Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PROFESSIONAL SELECTION AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL MONITORING THE FUNCTIONAL STATUS OF SHIP SPECIALISTS SEA AND RIVER FLEET (PROBLEM ANALYSIS AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES)

Ilina L.V. 1 Abakumov A.A. 2 Petrash V.V. 3 Chuprova S.N. 4 Litaeva M.P. 3
1 Branch in St. Petersburg Private educational of higher education "Medical university REAVIZ" (St. Petersburg medical university "REAVIZ")
2 Federal Medical Biological Agency (FMBA of Russia)
3 LTD "Sensormed"
4 Federal state budgetary institution «Research Institute of Children's Infections Federal Medical Biological Agency» (FSBI RICI FMBA of Russia)
Представлен обзор актуальных проблем, связанных с профотбором и психофизиологическим сопровождением членов экипажей морских и речных судов. Рассмотрена специфика труда судовых специалистов в длительных рейсах и характерные факторы физического и нервно-психического напряжения, приводящие к дезадаптационным сдвигам в организме моряков с возможным развитием соматической патологии. Акцентировано внимание на особенностях труда на современных судах морского и речного флота с высоким уровнем автоматизации систем управления, а также на новых факторах стрессогенной социально-психологической нагрузки на плавсостав. Проведен анализ современной методологии интегральной оценки уровня здоровья и психофизиологического контроля. Выделены наиболее перспективные методы и направления развития скрининг-диагностики, функциональной коррекции и психофизиологического сопровождения моряков в рейсах.
The article reviews currently important problems related to professional selection and psychophysiological monitoring of sea and river craft crew members. It examines the specifics of marine specialists’ work during long voyages and characteristic factors of physical end mental stress among leading to desadaptation deviances in a body seaman with development somatic pathology. Attention is focused on work features prevailing at modern sea and river navy vessels with a high automation control system level as well as on new factors of stress-producing social and psychological pressure exerted on shipboard personnel. It analyzes today’s methodology used for an integral assessment of health level and psychophysiological monitoring. It highlights the most perspective methods and trends of development in screening diagnostics, functional correction and psychophysiological monitoring of seamen during voyages.
marine specialists
sea and river navy vessels
professional selection
psychophysiological monitoring
functional condition
mental state of sea and river fleet

Проблема, поставленная в данной статье, обусловлена практическим отсутствием в настоящее время единой системы психофизиологического отбора и тем более  мониторинга функционального состояния плавсостава на морском и речном флоте Российской Федерации. В связи с усложнением труда моряков современного флота, ростом риска аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором, проблема стала ещё более актуальной, однако многие подходы к её решению дискутабельны и ставят вопросы законодательного, организационного, экономического и медико-технического характера [27, 28, 33].

Специфика труда судовых специалистов

Трудовая деятельность судовых специалистов на современном морском и речном флоте – сложный и напряженный процесс, характеризующийся интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими нагрузками, предъявляющими повышенные требования к психофизиологическому отбору и профессиональной подготовке плавсостава [9, 17, 19, 24, 41, 44].

Вопросам исследования функционального и психического состояния организма в медицине труда, инженерной и военной психологии посвящено множество исследований. Значение функционального состояния состоит в обеспечении адекватности нервной и психической деятельности организма требованиям окружающей среды. Функциональное состояние зависит от целого ряда факторов: мотивации, содержания работы, уровня сенсорной нагрузки, исходного уровня активности нервной системы, индивидуальных свойств высшей нервной деятельности [12, 15, 26]. Психическое состояние – отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в некотором континууме  времени [34].
Актуальность проведения психофизиологического отбора и мониторинга функционального состояния судовых специалистов в рейсах, как уже отмечено выше, обусловлена, прежде всего, высокой значимостью человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций и в принятии адекватных решений в случае возникновения таковой. Для лиц, связанных на судах с операторской деятельностью, требуется развитие таких качеств, как внимание, оперативность мышления, наблюдательность, надежность, эмоциональная устойчивость и хорошая координация движений. Поскольку современный высокотехнологичный уровень техники не всегда адекватен психофизиологическим возможностям человека, жизненно необходимым качеством становится способность к быстрой адаптации к новым средствам управления, неизмеримо возрастает цена ошибки оператора, управляющего сложной эрготической системой «человек – судно» [6, 12].

