Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL BASIS FORFORMULATION AND ARGUMENTATION OF THE CONCEPT OF POLICE OFFICERS SELF-MANAGEMENT DEVELOPMENT

Burtseva E.V. 1
1 Vladivostok Affiliate of Far East Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs
The article presents the methodological basis for formulation and argumentation of the concept of police officers self-management development: activity, subject, person-oriented, acmeological, competence-based approaches. Also the author's concept of development of self- management in the process of continuous professional education is correlated with contemporary pedagogical theories and concepts, problematic, project, projective, student-centered learning. The notion of "competence in personal self-management", which includes the following competencies: analytical, predictive, teleological, competence of decision-making, competence planning, assessment criteria, competence monitoring, corrective competence. Technology the development of personal self-management briefly considered as a process of interaction between a teacher and a student that occurs gradually, consciously, in accordance with the stages of personal self-management, subject to certain pedagogical principles that facilitate the development.
self-management
police
competencies
technology development
professional education
methodological approaches

Методологические основы разработки и обоснования концепции развития личностного самоуправления сотрудников ОВД составляют методологические подходы, на базе которых выстраивается концепция и педагогические теории и концепции, с которыми она соотносится. Методологический подход определяют как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, С.74].

Обоснованием применения системного подхода в нашем исследовании является тот факт, что объект нашего исследования – педагогическая система, системные характеристики которой выражаются в результатах исследования.

В педагогике вопросами разработки и реализации системного подхода занимались такие ученые как Н.М. Александрова, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, С.М. Маркова, П.И. Образцов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др. Исходя из анализа их работ, обозначим особенности педагогической системы:

  1. Динамичность, то есть изменяемость ее во времени, преобразуемость под воздействием внешних и внутренних факторов.
  2. Управляемость. Имеет централизованный орган управления.
  3. Самоорганизованность. Имеются внутренние механизмы самоорганизации и самоуправления.
  4. Целеустремленность. Цели ее заданы потребностями общества и подчинены конкретному социальному заказу, который официально выражен в установленных законодательно нормах – компетенциях (общекультурных и профессиональных).
  5. Открытость. Педагогическая система взаимодействует со средой, обменивается с ней информацией, воспринимает достижения науки и техники, новые знания и технологии, она способна видоизменить свои цели и способы их достижения, адаптироваться.
  6. Способность к развитию. В результате прогрессивных преобразований в обществе педагогическая система также совершенствуется и развивается как структурно, так и функционально.
  7. Наличие ценностных регулятивов. Педагогическая система впитывает нравственные идеалы, сама продуцирует нормы и ценности, включает смыслы ценности педагогов и обучающихся.

Педагогическая система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел целостна, сложно организована, упорядочена и специфична. Ее специфичность определена особенностями ведомственного запроса и профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Системе ОВД присущи многофункциональность, динамичность, с одной стороны, авторитарность – с другой. Эти особенности проецируются на систему ведомственного образования, то есть качественное своеобразие педагогической системы накладывается на «ведомственные» особенности, и все это необходимо учитывать при изучении развития личностного самоуправления в процессе непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.

Методологическим ориентиром на общенаучном уровне обоснования концепции развития личностного самоуправления сотрудников ОВД также является деятельностный подход. Основы деятельностной теории учения, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в ХХ веке были разработаны отечественными учеными, такими как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Мы согласны с высказыванием А.А. Леонтьева, что: «Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями» [3, С.3].

На основе деятельностного подхода построены различные педагогические концепции и теории. Обозначим некоторые из них, созвучные нашей концепции развития личностного самоуправления. Так, концепция проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.) выделяет три главных условия успешности обучения: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами; значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

Достаточно популярна в настоящее время теория проектного обучения, которая разработана в трудах П.П. Блонского, Б.В. Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Т. Шатского, В.Н. Шульгина и др. Проектная технология – это система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Автор концепции проективного образования Г.Л. Ильин отделяет проективное непрерывное образование личности от проектного обучения. По его мнению, «образование – это проектирование направления своей жизнедеятельности». Г.Л. Ильин считает, что сущность проективного образования определяется тем, что образовательный процесс инициируется и определяется именно тем замыслом или проектом, который обучающийся стремится реализовать средствами образования [2].

В концепции развития личностного самоуправления обучающиеся также создают некий проект, проецируют себя, свой «Образ-Я» на результат, в процессе работы происходит осознание и проработка этапов личностного самоуправления, при этом обучение выстроено как совместная деятельность обучающего и обучающегося.

Личностно ориентированный подход представлен в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.

