Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF TRAINING DESIGN STUDENTS AT HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Aslanova E.S. 1 Bavykin V.S. 1
1 FGBOU VO «Amursk State Humanitarian Pedagogical University"
The article considers the problem of spiritually-moral education of youth, the authors draw on contemporary and basic research scientists on the spiritual and moral upbringing of the younger generation: H.Y. Batsheva, T.K. Gracheva, A. S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky, M.A. Khammatova, K. D. Ushinsky, etc., and also scientific works of Amonashvili Sh. F., Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V., Likhachev B. T., Fomina O.E., Yarkina T.F. and other scientists. The role and place of moral and spiritual education in the educational process identified. The process of spiritually-moral education of youth in higher education is inseparable from educational activities. Discusses issues of spiritual and moral education of the students of creative directions in the educational process University of Humanities through the content of professionally-oriented and artistic and design disciplines, described the results of the study on attitudes of students of a direction "Design" to the spiritual and moral values on the basis of the Amur humanitarian pedagogical state University. For example, creative works and projects of students-designers illustrates the formation of artistic images: "homeland", "Russia", "Debt", "Happiness", "Love", etc. The result of this work was the creation of a series of creative works by students using traditional techniques and computer technologies on the following topics: "Russian script", "Russian world", "My Motherland – Russia", "Russian churches", "the Sun of the Far East," pictorial, graphic and sculptural works: "Rural still life", "Komsomolchan", "Students", "Amur souvenir", decorative and applied art: "the Nature of the Far East", "Women's happiness", "Family happiness" "Slavic amulet doll" etc.
spiritual and moral education
values
aesthetic education
artistic image
training of future artists and designers

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения за последнее время подверглась значительным трансформациям. Это обусловлено различными явлениями, происходящими в обществе: политическими, экономическими, социальными, культурологическими и др. Нестабильность ситуации развития общества, вызванная усиленными информационными потоками средств массовой коммуникации и Интернета, отсутствием цензуры, навязыванием западного образа жизни, наличием разных субкультур, превалированием материальных ценностей, не способствует формированию духовно-нравственного гражданина. Эти факторы негативно влияют на процесс социализации молодежи, формирование жизненных планов и нравственной сферы подрастающего поколения. В связи с этим вопросы духовно-нравственного воспитания современной молодежи имеют особое значение и находятся в поле зрения различных структур общества: правовых, культурных, образовательных.

Духовно-нравственное воспитание представляет целенаправленный процесс приобщения молодежи к ценностям, выработанным человечеством. Подмена ценностей псевдоценностями привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, игнорированию национальных традиций, ухудшению психического здоровья, искажению системы взглядов о мире и месте человека в нем.

Государственная стратегия духовно-нравственного воспитания молодежи должна строиться и опираться на историческое и духовное наследие народов, живущих на территории России, говорящих на родном языке. Поэтому в последнее десятилетие актуальной стала проблема выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить все народы России в современных исторических условиях.

Педагогическая наука располагает достаточным количеством фундаментальных и современных исследований ученых по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения (Боташева Х.Ю., Грачева Т.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Хамматова М.А, Ушинский К.Д. и др.).

В работах Амонашвили Ш.А., Бондаревской Е.В., Кульневича С.В., Лихачева Б.Т., Фоминой О.Е., Яркиной Т.Ф. и других ученых раскрывается роль и место духовно-нравственного воспитания в условиях образовательного процесса.

Процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в высших учебных заведениях неотделим от образовательной деятельности. Студентам необходимо оказать помощь разобраться в мире истинных духовных, культурных, национальных ценностей и воспитать у них позитивное отношение к ценностям своего народа.

Ключевая задача университета – создание условий для самообразования и самовоспитания студентов, развитие творческих способностей и формирование готовности к освоению системы реальных социальных ролей, поэтому образовательный процесс в университете должен быть направлен на формирование политических, духовных, нравственных, эстетических, этнических и культурных ценностей личности.

