Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

HISTORICAL AND THEORETICAL PRECONDITIONS AND STAGES OF DEVELOPMENT OF POST-GRADUATE STUDIES IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Sergacheva E.V. 1
1 FSBEI YD Kazan state University of architecture and engineering
Можно отметить несколько основных этапов развития аспирантуры в техническом вузе. Становление и развитие в России имеет достаточно давнюю историю подготовки научно-педагогических кадров. Начало подготовки научно-педагогических кадров в России связано с появлением в стране первых государственных университетов, отсюда берет свое начало и государственная система аттестации научно-педагогических кадров. Несколько этапов во времена Союза Советских Социалистических Республик (СССР): образование аспирантуры и принципы ее работы, наиболее эффективные формы и поиски методов организации аспирантской подготовки. Вступление в 2000-х на трех уровневую систему высшего образования, согласно нормам Болонского процесса, участником которого является Россия. Нельзя сказать, что отечественная система плоха, но она вступает в противоречие с болонскими требованиями к третьей ступени высшего образования, и образовательный компонент в ней фактически нивелируется.
You can mark several main stages of development of post-graduate study in a technical University. Formation and development of academic and teaching staff’s training in Russia has quite a long history. In the article we consider several stages of post-graduate study development during the USSR, i.e. postgraduate study establishment and the principles of its work, the most effective forms and methods of organization of postgraduate education. Introduction of the third level system of higher education in the 2000-s, according to the norms of the Bologna process, the participant of which Russia is, led to the necessity of changes in post-graduate training system. We shouldn’t say that the domestic system is bad, but it is in conflict with the Bologna requirements by the third stage of higher education, and the educational component it actually disappears.
postgraduate study
academic and teaching staff
stages of development of a postgraduate study

Начало подготовки научно-педагогических кадров в России связано с появлением в стране первых государственных университетов. По указу Александра I в 1804 г. были утверждены уставы Московского, Харьковского, Казанского университетов. Во второй половине XIX века аспирантура являлась продолжением профессорских стипендий. Студенты прикреплялись к профессору и становились своего рода аспирантами. Подготовка занимала от 7–9 лет.

Официальную значимость и присвоение научно-педагогическим кадрам «звания» аспиранта дает Положение о порядке подготовки научных работников при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденное Народным комиссариатом просвещения РСФСР (Наркомпрос) в июне 1925 г.

Положение об аспирантуре предусматривало: теоретические занятия по одной из социально-экономических дисциплин, двум иностранным языкам и специальной дисциплине; методическую работу на кафедре; выполнение научно-исследовательской работы; прохождение научно-исследовательской практики; педагогическую работу по специальности (50/50); написание и публичную защиту диссертации. Предметная комиссия и факультет давали рекомендации по проделанной работе, которая в дальнейшем предоставлялась на защиту этим же инстанциям. Большое значение имела практическая значимость, но и теоретическая имела место быть [4, С.46-47]. Прошедшим аспирантуру разрешалось преподавать.

Принимались на обучение лица от 20–35 лет, с высшим и не полным высшим образованием [1, С.22-23]. Собиралась специальная отборочная комиссия при вузах, состоящая из преподавателей и представителей общественных организаций. Личное дело и принятое решение по каждому кандидату в аспиранты направлялось через вузы в ГУС.

В состав личного дела входило: автобиография, по особой форме анкета, копия воинского билета, копия диплома, письменная аттестационная работа, отзыв из учреждений или ученых деятелей о работе соискателя, отзыв из других различных общественных организаций.

Представителям лучших работ с происхождением крестьянского сословия отдавались в основном бюджетные места и выплачивалась стипендия. Они являлись штатными аспирантами. Сверхштатные аспиранты отличались лишь тем, что им не выплачивалась стипендия.

Штатные аспиранты могли работать по совместительству в научных и образовательных учреждениях при условии оплаты работы по совместительству не свыше 100 % аспирантской стипендии [1, С.31].

Штатные аспиранты по окончании срока аспирантуры были обязаны отработать тот же срок в вузах, который они проучились в аспирантуре. По окончании срока отработки предоставлялось вакантное место преподавателя. Если же в течение трех месяцев по завершении отработки не находилось свободного вакантного места, то он освобождался от обязанности дальнейшего обязательного прохождения отработки, но с сохранением государственной стипендии в течение тех же трех месяцев.

Аспирантам также предоставлялась отсрочка от армии и лагерных сборов в течение трех лет.

Руководящая комиссия (КПНР), созданная при ГУСе. Эта комиссия устанавливала отбор и утверждение аспирантов, устанавливала аспирантские стипендии по вузам и т.д.

На данном этапе не было абсолютной ясности о критериях отбора в аспирантуру. Не имелось четких инструкций, ответственных за их обучение. Нужна ли защита выпускной работы? Хотя уже с 1925 г. определялись основные моменты подготовки аспиранта, но ничего практически не принималось для регулирования этого процесса.

Одним из этапов развития аспирантуры стали 1930-е гг. Именно в эти годы были активны организационные моменты оформления института аспирантуры.

Закрепилась методика руководства: по индивидуальным планам работы занятия аспирантов, строгое посещение занятий, марксистскому минимуму, иностранным языкам, научных руководителей за проделанную работу аспиранта на кафедре. Ранее научные руководители выполняли ведение аспиранта на общественных началах, а в 1932 г. была введена оплата за руководство аспиранта.

Применялся бригадно-лабораторный метод, преподаватель давал тему, а студент самостоятельно ее изучал, впоследствии чего в дальнейшем беседовать с руководителем группы по данному материалу. Такой метод пытались применить в обучении аспирантов. Однако эта идея так и не прижилась в обучении аспирантов. Контроль за обучением аспирантов в 1930-х гг. перекладывался на научных руководителей, кафедры и деканаты.

В 1934 году вступает в силу Постановление правительства «О подготовке научных и научно-педагогических работников», где было сказано о практике и защите диссертационной работы. Но в первую очередь проверялась успеваемость аспиранта, на основании этих результатов давался допуск к защите [8, Л.7]. Допуск заключался в трех кандидатских экзаменах: по своей специальности, по узкому направлению и иностранному языку [10, С.124].

Около 75–80 % отдавалось на самостоятельную работу и 20–25 % на консультации, лекции, семинары (под контролем научного руководителя).

В соответствии с постановлением СНК СССР 13 января 1934 г. и 20 марта 1937 г. «Об ученых степенях и званиях» в вузах были установлены две ученые степени – кандидат и доктор наук – и ученые звания ассистента, доцента и профессора. По результатам защиты диссертации ученая степень присваивалась советом вуза. С 1938 г. ученая степень присваивается Высшей аттестационной комиссией Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) по предоставлению советов вузов. Данная система способствовала повышению квалификации и стимулировала привлечение молодых ученых в науку.

Первое советское Положение об аспирантуре, принятое СНК СССР 31 марта 1939 г., включало в себя принципы функционирования аспирантуры за это десятилетие, которые в основном сохраняются и в настоящее время. Выполнение индивидуального плана аспиранта и защита кандидатской диссертации – это и являлось показателем эффективности аспирантуры.

Возложение руководства на ВКВШ при СНК СССР (созданный в 1937 г.), созданное для уменьшения расхождений в различных ведомствах, созданных при вузах во времена СССР [9, С.355].

В 1939 г. в СССР была создана заочная аспирантура, которая дала возможность повышения квалификации без отрыва от производства. Заочная аспирантура давала второй оплачиваемый отпуск (30 дней). Аспирант должен был соблюдать все условия, что и очник, кроме прохождения педагогической практики. Заочное образование получали по программе очной формы на протяжении трех лет, сдачей экзаменов и предоставлением защиты диссертационной работы.

Правила приема в аспирантуру менялись множество раз на протяжении всего времени. Так, с 1934 г. зачисление в аспирантуру проводилось с подачи заинтересованных кафедр без вступительных испытаний, кроме лиц [7, Л.127].

В 1937г. вступает в силу новые правила порядка приема в аспирантуру, согласно которому вступительные экзамены принимаются в устной форме по ряду вопросов (музыка, живопись, литература, политика и специальные предметы) приемной комиссии вуза. А с 1938 г. добавляются коллоквиумы по специальности, иностранному языку и философии.

1939-ом г. прием в аспирантуру переходит на вступительный экзамен. На очную форму обучения принимались граждане СССР, имеющие законченное высшее образование, проявившие себя в педагогической и научной деятельности, но не превышающие возрастной порог старше 40 лет.

В период Великой Отечественной институт аспирантуры продолжал действовать, кроме приема первых пару лет. Заметных изменений в работе института аспирантуры не наблюдалось.

Новым этапом после военной аспирантуры стало издание Приказа от 17 февраля 1948 г. «О мерах по улучшению подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру». Содержанием приказа являлось: улучшение образовательного и учебного процесса через введение ряда мероприятий, проходящих в аспирантуре. Уменьшение нагрузки аспирантов по работе аспирантского индивидуального плана. Проработать более основательно диссертационные темы и содержание работы, их актуальность, проведение ежегодной аттестации аспиранта [3, Л.6-9], утвержденная министерством в 1949 г. аттестация аспиранта действует и по наши дни. В это же время вводится автореферат диссертации, который разносился заинтересованным лицам и публиковался в количестве не менее 100 экземпляров.

Большое значение для развития аспирантур в Постановление СМ СССР от 23 мая 1948 г. «О подготовке научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру», в нем предлагаются варианты улучшения образовательного процесса через аспирантуру. Больших изменений по предлагаемым вариантам постановления не произошло. Хотя многие изменения, входящие в различные постановления, законодательно изменены и более четко были проработаны [11, С.114].

Изменились правила приема сдачи кандидатского экзамена, теперь они сдавались не в одну комиссию, а трем разным по предметным комиссиям. В очную аспирантуру принимались граждане СССР не достигшие 40 лет, для заочников таких ограничений не ставилось.

В аспирантуре от ноября 1957 г. произошли значительные изменения. Как и раньше аспиранты сдавали кандидатские экзамены, только теперь сдавался один по специальности. Разрешалось изучать только один иностранный язык, а не два, как было ранее. По плану аспирант должен был изучать основы педагогики и психологии, и обязательное прохождение педагогической практики при любом высшем ученом заведении. В обязанности входило общественная деятельность. Выполнить в срок научную работу и предоставить ее в совет вуза, НИИ и предоставить к опубликованию в печать. Защита в срок кандидатской диссертации не является обязательной.

На протяжении пяти лет такого эксперимента, можно сделать вывод, что данное положение с изменениями, является не эффективным. Многие начинают считать защиту кандидатской диссертации не нужной. Показатели защит катастрофически снижаются. И в 1962 г. в Положении вводится поправка об обязательной защите кандидатской диссертации, но правило об обязательной публикации не отменяется.

Заочная форма обучения аспирантов работала по тем же принципам и положениям. С 1950-ых г. срок обучения в аспирантуре для заочников увеличивается до 4 лет. Это было сделано для того, чтобы заочники смогли успешно закончить аспирантуру, непрерывно от своего основного места работы. Условие того, что педагогическая практика для заочников не обязательна, остается в силе.

Следующим этапом кардинального изменения в работе аспирантуры происходит в 1987 г., когда приказом МВ и ССО СССР и ВАК при СМ СССР от 15 сентября 1987 г. было утверждено новое единое для всей системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для аспирантов, Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования. Вводятся новые дисциплины, необходимо было уметь пользоваться электроникой и математическим моделированием, и сдать экзамены по направлению [10, С.137-139].

Главным отличием считалось выполнение своего индивидуального плана аспиранта, на основании которого подтверждалось завершение аспирантуры. Что уже практиковалось ранее в 1957 г. и было отменено в 1962 г. По окончании успешного завершения обучения аспирантуры присваивалась квалификационное звание «исследователь» по соответствующему профилю. С вручением диплома и преимущества при оформлении на должность научного работника и преподавателя. Требовалось защитить диссертацию, чтобы в дальнейшем получить степень ученого. Теперь зачитывалось в стаж научно- педагогической работы и обучение в аспирантуре [2, С.7-13].

В 1957 г., 1962 г., 1980 г. происходили незначительные изменения по Положениям о правилах приема в аспирантуру.

Возрастная категория изменилась, очная форма обучения в аспирантуре в возрасте до 35 лет, заочная (без отрыва от производства) – не старше 45 лет. С представлением письменного реферата или опубликованной работой по избранной специальности. Сдачей трех вступительных экзаменов (по специальности, основы марксизма-ленинизма, иностранный язык). Лица, сдавшие ранее кандидатские экзамены, хотя бы частично освобождались от вступительных экзаменов, но обязаны были предоставить реферат по направлению специальности. Вступительный экзамен сдавался один раз.

Преимущество на поступление в аспирантуру имели производственники. Зачисление в аспирантуру непосредственно после окончания вуза [5, С.123-125].

Несмотря на кардинальные изменения общественного и экономического устройства в 90-е г. XX века значительных изменений в структуре подготовки научно-педагогических кадров и аспирантуры не наблюдалось.

В связи с принятием и вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 сентября 2013 года начинается становление аспирантуры нового типа. Обучение в аспирантуре организуется с учетом основных рекомендаций Болонского процесса.

Поэтому представляется важным рассмотрение основных рекомендаций Болонского процесса, ориентированного на гармонизацию высшего образования на Европейском континенте. В нем предусмотрено три уровня высшего образования: бакалавр, магистр, доктор (кандидат наук). В 2003 г. в Берлине было принято решение о переходе на трехуровневую систему образования, на той самой конференции, где Россия присоединилась к Болонскому процессу.

В России ранее существовала двухуровневая системы высшего образования в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» [6]. Под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации идет переход от традиционной («знания – умения – навыки») к профессионально-ориентированной компетентностной модели высшего образования. Сейчас в завершающую стадию вступила подготовка федеральных образовательных стандартов нового поколения, основанных на компетентностном подходе. Но все это затрагивает только первые две ступени высшего образования – бакалавриат и магистратуру.

Следующим шагом стал переход на трехуровневую систему высшего образования, согласно нормам Болонского процесса, участником которого является Россия. Это предполагает, что на аспирантском уровне обучающийся должен овладеть соответствующей программой, а не только сдать экзамены кандидатского минимума. Причем эта программа обычно довольно специализированная, значительно отличается от уже существующих в России ВАКовских специальностей. Однако традиционный, укоренившийся в российской академической среде подход состоит в том, что аспирант работает во взаимодействии с научным руководителем над диссертацией. Система экзаменов кандидатского минимума, как показывает практика, в большинстве вузов при таком подходе получает сугубо формальный характер. В лучшем случае вузы выделяют несколько дней в неделю для подготовки к экзаменам кандидатского минимума. Нельзя сказать, что отечественная система плоха, но она вступает в противоречие с болонскими требованиями к третьей ступени высшего образования, и образовательный компонент в ней фактически нивелируется.

По новому порядку поступления в аспирантуру нужно иметь законченное высшее образование (окончание специалитета или магистратуры). Подача документов производится лично, по электронной почте, либо через доверенное лицо (заверенное юридически нотариально). Пройти вступительные испытания, в случае не удовлетворительной сдачи, по результатам которых можно подать на апелляцию. Предоставляются как платные, так и бюджетные места (предусмотрены целевые бюджетные места по квоте). Разрешается поступление иностранным гражданам и лицам без гражданства, но на специально прописанных условиях. Также для лиц с ограниченными возможностями.

В работе аспирантуры произошли изменения:

– Аспиранты приема 2014 года обучаются по тем же направлениям, что и бакалавры, специалисты и магистры.

– Подход к обучению аспирантов осуществляется в соответствии со стандартами.   Вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 2 сентября 2014 г. N1192 «Переходник специальностей», разработаны ФГОС (стандарты) по программам аспирантуры, на основе которых Вузам предстоит осуществить реорганизацию подразделений послевузовского профессионального образования, так как его уже нет в новом законе. В стандартах для аспирантуры особую роль будет играть практика. Специалисты Рособрнадзора при осуществлении контроля повышенное внимание будут уделять именно организации практики в вузах.

– Обучаясь в аспирантуре, аспиранты будут выполнять учебный план аспиранта, затем проходить ежегодную аттестацию, по завершении обучения защищать выпускную квалификационную работу (ВКР). Их квалификационная работа должна быть подготовлена точно так же, как ВКР магистра, на аналогичном ГАКе, действующем на каждом факультете. Сейчас подготовлен образец государственного диплома, который будет в ближайшее время утвержден Правительством РФ. В нем будет вкладыш с оценками. Система обучения никак не будет отличаться от обучения специалиста, либо магистра.

– Имея такой диплом, выпускник аспирантуры получает квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». По окончании обучения в аспирантуре, как любой студент, аспирант сдает ВКР, защищает свою дипломную работу. При получении диплома он имеет право на подготовку своей кандидатской диссертации. После завершения кандидатской аспирант имеет право на предоставление своей работы в диссертационный совет для защиты. В период обучения аспирант получает огромную педагогическую подготовку, что в дальнейшем облегчит его трудовую деятельность.

– Что касается работы диссертационных советов, то с 1 января 2014 года вступило в силу новое Положение о присуждении ученых степеней.

Подводя итоги, можно отметить несколько основных этапов развития аспирантуры в техническом вузе. Становление и развитие в России имеет достаточно давнюю историю подготовки научно-педагогических кадров. Несколько этапов во времена СССР: образование аспирантуры и принципы ее работы, наиболее эффективные формы и поиски методов организации аспирантской подготовки. Вступление в 2000-х на трехуровневую систему высшего образования, согласно нормам Болонского процесса, участником которого является Россия. Нельзя сказать, что отечественная система плоха, но она вступает в противоречие с болонскими требованиями к третьей ступени высшего образования, и образовательный компонент в ней фактически нивелируется.