По мнению И.С. Якиманской, технология построения и реализации личностно- ориентированного образовательного процесса заключается в следующем. Это умения:

  • самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
  • принимать самостоятельные и ответственные решения;
  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;
  • принять ответственность за себя и свое окружение;
  • строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки [7, С.23].

Как заметил в своей монографии В.В. Сериков, педагогическое воздействие на личность опосредовано целенаправленной и последовательной реконструкцией того пространственно-временного континуума, в котором личность реализует самое себя [4].

Таким образом, эта концепция связана с ориентацией на идею саморазвития и самореализации личности. Овладение учебными дисциплинами становится не самоцелью, а лишь средством развития личности. Это совпадает с нашей идеей развития личностного самоуправления как основы формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД. Личностно ориентированный подход нацеливает на формирование у сотрудника профессионально-личностных качеств, которые определяют успешность его профессиональной деятельности.

Акмеологический подход указывает и утверждает путь достижения специалистом высот в своей профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Г.В. Залевский, В.В. Знаков, Н.В. Кузьмина, Е.Н. Климов, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.П. Реан, З.И. Рябинкина, Ю.А. Шаранов). Развитие личностного самоуправления, по нашему мнению, и является той «тропинкой» к вершине профессионализма, к своим личностным высотам. Обучающиеся, развивая личностное самоуправление, овладев алгоритмом самоуправления, могут грамотно выстраивать свои траектории личностного развития, движения к своей вершине.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В., А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) обосновывают, что становление компетентного человека, помимо получения необходимых знаний, умений и навыков, предполагает развитие соответствующих личностно-психологических качеств: воли, самосознания, потребности в достижениях, мотивов полезной деятельности и т. д. Эти и другие качества человек приобретает в процессе обучения и воспитания, влияния среды, то есть в процессе жизнедеятельности. И для того, чтобы он сам мог ориентироваться в огромном количестве информации, не только учебной, организованной грамотными (всегда ли?) учителями и наставниками, ему необходимо обладать метакомпетенциями [6], быть компетентным в процессе управления собственной личностью, то есть человек, профессионал должен быть компетентным в личностном самоуправлении.

Опираясь на вышеописанные методологические подходы, соотносясь с современными педагогическими теориями и концепциями, мы предлагаем концепцию развития личностного самоуправления в процессе непрерывного профессионального образования.

Суть концепции состоит в следующем:

Личностное самоуправление – это высший уровень целенаправленной саморегуляции личности, становление которого происходит при личностном саморазвитии. На его основе формируется профессиональная компетентность сотрудников органов внутренних дел. Личностное самоуправление многокомпонентно. Без развития аксиологического, когнитивного и рефлексивного компонента самоуправления невозможно формирование профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Компетентность в личностном самоуправлении включает в себя следующие компетенции: аналитическая, прогностическая, телеологическая, компетенция принятия решения, компетенция планирования, оценочно-критериальная, компетенция контроля, корректирующая. Данные компетенции можно целенаправленно развивать в образовательном процессе.

Развитость личностного самоуправления определяется по выделенным критериям в соответствии с уровнями развития компетенций личностного самоуправления сотрудников ОВД, которые, в свою очередь, соотнесены с компонентами самоуправления: аксиологический компонент (компетенции прогностическая, телеологическая, коррекции); когнитивный компонент (компетенции принятия решения, планирования, оценочно-критериальная); рефлексивный компонент (компетенции аналитическая, контроля).

Исходя из выведенных положений концепции, построена технология развития личностного самоуправления в процессе обучения, так как «в основе разработки технологий подготовки специалиста, его обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателей» [5, С.18].

Представим данную технологию поэтапно:

  1. Аналитико-прогностический этап.

Данный этап организуется и обсуждается в деятельности обучающегося совместно с преподавателем. Любая поставленная задача либо исследуемая проблема имеет «биографию». Обучающиеся вместе с преподавателем задаются вопросами: Что с этим было раньше? Кто это уже исследовал? Как пытались решать эту задачу? Преподаватель организует личностную вовлеченность обучающегося, предлагая вопросы: Как это было в вашем опыте? Что это для вас значит? Какие личные качества помогут в этом деле? Насколько эти качества развиты у вас? Что лично вам даст решение этой проблемы. Прогнозирование производится путем предложения обучающимися вариантов и путей возможного решения задачи, проблемы, направлений исследования. Также предполагаются возможные результаты: Что будет, если мы решим эту проблему? Что это будет лично для вас значить? А если не выполним задание?

