Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HEALTH FUNDING PROJECTIONS OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT CHELYABINSK REGION: JANUS 2000-2015 YEARS

Sidelnikov A.N. 1 Eliseev E.V. 2 Kokoreva E.G. 2
1 Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (Chelyabinsk branch)
2 Federal State Government-Financed Institution of Higher Education “Ural state university of physical culture”
Like Janus, the annual increase in the volume of the regional budget for the implementation of state programs in the field of development of physical culture and sports of the Chelyabinsk region from 2000 to 2015 positively affected the health of children 5-9 years of Chelyabinsk. Any questions of interaction in society, when necessary regulation of social and other relationships include new aspects of understanding. An exception may not be, and areas related to physical education, sports and physical self-improvement. The author also shows that the problem of regulating the sphere of physical culture and sports in the Chelyabinsk region should be solved taking into account not only the specifics of the development of territories, but also the dynamics of health of the younger generation. Such an understanding of affairs, once again, actualizes the problem of updating the concept of state regulation of development of the sphere of physical culture and sports in the southern Urals.
regional budget
the health of children 5-9 years
the implementation of state programs
development of physical culture and sport
chelyabinsk
chelyabinsk region.

Любые вопросы взаимодействия в социуме, когда необходима регуляция социальных и иных взаимоотношений, всё время включают в себя новые аспекты понимания. Исключением здесь не может являться и область, связанная с физической культурой, спортом и физическим самосовершенствованием [6; 7; 10; 12]. При этом, согласно данным отечественных ученых [1; 3-5], здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 50-55% – от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которых являются активный отдых и физическое совершенствование.

Статистические наблюдения за динамикой государственного финансирования, например, Челябинской области за период 2000-2015 гг. [2; 8; 12] показывают, что расходы только регионального бюджета на разные нужды физической культуры и спорта увеличились на 34,40% и составили 1 616 458,70 тыс. рублей. А что на фоне такого роста финансирования, говорящем и о повышении внимания государства к проблемам физической культуры и спорта на Южном Урале, происходит с динамикой здоровья людей? Заинтересовавшись этим вопросом, сконцентрировав своё внимание на детях дошкольного и младшего школьного возраста (того возраста, с которого детей ждут многие спортивные школы), мы решили исследовать, что происходит со здоровьем обучающихся начальной школы в проекции финансирования физической культуры и спорта в Челябинской области в период с 2000 по 2015 год. Отдельным статистическим результатам, а также их обсуждению и осмыслению посвящена настоящая работа.

Материалы и методы исследования. Исследования проходили в период с февраля 2000 по декабрь 2015 года включительно. На территории одной из районных детских поликлиник. Челябинска в указанный период времени проводилось изучение 1324 амбулаторных медицинских карт наблюдаемых детей по месту жительства. Методический спектр исследований в себя также включал: 1) анализ и обобщение современных литературных источников; 2) работу с нормативно-правовой документацией, в том числе с передовым законотворческим опытом; 3) анкетирование и социологический опрос школьников разных возрастных групп (детей, подростков, старших школьников); 4) метод анализа и обобщения результатов бланковых методик и статистических исследований; 5) графический метод фиксации и интерпретации многолетних наблюдений за сложными социальными явлениями.

В анкетировании и социологическом опросе приняло участие 372 человека. Все дети старших групп детского сада и учащиеся из двух начальных классов, двух пятых классов и двух старших классов общеобразовательной школы города Челябинска. Для удобства и логической целостности интерпретации и обсуждения результатов нашей работы нами было принято решение более подробно останавливаться на методическом дизайне исследования по ходу следующей части статьи.

Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет одной из поликлиник города Челябинска дает объективное представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии их здоровья. Ранжирование частоты отклонений в процентах по основным системам организма в пятнадцатилетний период представлено на рисунке 1.

Рис.1. Диаграмма отклонений в здоровье детей 5-9 лет

г. Челябинска за период наблюдений с 2000 по 2015 г. (в %)

Большую часть в структуре имеющихся патологий занимают нарушение осанки и отклонения в опорно-двигательной системе организма (46,1%). Результаты нашего наблюдения согласуются с данными других исследователей, которые отмечают значительное превосходство нарушений опорно-двигательного аппарата над остальными патологиями у современных детей 5-9-летнего возраста [1; 8; 9; 11].

В процессе наших исследований нарушения осанки диагностируются у 55% дошкольников и 70% детей к окончанию начальной школы. Завышенный показатель, полученный при обработке имеющихся в данном мониторинге сведений, свидетельствует, по-видимому, о том, что в основном в исследуемой нами литературе иными авторами фиксируются лишь наиболее выраженные искривления позвоночника и не указываются функциональные нарушения в виде сутулости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и т.д., на что обращали внимание мы. Наши наблюдения однозначно показывают, что перечисленные нарушения осанки проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Причины таких нарушений ученые гигиенисты и медики в последнее десятилетие рекомендуют связывать со значительным снижением двигательной и физической активности у детей 5-6 лет [8; 11].

Нарушения работы сердечно-сосудистой системы (16,7%) чаще проявляются в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей 5-9 лет мы отмечаем статистически значимый рост случаев гипотонии, т.е. пониженного артериального давления. Такое положение дел вполне может быть тесно связано с недостатком двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Всего лишь пятая часть юных жителей г. Челябинска 5-9 лет не имеет хронической патологии. Процент детей, у которых нет хронических заболеваний, в целом уменьшается с возрастом; особенно велики различия между 5-летними, у которых более 1/3 не имеют хронической патологии, и остальными обследуемыми нами возрастами, где эта доля к 8 годам достигает примерно 1/5, а к 9 годам – опускается ещё ниже.

