Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS IN TEACHING MEDICAL STUDENTS

Zubkova A.A. 1 Felker E.V. 1 Baroyan M.A. 1 Vinokur A.V. 1
1 Kursk State Medical Univercity of the Ministry of health
Text for peranesthesia article сonsiders ways of achieving effective management of the development of the required qualities of medical students through the development of pedagogically effective, innovative technologies of management of development of personality in the professional training of students in medical universities for example, students of dental faculty of the Kursk state medical University. Analyzesthe ways of formation of the intrinsic qualities of healthcare workers and appearance of future doctor. The implementation of this program is the personal development of medical students both professional and personal, which involves complex and variable use of a set of theoretical knowledge and practical skills, vision problems in different situations and understanding the ways of their solution, the ability to reflect, practical-esteem, readiness for self-improvement. This article discusses non-specific component of the educational work of the entire educational process, which represents the effect of the whole organization, the overall pedagogical process to the development of the necessary personal qualities of medical students.
educational process
health education
formation of personality
pedagogical technologies

Студенты – это интеллектуальный, профессиональный и культурный резерв российского общества, от того, какое будет их обучение в комплексе с воспитанием, зависит судьба нашей страны. Образование оказывает сильное влияние на психику индивидуума и развитие его личностных качеств.

За последние годы в государственной политике Российской Федерации в области образования произошли значительные изменения относительно оценки важности гражданского образования и воспитания. Законодательно закрепляется новая концепция высшего образования, где переносится акцент с узкопрофессионального подхода при подготовке обучающихся на многогранное профессиональное и духовное развитие личности. Теперь образование интерпретируется как единение обучения и воспитания, как процесс овладения правилами общепринятых взаимоотношений между отдельным индивидом и обществом [4].

Поэтому в Федеральной программе развития образования выделяется острая проблема, требующая научного обоснования внедрения в образовательный процесс: «ориентация развитие личности, формирование системы ее жизненных социальных норм и других элементов культуры» [3].

Студенты медицинских университетов представляют собой обособленную группу обучающихся в силу специфики изучаемой науки. Воспитание докторов является важнейшей задачей, так как только глубоко духовный и нравственный работник сможет качественно заботиться о здоровье людей, создавать благоприятную психологическую обстановку для пациентов, стремиться к скорейшему восстановлению трудоспособности больных и проводить первичную и вторичную профилактику заболеваний.

Поэтому необходима разработка педагогически эффективной технологии управления целенаправленного развития необходимых личностных качеств у студентов медицинских специальностей при их профессиональной подготовке [4].

Цель – выявить совокупность педагогических условий, необходимых для духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития личности будущего врача.

Материалы и методы

Из опыта кафедры ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ), на примере студентов стоматологического факультета 2 и 3 курсов проводилось совершенствование личности будущего медика, которое обеспечивается комплексом необходимых педагогических компонентов, реализуемых в образовательном пространстве КГМУ.

  1. Внедрение в педагогический процесс инновационных учебных технологий, таких как: «технология проблемного обучения», – обсуждение и анализ ситуационных задач с преподавателем; мозговой штурм («мозговая атака») – при этом студенты на заявленную тему выдвигают максимально возможное количество решений, а затем коллективно выбирают оптимальное для использования в практике; проведение «круглых столов», в виде подготовки сообщений студентами по заявленной теме; использование «игровых технологий» – наблюдение и ассистирование доктору во время приема пациента. Также в учебном процессе задействуются симуляционные классы, что способствует освоению мануальных навыков и последовательности лечения стоматологических заболеваний, применению полученных знаний студентов по специальности, выработке профессионального стиля деятельности, мотивационному отношению к будущей специальности.

Осваивают практические навыки студенты при помощи манекенов, стоматологических фантомов (верхняя, нижняя челюсть и окклюдатор) и самих фантомных установок, которые включают в себя непосредственно голову, блок управления, блок освещения и основные стоматологические наконечники (турбинный и механический) в зависимости от проводимых манипуляций. Важно, что студенты могут отрабатывать разные варианты положения пациента в стоматологическом кресле (на «9 и на 12 часов»). За счет этих компонентов отработка навыков в симуляционном классе приближается к реальной практической деятельности.

Студенты стоматологического факультета увереннее и спокойнее приступают к практической деятельности, за счет использования в обучении симуляционных технологий (использование фантомов и манекенов). Качество оказываемой помощи становится выше, а сама помощь более квалифицированной, происходит снижение числа ошибок при выполнении различных манипуляций, уменьшение осложнений [9].