Специфичность труда судовых специалистов в условиях мореплавания, создающих многообразные и часто непредсказуемые раздражители экстремального уровня при ограниченности пространства, напряженности и монотонности труда провоцирует, особенно в длительных рейсах, развитие у моряков гипокинезии, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, нервно-психического напряжения и, как следствие, хронического адаптивного переутомления – ключевого механизма возникновения соматической патологии. Изменения психофизиологических показателей, происходящие у моряков, свидетельствуют о значительных дезадаптационных сдвигах в их организме. В случаях исходно сниженного уровня здоровья или профессиональной непригодности отдельных членов экипажа проблемы в существенной степени усугубляются [2, 21, 36-38].
Причинно-следственная связь между ухудшением самочувствия плавсостава и факторами судовой среды по данным корреляционного анализа, проведенного в диссертационной работе Е.О. Мавед [21], представлена в табл.1.

Таблица 1

Связь самочувствия моряков с факторами судовой среды (коэффициенты парных корреляций) по Е.О. Мавед

Факторы риска

Голов-ная боль

Голово-

кружение

Боли в сердце

Шум в ушах

Склон-

ность к запорам

Боли в

желудке

Нару-

шение сна

Утом-ление

Раздра-житель-

ность

Тоск-

ливое настрое-ние

Шум

0,834

0,370

0,824

0,533

0, 769

0,437

0,361

0,830

0,247

0,454

Вибрация

0,342

0,668

0,20

0,418

0,102

0,445

0,345

0,114

0,233

0,680

Укачивание

0,339

0,251

0,772

0,430

0,319

0,147

0,242

0,172

0,890

0,328

Колебания

температуры

0,333

0,241

0,334

0,340

0,193

0,130

0,355

0,323

0,240

0,159

Перевод часов

0,579

0,716

0,340

0,331

0,191

0,642

0,458

0,549

0,563

0,732

Сверхурочные работы

0,231

0,266

0,392

0,415

0,381

0,350

0,148

0,173

0,195

0,395

Конфликт на судне

0,663

0,626

0,425

0,226

0,585

0,670

0,450

0,381

0,281

0,569

Отрыв от берега и семьи

0,288

0,490

0,172

0,500

0,328

0,309

0,200

0,940

0,610

0,322

Монотония

0,590

0,440

0,128

0,604

0,185

0,126

0,380

0,215

0,413

0,379

Условия отдыха

0,195

0,274

0,657

0,554

0,623

0,203

0,307

0,227

0,294

0,364

Химический фактор

0,534

0,736

0,170

0,812

0,175

0,500

0,590

0,579

0,762

0,356

Примечание: средний и высокий уровни связи  выделены жирным шрифтом.

Полученные коэффициенты парных корреляций свидетельствуют о присутствии существенной связи следствия и причины. Средний (0,500–0,700) и высокий (более 0,700) уровни связи указывают на причинную обусловленность предпатологических состояний моряков раздражающими факторами судовой среды, проявлениями психологической несовместимости и конфликтных ситуаций. При этом отмечено, что психофизиологические показатели снижаются к концу вахты как у лиц операторских профессий (судоводители и вахтенные механики), так и моряков, занятых преимущественно физическим трудом [21].

Значимость человеческого фактора в аварийных ситуациях обусловливает необходимость комплексного изучения психосоциальных проблем членов экипажа, определение частоты психосоматических расстройств и тревожных симптомов. Поэтому при профотборе особое внимание уделяется психофизиологическим оценкам стрессоустойчивости и личностным особенностям командного состава судна [10, 12, 14, 17].

