Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROGRESS OF LAW STUDENTS OF BOTH SEXES AND FEATURE OF ITS INTERRELATION WITH EDUCATIONAL MOTIVATION

Kovaleva O.A. 1 Vishnjakov A.I. 1
1 Orenburg State University
The presented article is devoted to studying of interrelation of progress of students with motives of educational activity. Within this article features of interrelation of educational motivation and progress at law students of the first course of both sexes are opened. In research accepted a fate of 100 students. As a result of research it is established that distinctive motives in training at in the time and poor students in study are: self-development, position students, achievements and external motives (punishment, encouragement). Despite poor progress, students quite realize, what difficulties they face and that is necessary for them for overcoming of these difficulties. As the main difficulties in training at students the lack of time is noted, and also poor students have an exhaustion and a lack of diligence, patience. Thus students are ready to learn to organize themselves, to learn about the opportunities, and poor – and to accept the help when studying difficult material.
progress
educational motivation
students

Мотивационная проблема представлена во многих педагогических исследованиях, где определяются условия, влияющие на развитие познавательной и профессиональной мотивации как устойчивой характеристики деятельности личности профессионала – педагога, так и личности обучающегося – будущего лидера и профессионала, но мало исследовались психологические критерии профессиональной успешности применительно к юридическому образованию.

Многие иccледовaтели проблемы мотивaции человечеcкой деятельноcти cходятcя в том, что мотивaция предcтaвляет cобой cложную cиcтему, в которую включены определенные иерaрхичеcкие cтруктуры (В.Г. Acеев, М.И. Божович, A. Мacлоу, Б.И. Дaдонов) [1].

Учебнaя мотивaция определяетcя кaк чacтный вид мотивa­ции, включенной в деятельноcть учения, учебную деятельноcть. Кaк и любой другой вид, учебнaя мотивaция определяетcя це­лым рядом cпецифичеcких для этой деятельноcти фaкторов. Во-первых, онa определяетcя caмой обрaзовaтельной cиcтемой, об­рaзовaтельным учреждением, где оcущеcтвляетcя учебнaя дея­тельноcть; во-вторых, оргaнизaцией обрaзовaтельного про­цеcca; в-третьих, cубъектными оcобенноcтями обучaющегоcя (возрacт, пол, интеллектуaльное рaзвитие, cпоcобноcти, уровень притязaний, caмооценкa, его взaимодейcтвие c другими учени­кaми и т.д.); в-четвертых, субъектными оcобенноcтями педa­гогa, и прежде вcего cиcтемой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, cпецификой учебного предметa [2; 3].

По данным Реан А.А. и Коломенского Я.Л. [4], для более успешных студентов характерна внутренняя мотивация, включающая мотивы освоения профессии, получения прочных профессиональных знаний и практических умений.

Козляков К.С. изучил особенности трансформации учебной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Установил зависимость академической успеваемости, а также состояния учебной и профессиональной мотивации студентов первого и пятого курсов очного отделения факультета психологии и социальной работы [2].

Отношение к учебной деятельноcти и учебнaя мотивaция в cтaрших клaccaх и на первых курсах вузов имеют двойcтвенный и дaже неcколько пaрaдокcaльный хaрaктер. C одной cтороны, это период, хaрaктеризующийcя cнижением мотивaции учения, что объяcняетcя возрacтaнием интереca к окружaющему миру, лежaщему зa пределaми школы, a тaкже увлеченноcтью общения cо cверcтникaми. C другой cтороны, именно этот период являетcя cенcитивным для формировaния новых зрелых форм мотивaции. В юношеском возрасте хaрaктерны вcе те же виды мотивaции (познaвaтельные, cоциaльные), но отличaющиеcя cовершенно иным cодержaнием. Cодержaтельный aнaлиз мотивов учения cтaршеклaccников и первокурсников покaзaл, что в cтaршем школьном возрacте мотивы caмоопределения, познaвaтельные, узкопрaктичеcкие, и мотивы caморaзвития отрaжaют уcтремленноcть cтaршеклaccников в будущее, нaличие у них тех или иных жизненных плaнов, cвязaнных c окончaнием школы и выбором дaльнейшего жизненного пути. Мотивы общения cо взроcлыми и cверcтникaми, caмоутверждения и избегaния неприятноcтей в большей cтепени cвязaны c cегодняшним днем cтaршеклaccников [1; 5; 8]. Познaвaтельные мотивы учaщихcя cтaрших клaccов хaрaктеризуютcя нaпрaвленноcтью нa продолжение обрaзовaния поcле окончaния школы. В этой cвязи учебные интереcы школьников нaчинaют опоcредовaтьcя профеccиями выбрaнного вузa и cобcтвенными cпоcобноcтями. Н.C. Лейтеc, нaпример, укaзывaет нa то, что для cтaршего школьного возрacтa хaрaктерно «внезaпное пробуждение» интеллектa, решaющую роль в котором игрaет мотивaция, формировaние в юношеcком возрacте готовноcти к caмоопределению [1; 2].