Преподаватель во время практических занятий оценивает навыки по препарированию при различных нозологических формах заболеваний твердых тканей, по работе с мягкими тканями пациента, а также положения студента при работе, его осанку и так далее. Использование симуляционных технологий в образовании студентов стоматологического факультета позволяют осваивать специальность с большим интересом и с высокой результативностью. За время работы студента в фантомном классе он приобретает навыки по работе с мелким вращательным, колюще-режущем инструментом в ограниченном пространстве, зачастую в труднодоступных операционных участках. У обучающегося происходит программирование мелкой моторики рук и развитие точности, выдержки и аккуратности.

Симуляционные центры практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания, а значит, трансформировать их в умения и навыки [9]. Полученные практические навыки студенты отрабатывают и применяют во время ежегодной практики в стоматологических поликлиниках города и области.

Сочетание теоретических и симуляционных технологий, направленных на отработку комплекса стандартных медицинских ситуаций (дневников приема пациента, карт амбулаторного приема), обучение мануальным навыкам работы с отработкой схем и последовательностей профессиональных действий в конкретных клинических случаях по стоматологии привело к расширению медицинского кругозора студентов в стоматологии, желанию расширять весь спектр медицинских знаний, осваивать и отрабатывать мануальные навыки для оказания квалифицированной помощи пациентам.

  1. Расширение аксиосферы ценностей будущего медика за счет участия в волонтерском движении, с последующим формированием активной жизненной позиции, взращиванием необходимых качеств для работы по специальности, нравственности и гуманизма.

Этот компонент реализовывался за счет участия студентов стоматологического факультета в социально и общественно значимых видах профессиональной деятельности в детских образовательных учреждениях города на добровольных началах. Студенты принимали активное участие в профилактике стоматологических заболеваний. Они посещали детские сады, где проводили мастер-классы среди учащихся. Студенты в театрализованной форме показывали детям, что такое кариес и почему так важна гигиена полости рта, также проводили игры и задавали загадки по правилам питания и гигиены полости рта. В завершении посещения детского садика студенты, под контролем преподавателя, проводили стоматологический осмотр детей. Информацию о состоянии гигиены, твердых и мягких тканей зубов и наличия патологии прикуса передавали родителям для рекомендации посещения стоматолога с целью санации полости рта детей. Также каждому ребенку давались буклеты по правильному питанию для здоровья зубов и правилам индивидуальной гигиены полости рта.

На данном этапе студенты медицинских вузов, ориентируясь на будущую профессию, стараются воспитывать в себе качества, которые являются для них личностными, в то же время им будут необходимы в будущей профессии или обязательны для нее.

К внутренним правилам можно отнести отношения будущих врачей к профессии, основанные на взаимном уважении, субординации, соблюдении дисциплины, чувстве коллегиальности, дружелюбии и безукоризненном выполнении своих профессиональных обязанностей. Внешняя культура – это внешний вид врача. Хороший тон – умение держать себя среди пациентов, коллег и умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, умение дорожить своим и чужим временем. Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину [8].

  1. Одним из важнейших компонентов является привлечение студентов к учебно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях разного уровня (студенческих, внутривузовских, межвузовских и общероссийских), подготовка научных публикаций, принятие участия студентов в ежегодных межвузовских олимпиадах в г. Москва. Это дает уверенность в своих силах, а также стимулирует научно-исследовательский потенциал студентов.

Нельзя забывать о влиянии педагогического коллектива на воспитание студентов. Именно преподаватели осуществляют связь поколений, делятся накопленным опытом и знаниями. Важна сама атмосфера преподавания во всем вузе, демонстрация своего собственного примера для привития ответственности и гордости за принадлежность к профессии медика [1].

Необходимо обучать студентов медицинских факультетов навыкам профессионального общения, так как это является неотъемлемой частью педагогического процесса на кафедре. В настоящее время в литературе достаточно полно изложены коммуникативные навыки формирования взаимоотношений между врачом и пациентом, некоторые из них применяются при проведении практических занятий и, в частности, при клинических разборах пациентов в отделениях.

Медицинское образование является одним из основных социальных институтов общества, которое оказывает неоспоримое воздействие на процесс профессиональной адаптации и развития личности. Педагогические коллективы медицинских учебных заведений должны взять на себя роль в формировании профессиональной и личностной самореализации и самоорганизации студентов. Саморазвитие будущих медиков как профессиональное, так и личностное предполагает комплексное и избирательное использование набора теоретических знаний и практических умений, видение путей решения в различных ситуациях, способность к анализу, практической самооценке и готовность к самосовершенствованию [1].