Особенности труда моряков современного морского флота

Существенные изменения на морском и речном флоте в последние десятилетия связаны с развитием автоматизированных систем управления судном, компьютерных технологий и спутниковой навигации. В судостроении также произошли изменения в направлении узкой специализации судов (нефтеналивные танкеры, контейнеровозы, химовозы и др.) с одновременным ростом их водоизмещения. Следствием этих перемен явилось сокращение численного состава экипажей при совмещении моряками нескольких функциональных обязанностей. Совмещение профессий делает ведущим информационный компонент труда с высоким уровнем профессионально обусловленного нервно-эмоционального напряжения [1, 17, 20, 44].

Рост социально-психологического напряжения моряков в последние годы связан также с работой в смешанных по национальности экипажах, плаванием под флагами разных государств, вероятностью незаконного захвата судов и др. На судах, перевозящих опасные грузы, химические вещества, газ, нефть и др., имеет место постоянная стрессогенная психологическая нагрузка.

Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании (2002 г.), показало, что наиболее распространенными источниками стресса в рабочей среде были: слишком большой объем работы (62 %), сжатые сроки выполнения заданий (58 %), агрессивный стиль управления или плохая коммуникативная система (49 %) и проблемы с достижением баланса работа/личная жизнь (42 %). При этом   36 % тех, кто испытал стресс на рабочем месте, заявили, что он снизил их производительность, 31 %  – нарушил их социальные отношения, у 29 % стресс нанес прямой вред здоровью [22, 40].

Специфичность и многообразие профессиональных функций, разные по назначению и условиям эксплуатации типы судов (пассажирские, быстроходные, грузовые крупнотоннажные, нефтеналивные танкеры и др.) требуют обязательного учета этих факторов при профотборе и психофизиологическом сопровождении судовых специалистов. Требуемые индивидуально типологические и личностные качества судовых специалистов могут диаметрально различаться в зависимости от вида и условий выполнения ими своих функциональных обязанностей на судне. Так, для принятия быстрых ответственных решений в условиях большого потока информации наиболее подходят лица с качествами экстравертов. Для качественного выполнения монотонной работы, наоборот, лучше подходят интроверты. В современных условиях при отборе и подготовке плавсостава на первый план выдвигаются такие качества, как профессиональная компетентность, надёжность, самостоятельность в выборе решений, нестандартность мышления, способность быстро и правильно реагировать в экстремальных ситуациях [12, 44].

Методики оценки функционального состояния человека

Ключевым теоретическим вопросом в обобщенной оценке соматического здоровья и жизнеспособности человека является определение информационной ценности и функциональной значимости отдельных характеристик организма в разные периоды жизни. Доминирующим принципом в отборе тестовых процедур для донозологического контроля является моделирование наиболее типичных видов двигательной жизнедеятельности, которые выполняются «за счет психофизических усилий и сопровождаются острой адаптационной реакцией физиологических систем» [39, 45].

Хорошо известно, что для оценки функционального состояния организма значимым критерием служит состояние сердечно-сосудистой системы. На основании измерений артериального давления, частоты пульса и весоростовых параметров рассчитывают ряд производных показателей (адаптационный потенциал, сердечный индекс, уровень стресса и др.) [5, 11, 30].

Особое место при психофизиологическом контроле занимает анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). ВСР при стандартном анализе отражает общую активность регуляторных механизмов в организме человека, нейрогуморальную регуляцию сердца, функциональные соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы [23, 25]. Существует методика анализа ВСР для оценки текущего психического состояния обследуемого, которая предполагает непрерывное сопоставление данных ВСР в процессе регистрации (5–10 мин) с эталонами ВСР психической нормы и отклонений (клиническими вариантами патологии) психики [43].

К методам функциональной диагностики также относится вегетативный резонансный тест (ВРТ) в различных модификациях. Этот тест дает обширную объективную информацию о состоянии организма, включая возможность выявления областей риска на донозологической стадии. По данным сравнительных исследований, процент совпадения с клинически достоверно установленными заболеваниями составляет 87 %–93 % [4, 13, 31]. Как частный вариант, данный тест эффективен для выявления лиц, употребляющих наркотики, что немаловажно для профотбора плавсостава. Следует подчеркнуть, что высококачественную диагностику по ВРТ и компетентную оценку результатов может выполнять только врач, имеющий специальную подготовку.