У каждого десятого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста встречается несколько функциональных отклонений в деятельности органов и систем организма.

Поскольку половина детей от 5 до 9 лет всей выборки имеет патологию опорно-двигательного аппарата, неудивительно, что эта патология часто сопутствует другим видам патологии, в первую очередь отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и зрительного анализатора.

Таким образом, к выявленным особенностям негативных изменений здоровья детей 5-9 лет г. Челябинска можно отнести следующие.

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число к концу 2015 года в процессе наших наблюдений не превышало 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. С увеличением возраста детей от 5 до 9 лет достоверно увеличивается частота функциональных нарушений и хронических болезней.
  3. За пятнадцать лет наблюдений не изменялась структура хронической патологии у детей 5-9 лет. По-прежнему велика доля болезней опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия); болезней так называемых ЛОР-органов; нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
  4. С увеличением возраста увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Дошкольники 5-6 лет имеют в среднем 2 диагноза, школьники 7-9 лет – 3 диагноза.

Выявленные нами особенности здоровья юных жителей г. Челябинска свидетельствуют о серьезном неблагополучии здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое, по сути, объективно ведёт к ухудшению качества жизни растущего поколения. Как полагаем мы, если тенденция не изменится в ближайшие пять лет, в г. Челябинске к 2025 году вполне вероятно могут возникнуть существенные ограничения в реализации молодёжью их биологических (например, воспроизводственных) и социально-экономических (например, полноценных трудовых) функций. О таких тенденциях как о вполне возможном сценарии развития событий неоднократно свидетельствуют и другие научные работы [1; 5-8; 11].

Рис. 2. Динамика мониторинга состояния здоровья школьников и роста финансирования программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области, исследуемых в 2000-2015 гг.

Параллельно с анализом хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет нами изучался ежегодный объем средств областного бюджета на реализацию государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области. На фоне динамики мониторинга состояния здоровья обследуемых детей цифры, характеризующие объем интересующих нас средств в период с 2000 по 2015 г. включительно, выглядят непропорционально разнонаправленными (рис. 2).

При этом проведенный нами в 2014 году опрос (всего 372 человека) детей старших групп детского сада и учащихся из 2 начальных классов, 2 пятых классов и 2 старших классов общеобразовательной школы города Челябинска выявил очень низкий уровень (долю в 37,6%) занимающихся физической культурой и спортом в свободное от учебы время вне школьной программы. Основная масса респондентов (58,5% опрошенных) ограничивается занятиями, входящими в школьную программу. Причем основными причинами нежелания заниматься физической культурой являются:

  1. Отсутствие доступных спортивных учреждений или спортивных объектов в районе проживания детей (64,7%).
  2. Отсутствие средств на оплату занятий в спортивных клубах, секциях, бассейнах (12,2%).
  3. Загруженность детей усложнившейся учебной программой (10,6%).
  4. Загруженность родителей и невозможность водить детей на спортивные объекты (7,2%).
  5. Затруднились ответить (5,3%).

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии доступных для школьников секций по месту жительства, что не позволяет ни детям, ни подросткам и молодежи не только реализовать себя через спорт, показать свои спортивные достижения, но и просто удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Предполагаемая неудовлетворённость реализации потребности в двигательной активности, в свою очередь, вполне очевидно влечет к повышению заболеваемости детей г. Челябинска. Ведь по статистическим данным [2] на 2014 год в Челябинской области было 657 тыс. жителей в возрасте от 6 до 15 лет. По данным министерства спорта Челябинской области [11], на Южном Урале функционируют 3798 спортивных клубов, в которых занимаются 52,6 тыс. воспитанников, в 429 спортивных секциях и школах занимаются 69,3 тыс. воспитанников. Из приведённых цифр мы видим, что более 81,5% данной категории населения не занимаются физической культурой. А ведь именно в школьном возрасте закладываются и здоровье человека, и его мотивация к здоровому образу жизни.

Следовательно, мы имеем парадоксальную ситуацию. Как дуализм, словно двуликий Янус, рост ежегодного объема средств областного бюджета для реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области положительно не повлиял на здоровье обследуемых нами детей г. Челябинска. На фоне наших исследований отрицательная динамика здоровья детей г. Челябинска в истекшее десятилетие подтверждена фактически всеми учёными, труды и печатные работы которых мы проанализировали. Значит, что-то делается не так, не в том направлении, имеющиеся идеи балансирования роста финансирования программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области и улучшения здоровья детей г. Челябинска не работают.

Более того, проанализировав смету подпрограммы Челябинской области «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений» на период 2015-2017 гг. [11], мы видим, что на развитие спорта высших достижений ежегодно из 1,171 млрд рублей уже расходуется 872 миллиона рублей, и лишь остаток распределяется на развитие массового спорта. Причем 111496,7 миллиона рублей из оставшихся 200 миллионов рублей расходуется на организацию и проведение областных комплексных спортивных, массовых и физкультурных мероприятий. Остальная часть этих же денег примерно равными долями направляется на финансирование межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований среди различных категорий и групп населения, участие спортсменов и сборных команд по видам спорта во всероссийских и международных спортивных соревнованиях в соответствии с единым областным календарным планом. Сказанное также даёт основание полагать, что представленные выше результаты и их обсуждение ставят под сомнение оздоровительную направленность распределения финансовых средств при реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта в Челябинской области.

Выводы. Проблема регулирования развития сферы физической культуры и спорта в Челябинской области должна решаться с учётом не только специфики развития территорий, но и динамики здоровья подрастающего поколения. Такое понимание дел в очередной раз актуализирует проблему обновления концепции государственного регулирования развития сферы физической культуры и спорта на Южном Урале.