Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

MODELING ACTIVITIES OF THE VOLUNTEER CENTRE IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Gruver N.V. 1
1 Private educational institution "international law Institute"
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обосновывается необходимостью обеспечения успешной интеграции студенческой молодежи в жизнь общества, что является процессом ее полноценного включения в социально-экономические и социокультурные связи и отношения, обретения возможности для самореализации, сохранения своей личностной автономии, индивидуальности и целостности собственного бытия. Выбор в качестве основного способа научного познания процесса моделирования обусловлен тем, что реальное положение вещей в добровольческой деятельности на базе образовательных организаций в силу многогранности внутреннего устройства и отношений между ее составляющими является крайне сложным. В статье показано, что система добровольческой (волонтерской) деятельности на базе вуза сложна и многогранна по своей структуре. На основе сравнительной оценки деятельности добровольческих (волонтерских) организаций, действующих на базе различных вузов, автором разработана модель деятельности Волонтерского центра, включая цель, задачи, функции, организационно-структурные компоненты, систему взаимодействия со структурными подразделениями вуза и его филиалов. В статье отражен опыт создания оригинального структурного подразделения образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт», осуществляющего деятельность по привлечению волонтеров, организацию волонтерской деятельности будущих специалистов юридическо-правовой сферы. В предлагаемой модели выделяется подсистема управления образовательной организацией; подсистема преподавательского состава; подсистема обучающихся; подсистема волонтерской организации на базе вуза; подсистема нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации; подсистема нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность волонтерской организации и объединений.
The relevance in the article the problem is justified by the need to ensure the successful integration of students in society, which is a process of its full-year inclusion in the socio-economic and socio-cultural connections and relationships, finding opportunities for self-realization, the preservation of their personal autonomy, individuality and the integrity of their own existence. Choice as the main method of scientific cognition of the modeling process due to the fact that the real situation in the volunteer activities for educational organizations in silu versatility of the internal structure and relations between its components is extremely complex. The article shows that the system of volunteer (volunteer) activities on the basis of the University complex and the set-gohrana in its structure. Based on the comparative evaluation of the activities of the volunteer (volunteer) organizations that operate at various universities, the author developed a model of the activities of the Volunteer centre, including the purpose, tasks, functions, organizational and structural components, system interaction with the structural units of the University and its branches. The article presents the experience of creating the original structural divisions of educational private institution of higher education "international law Institute", carrying out activity on attraction of volunteers, organization of volunteer activities of future specialists in legal sphere. In the proposed model stands out for the subsystem of management of educational organization; a sub-system of the teaching staff; studying the subsystem; the subsystem of the volunteer organization at the University; subsystem of legal documents regulating the activities of educational organizations; the subsystem of normative-legal documents regulating the activities of volunteer organizations and associations.
an institution of higher education
volunteer center
volunteering
modelling

Добровольческое движение в учреждении высшего образования является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации студентов. Для достижения социально-педагогического эффекта волонтерской деятельности все работы по развитию данной деятельности и привлечению к ней наибольшего числа студентов должны быть интегрированы в образовательную, социально-педагогическую работу образовательного учреждения.

Организация добровольческой (волонтерской) деятельности на базе вуза – это система, состоящая из многих составляющих ее элементов, также с достаточно сложной структурой связей между ними, в которой можно выделить подсистему руководства учебной организации; подсистему преподавательского состава; подсистему обучающихся; подсистему волонтерской организации на базе вуза; подсистему нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации; подсистему нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность волонтерских организаций и объединений. На основе сравнительной оценки деятельности добровольческих (волонтерских) организаций, действующих на базе различных вузов, нами разработана модель деятельности Волонтерского центра.

Выбор в качестве основного способа научного познания деятельности Волонтерского центра процесса моделирования обусловлен тем, что реальное положение вещей в добровольческой деятельности на базе учреждений высшего образования в силу многогранности внутреннего устройства и отношений между ее составляющими является крайне сложным. Моделирование предоставляет возможности исследовать свойства определенных объектов с помощью изучения подобных свойств других объектов (моделей), которые находятся во взаимосвязи с первыми объектами [5].