Диагностика: На этом этапе преподаватель в первую очередь диагностирует уровень анализа и рефлексии обучающегося, его способность соотноситься с личным опытом, то есть уровень развития рефлексивного компонента личностного самоуправления. Также определяется степень вовлеченности в образовательную деятельность, коммуникативные способности, мотивация достижения и т. д.

  1. Этап целеполагания.

На данном этапе конкретизируются результаты, которые необходимо получить. При этом обучающиеся для себя могут устанавливать разные уровни сложности выполнения задания. Действительно, можно собрать материал, чтобы сделать сообщение на семинаре, можно написать научный реферат, или провести собственный анализ материала и опубликовать результаты исследования в научном журнале. Очень важно, чтобы выбранная тема лежала в сфере интересов. Цели, которые ставят обучающиеся, зависят от их «образа – Я», от их системы ценностей. Задачей преподавателя здесь является акцентирование важности четкого целеполагания в деятельности, помощь обучающимся в определении их приоритетов и постановке целей. Важно вместе с обучающимися определить и проговорить компетенции, которые будут развиваться при выполнении данного задания, чтобы каждое задание приближало человека к образу «я-профессионала».

Диагностика: На этом этапе диагностируется способность четко определять цели, видеть смыслы деятельности, то есть определяется уровень развития аксиологического компонента самоуправления.

  1. Этап технологического планирования.

Ресурсы, средства, порядок и формы их использования и применения – вот тема данного этапа. Обучающиеся совместно с преподавателем отвечают на вопросы: что, каким образом, в какой последовательности, сколько и когда нужно сделать, где взять необходимые сведения, какие еще возможности привлечь. Таким образом, выстраивается четкий план действий.

Диагностика: диагностируется понимание общего плана деятельности, что относится к когнитивному компоненту личностного самоуправления.

  1. Этап определения критериев и оценок.

На данном этапе важно определить критерии, показатели и оценки успешности работы. Помимо официальных критериев, с помощью которых преподаватель оценивает выполнение работы, необходимо выяснить личные критерии обучающихся. Можно сделать это с помощью вопросов: Что для вас будет показателем успешно выполненной работы? Что будет для вас являться адекватной оценкой ваших усилий? Как вы поймете, что ваши старания не пропали зря? Отметка в журнале, зачет, удовлетворение от хорошо сделанной работы, внимание и интерес группы, публикация вашей статьи, участие в конкурсе рефератов, победа в конкурсе рефератов?

Диагностика: критерии определяются когнитивно, диагностируется уровень развития когнитивного компонента личностного самоуправления.

  1. Этап контроля и систематизации результатов.

На данном этапе происходит оценка произведенной работы по выделенным критериям. Важно подчеркнуть соответствие (или не соответствие) получившегося результата запланированному. Важно отметить роль и значение полученных результатов в формировании и развитии компетенций (общекультурных и профессиональных).

Диагностика: диагностируется уровень развития рефлексивного компонента личностного самоуправления.

  1. Этап рефлексии и коррекции.

На данном этапе необходимо, чтобы обучающийся сам определил, что получилось, а что не получилось, что помогло, а что помешало продвижению к цели, были ли в достаточной степени задействованы все ресурсы, какие еще способы достижения цели имеются в резерве. По результатам контроля и рефлексии обучающийся при помощи преподавателя производит коррекцию деятельности.

Диагностика: определяется способность обучающегося к рефлексии своих действий с возможностью их последующей коррекции, то есть диагностируется уровень развития рефлексивного компонента личностного самоуправления.

Работая в концепции развития личностного самоуправления, преподаватель должен придерживаться следующих принципов: диалога и совместности, открытости, оповещения о намерениях (преподаватель разъясняет суть каждого этапа работы и оповещает о своих шагах по выполнению плана совместной работы), проективности и личной вовлеченности, телеологичности (означает четкое определение цели при постановке образовательной задачи, выстраивание цели-образа, работу на результат), обращения к опыту, цикличности (так как цикл личностного самоуправления повторяется снова и снова, деятельность циклично проходит все этапы), поддержки.

Таким образом, развитие личностного самоуправления сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального образования методологически обосновано такими подходами, как системный, деятельностный, субъектный, личностно-ориентированный, акмеологический, компетентностный. Концепцию развития личностного самоуправления в процессе непрерывного профессионального образования можно соотнести с современными педагогическими теориями и концепциями проблемного, проектного, проективного, личностно-ориентированного обучения. Технология развития личностного самоуправления – это процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, происходящий поэтапно, осознанно, в соответствии с этапами самого личностного самоуправления, при соблюдении определенных педагогических принципов, способствующих развитию.