Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF READINESS OF TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Akutina S.P. 1
1 The State Netional Research University of Nizhnji Novgorod by N. I. Lobachevsky, Arzamas Department,
The author of this article analyzes the problems of readiness among teachers to work and to cooperate with special needs children in the post modern preschool education. The author applied the practice research method in Nizhny Novgorod kindergartens and the analytic research of the professional materials. There has been developed a professional survey composed of different questions, the results of the mentioned test emphasized the reasons why many teachers are not yet ready to work and cooperate with special needs children: the lack of theoretical preparation in preparing and in educating special needs children, the problematic relationship with parents, the lack of material and technical background in school, the parents' incomprehension in growing up special children, the lack of psychological readiness to face the problem, the absence of the methodical training. In accordance with the results of the survey, the author develops the unique program for all subjects of the educational process which includes three blocks: "Psychological Pedagogical Work of a teacher in preschool education in the inclusive educational process", "the Information analytical work the parents ", "The Social Psychological Assistance of special needs children", the aim of which is to help the further cooperation among special needs children, teachers and parents.
special needs children
teachers' training
educational process
inclusive education

Одной из серьезных задач модернизации дошкольного образования и развитие инклюзии является поиск оптимальных моделей готовности педагогов-воспитателей к работе с детьми с особенностями в развитии. Отечественные исследователи рассматривают раннюю комплексную помощь ребенку с отклонениями в развитии как совокупность системы социально-психологической поддержки и помощи, охраны здоровья и специального образования. Данная позиция базируется на культурно-исторической теории Л.С. Выготского [4] и его научной школы, представители которой доказали уникальность первых лет жизни ребенка для его развития. Доказано, что эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с особенностями в развитии и их коррекции зависит от содержания целенаправленной педагогической работы с такими детьми. Дети с особенностями в развитии представляют весьма неоднородную категорию с различными физическими и психическими недостатками, которые препятствуют освоению ими образовательных программ и успешного вхождения в общество. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития,  речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с проявлениями неврозов, страхами, повышенной тревожностью и агрессивным поведением, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, стереотипностью в поведении и непереносимостью малейших его изменений; однообразием игр. В связи с этим важное значение приобретает готовность воспитателей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Вопросы готовности работы педагога с детьми с особенностями в развитии и оказания им помощи отражены в ряде документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования др., в которых обращается особое внимание на то, что эффективность социализации детей с особенностями в развитии в значительной степени определяется адекватностью выбора условий, целей, задач, средств и методических приемов работы с ними в условиях дошкольной образовательной организации.

Различные аспекты проблемы готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности и формировании профессиональных компетенций являлись предметом исследования как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Н.Н. Суртаева, В.Д. Шадриков и др.), так и зарубежных (J. Atkinson, C. Barnes, D.L. Ferguson, M. Knowles, G. Meyer, M.Oliver, T.M. Shea и др.) учёных. Серьезный вклад в педагогическую науку внесли ученые Л.М. Кобрина, О.С. Кузьмина, О.С. Панферова, М.М. Тавакалова, И.Н. Хафизуллина, А.Я. Чигрина, Ю.В. Шумиловская, рассматривающие вопросы готовности профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми с особыми возможностями здоровья [7]. Несмотря на наличие достаточно большого числа исследований, посвященных совершенствованию деятельности педагогов по работе с детьми с особенностями в развитии, вопросы, касающиеся готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования именно в дошкольных образовательных организациях, по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов ученых. Мы согласны с учеными С.К. Козловой и Т.А. Куликовой, которые раскрывают проблемы взаимодействия педагогов с детьми с особенностями в развитии как: «неготовность к взаимопониманию педагогов, авторитаризм в стиле общения, недостаток педагогической культуры, неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, недостаточная коммуникативная культура родителей, низкая общая педагогическая культура, недооценка роли сотрудничества, безответственность в вопросах воспитания, иногда, аморальное поведение; правовая некомпетентность субъектов; недостаточная информированность субъектов о деятельности образовательного учреждения – необходимость единого информационного пространства» [6]. Особенно важна «психологическая готовность педагогов к принятию идеи инклюзии» [8, с.29]. В контексте рассматриваемой проблемы сформулируем понятие «готовность к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии». Мы понимаем данную дефиницию как комплексное образование личности, включающее психологические, ценностные, мотивационные компоненты; уровень знаний и профессионализма, обеспечивающие мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности в полимотивированном пространстве. Существует диалектическая взаимосвязь готовности педагогов к профессиональной деятельности и эффективной работе с детьми с особенностями в развитии с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, многовариантности и степени выраженности отклонений в развитии, определяющих структуру дизонтогенеза детей дошкольного возраста. Готовность к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии занимает в структуре профессионализма первую ступень, необходимую для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, то есть является фундаментом для формирования профессиональных и специальных компетенций, которыми должен обладать современный воспитатель. Одной из главных проблем является снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов в целом и профессиональных достижений в частности; низкой стрессоустойчивости работников при выполнении профессиональных обязанностей по работе с детьми с особенностями в развитии; неготовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования. Поэтому возникла серьезная необходимость исследовать проблему данной педагогической группы и ее профессиональную деятельность, характер общения с детьми с особенностями в развитии и выявить готовность педагогов работать в новых условиях ФГОС дошкольного образования.