Процесс моделирования опирается на требование отображать целостность изучаемого объекта (Волонтерского центра) и осуществляемой им деятельности. Соответственно, предлагаемая нами модель деятельности Волонтерского центра в учреждении высшего образования включает в себя концептуально-целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный блоки.

Важными составляющими концептуально-целевого блока являются научно-методологические принципы (системности и целостности, социально значимой направленности, гуманности, безвозмездности, добровольности, законности деятельности волонтеров, рефлексивности), концептуально определяющие общую организацию волонтерской деятельности.

Проблема организации деятельности Волонтерского центра рассматривается как комплексная и многоаспектная, решение которой возможно только в единстве нескольких методологических подходов, обеспечивающих как познание и объяснение волонтерского движения, так и его понимание. Ведущими в нашей модели организации деятельности Волонтерского центра стали подходы: компетентностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический.

Компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков и др.) позволяет осознать необходимость преодоления традиции рассмотрения личностного роста и профессионального развития как автономных процессов: успешность в деятельности и удовлетворенность ею индивида определяются перспективами и уровнем его развития как личности, а не только соответствием отдельных его качеств требованиям профессиональной деятельности. В волонтерской деятельности такие возможности обеспечиваются в полной мере.

Роль системного подхода в моделировании деятельности Волонтерского центра состоит в упорядочивании и систематизации сущест­вующих в науке и практике знаний по проблеме организации волонтерского студенческого движения, в выявлении значимых компонентов и системообразующих связей этого процесса как сложного системного образования, структурная характеристика которого указывает также и на сложность формирования его компонентов (В.Г. Афа­насьев, Ю.К. Бабанский, К.Г. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.).

Личностно-деятельностный подход акцентирует внимание на поиске такого построения внешне задаваемой волонтерской деятельности студента в процессе обучения в вузе, которое поможет изменить его внутреннюю деятельность, мотивацию, иерархию ценностных ориентаций, развить такие профессионально значимые качества личности, как эмпатия, толерантность, рефлексивность [3]. Применение личностно-деятельностного подхода (Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.) предполагает максимальную ориентацию на развитие и закрепление субъектной позиции студента, опору на его субъектный опыт, личностные возможности и создание для  этого соответствующих условий в образовательной среде вуза.

Аксиологический подход обеспечивает развитие ценностного отношения студентов к волонтерской деятельности, к другим людям, к себе и своей деятельности, к развитию своей личности и индивидуальности (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.). В рамках этого подхода оказывается влияние на ценностные ориентации студентов, их поведение, жизненные и профессиональные цели. У участников волонтерской деятельности раскрывается потребность в более бережном и внимательном отношении к людям, их проблемам. Взаимодействие с категорией населения, которая попала в трудные жизненные ситуации, способствует глубинным внутренним самоизменениям студентов в их мотивационной, интеллектуальной, экзистенциальной сферах, развивает высокую личную ответственность.

В концептуально-целевом блоке указывается также на целенаправленное обеспечение соответствующих организационных и психолого-педагогических условий качественной организации деятельности Волонтерского центра. В большинстве учреждений высшего образования накоплен богатый опыт по созданию и реализации таких условий. К организационным условиям относится создание соответствующей структуры органов управления волонтёрским движением, её финансовое, кадровое, информационное обеспечение, правовое регламентирование системы работы. К психолого-педагогическим условиям относится научно-методическое обеспечение названной деятельности, разработка программ и проектов, целенаправленная подготовка лидеров и организаторов добровольческой деятельности, а также используемые социально-педагогические технологии.

Укажем на мотивационный блок модели. Одной из первоочередных проблем организации деятельности Волонтерского центра является мотивация его участников и руководителей к добровольному и активному участию в добровольческой деятельности [4]. Соответственно, мотивационный блок модели представляется одним из значимых.

