия для привлечения медицинских работников для работы в государственных медицинских организациях, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург». Осуществляются пропаганда здорового образа жизни, повышение физической активности граждан и проведение оздоровительных мероприятий. Учитывая, что престиж медицинской профессии актуален в формате качества медицинской помощи, 100% анкетируемых пациентов, врачей, сестринского медицинского персонала считают, что престиж врачей должен поддерживаться на государственном уровне. Проводятся мероприятия, способствующие повышению престижа профессии врача и сестринского медицинского персонала.