Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTIVITY APPROACH TO THE RESEARCH OF THE PROBLEM OF FORMATION OF SPORTS CULTURE OF STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Burtsev V.A. 1 Burtseva E.V. 1 Khaliullin R.S. 2 Evgrafov I.E. 1
1 Volga region state academy of physical culture, sport and tourism
2 Institute of fundamental medicine and biology Kazansky (Volga) federal university
In article the problem of a research of formation of sports culture of students in the course of training in higher education institution on the basis of activity approach is considered. Authors of article according to methodology of activity approach of a research of a problem of formation of sports culture of the personality have disclosed essence and the maintenance of a concept of sport as human activity. Activity approach to a research of sports culture of the personality, carried out by authors, considers sport as the sphere of the sociocultural and sports activity directed to corporal and spiritual transformation of the person. The psychological characteristic of activity according to the basic psychology and pedagogical provisions is reflected in article. The psychological theory of activity which discloses psychological regularities and mechanisms of formation of sports culture of the personality on the basis of her sociocultural and sports activity is the cornerstone of the leading idea of a research.
activity
activity approach
psychological theory of activity
sports activity
welfare activity
sociocultural and sports activity
educational activity
educational and training activity
competitive activity
sports culture

Анализ и обобщение научно-методической литературы по предмету исследования психологической теории деятельности свидетельствует о том, что формирование спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе в настоящее время остается еще недостаточно изученной проблемой и, следовательно, является актуальным направлением разработки дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере социокультурно-спортивной деятельности.

Определяя культуру как совокупность средств, форм, способов и результатов человеческой деятельности, мы придерживаемся деятельностного подхода к раскрытию сущности и содержания данного феномена. Культура рассматривается нами, с одной стороны, как процесс человеческой деятельности, с другой стороны, как результат социокультурной деятельности субъекта по созданию, сохранению, воспроизведению и преобразованию тех социокультурных явлений, которые оцениваются субъектом как наиболее приоритетные и значимые ценности [11].

В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры как социокультурного феномена существует множество точек зрения, различающихся, главным образом, акцентом на результативной или процессуальной стороне деятельности, на ее духовной или материальной составляющих. С одной стороны, культура определяется преимущественно как результат человеческой деятельности, ее продукт как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики и определяющих достигнутую степень развития цивилизации, с другой, фокусируется внимание на процессуальной стороне культуры как творческой созидательной деятельности социокультурного субъекта, в процессе которой опредмечиваются ранее созданные ценности, преобразуются и создаются новые.

Таким образом, развитие культуры состоит в том, что человек, с одной стороны, одновременно создает культуру, опредмечивая в ней собственные творческие способности, с другой, формирует себя в качестве социокультурного субъекта, осваивающего культуру.

В соответствии с методологией деятельностного подхода исследование проблемы формирования спортивной культуры личности необходимо осуществлять в контексте раскрытия сущности и содержания понятия спорта как вида человеческой деятельности. Рассмотрение спортивной культуры, с одной стороны, невозможно без признания ее обусловленности осуществляемой личностью деятельности, с другой – личностными характеристиками студентов, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев, именно в деятельности и через деятельность проявляется не только логика предметного мира, но и сущность человека – его индивидуальность [6].

Деятельностный подход к исследованию спортивной культуры личности строится на методологическом положении о единстве личности и ее деятельности, что проявляется в диалектической взаимосвязи развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности с осуществляемой ею ведущим видом деятельности, обеспечивая процесс творческого саморазвития, результатом которого является телесное и духовное преобразование человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности. Согласно статье 2 п.12 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329 (в редакции от 03.11.2015 г.) «О физической культуре и спорте в РФ» спорт – это «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [3, 4].

Из этого определения следует, что спорт с позиции деятельностного подхода рассматривается, прежде всего, как сфера социально-культурной деятельности, центральной категорией которой является сама деятельность, опосредующая развитие всех психических процессов, состояний и психических свойств личности и дающая ключ к пониманию и раскрытию психологических механизмов личностного саморазвития индивидуума как социокультурного субъекта спортивной деятельности.