Перечисленные выше методы функциональной диагностики вполне могут быть использованы на морском и речном флоте, в том числе для скрининг-диагностики при условии разработки регламентирующих документов по их применению для плавсостава.

Психофизиологический контроль функционального состояния организма

Методы психологического и психофизиологического контроля, применяемые для профотбора судовых специалистов, в целом не имеют принципиальных отличий от методов контроля работников других областей трудовой деятельности, которые сформировались более полувека назад, главным образом, для контроля и обучения операторов сложных эрготических систем управления.

Давно используют психологические тесты Спилбергера, Кеттела, Тейлора для оценки тревожности, тест Айзенка со шкалой «эмоциональная стабильность – невротизм»; опросник MBI на «выгорание»; методика «САН» (самочувствие, активность, настроение); опросник Г. Шуберта – степень готовности к риску и др. В психофизиологии стали общепринятыми такие тесты, как простая и сложная зрительно-моторные реакции, критическая частота световых мельканий, цветовой тест Люшера, реакция на движущийся объект и ряд других тестов. Для оценки аттенционных свойств нервной системы (переключаемость и распределение внимания, умственная работоспособность и утомляемость) используют таблицы Шульте – Платонова и таблицы Крепелина. Существует множество других вариантов различного рода опросников и тестов, разработанных с учетом специфики деятельности обследуемого контингента [29, 35, 42].

Современный этап применения этих и других психофизиологических тестов отличается, по сути, лишь их полной компьютеризацией. Это несомненный шаг вперёд, обеспечивающий оперативность проведения тестов и их обработки с выдачей результирующей оценки [8, 23]. Следует отметить, что сложность анализа данных психофизиологического тестирования для получения интегрального результата всегда связана с применением нескольких различных по принципу построения, критериям оценки, единицам измерения и выбору мишени физиологической нагрузки тестов.

Скрининг-технологии психофизиологического отбора и мониторинга функционального состояния судовых специалистов

Проблема, поставленная в данном разделе, по сути дела, на современном этапе остаётся нерешённой. Как отмечалось выше, хорошо известно, что во время нахождения моряков в длительных рейсах наступают существенные сдвиги в их психическом состоянии, поведенческих реакциях, присутствуют неадекватные эмоциональные срывы. Все это негативно отражается на функциональном состоянии моряков, их работоспособности и профессиональной надежности. В связи с этим необходимым звеном обеспечения надежности судовых специалистов в длительных рейсах должен быть мониторинг значимых психических и психофизиологических показателей на всем протяжении времени нахождения судна в море. Кроме того, на судне должны быть средства коррекции функционального состояния, повышающие уровень адаптивных резервов членов экипажа, условия для релаксации и снижения гиподинамии физическими тренировками. В связи с отсутствием на многих современных судах штатных врачей необходима аппаратура, для пользования которой достаточен уровень среднего медперсонала или специальной подготовки моряков.

Далеко не многие принятые в практической медицине, психологии и психофизиологии методы, особенно высокотехнологичные, отвечают требованиям мониторинга здоровья и скрининг-контроля текущего функционального (физиологического и психического) состояния в условиях производственной деятельности судовых специалистов. Ограничения обусловливают такие факторы, как длительность обследования, узкая специфика тестов, избыточность показателей, трудоемкость, стоимость и т.д. При выборе экспресс-методик для обследования судовых специалистов, следует учитывать, что эти методики предназначены для широкого контингента лиц и должны быть простыми в эксплуатации для возможного использования в режиме самоконтроля, безопасными, не требующими больших затрат времени, и вместе с тем – информативными и надежными.

