Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGY OF ORGANIZATION AND CONDUCT OF INDUSTRIAL PRACTICE OF STUDENTS OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES

Cherdantsev V.P. 1
1 Perm state agricultural Academy named after academician D. N. Pryanishnikov
The possibility of implementation of the tasks of higher professional education within FSES of the third generation has led to the need to rethink the idea of the organization of industrial practice for students of magistracy. Defining approaches to the methodology of this approach is learner-centered and competency-based approaches. Rightly considered, that the student who received a master's degree, was more deep preparation, which in addition to providing the basic knowledge and skills and involves highly specialized education, intending to conduct professional activity of a student in various fields of agricultural production. Dynamics of development of cooperation of employers with HEIs is clearly positive. It should be emphasized that because the basis of the order and the assessment of learning outcomes are direct employers ' requirements, the order and assessment will go beyond the requirements of the state in education, which are determined by the GEF.
high school
undergraduate
educational process
work practice
head of practice
educational standards
professional competence
employer
agribusiness
agro base
practitioners

В учебном процессе профессиональной подготовки магистров в области аграрной сферы большое место занимает вопрос организации и проведения производственной практики. Именно при прохождении практики магистранты получают возможность испытать свои силы и возможности в реальной производственной среде, соответствующей профессиональной направленности. При переходе на уровневую систему высшего профессионального образования на базе новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) потребовалось пересмотреть методологические подходы к содержанию и организации практики магистрантов. Подготовка магистров несет совершенно новые черты, продиктованные новыми целями и  требованиями к получению высшего образования [4].

Возможность осуществления задач высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения привела к необходимости переосмыслить представление об организации производственной практики для студентов магистратуры. Определяющими подходами к методологии построения такой концепции представляются личностно ориентированный и компетентностный подходы. Справедливо считается, что студент, получивший степень магистра, прошёл более глубокую подготовку, которая помимо формирования базовых знаний и умений включает и узкоспециализированное обучение, предполагающее осуществлять профессиональную деятельность магистранта в различных сферах аграрного производства. В ФГОС третьего поколения установлены такие планируемые результаты, как профессиональная и общекультурная компетентность. В нем раскрыто значение профессиональной компетентности как готовность к плодотворной деятельности в различных сферах агропроизводства. Содержание и задачи каждого вида практики помогают в формировании и развитии у магистрантов определенных профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями федерального стандарта [2].

При этом включение в программу практики независимых друг от друга заданий является обязательным. Из списка заданий магистрант выбирает те, которые имеет возможность выполнить в  условиях прохождения практики.

Роли в процессе реализации практик распределяются следующим образом.

    1. Координатор базы предприятий – преподаватель, который объединяет все данные по распределению магистрантов по агропредприятиям в единую базу для устранения дублирования взаимодействия с агропредприятиями. Обязанности координатора базы могут быть возложены на конкретного преподавателя на постоянной основе.
    2. Ответственный за агропредприятия – преподаватель, один из руководителей практики, который в течение определенного семестра держит связь с определенными агропредприятиями для контроля за прохождением магистрантами практики и своевременно информирует Координатора базы и Руководителя практики в случае обнаружения проблем.
    3. Куратор агропредприятия – представитель агропредприятия, работающий с вузом на договорной основе, обладает статусом руководителя для оперативного решения всех вопросов, возникающих в процессе практики.
    4. Руководитель практики студента с агропредприятия – работник агропредприятия, являющийся непосредственным «руководителем» магистранта. Он выдает задания и контролирует их выполнение.
    5. Приглашенный практик – представитель бизнеса, который проводит мастер-класс для магистрантов в аудиторные часы распределенной практики [5].Таблица 1

 

С целью формирования междисциплинарного подхода при формировании компетенций выпуска необходимо руководствоваться следующими принципами организации учебных практик (дискретно по периодам проведения - распределенная) в каждой области знаний (табл. 1).

Принципы организации практик в каждой области знаний

Принципы

Характеристика

1

Вовлеченность руководителей практик

Каждый руководитель практики контролирует   качество прохождения практики:

с позиции магистранта – путем коммуникации во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости студента;

с позиции работодателя – поддерживает связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий;

·         участвует в формировании и развитии базы наилучших для практики агропредприятий;

·         при проявлении проблем в период прохождения практики выясняет их причину и обеспечивает решение проблемы в кратчайшие сроки

2

Преемственность

Каждый руководитель практики при формировании задания на учебную практику в своей области знаний изучает задания, выдаваемые в прошлых семестрах, с целью возможного использования результатов практики магистрантами при выполнении текущего задания

 

3

Согласованность между руководителями практики

Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью устранения дублирования каких-либо частей задания