Цель исследования: на основе анализа имеющегося опыта дошкольных образовательных организаций разработать и теоретически обосновать программу научно-методического обоснования психолого-педагогической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в работе с детьми с особенностями в развитии.

Материал и методы исследования

В исследовании мы опирались на аксиологический подход, рассматривающий систему ценностных ориентаций, составляющих содержательную сторону подготовки педагогов и их мотивационную, когнитивную и эмоционально-волевую основу готовности работать с детьми с особенностями в развитии (С.Ф. Анисимов, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.С. Шамов и др.). Теоретическую базу исследования составили: концепция инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко); теория профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, A.A. Деркач, Ю.М. Забродин, И.Д. Клочков, Н.В. Кузьмина,  А.А. Семенов, В.Д. Шадриков и др.);  концепция профессиональной компетентности педагогов (В.А. Козырева, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева и др.).

В эксперименте приняло участие 80 воспитателей нескольких дошкольных образовательных организаций г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области. Для проведения исследования предложена «Анкета по выявлению готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии». Средний возраст педагогического коллектива составил 36 лет, что предполагает наличие устойчивого и стабильного потенциала и способности педагогов эффективно работать в изменяющихся условиях. Высшее педагогическое образование – 69 человек, среднее профессиональное образование – 11. Стаж работы составляет у 12-х педагогов до 3 лет, 42 человека – до 20 лет и более 20 лет имеют 26 воспитателей. У 61 педагога – первая квалификационная категория, 7 человек имеют высшую категорию и 12 воспитателей не имеют квалификационную категорию.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам обследования по выявлению «готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии» на первый вопрос, «Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями?», все респонденты выделили следующие качества: терпение, уравновешенность, выдержанность и уважение к личности ребенка. «Какими профессиональными знаниями и умениями должен обладать педагог, работающий с детьми с особенностями в развитии?» Педагоги выделили: коммуникабельность, толерантность, знания возрастной психологии. На вопрос, «Какие технологии Вы применяете в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?», ответы участников распределились следующим образом: 41 % – «применяем различные игры, беседы»; 59 % – «релаксационные упражнения, индивидуальные игровые техники». «Какой стиль общения Вы предпочитаете в работе с детьми с особенностями в развитии?» 37 % педагогов отметили – «демократический стиль»; 27 % – «смешанный стиль», 36 % – «затрудняюсь ответить» (часть анкет на этот вопрос содержали неотмеченные ответы). «На каких принципах необходимо строить работу с детьми с особенностями в развитии?» Мы получили следующие ответы: 33 % респондентов отмечают, что на «принципах уважительного отношения, доверия и терпеливости»; 16 % – на проявлении «сочувствия и сотрудничества с ребенком»; 6 % – «на принципах гуманности», 7 % – на «принципах толерантности», 38 % – затруднились ответить. На вопрос, «Каких профессиональных знаний у вас не хватает, в чем Вы испытываете затруднения в работе?», мы получили следующие результаты: 30 % отметили недостаточность теоретических знаний по проблемам развития детей с особенностями в развитии, 30 % – «непонимание со стороны родителей проблем воспитания особого ребенка», 40 % – «нехватка психологических знаний». На вопрос «Кто может вам в этом помочь?» 66 % отметили, что «психолог детского сада», 16 % – «педагог, имеющий опыт работы с детьми с особенностями в развитии», 18 % – «администрация детского сада». «Какие семинары, тренинги и т.п. для Вас актуальны по данной теме?» Мы получили такие ответы: темы семинаров «Технологии взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями», «Психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями», «Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии», «Методические аспекты работы в системе инклюзивного образования»; игры и тренинги на эмоциональную разрядку. «Занимаетесь ли вы самообразованием по вопросам инклюзии в системе дошкольного образования?» 27 % педагогов ответили, что «да, занимаюсь»; 36 % – «нет, так как нет свободного времени, большая занятость на работе» и 37 % – «иногда». «Знакомы ли вы с интересным педагогическим опытом по данной проблеме?» 24 % ответили, что «знакомы»; 76 % – «нет». «Насколько активно Вы используете в своей работе современные педагогические технологии, новый педагогический опыт?» Ответы респондентов распределились следующим образом: 30 % – «активно использую»; 38 % – «стараюсь использовать, но нет профессионального опыта и умений», «недостаточно специальной литературы»; 32 % – «не использую», «я приверженец традиционного обучения». «Какие у вас есть пожелания по организации методической работы в данном направлении?» 60 % ответили – «организовать работу с психологом, дефектологом, логопедом»; 40 % – «затрудняюсь ответить».