По мере развития волонтерского движения в учреждении высшего образования могут быть выработаны различные формы мотивации волонтеров и руководителей волонтерских формирований [1; 4]. Наиболее распространенными и приемлемыми представляются следующие:

    • рекомендации и содействие участию студентов Волонтерского центра в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и мероприятиях для волонтеров;
    • организация и проведение обучающих семинаров и тренингов для волонтеров по различной проблематике, связанной с развитием лидерских, организационных, коммуникативных качеств;
    • интервьюирование для распространения информации в СМИ;
    • подготовка публикаций о достижениях участников волонтерского движения, видеофильмов, сайта о лидерах добровольческой деятельности;
    • распространение сувенирной продукции с символикой Волонтерского центра;р
    • различные способы поощрения участников добровольческой деятельности (премии, награды, грамоты, благодарственные письма, др.).

Информационный блок модели отражает задачу информационного обеспечения добровольческой деятельности студентов, которое должно быть регулярным и полноценным, с пропагандирующим позитивным эффектом, обеспечивающим гласность и общедоступность информации о деятельности волонтерской организации. Отражение деятельности Волонтерского центра может осуществляться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других СМИ. Также имеется в виду доступность контактной информации о волонтерской организации (адрес сайта или e-mail, структурная взаимосвязь с официальным сайтом вуза-организатора волонтерской организации и др.)

Содержательно-процессуальный блок модели отражает поэтапную организацию волонтерской деятельности в рамках центра, а также ее содержательное наполнение (реализация образовательных и мотивационных программ, мероприятий, проектов; разработка концепций проводимых мероприятий).

Критериально-оценочный блок модели ориентирован на системный анализ результатов волонтерской деятельности, конкретных добровольческих (волонтерских) акций, в том числе в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-правовых документов. Анализ содержательных характеристик волонтерской организации способствует проведению анализа основных видов добровольческой (волонтерской) деятельности в контексте их эффективности.

В критериально-оценочном блоке модели предполагается отражение личностных результатов участия студентов в волонтерской деятельности. Участие будущих специалистов в волонтерском движении не только помогает в создании стабильного и сплоченного студенческого коллектива, но имеет и более важные результаты, значимые для становления их профессионализма и формирования профессиональных компетенций. А именно:

  • развитие организаторских и коммуникативных способностей студентов, приобретение навыков делового общения;
  • обретение опыта планирования и организации коллективного общественно полезного дела, развитие творческих способностей;
  • сопутствие формированию корпоративной культуры и получение опыта работы в коллективе, распределения обязанностей и ответственности;
  • содействие самореализации, самоутверждению молодых людей, развитие рефлексивных и регулятивных умений.

Обозначенные выше результаты достигаются на различных уровнях организации студенческого волонтерства, которые можно определить в зависимости от профессиональной обусловленности волонтерской деятельности и степени участия в данном процессе координаторов, преподавателей и администрации образовательной организации.

Подчеркнем методологическую обоснованность и научно-практическую направленность предлагаемой модели и обратимся к опыту создания Волонтерского центра как оригинального структурного подразделения на базе образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт» (далее – Институт), осуществляющего деятельность по привлечению волонтеров, организацию волонтерской деятельности будущих специалистов юридическо-правовой сферы.

Волонтерский центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Института и филиалов, студенческими советами Института и филиалов. Целью деятельности Волонтерского центра является развитие и поддержка системы добровольческого движения за счет активного вовлечения студентов в участие в социально значимых мероприятиях, проводимых как сторонними добровольческими организациями, так и организованных Институтом совместно с партнерскими организациями в рамках внеучебной работы.

Основные задачи Волонтерского центра таковы:

  • популяризация и продвижение ценностей добровольческой деятельности;
  • участие в организации социально значимых мероприятий всероссийского, регионального, городского уровня;
  • взаимодействие с государственными органами, общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в сотрудничестве с Волонтерским центром;
  • сотрудничество с молодежными центрами, социальными и общественными центрами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий разного уровня;
  • привлечение к волонтерской деятельности как можно большего количества студентов Института и филиалов;
  • первичное консультирование, сопровождение и подготовка волонтерских команд и отдельных участников;
  • создание условий для активной интеграции в волонтерскую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • нормативно-правовое и информационное обеспечение деятельности волонтерских студенческих групп;
  • обобщение и анализ опыта реализации волонтерских проектов и подготовка предложений руководству Института по дальнейшему развитию волонтерской деятельности.