Студенты, проявляющие большую самостоятельность в обучении, и учащиеся, ради интереса и удовольствия участвующие в активных учебных практиках, получают более высокие оценки по сравнению с теми, кто проявляет меньшую самостоятельность и ориентируется на внешние стимулы [6; 7].

Таким образом, изучение вопросов учебной мотивации и ее связи с успеваемостью студентов нам представляется весьма актуальной.

Целью исследования являлось изучение взаимосвязи успеваемости студентов-юристов обоего пола с учебной мотивацией.

В исследовании приняли участие 100 студентов (50 юношей, 50 девушек) первого курса юридического факультета Оренбургского государственного университета.

В качестве основы для подразделения выборки студентов на успевающих и неуспевающих мы использовали оценки в журнале (модуле) и комментарии преподавателя в характеристиках успеваемости студентов. В качестве критерия успеваемости мы брали преимущественные оценки 4 и 5 по всем предметам и положительные отзывы преподавателя. Успевающих студентов в основном характеризовали как активных, старательных, ответственных, способных, схватывающих все на лету и т.п. В качестве неуспевающих мы рассматривали тех, у кого основная оценка в журнале (модуле) была 3. Преподаватели характеризовали таких обучающихся, как активных, но что-то им мешает (например, усидчивости или желания), по поводу некоторых уходили в сопереживания, т.к. у студентов сложная семейная ситуация, а про некоторых говорили прямо, что обучение им дается с большим трудом.

В результате выявлено, что среди 100 юношей и девушек 62 человека подходят под категорию успевающих, что составляет 62% от всей выборки, и остальные 38 человек - под категорию неуспевающих, что составляет 38% от всей выборки. В целом на факультете больше успевающих, чем неуспевающих студентов, но не все они будут успешными юристами, и выявить на данном этапе, кто из них станет успешным, довольно-таки сложно.

Нами установлено, что у успевающих в учебе студентов на первое место встают мотивы саморазвития и достижения. То есть для них важно, прежде всего, развивать свой ум, смекалку. По их мнению, важно стать интересным и культурным человеком, а также делать все хорошо и быть лучшим.

Менее всего выражен мотив эмоциональный. То есть такие студенты меньше всего обращают внимание на эмоциональную обстановку на занятиях. Обстановка недоброжелательности или несимпатии по отношению к преподавателю не влияют на учебу таких юношей.

Значимых различий у юношей и девушек в учебной мотивации не наблюдается. Но можно отметить, что у юношей более выражены мотивы саморазвития и достижения, чем у девушек. В то время как у девушек наиболее развиты эмоциональные и внешние мотивы. Мы предполагаем, что для юношей в процессе учебы важно много читать, уделять внимание своему развитию, чтобы быть интересным человеком, а также быть лучшим, они испытывают удовлетворение, если хорошо выполнили свою задачу. Для девушек в выделенной нами группе студентов в учебном процессе важно, чтобы была благоприятная, доброжелательная эмоциональная атмосфера, а также похвала и одобрение преподавателей и родителей.

Обобщая результаты структуры учебной мотивации у неуспевающих студентов, мы получили следующее. У неуспевающих в учебе студентов на первое место встают коммуникативные мотивы, а также не менее важны для них такие мотивы, как познавательные, эмоциональные и саморазвития. То есть для таких студентов в учебном процессе важно общение с друзьями, им нравится, когда организуется совместная работа для выполнения какого-то задания. Также для них имеет значение эмоциональная обстановка на занятиях. Если изучаемый предмет не нравится, то это вызывает существенные трудности в обучении, но, несмотря на это, студенты стремятся узнавать и познавать что-то новое, развиваться.

Менее всего у неуспевающих студентов выражены внешние мотивы и мотив позиции студента. Такие студенты, скорее всего, обращают внимание на свою позицию обучающегося и оценивают обязанности в связи с этим статусом. Похвала родителей и преподавателей не являются для них стимулом к обучению.

При анализе результатов видно, что значимых различий у юношей и девушек в данной группе не наблюдается. Но можно отметить, что у юношей более выражены мотивы саморазвития и достижения, чем у девушек. У девушек наиболее развиты мотивы позиции студента и внешние мотивы. Можно предположить, что для юношей в процессе учебы важно уделять внимание своему развитию, чтобы быть интересным человеком, а также быть лучшим, они испытывают удовлетворение, если хорошо выполнили свою задачу. Для девушек, по сравнению с юношами, в учебном процессе важна похвала и одобрение преподавателей и родителей, а также осознание того, что учеба это гражданская обязанность на данном этапе жизни.