4

Согласованность между представителем предприятия и руководителями практики

Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики от кафедры и руководителем практики от агропредприятия перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью возможности их выполнения и предоставления материалов

5

Оптимальность учебного задания

Задания на практику должны быть оптимального объема:

исходя из возможности магистранта пройти практику по всем дисциплинам в каждом семестре (2-3 практики);

предоставляя возможность магистранту не только собирать материал для выполнения задания, но и участвовать в реальных проектах компании или выполнять задания, необходимые для компании-работодателя

6

Возможность выполнения задания – достижимость

Необходимо учитывать, что часть информации, которую работодатель должен предоставить в рамках задания по учебной практике, является конфиденциальной и не будет передана магистрантам. Поэтому следует предусматривать дополнительные задания, не требующие использования внутренней корпоративной документации

Весь период практики можно поделить на этапы (табл. 2).

Таблица 2

Этапы организации и реализации практики

Период

Этапы

 

 

До начала семестра

Согласование между Руководителями практики, работающими в одном семестре, общего количества магистрантов и единого дня для их работы на агропредприятии

Работа с диспетчерской по формированию оптимального расписания Практики при согласовании с агропредприятием

Подготовка: взаимодействие с агропредприятиями, определение квот

Первое занятие в семестре

Распределение магистрантов по агропредприятиям. Основная масса распределяется по агропредприятиям на Базы, а 15-20% обучающихся находят агропредприятие самостоятельно. При распределении учитываются пожелания магистрантов и опыт их работы на агропредприятии в предыдущем семестре. Выдача учебных заданий руководителями практики

В течение семестра

Реализация: аудиторная практика и работа магистрантов на агропредприятиях. Контроль деятельности студентов на агропредприятиях со стороны Ответственного за агропредприятие (звонки Куратору 1 раз в месяц) и Руководителя практики (в процессе аудиторных часов практики)

За 2 недели до конца семестра

Подведение итогов со студентами и сбор обратной связи от агропредприятий. Выдача студентам Благодарственных и Рекомендательных писем от агропредприятий. Рекомендательные письма выдаются не более чем 40% студентов с одного потока

По окончании семестра

Совещание руководителей практики: анализ слабых и сильных сторон, внесение изменений в базу агропредприятий. Передача информации преподавателям, ведущим практику в следующем семестре, в том числе передача заданий по практике из предыдущего семестра для исключения дублирования заданий

 

Для организации прохождения практики вузом постоянно ведется работа с базой агропредприятий. В ходе этой работы администрация вуза придерживается следующих принципов:

  • единая база для всех курсов и всех дисциплин, к которой имеют доступ все преподаватели, участвующие в распределенной практике;
  • пополнение (не менее одного раза в год) базы новыми предприятиями, обновление информации по кураторам и профилю заданий, выполняемых магистрантами на конкретном агропредприятии, а также снабжение дополнительной информацией, которая помогает выстраивать взаимовыгодное сотрудничество [6].

База агропредприятий пополняется за счет личных контактов преподавателей кафедры, контактов магистрантов, если они предъявляют доказательства соответствия агропредприятия всем требованиям, предъявляемым по итогам семестровой практики, знакомства с новыми предприятиями посредством экскурсии. При этом учитываются следующие критерии выбора агропредприятия:

  • наличие отдела управления персонала и маркетинга;
  • наличие на агропредприятии заинтересованного лица, готового эффективно организовывать процесс прохождения на агропредприятии и курировать магистранта;
  • агропредприятие готово предоставлять информацию, необходимую для выполнения учебного задания;
  • готовность работников предприятия уделять магистранту личное время для постановки адекватных задач и контроля их исполнения;
  • приветствуется наличие производственной деятельности агропредприятия;
  • численность сотрудников более 120 человек;
  • непосредственный интерес к агропредприятию преподавателя с точки зрения науки и практики.

Перед началом практики руководитель ставит магистранту задачу, заключающуюся в перечне заданий по конкретной дисциплине, сформированной на основе рабочей программы. Магистрант ведет дневник по практике для фиксации заданий, выполняемых магистрантом на предприятии, и оценки его работы руководителем с агропредприятия.

