Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF ADAPTATION OF READINESS OF THE STUDENTS IN THE MANIFESTATIONS OF DIFFERENT TYPES OF SOCIAL ACTIVITY

Grigorev A.V. 1
1 Saratov State University n.a. Chernishevskogo
Проведен сравнительный анализ характеристик адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов активности. Представлены результаты корреляционного анализа показателей адаптационной готовности и оценок значимости различных сфер активности студентов. Показано, что характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности формируются в основном в сферах учебы, туризма, спорта, творчества. Проявление активности в сферах развлечений, хобби, религии, политики и семьи, скорее всего, затрудняют у студентов развитие адаптационной готовности. Выявлено, что значимость сфер социальной активности студентов соотносится с убеждениями как характеристиками адаптационной готовности: наибольшее количество значимых взаимосвязей с базовыми убеждениями личности имеет направленность активности на учебу, а высокая значимость культуры и хобби как сферы проявления своей активности не связана с базовыми убеждениями личности.
A comparative analysis of characteristics of adaptation readiness of the students in the conditions of manifestation different types of activity. Presented the results of correlation analysis of indicators of adaptation readiness and assessments of the significance of the various spheres of activity of students. It is shown that the characteristics of adaptation readiness of the students in the conditions of manifestation different types of social activity are formed, mainly in the fields of study, tourism, sports, creativity. The manifestation of activity in the fields of entertainment, hobbies, religion, politics and family are likely to complicate of development of adaptation readiness students. It was found that the significance of the spheres of social activity of students corresponds with the beliefs that are characteristic of an adaptation readiness: the greatest number of significant relationships with the basic beliefs of the person has a focus of activity for studywhile high importance of culture and interests as a sphere of manifestation of its activity is not related to the basic beliefs of the individual.
students
active learning
sphere of activity
adaptation readiness

Современные межличностные взаимоотношения детерминированы общей динамикой общества и большим разнообразием возможных вариантов целей, действий, диспозиций субъектов взаимодействия. В таких условиях субъект находится в состоянии постоянного установления равновесия своих возможностей требованиям социальной среды. Это состояние связано с готовностью к адаптации и последующему эффективному взаимодействию с социальным окружением. Вместе с тем, готовность к адаптации не означает пассивного подчинения требованиям социальной среды. Это активный процесс, в котором индивид получает информацию о характеристиках среды, анализирует несоответствие индивидуальных возможностей и требований среды, оценивает возможные пути разрешения проблем, получает обратную связь, позволяющую оценивать свою активность.

Активность индивида является необходимым условием адекватности и оптимальности самоизменений и изменений социальной среды. В свою очередь, своеобразие адаптационной готовности определяет специфику социальной активности личности. Характеристики адаптационной готовности оказывают влияние на скорость разворачивания адаптационной активности, направление активности в плане самоизменений или изменений среды, выбор сферы социальных взаимоотношений, в которой активность будет наиболее адекватна и эффективна, выбор действий и т.д.

Адаптационную готовность исследователи связывают с предрасположенностью личности принятию динамики окружающей среды, осуществлению в новой ситуации действий, направленных на установление равновесия между требованиями среды и возможностями личности [4; 5]. Адаптационная готовность интегрирует в себе прошлый опыт адаптации личности, специфику настоящей ситуации адаптационных взаимодействий и направленность к будущему результату [2; 3]. Из этого следует, что характеристики адаптационной готовности и социальная активность личности – взаимосвязанные явления. В условиях проявления разных видов социальной активности адаптационная готовность личности будет своеобразна и адекватна конкретному виду и специфике социальной активности.

Цель исследования: сравнить характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности.

Организация исследования

Характеристики адаптационной готовности определялись методом шкалирования по 10-бальной системе. Названия шкал отражают основные характеристики адаптационной готовности личности в ситуациях социальных взаимодействий: ожидание изменений в социальных ситуациях; готовность понимать других людей; готовность объяснять свою точку зрения; установка на сохранение положительного эмоционального фона; готовность принять ответственность на себя; быстрота принятия решения; инициативность; уверенность; установка на результат.