Фундаментальным основанием онтологии является признание человека существом, имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается, с одной стороны, как форма бытия и способ существования человека, с другой – всесторонний процесс преобразования им окружающей реальности (включая его самого), в соответствии с его потребностями, мотивами, целями, задачами. Жизнь человека диалектически взаимосвязана с разнообразными видами осуществляемой им деятельности (игра, учение, труд), поэтому человеческая деятельность как форма бытия, способ существования и естественного развития человека в окружающем мире приобретает характер его жизнедеятельности.

С позиции антропологии деятельность рассматривается как сознательно организованная, целенаправленная человеческая активность, ориентированная на деятельностное, творческое преобразование как внешнего окружающего мира, так и внутреннего духовного мира человека.

Философский подход к теории деятельности даёт ключ к пониманию и раскрытию сущности и содержания категории человеческой деятельности как специфически организованному способу взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности. В самом широком смысле деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта (человека) на объект (природу). Для спортсмена, как деятельностного субъекта, объектом его спортивной деятельности является, с одной стороны, собственное физическое тело (физические кондиции, физические качества, двигательные способности, функциональные возможности), с другой, индивидуальное сознание (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), от уровня развития которых зависит эффективность соревновательной деятельности и, следовательно, соревновательный результат. Вне отношений субъекта с объектом деятельности не существует. Таким образом, интеграция физической (телесной) и сознательной (психической) составляющих первоначал единого целого в человеке ориентирует личность на активное деятельностное творческое преобразование своей собственной природы [7, 8, 10].

На психолого-методологическом уровне проблема деятельности рассматривается в научных работах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Реана и Б.Д. Эльконина, в которых отражена психологическая характеристика деятельности в соответствии с ее основными положениями [1, 6-9].

Во-первых, человеческая деятельность всегда целенаправленна и подчиняется решению конкретных задач (принцип целенаправленности деятельности) (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев) [1, 6].

Во-вторых, человеческая деятельность осуществляется осознанно, что позволяет рассмотреть деятельность в единстве с сознанием личности (принцип единства сознания и деятельности) (С.Л. Рубинштейн).

В-третьих, человеческая деятельность обусловлена онтогенезом и филогенезом как движущими силами развития, как отдельного индивида, так и общества в целом (принцип развития деятельности в онтогенезе и филогенезе).

В-четвертых, человеческая деятельность обусловлена историческим развитием общества и выступает как движущая сила развития личности и общества, отражая их взаимосвязь (принцип исторической обусловленности деятельности) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

В-пятых, человеческая деятельность проявляется в активности человека, его способности производить общественно значимые преобразования в процессе деятельности (принцип единства активности и деятельности) (А.А. Леонтьев).

В-шестых, содержание деятельности опосредует все психические процессы, свойства и состояния личности, что выражается в особенностях проявления его действий, поступков и поведения в окружающем мире (принцип деятельностного опосредствования) (А.В. Петровский).

В-седьмых, человеческая деятельность имеет системный характер, свою структуру и функции (принцип системности деятельности) (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

В-восьмых, человеческая деятельность проявляется в общении как специфический вид коммуникативной деятельности между людьми (принцип деятельностного общения) (А.А. Леонтьев).

В-девятых, человеческая деятельность носит приоритетную направленность и проявляется в различных её видах (игра, учение, труд) согласно потребностям и мотивам в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей личности (принцип ведущего вида деятельности) (Б.Д. Эльконин, А.А. Леонтьев).

В-десятых, человеческая деятельность проявляется во взаимосвязи его внутренней и внешней деятельности, что проявляется в трансформации интеллектуальных операций (внутренняя деятельность) в трудовые операции (внешняя деятельность) и, наоборот, (принцип взаимосвязи внешней и внутренней деятельности) (А.А. Леонтьев).

Теоретико-методологические основы деятельностного подхода были заложены выдающимися отечественными учеными-психологами, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, согласно которым в основе деятельностного подхода лежит положение: о признании единства сознания (психики) и деятельности (ведущий вид деятельности), что проявляется во взаимосвязи внутренней и внешней деятельности человека в процессе деятельностного опосредования межличностных отношений [6, 8].