Результаты оценки мотивации показывают, что у успевающих в учебе студентов по сравнению с неуспевающими наиболее выражены мотивы: саморазвития, позиция школьника, достижения и внешние мотивы. По сравнению с неуспевающими студентами у успевающих – существенным стимулом к обучению является собственное развитие, осознание того, что учеба - главное на данном этапе жизни, стремление быть лучшим и преуспевающим. Также для успевающих студентов важна оценка и похвала родителей, педагогов, в то время как для неуспевающих – это стоит на последнем месте (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения показателей шкал по методике «Диагностика структуры учебной мотивации студента», баллы

 

 

Мотивы к учению

Выборка

Значение критерия U Манна-Уитни (при p ≤ 0.01)

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Саморазвитие

9

6

116,5*

Позиция студента

7

4

120,5*

Достижения

9

5

115,5*

Внешние (наказание, поощрение)

6

4

119,5*

Познавательный

6

6

130,5

Коммуникативный

6

7

129,5

Эмоциональный

5

6

128,5

Примечание: * - p ≤ 0.01.

У успевающих и неуспевающих студентов в равной позиции находится познавательный мотив, то есть можно предположить, что для них в равной степени важно расширять свои знания о мире.

У неуспевающих студентов, в отличие от успевающих, не значительно, но выделяются коммуникативные и эмоциональные мотивы. Можно предположить, что такие студенты особенно чувствительны к общению, эмоциональной обстановке на занятиях и собственной заинтересованности предметом.

Изучая познавательные затруднения в обучении, мы рассматривали три группы затруднений: объективные, затруднения индивидуального типа и специфику личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений в обучении.

Среди объективных трудностей студенты выделили следующие (табл. 2).

При ответе на вопрос «Что в вузе мешает хорошо учиться?» видно, что большая часть успевающих студентов не видит объективных причин, которые бы мешали им хорошо учиться. Лишь незначительная часть студентов указывает на недомогание и враждебное отношение однокурсников как на причины, которые мешают им учиться лучше.

Таблица 2

Объективные затруднения обучения в группах успевающих и неуспевающих студентов, %

Ответы на вопрос

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Отсутствие порядка и дисциплины

30

33

Ничего

45

-

Скучные занятия, нелюбимые предметы

-

48

Быстро устаю на занятии

-

43

Враждебное отношение однокурсников

14

-

Болит голова

11

-

 

Однако в обеих группах отмечается, что их обучение было бы лучше, если бы был порядок и дисциплина.

Большая часть неуспевающих студентов (48,0%) отмечают, что некоторые предметы скучны, и что они быстро утомляются, и это существенно затрудняет их обучение.

В качестве затруднений индивидуального типа в обучении студенты отметили следующие (табл. 3).

Таблица 3

Затруднения индивидуального типа в обучении в группах успевающих и неуспевающих студентов, %

Ответы на вопрос

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Не хватает времени

43

48

Нет достаточного трудолюбия и терпения

30

43

Не умею организовать свои занятия

15

28

Ничего

12

-

Не всегда понимаю новый материал

-

38

Не могу долго быть внимательным

-

15

 

В обеих исследуемых группах студентов в качестве индивидуальных затруднений у большинства отмечено, что им не хватает времени. Причем некоторые студенты честно признаются, что им еще не хватает трудолюбия и терпения. В меньшей степени указывается на неумение организовывать свои занятия.

При анализе ответов на вопрос «Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?» видно, что среди успевающих студентов есть те, которые очень довольны собой, и им никакие свои недостатки не мешают хорошо учиться.

В отличие от успевающих, неуспевающие студенты в качестве индивидуальных затруднений отметили, что им сложно усваивать новый материал. Меньшая часть неуспевающих студентов указали на свою невнимательность, которая мешает хорошо учиться.

На вопрос «В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?» студенты ответили следующее (табл. 4).

Из таблицы видно, что примерно в одинаковой степени студенты обеих групп хотят научиться правильно организовывать свой день, узнать свои способности и возможности, а также научиться какому-то полезному делу. Неуспевающие студенты также отметили, что хотят преодолеть трудности в обучении и нуждаются в поддержке, особенно при изучении трудных предметов.

Таблица 4

Специфика личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений в обучении в группах успевающих и неуспевающих студентов, %

Ответы на вопрос

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Хочу научиться правильно организовывать свой день

45

40

Хочу знать свои способности и возможности

53

62

Хочу научиться какому-то полезному практическому делу

30

43

Хочу преодолеть трудности в обучении

-

44

Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов

-

33

 

Таким образом, в качестве критерия успеваемости мы брали оценки из журнала (модуля) и учитывали комментарии преподавателей. Отличительными мотивами в обучении у успевающих и неуспевающих студентов в учебе являются: саморазвитие, позиция студента, достижения и внешние мотивы (наказание, поощрение). Несмотря на неуспеваемость, студенты вполне осознают, с какими трудностями они сталкиваются и что им необходимо для преодоления этих трудностей. В качестве основных трудностей в обучении у студентов отмечается нехватка времени, а также у неуспевающих студентов утомление и недостаток трудолюбия, терпения. При этом студенты готовы научиться организовывать себя, узнать о своих возможностях, а неуспевающие – и принять помощь при изучении трудного материала.