Ориентация на виды социальной активности определялась методом оценки студентами значимости различных сфер своей активности. Из предложенного перечня возможных сфер активности студенты оценивали только те, в которых они были более или менее активны.

В исследовании участвовали 180 студентов, средний возраст 19,2 года. Выборка сформирована методом рандомизированного отбора.

Результаты и их обсуждение

В результате корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи между показателями адаптационной готовности и ориентацией на виды социальной активности. Так, ожидание изменений в социальных ситуациях положительно связано с активностью в сфере творчества (r=0,241, при p<0,01), учебы (r=0,41, при p<0,01) и хобби (r=0,169, при p<0,05). Студенты, считающие эти сферы активности значимыми, готовы к постоянной динамике ситуаций, возможно, знают предполагаемые варианты развития этих ситуаций, поддерживают свои когнитивные процессы и состояния в тонусе, готовы к изменению своего поведения в соответствии с новыми условиями. реальная продуктивная активность в большей степени способствует формированию механизмов социально-психологической адаптации. Это связано, в том числе, с тем, что, как правило, учебные, туристические группы и другие сообщества, объединенные деятельностью с общим содержанием и целями, имеют также схожие ценности, групповые нормы, общие переживания, что способствует хорошей адаптационной ориентации членов этих сообществ.

Обратная взаимосвязь значимости сферы развлечений с ожиданием изменений в социальных ситуациях (r= -0,147, при p<0,05) объясняется, очевидно, тем, что ориентированные на развлечения молодые люди не образуют устойчивых социальных сообществ, как правило, не имеют систематических социальных контактов и взаимодействий с людьми, разделяющими их интересы, а значит, имеют ограниченные возможности совместной деятельности, способствующей накоплению опыта социальных взаимодействий и создающей условия социально-психологической адаптации. Несмотря на нестабильность ситуаций взаимодействий в сфере развлечений, адаптационная готовность не формируется за счет отсутствия опыта эффективной адаптации.

Показатель адаптационной готовности, связанный с пониманием других людей положительно связан со значимостью таких сфер социальной активности, как туризм (r=0,23, при p<0,01), учеба (r=0,42, при p<0,01), дружба (r=0,18, при p<0,05), интернет (r=0,16, при p<0,05), и отрицательно связан со значимостью активности в семье (r= -0,17, при p<0,05). Первые три взаимосвязи вполне объяснимы, так как учеба, туризм и дружба – виды деятельности, насыщенные социальными взаимодействиями, в которых принятие других людей является неотъемлемой основой достижения определенного результата и коллективных целей. Значимость сферы интернет также способствует принятию других людей, так как интернет, по своей сути, является социальным явлением и условием опосредованного сетью общения.

Отрицательная взаимосвязь принятия других людей с высокой оценкой значимости семьи как сферы приложения своей активности показывает противоречивость ориентаций и установок молодых людей на семью, когда, возможно, при высоком принятии окружающих вообще молодым человеком осознается неготовность к еще большему принятию родственников или потенциального супруга, а высокая значимость семьи как сферы приложения своей активности сочетается с неспособностью к компромиссу, принятию ценностей близких людей, к соотнесению своей активности с активностью родственников. Это может свидетельствовать также о невысокой социальной зрелости молодых людей.

Установка на сохранение положительного эмоционального фона связана с высокой значимостью сфер туризма и учебы. Активность в этих сферах способствует социальным контактам, а позитивный эмоциональный фон вызывают, скорее всего, общность целей и ценностей, а также невозможность долгого отрицательного эмоционального отношения субъектов друг к другу в условиях, требующих тесных и постоянных взаимодействий.