Деятельностный подход был основан отечественным ученым С.Л. Рубинштейном, который в статье «Принцип творческой самодеятельности» сформулировал принцип единства сознания и деятельности, положенный в дальнейшем в основу деятельностного подхода, согласно которому человек и его психика развиваются и проявляются изначально в практической деятельности [8]. С.Л. Рубинштейн полагал, что субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но создается и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формирование его самого. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем был им положен в основу его деятельностного подхода.

Согласно деятельностному подходу человек и его психика развиваются и изначально раскрываются в практической деятельности и, следовательно, они должны изучаться через проявление этой деятельности (игровой, общественной, учебной, трудовой). Автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготский полагал, что система знаков определяет поведение, в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения, и считал, что развитие высших психических функций происходит в процессе совместной деятельности субъектов научения [2, 3].

Для проверки данной гипотезы А.Н. Леонтьев провел серию экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций, и доказал, что данный механизм есть процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. В результате А.Н. Леонтьев становится автором одной из двух трактовок деятельностного подхода в психологии (психологическая теория деятельности), согласно которым основным предметом исследования в психологии признается деятельность, опосредствующая все психические процессы, психические состояния и психические свойства личности [6].

А.Н. Леонтьев отмечает, что в соответствии с положениями диалектической теории познания и обусловленного ею деятельностного подхода к пониманию психики, развитие каждого отдельного человека есть продукт особого процесса – присвоения. Автор определяет присвоение как процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. В процессе обучения и воспитания индивид присваивает себе знания, ценности, способы деятельности, накопленные обществом, тем самым в результате трансформирует их в средства и способы собственной деятельности.

А.Н. Леонтьев считает, что реальное основание личности лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. В деятельности и через деятельность проявляется не только логика предметного мира, но и сущность человека, его личность и индивидуальность. Результаты (преобразования объекта) зависят как от самого человека (субъекта деятельности), так и проявления его «субъектных сил» [6].

Развитие личности в процессе присвоения социального опыта осуществляется в соответствии с методологическим положением о детерминизме психики: внешние причины действуют через внутренние условия. При этом в качестве внутренних условий выступают субъективные факторы: опыт, мотивация, способности, система отношений личности с социумом. В целом, как полагал А.Н. Леонтьев, человеческая деятельность представляет собой достаточно сложный многофункциональный по своему содержанию полиструктурный феномен. Согласно А.Н. Леонтьеву, структура человеческой деятельности включает в свое содержание цепь взаимосвязанных между собой компонентов (потребность, мотив, цель, задача, условия, действие, операция), от эффективности взаимодействия которых зависит конечный результат деятельности [6].

Таким образом, наиболее разработанной и в наибольшей степени отражающей сущность и содержание процесса личностного саморазвития является психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой человеческая деятельность опосредует все психические процессы и раскрывает психологические механизмы личностного саморазвития человека как субъекта социокультурно-спортивной деятельности [6]. При определении специфичности спортивной культуры как вида человеческой деятельности человека мы отталкивались от деятельностного подхода и опирались на фундаментальное утверждение отечественного психолога А.Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов [6]. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [6].

Внутренние условия не только опосредуют активность личности, но и сами изменяются в результате этой активности. «В процессе деятельности, – отмечает А.Г. Ковалев, – свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения). Данные свойства (подструктуры) в процессе деятельности выступают не рядоположно, а во взаимосвязи, образуя сложные структуры. Эти интегральные структуры представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда» [5].

Надо заметить, что любая деятельность человека, в том числе и в виде социокультурно-спортивной, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как субъекте этой деятельности. В связи с этим К. Маркс писал: «Воздействуя на внешнюю природу и суммируя её, человек, в то же время, изменяет и свою собственную природу. «Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов деятельности и поведения человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности» [4].