В основе духовно-нравственного воспитания студентов лежит процесс культурного самоопределения личности, находящегося под воздействием среды университета и окружающей действительности. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленный и организуемый на научной основе социально-педагогический процесс, ориентированный на творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, направленный на самосовершенствование студентов в соответствии с нравственными ценностями общества [2].

Организация образовательного процесса на творческих направлениях подготовки будущих художников и дизайнеров имеет некоторые отличия. Во многих высших учебных заведениях он строится на копировании классических образцов произведений мирового искусства (живопись, графика, скульптура). Однако это является необходимым начальным этапом обучения в процессе формирования человека «творца» с целью изучения и познания природы и ее аналогов для разработки и изготовления совершенно новых предметов, которых в ней нет.

Задача, поставленная мыслящим педагогом перед студентами, состоит не только в созерцании и познании мира, но и в его качественном изменении. Эти изменения имеют не столько материальную ценность, сколько духовно-нравственную. Однако художник-дизайнер не сможет создать «духовный продукт» или «художественный образ духовного мира» только силой своей фантазии или воображения, не представляя себе цель деятельности и конечный результат своих действий. Для того чтобы преобразовывать окружающий мир на практике, необходимо уметь это делать мысленно, перерабатывая и продуцируя художественные образы предметов с опорой на традицию и современность.

Применение классических технологий в художественном образовании базируется на создании коллекции лучших образцов произведений известных мастеров в области изобразительного искусства и дизайна. Образовательный процесс обучения студентов опирается на индивидуальный творческий опыт педагога-художника или педагога-дизайнера, который в силу своей уникальности не всегда поддается тиражированию и широкому распространению.

Процесс образных интерпретаций исходного объекта составляет для художника-дизайнера одну из основных трудностей при создании дизайн-проекта и его представлении в визуальном виде. Применение аналитического метода переработки накопленной информации, взглядов о мире, полученных в индивидуальном опыте, позволит перейти от пассивного созерцания к активному действию.

При развитом активном воображении студент ясно представляет процесс преднамеренного построения художественных образов и осознанно ставит перед собой цель деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, то, ради чего художник-дизайнер должен продуцировать новые образы. Художественные образы предметного мира выступают отображением объективной реальности и помогают воспринимать содержание средового пространства.

Особое внимание в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» при подготовке студентов направления «Дизайн» уделяется практике преподавания профессионально ориентированных и художественно-проектных дисциплин. Среди них можно выделить такие, например, как «Дизайн-проектирование», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Иллюстрирование художественной литературы», «Теория и практика шрифта», «Типографика», «Технологии полиграфии», «Выразительные графические средства», «Техника графики», «Выполнение проекта в материале» и другие [1].

Повлиять на сам созидательный процесс невозможно, но можно воздействовать на него опосредованно – через создание определенных условий для развития личностных качеств студентов в ходе творческой работы. Это и информационное поле, создаваемое преподавателем, которое питает воображение художника-дизайнера, и активные формы открытой для всех оценки творческой деятельности, это и выставки, конкурсы, мастер-классы, форумы, олимпиады, проводимые в очной или интерактивной форме. Принимая участие в таких мероприятиях, студенты включаются в систему реальных духовно-нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, поддержки.

Процесс духовно-нравственного воспитания неотделим от образовательного процесса и является составной частью эстетического воспитания. Художественная и дизайнерская деятельность оказывает положительное влияние на формирование мировоззрения, идеалов и ценностей тогда, когда человек воспринимает, понимает, чувствует красоту произведений искусства и явлений окружающего мира, переживает положительные эмоции, наполненные эстетическим смыслом.

С целью изучения отношения студентов к духовно-нравственным ценностям был проведен ряд мероприятий. В исследовании приняло участие 47 респондентов факультета технологии, экономики, дизайна, обучающихся по направлению «Дизайн», с 1 по 4 курс, в возрасте от 17 до 22 лет. Студентам предлагалось ответить на вопросы и выполнить ряд практических заданий.

