Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITY IN EDUCATIONAL PROCESS

Dementeva O.M. 1, 2
1 Moscow State University of Psychology and Education
2 Moscow State University of Education
The development of cognitive activity is reflected in FGOS, that establishes requirements to personal educational results. Now, the cognitive activity is concept not new. There are many papers that describe the various definitions of the term. Along with the concept of cognitive activity in national publications are used a concept of educational activity that brings some confusion in the understanding and use of terms. For this reason, the comparative characteristic of these concepts was presented in article and a features of the term the cognitive activity are emphasize. At the end of article that in educational process it is the most expedient to organize cognitive activity as broad than educational because it is beyond limits of educational institution and realize at own will but not on coercion. Because now the most part of methods of studying of cognitive activity is intended for such age groups as preschool children, younger school students, students, and there are not enough techniques for teenage age, in this regard the questionnaire for teachers is offered for discussion. However, for the objective studying cognitive activity questionnaires are necessary for teenagers and their parents.
teenager
process
activity
need
educational activity
cognitive activity
cognition

Развитие познавательной деятельности является одной из ведущих задач модернизации российского образования, которая нашла своё отражение в ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».

Изучение познавательной деятельности берёт своё начало в философии, где её изучает раздел «Теория познания, или Гносеология». Ещё в античные времена Аристотель построил целостное учение о познании. Кроме того, в теорию познания внесли свой вклад Сократ, Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Гуссерль и т.д. [10].

В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.

Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].

В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].

Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].

С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].

По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].

В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.

По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].

Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].

Проанализировав подходы к определению понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», Лушникова О.Ю. выделяет следующие их общие признаки:

  • система действий (умственных и практических);
  • процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
  • форма существования учащихся как субъектов учения [8].

В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.

Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности

Линия разграничения

Познавательная деятельность

Учебная деятельность

Цель

Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу

Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач

Предмет

Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация

Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими

Средства

Научное изучение предмета, явления методами различных наук

Технологизация учебного процесса

Результат

Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

ЗУН учебной дисциплины, предмета

Структура

·         постановка проблемы,

·         выдвижение гипотезы,

·         проверка гипотезы, вывод.

Или:

·         мотивация,

·         проблема,

·         реализация,

·         контроль и самоконтроль,

оценка и самооценка [13]

·         потребность,

·         учебная задача.

·         мотивы учебной деятельности.

·         учебные действия и операции [7]

 

Из таблицы 1 видим, что отличия имеются по всем линиям разграничения. Понятие «учебная деятельность» более узкое, предметное, нежели «познавательная деятельность», которая характерна для всей совокупности процесса познания. «Познавательная деятельность» - более обобщенное понятие, чем «учебная деятельность». Этому выводу способствуют мнения многих исследователей о том, что осуществление учебной деятельности неотделимо от осуществления познавательной деятельности, тогда как процесс познания осуществляется не только в целях учения, но и с целью научных исследований.

По мнению Юркевич В.С., всё, что человек делает для получения знаний по собственному желанию (порой вопреки некой выгоде, себе во вред), а не по принуждению - познавательная деятельность, а если по понятию «должен», «нужно», «обязан» - это уже учебная деятельность [3]. Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании.

Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. В частности, В.С. Юркевич определяет потребность в познании как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания». Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании). По мнению В.С. Юркевич «само по себе осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность» [3].

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].

В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].

Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:

  • выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
  • выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
  • контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.

Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:

  1. манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
  2. собрать, поймать (кого-то или что-то);
  3. преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
  4. вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
  5. визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
  6. перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
  7. вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
  8. узнать реакцию другого (человека, животного);
  9. испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].

В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.

Среди многих видов деятельности познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы подростков, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников [11, с. 30]. Для этого учитель должен уметь определять через поведение учеников проявления познавательной деятельности. Кроме того, в образовательном процессе необходимо как можно чаще прибегать непосредственно к организации познавательной деятельности, т.к. она обладает большими возможностями для получения нового знания, нежели учебная, и более эффективна для развития личностных компетенций. В связи с этим для изучения познавательней деятельности подростков мы предлагаем для обсуждения анкету для преподавателей основного общего образования.

Анкета для учителей «Изучение познавательной деятельности у подростков»

Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).

Инструкция. Уважаемые учителя, Вам предлагается ответить на вопросы, как часто бывает та или иная ситуация. Оцените в процентах - от 0 до 100, где 0 - 0%, а 10 - 100%.

Бланк анкеты для учителя

Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________

Место работы (образовательная организация)_________________________________________

Возраст ______________ Педагогический стаж__________________

В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________

Вопросы/утверждения для учителей

Никогда – 0, всегда - 10

1.                  Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.                  Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.                  Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.                  Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.                  Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.                  Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.                  Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8.                  Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9.                  Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10.              Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11.              Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12.              Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13.              Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14.              Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15.              Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16.              Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17.              Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18.              Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19.              Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20.              Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21.              Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22.              Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23.              Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24.              Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25.              Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

26.              Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.

Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.

Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.