Социокультурная деятельность в самом широком смысле слова представляет собой исторически определенный способ воспроизводства человеческой деятельности в процессе создания, сохранения и распространения материальных и духовных ценностей культуры общества. Социокультурная деятельность в узком понимании представляет собой социокультурный процесс, направленный на создание оптимальных педагогических условий, отвечающих индивидуальному своеобразию образовательных потребностей, мотивов, интересов, способностей и возможностей индивидуума с целью творческого саморазвития, самовыражения и самореализации личности в социокультурной среде. Социокультурная деятельность в спорте представляет собой системно организованный и общественно обусловленный социальными институтами целенаправленный процесс интеграции и активного взаимодействия человека в социуме как социокультурного субъекта спортивной деятельности с целью гуманистического присвоения личностью материальных и духовных ценностей спортивной культуры общества. С одной стороны, интеграция спорта как вида человеческой деятельности в сферу культуры, с другой, актуализация ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности создает объективные предпосылки для развития культурологических свойств спорта как социокультурного феномена, что позволяет говорить о наличии спортивной культуры общества. Преобразование субъектом деятельности ценностей спорта из категории «общественно значимых» в категорию «личностно значимых» свидетельствует о наличии у человека спортивной культуры личности [2, 3].

В соответствии с деятельностным подходом, обусловленным целью и содержанием социокультурно-спортивной деятельности, под спортивной культурой личности мы понимаем целостную, системно-организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта социокультурно-спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта как социокультурного феномена. В качестве существенного признака спортивной культуры, как специфического вида социокультурно-спортивной деятельности, выделяются ее направленность на телесное и духовное преобразование человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности. Положения деятельностного подхода о непосредственной связи возникновения и развития мотивов с взаимодействием человека с внешним миром являются методологическим ориентиром для теоретического анализа содержания мотивов спортивной деятельности. Мы полагаем, что формирование спортивной культуры личности осуществляется на основе качественного преобразования физической культуры через возникновение, развитие и доминирование в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в процессе спортивной деятельности [2, 3, 10]. Поэтому специфичность спортивной культуры как вида человеческой деятельности обусловлена качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению в процессе социокультурно-спортивной деятельности.

Применение общенаучной методологии познания сложных объектов – деятельностного подхода – в качестве методологической основы к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе позволяет раскрыть психологические механизмы и педагогические закономерности творческого саморазвития личности студентов в процессе обучения в вузе. В соответствии с основными положениями теории деятельности процессы образования, обучения, воспитания, формирования рассматриваются нами как деятельностное присвоение личностью социального опыта путем овладения знаниями, умениями, навыками, способами социокультурно-спортивной деятельности, материальными и духовными ценностями спортивной культуры, так и в развитии психологической структуры личности. В связи с этим психологическая теория деятельности выступает методологической основой поиска, создания, разработки и дальнейшего обогащения концептуальных положений теории развития личности, раскрывающих педагогические закономерности и психологические механизмы социокультурного управления развитием личности в процессе спортивной деятельности [6].

Таким образом, деятельностный подход к исследованию спортивной культуры позволяет рассматривать личность в единстве и неразрывной взаимосвязи с ее ведущим видом деятельности путем механизма трансформации из внешней по форме (предметно-материальной) деятельности во внутреннюю (психическую) деятельность сознания, тем самым обеспечивая материальное (физическое) и духовное (интеллектуальное) деятельностное преобразование субъекта (студента) в процессе социокультурно-спортивной деятельности [2-4, 6].

В соответствии с методологией деятельностного подхода спортивная культура рассматривается нами как сложный системно организованный процесс и последовательно раскрывается в отношении цели (целевой анализ), содержания (содержательный анализ), механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ), возникновения и развития (генетический анализ).

Согласно изложенному выше понятию, данному во 2 статье п.12 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт с позиции деятельностного подхода рассматривается, прежде всего, как сфера социально-культурной деятельности (сущность), включающая в свое содержание, с одной стороны, спортивную деятельность как совокупность видов спорта исторически сложившихся в форме соревновательной деятельности, так и специальную практику подготовки человека к ним в форме спортивной подготовки, определяющей содержание тренировочного процесса с целью достижения максимального соревновательного результата, с другой, социокультурную деятельность, направленную на формирование спортивной культуры личности как социокультурного субъекта спортивной деятельности.

Сфера социально-культурной деятельности в спорте включает в свое содержание, с одной стороны, базис как основу спортивной деятельности (спортивная ориентация, спортивный отбор, спортивная подготовка, спортивная тренировка, спортивные соревнования, соревновательный результат), с другой стороны, социокультурную надстройку (этическое, эстетическое, идеологическое, политическое, правовое, научно-технологическое, учебно-методическое, программно-нормативное, медико-биологическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение), обеспечивающую базис.