Задания, различные по тематике на выбор студента, предполагали и преследовали не только конечный результат работы – проектирование и выполнение изделия (произведения), но и создание художественного образа, наполненного содержательным смыслом, то есть демонстрирование способности продуцировать новые образы с авторской позиции. Например, при выполнении заданий по дисциплинам «Типографика» и «Технологии полиграфии» осуществлялось усвоение классических и современных технологий оформления художественно-дизайнерской продукции в зависимости от ее вида и готовности к обоснованному выбору с учетом закономерностей композиции. Практические задания по дисциплине «Иллюстрирование художественной литературы», «Выразительные графические средства», «Техника графики», «Теория и практика шрифта» включали углубленное изучение истории и классических законов русской письменности, шрифтов, художественной литературы, а также освоение традиционных и современных техник работы различными художественными инструментами: карандашом, пером, кистью с применением нетрадиционных материалов.

Результатом проделанной работы явилось создание серии творческих работ студентов с применением традиционных техник и компьютерных технологий на следующие темы: «Русская вязь», «Русский мир», «Моя Родина – Россия», «Русские храмы», «Солнце Дальнего Востока», живописных, графических и скульптурных произведений: «Деревенский натюрморт», «Комсомольчанка», «Студенты», «Амурский сувенир», изделий декоративно-прикладного искусства: «Природа Дальнего Востока», «Женское счастье», «Семейное счастье», «Славянские обережные куклы» и многих других. Некоторые творческие работы студентов представлены на рисунке.

 

Евдокимова Н.А.

«Солнце Дальнего Востока», 2016 г.

Вершинина Е.С.

«Золото Хабаровского края», 2016 г.

 

Павленко ЕА

Моя Родина -Россия

Павленко Е.А. «Русские», 2015 г.

 

Филиппова Е.Е. «Моя Родина – Россия», 2015 г.

Савенкова_русский мир2

Савенкова Е.С. «Русский мир», 2015 г.

Павленко Е.А. «Приамурье», 2016 г.

Студенческие работы 

О духовно-нравственных аспектах в проектах и произведениях свидетельствуют созданные студентами художественные образы «Родины», «России», «Любви», «Защиты», «Нежности», «Долга», «Бережливости», «Счастья» и др.

Формирование системы знаний о мире и воспитание ценностного отношения к окружающей действительности являются основой целостного мировоззрения, духовно-нравственного сознания. В процессе исследования получены следующие результаты, из которых можно заключить, что результативность у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов. Это объясняется не только возрастными изменениями, связанными с восприятием окружающей действительности и формированием отношения к ценностям, но и систематическим приобщением студентов к духовно-нравственным ценностям в процессе профессиональной подготовки. Высокую оценку, по мнению студентов, получили следующие ценности: природа, семья, толерантность, нравственность, патриотизм, искусство, коллектив, труд. Также отмечается сформированность личностных качеств у старшекурсников: ответственность, дисциплинированность, бережливость, отзывчивость, порядочность, саморазвитие и самоорганизация. Личностные качества, значимые для студентов 4 курса, получили более низкую оценку у студентов младших курсов, например адаптивность к окружающей действительности, саморазвитие и самоорганизация, патриотизм, толерантность. Поэтому необходимо продолжить работу в направлении комплексного духовно-нравственного воспитания молодежи в учебной и внеучебной деятельности. Итак, привлечение и активное включение студентов в разные формы творческой работы свидетельствует о положительной динамике по духовно-нравственному воспитанию студентов. Таким образом, создание оптимальных педагогических условий в университете будет способствовать устойчивому развитию системы духовно-нравственного воспитания студентов по формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов, эмоционально-чувственной сферы и стремления к постоянному самосовершенствованию.