Низкий эмоциональный комфорт повышает значимость таких сфер приложения своей активности, как развлечения, хобби и семья. Высокая значимость перечисленных сфер активности, а значит, и стремление к осуществлению активности в них, является компенсаторным механизмом, повышающим, по мнению молодых людей, их эмоциональный комфорт.

Значимость активности в сферах туризма, саморазвития, учебы способствует готовности студентов брать ответственность на себя (r=0,29; 0,44; 0,36 соответственно, при p<0,01), а в сферах развлечений, политики, религии, хобби и семьи – способствует делегированию ответственности другим или судьбе (r= -0,25; -0,17; -0,18; -0,19; -0,15 соответственно, при p<0,05 и 0,01). Волевые и затратные в плане физических и личностных сил виды деятельности – туризм, саморазвитие и учеба – тренируют субъекта этой деятельности в направлении формирования адаптационных установок, показывают зависимость успеха этой деятельности от самой личности, способствуют развитию интернальности.

Установки личности, не способствующие интернальности в сфере религии, вполне объяснимы, так как вера в бога предполагает принятие его всесилия и проявление покорности. Политическая активность связана в представлениях студентов с распределением ответственности между субъектами политической активности, а, значит, со снижением собственной ответственности. Развлечения и хобби в силу отсутствия обязанностей в этом процессе также не способствуют принятию ответственности на себя. Значимость активности в семье вызывает стремление у студентов не брать ответственность на себя, что, возможно, связано с неготовностью молодых людей к семейной жизни.

Установкам на уверенность и инициативность способствуют высокие оценки значимости активности в сфере учебы и, на уровне тенденции, в сферах туризма и дружбы. Респонденты, оценивающие сферы туризма и учебы как значимые, хорошо адаптируются, не тревожны и быстро приспосабливаются в новой обстановке, способны к неконфликтным социальным отношениям, эмоционально благополучны. Они ориентированы на социальные нормы и ценности своей социальной среды, в которой, очевидно, преобладают высокая значимость хорошей учебы и социальных взаимодействий. Ориентация на активность в сфере туризма способствует накоплению опыта социальных взаимодействий, взаимоподдержке и помощи, принятию других людей, а ориентация на сферу учебно-профессиональной деятельности поддерживается референтным окружением и соотносится с планами на будущее, что позволяет молодым людям соответствовать требованиям социального окружения, принимать их, принимать себя как субъекта соответствия этим требованиям, быть эмоционально комфортными, и хорошо, в целом, адаптироваться. Видно, что реальная продуктивная активность в большей степени способствует формированию механизмов социально-психологической адаптации. Это связано в том числе с тем, что, как правило, учебные, туристические группы и другие сообщества, объединенные деятельностью с общим содержанием и целями, имеют также схожие ценности, групповые нормы, общие переживания, что способствует социально-психологической адаптации членов этих сообществ. Туристические походы предъявляют повышенные требования не только к физической форме их участников, но и к их социальной компетентности и умениям организовать жизнеобеспечение в сложных и опасных условиях. Многократно проверяя свои возможности и их соответствие повышенным требованиям окружающей природной и социальной среды, туристы повышают свою самооценку, что позволяет им принимать себя и быть уверенными в собственных силах и способностях.

В дружбе приобретаются социальные компетенции, способствующие приспособлению к социальному окружению в целом, процессы рефлексии носят в основном позитивный характер, чувствуется эмоциональная поддержка друзей. Кроме того, в дружеских отношениях удовлетворяется потребность в интимно-личностном общении, что повышает психологическое благополучие личности и способствует повышению уверенности и проявлению инициативы.