Для достижения эффективного управления развитием личностных качеств у обучающихся в медицинских вузах необходимо уделять внимание:

1) интеграции интересов, ценностей и потребностей личности в соответствии с требованиями социума и профессиональными запросами студентов;

2) созданию условий, обеспечивающих уверенность в своих силах и социально-психологическую устойчивость;

3) коллективизма в решении проблем и поиске вариантов выбора для достижения цели;

4) поощрению инициативности, самодеятельности и самостоятельности во время образовательного процесса;

5) мотивированию, направленному на приобретение опыта саморазвития необходимых качеств и их внедрения в предстоящую медицинскую деятельность [4].

Обучение в медицинском вузе – это сложный многогранный процесс для гармоничного развития и воспитания целостной личности. К задачам медицинских вузов относится формирование личности, в которой профессиональное и нравственное составляющие находятся в единстве и не противоречат друг другу. Существует модель медицинского специалиста, сочетающего как профессиональные, так и нравственные аспекты [1].

Именно формирование духовности и нравственности лежит в основе современной системы воспитания студентов медицинских специальностей. У некоторых индивидуумов нашего времени нередко материальные ценности доминируют над нравственными. Теряется основа человеческих взаимоотношений, в том числе и в медицине, где сострадание, доброта и милосердие должны быть основой деятельности каждого медицинского работника. Особенно важным является развитие этого осознания именно в студенческие годы, когда у молодых людей идет интенсивный процесс формирования и развития личности.

В этом периоде преподаватель должен помогать студентам вырабатывать нравственные нормы поведения в обществе, способствовать развитию их профессиональных навыков. Необходимо поощрять активную жизненную позицию и творческие способности студентов. Высокий уровень духовности, который позволит студенту добиться максимальных успехов в будущей профессии, станет внутренним стержнем, что поможет найти правильный подход и к будущим пациентам, и к будущим коллегам. Поэтому учебный процесс должен осуществляться в комплексе с воспитательным. Наряду с получением фундаментальных знаний, у студента необходимо формировать и общечеловеческие качества, без которых человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только профессия, но и призвание [7].

Значимым является также развитие базовых способностей студентов (когнитивных, поведенческих, коммуникативных), профессиональной компетентности и личностных качеств [2]. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации [6,5].

Формы воспитательной работы, которые существуют в учебном процессе, включают два компонента. Неспецифический, представляющий собой влияние всего педагогического процесса на развитие личностных качеств у студентов. А именно, отношение преподавателей между собой, к своей профессии, являются той моделью, которую студенты бессознательно перенимают и переносят в основу своего собственного стиля жизни и профессиональной деятельности [1]. Специфический компонент отображает влияние содержания учебных дисциплин в формировании необходимых качеств у студентов-медиков [10].

Заключение                                                               

Благодаря реализации данной программы происходит саморазвитие студентов медицинских вузов, как профессиональное, так и личностное, которое предполагает комплексное и выборочное использование набора теоретических знаний и практических навыков, видение проблем в различных ситуациях и понимание путей их решения, способность к размышлению, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию.

Одной из важнейших задач высшей школы является воспитание молодежи, поскольку развитие гармоничного человека предполагает не только развитие умственных способностей, но и общечеловеческих ценностей. Главным объектом обучения и воспитания является студент; главным субъектом – преподаватель, одной из задач которого является закладка и развитие нравственных идеалов и жизненных ценностей у студентов.

Таким образом, перед преподавательским составом поставлена важная задача: воспитать не только качественного специалиста, но и оказать влияние на закладку и усовершенствование личности студентов с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями. И одним из средств, которым располагает преподаватель для успешного воспитания личности студента, является его собственный пример поведения и отношения к студентам, к коллегам, его профессионализм и нравственные качества. Воспитание должно быть понято как взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студента в области совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих опосредованное влияние, является вузовская атмосфера, поэтому образовательная среда формируется всеми сотрудниками медицинского вуза.

Чрезвычайно важным аспектом воспитательной работы является уважение и чтение традиций кафедры и приобщение к ним студентов. Изучение истории кафедры, факультета, вуза помогает заложить веру о непрерывной связи поколений, способствует воспитанию медиков в лучших традициях их учителей [2].