Наличие выше названных блоков в модели деятельности Волонтерского центра предполагает его соответствующую организационную структуру (рисунок).

Руководство Волонтерским центром осуществляется директором, его заместителями по работе с партнерами и по внутренним проектам.

Административный отдел организует работу по делопроизводству, сопровождению и наполнению сайта, составляет отчетные документы, то есть в целом регламентирует систему документооборота в Волонтерском центре.

Организационная структура Волонтёрского центра в вузе 

Информационный отдел создает единое информационное пространство Волонтерского центра; разрабатывает и согласует информационные материалы о волонтерском движении с вузом; ведет информационное наполнение интернет-ресурсов; организует выпуск собственных печатных изданий и видеопродукции; готовит информационные материалы для собраний, брифингов; осуществляет видео- и фотосъемки мероприятий с участием волонтёров; готовит обзоры, анонсы для размещения в СМИ; ведет архив видео- и фотоматериалов; участвует в подготовке и выпуске тематических и специализированных телевизионных и радиопередач о деятельности; ведет контроль за размещением информации на информационных стендах, их постоянное обновление.

Информационный отдел призван решать обозначенную экспертами проблему возможного недостаточного информационного обеспечения волонтёрской деятельности, а также способствовать формированию у участников волонтерского движения компетенции «способность налаживать эффективные коммуникации и проявлять инициативу в выстраивании коммуникаций с незнакомыми людьми, вне зависимости от их социального статуса и положения в обществе» [2].

Команда продвижения, работающая в тесном сотрудничестве с информационным отделом, выступает на значимых вузовских мероприятиях, мероприятиях внешних партнеров, проводит выступления в школах и других учреждениях.

Проектная команда разрабатывает образовательные и мотивационные программы, взаимодействует с органами, курирующими ветеранов, детскими домами, ветеранами вуза и другими организациями. Работа проектной команды позволяет формировать у студентов видение перспектив волонтерской деятельности, способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач реализации добровольческой деятельности, готовность брать на себя принятие важных решений и нести за них ответственность; способность быть лидером, «заражать» других людей идеей и вести их за собой к общей цели. Проектная команда курирует отдельные мероприятия, помогает во всем сотрудникам Волонтерского центра.

Отдел образовательных программ разрабатывает и реализует волонтерские программы различного уровня, создает методические материалы, курирует обучение волонтёров вновь созданных направлений деятельности, привлекает тренеров/преподавателей, ветеранов к реализации обучающих программ. Деятельность данного отдела позволяет формировать у волонтёров такие компетенции, как способность к самоорганизации и самообразованию, готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения поставленной цели; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в социальном пространстве; владение высокой мотивацией к выполнению будущей профессиональной деятельности на высоком качественном уровне. Отдел координирует образовательные программы, разрабатывает образовательные программы под конкретные мероприятия, организует взаимодействие с отделом рекрутинга. Тренеры проводят мотивационные и образовательные мероприятия и тренинги среди самих волонтёров.

Отдел рекрутинга проводит отбор кандидатов в волонтёры для участия в конкретных мероприятиях; работает совместно с тренерами и координатором образовательных программ; ведет документацию о проведенных собеседованиях; ведет администрирование и наполнение сайта в части заполнения профилей волонтёров.

Таким образом, предлагаемая модель деятельности Волонтерского центра, получившая воплощение на базе Международного юридического института, обеспечивает вовлечение студентов вуза в добровольческую (волонтерскую) деятельность, что является значимым в процессе их профессиональной подготовки.

Моделирование деятельности Волонтерского центра в учреждении высшего образования на основе соответствующих методологических подходов создает предпосылки для научно-методического обеспечения процесса реализации актуальных целей и ценностей высшего профессионального образования, для поиска новых образовательных перспектив вузов. Спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, очень широк, поэтому каждое учреждение высшего образования и действующая в нем волонтерская организация может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает их потребностям и позволяет реализовать смыслы будущей профессиональной деятельности. При этом конечным результатом развития добровольческой деятельности в вузе должны стать повышение духовного и нравственного потенциала студентов как будущих специалистов, усиление роли общественных организаций в решении социальных проблем.