Под спортивной деятельностью мы понимаем целенаправленную спортивную подготовку (теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая, интегральная), направленную на достижение высшего спортивного мастерства (спортивная форма) и высокого соревновательного результата (спортивного достижения) в спортивных соревнованиях (состязания спортсменов, регламентированные правилами соревнований) на основе организации тренировочного процесса.

В соответствии с положениями деятельностного подхода исследование системы формирования спортивной культуры личности осуществлялось нами в связи с определением цели и содержания спортивной деятельности. Целью спортивной деятельности является обеспечение наивысшей спортивной готовности на достижение максимально возможного соревновательного результата. Содержанием спортивной деятельности являются физические и соревновательные упражнения, составляющие основу тренировочной и соревновательной деятельности. Результатом спортивной деятельности являются спортивные достижения как интегральный показатель уровня развития спортивной культуры личности. Основу спортивной культуры личности составляет положительное ценностное отношение личности к спорту как виду социокультурно-спортивной деятельности.

Развитие спортивной культуры осуществляется в процессе деятельностного создания, преобразования и присвоения личностью ценностей спорта как социокультурного феномена. Результаты социокультурно-спортивной деятельности выступают как присвоенные личностью в процессе занятий избранным видом спортом материальные и духовные ценности спортивной культуры общества, которые классифицируются в зависимости от биологического, психологического, педагогического и социального эффектов. Функционирование спортивной культуры личности реализуется через взаимодействие ее структурных (цель, задачи, содержание, субъекты и объекты обучения) и функциональных (средства, методы, формы организации физического воспитания, виды учебных занятий) компонентов в процессе совместной деятельности преподавателей (преподавание) и студентов (обучение).

Результатом формирования спортивной культуры личности является повышение уровня развития спортивной культуры студента в процессе обучения в вузе. В спортивно ориентированном физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта применяются три вида учебно-познавательной деятельности: учебная, учебно-тренировочная и соревновательная [6].

Соревновательная деятельность является системообразующей в структуре учебно-познавательной деятельности, придавая ей личностный смысл. В процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта формируются психические свойства личности, которые обусловливают благоприятные отношения студента к различным сторонам социокультурно-спортивной деятельности, а именно:

  • к содержанию социокультурно-спортивной деятельности (интерес к избранному виду спорта);
  • к себе как субъекту спортивной деятельности (уверенность в себе);
  • к условиям соревновательной деятельности (спокойствие, эмоциональная устойчивость);
  • к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость);
  • к поражению и неудачам в спортивной деятельности (устойчивость к фрустрации);
  • к соперникам по соревновательной деятельности (смелость, вежливость);
  • к партнерам по соревновательной деятельности (коллективизм);
  • к правилам соревновательной деятельности (честность, принципиальность);
  • к этическим нормам соревновательной деятельности (благородство, гражданственность, патриотизм);
  • к спортивному стилю жизнедеятельности (системность) [2].

Данные психические свойства личности, с одной стороны, способствуют достижению высшего спортивного мастерства и высокого соревновательного результата в спортивных соревнованиях на основе организации учебно-тренировочного процесса, обеспечивая тем самым повышение социального статуса спортсмена, с другой, повышают уровень развития структурных компонентов спортивной культуры личности, обеспечивая эффективность функционирования социокультурно-спортивной деятельности студента.

Таким образом, рассматривая сущность и содержание понятия «спорт» с позиции деятельностного подхода, можно заключить, что спорт, с одной стороны, представляет собой спортивную деятельность, содержанием которой являются физические и соревновательные упражнения, составляющие основу тренировочного и соревновательного процесса, направленного на достижение высшего спортивного мастерства и высокого соревновательного результата, с другой, представляет собой сферу социокультурной деятельности, содержанием которой являются выработанные обществом в процессе спортивной деятельности материальные и духовные ценности спортивной культуры, ориентированные на деятельностное преобразование телесной и духовной природы человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности [2, 3].