Результаты, полученные в ходе опроса по данной анкете, показывают, необходимость проведения для воспитателей обучающих семинаров, мастер-классов по работе с детьми с особенностями в развитии, различных учеб, а также серьезного методического сопровождения. Педагоги остро нуждаются в практической помощи психолога и других специалистов, часть педагогов хотели бы «пройти практикоориентированную переподготовку», «повышение квалификации», «посетить открытые занятия опытных педагогов», работающих с детьми с особенностями в развитии с последующим аналитическим и методическим разбором. Полученные результаты опроса респондентов выявили проблемы четкого понимания необходимости формирования профессиональных компетенций в условиях инклюзии и, в свою очередь, показали неготовность воспитателей к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии, что позволило разработать программу научно-методического обоснования психолого-педагогической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в работе с детьми с особенностями в развитии. Программа включает три блока. В блоке «Психолого-педагогическая работа воспитателя в условиях инклюзивного образования» представлена консультативная и коррекционная работа в виде проведения тренингов, мастер-классов, семинаров-практикумов, брифингов; проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, обсуждение проблемных ситуаций. В блоке «Социально-психологическая помощь детям с особенностями в развитии» представлены специальные игры для детей с особенностями в развитии, релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим поведением и снижение уровня личностной тревожности (в виде релаксационных упражнений); коррекционная работа, направленная на обучение ребенка реагированию на нестандартные ситуации приемлемым способом (рисование страхов, лепка из пластилина или глины); поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.); ведение совместно с воспитателем и родителями карты поведения ребенка, содержащей личные правила поведения для конкретной ситуации (например, «говори уважительно со старшими») с использованием поощрений в случае соблюдения этих правил [1]. В блоке «Информационно-аналитическая и методическая работа с родителями» представлены следующие мероприятия: проведение родительских собраний; лекций, бесед, тренингов, заседаний в форме «круглого стола с острыми углами» (методика Н.Е. Щурковой); организация развивающей среды (наглядная агитация через создание стендов, папок передвижек, пособий); проведение консультаций на различные темы: «Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Закон об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Формы и направления социально-правовой защиты детей-инвалидов и их семей в РФ», «Роль семьи в системе защиты прав детей-инвалидов», «Формирование гражданской позиции семьи, воспитывающей особого ребенка» [5, С.66]. Особый интерес вызвало проведение психолого-педагогической мастерской, основной целью которой явилось обучение основным правилам культуры жизнедеятельности в семье, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии [2, 3].

Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная нами программа позволила обеспечить эффективную психолого-педагогическую и методическую помощь воспитателям, работающим с детьми с особенностями в развитии, и сформировать у педагогического коллектива систему сознательной, целенаправленной готовности к профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении успешного развития детей с особенностями в развитии и их успешной социализации, а также обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с особенностями в развитии и повысить ответственность родительской позиции в процессе взаимодействия со специалистами по вопросам развития особого ребенка. Апробированную программу можно успешно применять в образовательном процессе дошкольных учреждений разных типов.

Достоверность результатов обеспечивается целостностью методологической основы исследования готовности к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии как социально-педагогического феномена; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, позволяющих изучать вопросы готовности педагогов к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии как предмета исследования.

Выводы

Таким образом, многие воспитатели дошкольных образовательных организаций понимают значимость профессиональной деятельности с детьми с особенностями в развитии, но испытывают дефицит теоретических, методических и практических знаний в применении методов и форм работы с такими детьми. В процессе профессиональной деятельности происходит качественное изменение профессионально-личностных и ценностных характеристик воспитателей, формируется способность грамотно решать задачи взаимодействия с детьми с особенностями в развитии.