По результатам производственной практики готовится отчет. Он составляется в период прохождения практики по мере выполнения работ, строится в соответствии с согласованным планом практики. В отчете магистрант отражает знания, которые он ранее получил по уже изученным дисциплинам специализации, навыки самостоятельного ведения наблюдений, анализирует и обобщает полученные результаты. Отчет аккуратно оформляется в соответствии с принятыми в вузе нормативами. К отчету студент должен прикладывать: дневник прохождения производственной практики; развернутые ответы на вопросы, предусмотренные программой прохождения практики, которые могут быть иллюстрированы схемами, фотографиями, образцами собранного материала, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов; характеристику деятельности студента. Кроме того, по желанию Куратора с агропредприятия формируется Благодарственное письмо, как форма позитивной и обратной связи студента, и Рекомендательное письмо, которое подтверждает полученные студентом навыки, проявленные личностно-деловые качества. По возможности также указываются проекты, в которых принял участие магистрант, и рекомендация по профилю его профессиональной ориентации [3].

Для организации и проведения практики на предприятиях аграрной сферы выстраивается взаимодействие Вуз - Магистрант – Агропредприятие, придерживающееся следующих принципов трехсторонних отношений:

  • Своевременность (планирование этапов практики).
  • Обратная связь.
  • Соблюдение трехсторонней ответственности (табл. 3).

Таблица 3

Права и обязанности участников практик

Обязанности

Права

МАГИСТРАНТ

1. Дисциплинированно посещать предприятие в   объеме, предусмотренном учебным планом. Выполнять все задачи, которые ставит работодатель

1. Выбирать для прохождения практики свое агропредприятие, не входящее в базу, если оно соответствует всем критериям

2. Немедленно информировать преподавателя, любого Куратора агропредприятия о возникающих сложностях любого характера

2. Интересоваться деятельностью агропредприятия; задавать работодателю вопросы, выходящие за рамки поставленных задач

3. Корректно, дружелюбно общаться с сотрудниками предприятия

3. Проявлять разумную инициативу и творчество в рамках поставленных задач

 

4. Уточнять у работодателя наличие возможности выполнять разнообразные задачи

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ

1.      1. Сообщать Координатору Базы перед началом практики:

·         кто из магистрантов продолжает практику на том же месте агропредприятия, что и в предыдущем семестре;

·         количество магистрантов (с указанием профиля), требующих распределения по агропредприятиям

1. Самостоятельно взаимодействовать с куратором с агропредприятия для получения информации по прохождению практики магистрантами

2.      2. Контролировать качество прохождения практики:

·         с позиции магистранта – путем коммуникаций во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости магистранта;

·         с позиции работодателя – поддерживать связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий

2. Выступать с предложениями по совершенствованию методики организации и проведения практики

3. При выполнении проблем в период прохождения практики выяснить их причину и обеспечивать решение проблем в кратчайшие сроки

3. Инициировать коммерческие проекты на агропредприятии с привлечением студентов с целью монетизации интеллектуального потенциала кафедры

4. Участвовать в расширении базы агропредприятий для практики

4. Инициировать работу с новыми Приглашенными практиками

5. Брать на себя роль Ответственного за агропредприятие и держать связь с этим агропредприятием на протяжении семестра с целью контроля

 

6. Участвовать в совещаниях руководителей практики по итогам семестра с целью анализа и сильных сторон и соблюдения принципа преемственности

 

 

РАБОТОДАТЕЛЬ

1. Предоставлять по просьбе Ответственного за предприятие ориентированный перечень заданий, которые будет выполнять магистрант на протяжении семестра

1. Привлекать студента по его добровольному согласию к работе сверх норматива времени, определенного учебным планом

2. Организовать рабочее место для магистранта.   Возможна смешанная форма взаимодействия с магистрантом: минимум 1/3 времени он должен быть на агропредприятии, а в оставшееся время дистанционно выполнять задания

2. Расторгнуть соглашение о прохождении практики в отношении конкретного магистранта в случае неадекватного поведения данного магистранта. Желательно уведомить об этом представителя вуза

3. Предоставлять информацию/документы магистрантам, необходимые для выполнения учебного задания

3. Не предоставлять информацию/документы, если это является коммерческой тайной

 

В настоящее время появляются новые формы взаимодействия работодателей с вузами, среди которых:

- участие работодателей в: оценке качества реализуемых вузами учебных курсов; формировании и оценке предметных компетенций студентов и выпускников; оценке стажировок студентов и результатов производственной практики;

- привлечение внешних экспертов, хотя и не на регулярной основе, к оценке образовательных программ и учебных курсов с точки зрения требований производства и рынка труда;

- формирование механизмов, отслеживающих конъюнктурные изменения рынка труда;

- приглашение специалистов-практиков для проведения семинаров и чтения спецкурсов;

- стремление преподавателей, студентов и выпускников к повышению практической направленности научно-исследовательских работ [1].

Динамика развития взаимодействия работодателей с вузами носит ясно выраженный положительный характер, т.е. взаимодействие постоянно и достаточно быстро усиливается. Особо следует подчеркнуть, что поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС.