Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USING TECHNOLOGY IN THE CASE STUDY OF THE COURSE GEOGRAPHY OF RUSSIA

Krivdina I.Yu. 1 Mikheeva M.S. 1 Ovchinnikova A.A. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical University n.a. Kozma Minin,
The article reveals the necessity of application in school geography education, innovative pedagogical technologies on the example of case studies in the context of the systemic-activity approach. The authors identified and disclosed the basic essential characteristics of a case-technology, and educational opportunities justified reasons for the introduction of case-technology in teaching practice. The paper summarizes the foreign and domestic experience, analyzes different approaches to the typology of the case studies identified the structural elements of the case, the implementation steps of the case-technology in the learning process. Recommendations for the preparation of case studies for teacher and student, and methods for their use in studying the school course of geography of Russia. The article presents examples of geographical and geoenvironmental case studies, which can be used in the study course "Geography of Russia". The authors identified a positive effect of the implementation of the case-technology in the practice of teaching geography.
system and activity approach
educational technology
case-technology
case assignment
case studies

В условиях модернизации российского образования и реализации ФГОС нового поколения, направленного на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира, учет индивидуальных психологических, возрастных особенностей обучающихся, требуются новые подходы в обучении [1]. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой ФГОС.

Системно-деятельностный подход не является абсолютно новой идеей в образовании, его основополагающие идеи были разработаны отечественными педагогами и психологами П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими. Ученые отмечали: «Деятельностный подход ориентируется не только на усвоение знаний, но и на пути его усвоения (способы), на образцы и способы мышления и деятельности, на совершенствование познавательных сил и творческого потенциала ребенка». Системно-деятельностный подход как понятие был обозначен в 1985 году. Данный подход образован в результате объединения двух научных отечественных психологических школ. Первая – системный подход, разрабатываемый таким ученым как   Б.Г. Ананьев, и вторая – деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выгодский, Б.Ф. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Толчком в развитии идей системно-деятельностного подхода, как единого целого, послужили работы ученых: А.Н. Леонтьев, А.Б. Воронцов, С.Л. Рубинштейн и др. [5].

Сегодня системно-деятельностный подход является основой образования на всех его этапах, регламентируемый Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы. Реализация данного подхода возможна в условиях инновационной системы образования, предполагающей обновление целей и содержания, методов и технологий, форм организации и системы управления образовательным процессом. На основе анализа научно-педагогической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко) можно сделать вывод о том, что педагогическая технология охватывает все элементы педагогической системы: от формулировки целей до проектирования всего учебно-воспитательного процесса и выявления эффективности этой технологии.

Современная педагогическая наука предлагает учителю целый арсенал актуальных педагогических технологий, отвечающих требованиям нового образовательного стандарта и системно-деятельностного подхода: проблемно-поисковые технологии, коммуникативно-диалоговые, информационно-коммуникативные, технологии сотрудничества и др.

Основой нашего педагогического исследования является использование кейс-технологии в обучении географии. В последние годы в отечественной педагогике все шире используется метод «кейс-стади» как один из эффективных способов формирования у обучающихся умений принимать решения в нестандартных ситуациях. Название кейс-технологии произошло от латинского термина «casus» – запутанный, необычный случай.

Ядро данной технологии составляет проблемный метод обучения; концептуальные основы, а также теория и практика его применения достаточно широко представлены в отечественной и зарубежной педагогической литературе (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.С. Скаткин и др.). Теоретические и практические аспекты применения кейс-технологии рассматриваются в работах отечественных и зарубежных учёных, таких как И.П. Андриади, Б.Е. Андрюсев, И.В. Гладких, А.Е. Горская, С.Ю. Гурьянова, А.С. Еремин, В.Д. Лобашев, В.Н. Наумов, М. Норфи, В.М. Прошлякова, А.С. Прутченков, Г.К. Селевко, С.Е. Стрыгин, С.Ю. Темина, Н.В. Филимонова, Е.А. Чернова, У. Эллет и др.

Согласно исследованию Толочиной О.Г., кейс-технология – это обучение действием, формирование умений и усвоение знаний являются результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по поиску решениям проблемы, в результате чего происходит овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, творческих качеств учащихся и коммуникативных навыков [7].

Реализация кейс-технологии в системе российского образования на сегодняшний день является весьма актуальным направлением. Кейс-технология – это конкретная реальная ситуация, призванная обучить учащихся анализу разных видов информации, ее систематизации и обобщению, способности формулирования проблемы и предложения возможных вариантов ее решения [2].

Технология кейс-заданий реализует множество задач педагогики. В первую очередь, данная технология способствует повышению мотивации в обучении и самостоятельной учебной деятельности. У учащихся развиваются способности к аналитическому, критическому мышлению, принятию разных точек зрения, происходит актуализация системы имеющихся знаний и формирование компетенций. Данная технология создает условия для развития исследовательских способностей учащихся через исследование предложенной проблемной ситуации, анализ различных вариантов развития ситуации, поиск путей и способов ее решения. В ходе реализации кейс-технологии происходит развитие коммуникативных умений у учащихся, способности аргументировано излагать свою позицию, доказывать правильность своей точки зрения [7].

Изучая вопрос типологизации кейсов, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время в образовательной практике используются самые различные типы кейс-заданий, основаниями которых являются: источники информации, степень новизны ситуации, методы и этапы принятия решений, форма организации деятельности, уровень сложности заданий и другие критерии.

Так, например, в зарубежной практике наиболее часто используются такие виды кейсов, как демонстрационный, тренинговый и инновационный. Критериями выделения таких кейсов является уровень сложности и степень структурированности заданий. Главной задачей демонстрационного кейса является научить школьников на конкретном примере алгоритму принятия правильного решения в предложенной ситуации. Тренинговый кейс предусматривает приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, принятия решений. Цель инновационного кейса – развитие аналитических способностей при работе сложных слабо структурированных ситуаций, решения которых пока не найдены [3].

Источниками для формирования кейс-заданий могут быть научные издания, исторические источники, статистика, средства массовой информации, официальные документы, Интернет-источники, художественная литература.

По мнению Игнатова С.Б., главной идеей кейса является наличие реальной жизненной проблемы или проблемной ситуации, у которой нет однозначного решения, и которую учащимся предстоит изучить, проанализировать и через оптимальный вариант найти решение [6].

Несмотря на многообразие типов кейсов, их объединяет общая типовая структура и методика организации работы с ними. Обобщая опыт и исследования педагогов, можно представить структуру кейса в виде следующих элементов:

  • ситуация, реальная или учебная проблема, история из реальной жизни;
  • контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), особенности действия или участников ситуации;
  • комментарий ситуации, представленный автором;
  • вопросы и задания для работы с кейсом.

Реализация кейс-технологии на уроках географии требует от учителя очень серьезной предварительной подготовки. Первым шагом педагога является определение места кейса в учебно-воспитательном процессе, выявление его образовательных, развивающих и воспитательных задач. Следующий шаг заключается в выборе модели ситуации, определении основной проблемы кейса, которая требует решения. Далее следует работа по созданию самого описания, которое предстоит предложить учащимся. На этом этапе учитель работает с различными источниками дополнительной информации и формулирует окончательный текст кейса, делает его доступным и понятным, сохраняя при этом научность и его начальный жанр (художественный, публицистический, статистический и др.). Важным этапом в подготовке кейса является формулировка вопросов и заданий к тексту, которые должны быть логичны, последовательны и соответствовать изучаемой теме [4]. Учащимся можно предложить заранее подготовится к работе с кейсом, поработать с научной, художественной литературой, с Интернет-источниками и другими материалами с целью поиска новой информации по изучаемой теме (табл. 1).

Таблица 1

Особенности подготовки к кейсу для учителя и ученика 

Кейс-задания

Учитель

Ученик

Набор методических инструментов, педагогических приемов и методов (конспект занятия, проблема, алгоритм решения проблемы, набор вспомогательных материалов, методические рекомендации по выполнению задания, система заданий, для опережающей самостоятельной работы).

Набор учебных инструментов, для раскрытия проблемы, наличие теоретического учебно-научного материала, вопросы и задания, прикладные материалы.

 

На основании работ Гладких И.В., Толочиной О.Г., Трапезниковой Т.Н. и др. ученых нами были выделены этапы работы с кейсами, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Этапы работы с кейс-заданиями 

Этап

Цель

Характеристика этапа

Погружение в тему

Формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициативы участников обсуждения; актуализация тематических знаний.

Формирование небольших групп учащихся и выбор «спикера», который будет представлять общее решение. Предъявление кейс-задания ученикам. Группы учащихся знакомятся с текстом кейса, обнаруживают свои знания по предложенной теме, проявляют заинтересованность в обсуждении. В процессе обсуждения текста формулируется главная идея, основная проблема, лежащая в основе кейса, которая соотносится с соответствующей темой учебной дисциплины.

Поиск решения проблемы

Организация деятельности по решению проблемы

Учитель выступает в качестве консультанта, его основная задача – организация деятельности учащихся по нахождению путей решения проблемы. Учащиеся выдвигают свои предположения, анализируют высказывания, сопоставляют индивидуальные ответы, вырабатывают единую позицию, совместно выбирают путь решения. Возможны оригинальные решения проблемы, не совпадающие с решениями других групп.

Презентация решения проблемы

Формулировка ответов, предъявление решений;

организация и создание условий для обсуждения решенной проблемы

Презентации результатов аналитической работы групп учащихся, сравнение нескольких вариантов решений одной проблемы. Решение группы представляет один учащийся. Ответы на вопросы должны быть обоснованными, с опорой на изученный теоретический материал, содержать анализ ситуации.

На этом этапе возможны дополнительные вопросы группам, в т. ч. и самими учащимися, и возникновение дискуссии.

Рефлексия

Оценка результативности выполнения кейса.

Учащиеся осуществляют самооценку и взаимную оценку работы групп и каждого участника группы.

 

В рамках педагогического исследования нами были разработаны географические и геоэкологические кейсы на основе краеведческого материала с целью их реализации в школьном курсе «География России»: «Осталось только имя» (о проблемах вымирающих деревень), «Художественные промыслы Нижегородской области: забытое ремесло или перспективная отрасль?», «Карстовые процессы на территории Нижегородской области» и другие.

Примером кейса проблемного типа по географии является кейс «Новые ориентиры в развитии хозяйства». Текст кейса построен на материале статьи газеты «Нижегородская Правда»: «В одном из номеров газеты «Нижегородская Правда» за июнь 2016 г. корреспондент П. Кульбякина знакомит читателей с отечественным планом развития региона. В статье говорится, что губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев поручил региональному министерству промышленности расширить список предприятий, участвующих в программах по импортозамещению. Это должно произойти за счёт проектов, которые могут побороться с конкурентами не только на российском, но и на мировом рынке.

На сегодняшний день участие в данной программе более 50 промышленных предприятий области привело к резкому скачку объёмов производства. Так, например, выпуск пластмассовых изделий вырос почти на 40 %, обработка древесины и производство изделий из дерева — на треть, химическая отрасль — на 15 %, а текстильное и бумажное производства — почти на 10 %».

Вопросы к кейсу:

  1. Сформулируйте главную проблему, раскрытую в приведенной статье.
  2. Как вы думаете, характерны ли эти тенденции для развития экономики России в целом?
  3. Какие отрасли хозяйства являются сегодня ведущими для Нижегородской области?
  4. Как может измениться их состав в будущем для региона и для России?
  5. Обозначьте плюсы и минусы импортозамещения для экономики Нижегородской области и России в целом.

Приведенный кейс может быть использован в курсе «География России» в 9 классе при изучении отраслей хозяйства России. Используя краеведческое содержание кейса, учащиеся выявляют тенденции развития отраслей хозяйства страны, осуществляют прогноз развития отраслевой структуры хозяйства для своего региона и России в целом. Такой кейс может стать хорошей основой как для урока обобщения и систематизации знаний по целому разделу, так и для первых уроков отраслевой части курса, для формирования мотивации на основе реальной жизненной проблемы, имеющей место в собственном регионе.

Таким образом, опираясь на результаты нашего педагогического исследования, мы пришли к выводу о том, что кейс-технологии обладают очень широкими образовательными возможностями и являются важным и эффективным методическим инструментом школьного географического образования.