Применение скрининг-диагностики должно обеспечивать оперативную оценку имеющихся функциональных нарушений в системах нервной регуляции и иммунитета, в работе нейроэндокринной и сердечно-сосудистой систем и составлять комплексный психофизиологический «портрет» пациента для ориентировочного понимания причин формирования болезни.

Направление создания экспресс-методов для скрининг-контроля функционального состояния организма человека и его коррекции постоянно находится в поле зрения специалистов, создан ряд диагностических систем и приборов [7, 16, 32, 43]. Вместе с тем в аспекте морской медицины необходимо учитывать специфику труда моряков и уровень личной  заинтересованности плавсостава и работодателя в использовании скрининг-систем. Кроме того, для эффективного проведения психофизиологического скрининг-контроля судовых специалистов должна быть создана нормативная и правовая база, дающая возможность осуществлять работы в данном направлении, в том числе на борту судна.

Тем не менее инновационные технологии, по-видимому, уже в обозримом будущем выведут скрининг на ведущее место в профилактическом направлении медицины, включающем диагностику нарушений в организме на донозологической стадии, в том числе  при профотборе судовых специалистов и мониторинге состояния их здоровья в рейсах. В этом аспекте перспективным представляется направление исследований спектрально-фазовых характеристик организма человека в широком спектре частот, включая ГГц и, возможно, ТГц диапазоны. Практически это направление, в определённой мере, уже реализовано в медицинском экспертном комплексе CME SWISS AG, Словакия (Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/05666 от 01.12.2009) и нескольких других подобных моделях скрининг диагностических аппаратов [16].

Следующим шагом применения указанной аппаратуры следует рассматривать внедрение принципов телемедицины для качественной диагностики и корректировки функциональных систем организма посредством спутниковой связи с наземными базами аналогичной аппаратуры, конечно, при условии наличия надежных каналов связи с судном.

В настоящее время не возникает сомнений в необходимости проведения в рейсах профилактических мероприятий с использованием различных спортивных тренажёров и техник психологической релаксации. Перспективным подходом в этом направлении может рассматриваться применение современных комплексов адаптивного биоуправления на основе принципа биологической обратной связи, обеспечивающих корректировку функционального состояния, адаптивности, психической стабильности и др. [3, 18]. Можно полагать, что для плавсостава наиболее эффективно использование указанных методов адаптивного биоуправления в режиме моделирования компьютерных игровых ситуаций. Кроме того, такой приём – это реальный способ психической релаксации контингента в межвахтовые периоды времени.

Заключение

Анализ проблемы психофизиологического отбора и мониторинга состояния здоровья плавсостава на современном этапе позволяет выделить следующие основные положения:

- условия труда моряков усложнились с сокращением количественного состава экипажей, необходимостью совмещения функций, автоматизацией систем управления судов, изменением социальной среды в экипажах и др.;

- единой системы психофизиологического профотбора и мониторинга судовых специалистов в Российской Федерации не существует;

- за последние несколько десятилетий в области психофизиологии (в том числе с использованием компьютерных технологий) создан достаточно большой устоявшийся набор психологических и психофизиологических тестов, способных всесторонне оценить психоэмоциональный статус человека, обеспечить контроль его функционального состояния и когнитивных способностей;

- используя инновационные биомедицинские компьютерные технологии и принципы телемедицины, целесообразна разработка систем «судно-берег», обеспечивающих дистанционный периодический мониторинг, консультации медицинских специалистов и адекватную ситуации коррекцию функционального состояния членов экипажа;

- обеспечение функциональной надежности плавсостава выдвигает на первый план необходимость создания:

а) систем скрининг-оценки, позволяющих осуществлять мониторинг соматического и психического здоровья членов судовых экипажей, в том числе в период длительных рейсов;

б) комплексов для профилактики гипокинезии, развития психических нарушений и срывов адаптационного резерва, включая аппаратуру адаптивного биоуправления в формате корректирующих функциональные системы организма компьютерных игр, обеспечивающих снятие стресса, тревоги, нормализацию сердечного ритма и др.