Установкам на уверенность и инициативность не способствует ориентация на сферы развлечений и семью, на уровне тенденции – ориентация на сферу политики. Чем выше оценивается значимость этих сфер для проявления своей активности, тем ниже уверенность в своих силах и правильности направления проявления активности. Обратную взаимосвязь значимости сферы развлечений с уверенностью в себе можно объяснить, с одной стороны, конфликтностью гедонистической направленности мотивов активности у стремящихся к развлечениям молодых людей и необходимостью реализации других мотивов (учебных, социального одобрения, поддержания здоровья и др.); с другой – стремление к развлечениям и значимость этой сферы проявления своей активности может быть компенсацией низкой самооценки и неуверенности.

Отрицательная взаимосвязь значимости волонтерской деятельности с уверенностью в себе может быть объяснена ориентацией молодежи на социально одобряемую активность, неактуальностью или депривацией процессов рефлексии и самооценки, необходимостью организации социальных групп, и, в то же время, гуманитарной направленностью личности, когда не приемлется оказание влияния и некоторого доминирования по отношению к другим. При одновременном отсутствии социально-психологических компетенций, это может быть психологическим основанием для возникновения внутриличностных конфликтов у ориентированных на волонтерскую деятельность молодых людей.    

Отрицательная взаимосвязь значимости политики как сферы проявления активности с уверенностью в себе объясняется низкой интернальностью ориентированных на политику молодых людей. Перекладывание ответственности за происходящее вокруг на других людей, ориентация на ценности определенной политической силы, делают неактуальными процессы осознания своей индивидуальности и самопринятия. В свою очередь, отсутствие четкости и позитивного эмоционального фона Я-концепции, наличие неуверенности могут способствовать поиску внешних ориентиров активности в виде политических идей, ценностей и целей.

Остальные показатели адаптационной готовности связаны в основном со значимостью активности в сферах учебы, туризма и спорта, что показывает роль социально одобряемых и ведущих видов активности у студенческой молодежи для развития адаптационной готовности.

Значимость сфер активности студентов соотносится с убеждениями, закрепленными в опыте личности, как характеристиками адаптационной готовности. Некоторые составляющие адаптационной готовности могут функционировать в форме убеждений, поэтому важно определить, каким образом базовые убеждения личности – убежденность в том, что в мире больше добра, чем зла, вера в возможность контролируемости событий и убеждение в ценности собственного Я – могут соотноситься с проявлениями социальной активности в той или иной сфере. В проведенных ранее исследованиях нами показано, что наибольшее количество значимых взаимосвязей с базовыми убеждениями личности имеет направленность активности на учебу [1]. Чем сильнее убеждение в доброте людей, в общей благосклонности и справедливости мира, в его предсказуемости, закономерности и осмысленности, в ценности собственного Я и позитивной оценки себя, тем в большей степени молодые люди направлены на учебу как сферу проявления своей активности. Создавая психологическую основу безопасности личности, перечисленные базовые убеждения заставляют молодых людей искать ситуации, подтверждающие их. Очевидно, учебные ситуации в профессиональном образовательном учреждении конгруэнтны социальным требованиям и ожиданиям, на основе которых формируются позитивные базовые убеждения учащейся молодежи, что, в основном, способствуют психологической безопасности личности, а взаимодействие с преподавателями и однокурсниками дает возможность подтверждения этих убеждений.

Высокая значимость культуры и хобби как сферы проявления своей активности не связана с базовыми убеждениями личности. Независимо от мировоззренческих установок молодые люди могут проявлять свою активность в литературе, поэзии, посещении театра, музыке, любимом занятии и т.п. Возможно, это связано с универсальностью содержания культуры и области хобби и предъявлением в этом содержании многообразных мировоззренческих установок и позиций, что дает возможность в любом случае найти те продукты культуры, которые соответствуют индивидуальным базовым убеждениям личности.

Сила убеждения в благосклонности мира положительно связана со степенью значимости таких сфер проявления активности, как спорт и туризм (r=0,23; 0,27, при p<0,01). Вера в то, что мир предлагает благоприятные, в целом, ситуации жизни, способствует позитивному развитию событий, связан, в большей степени, с добром, способствует активности, связанной с физическими действиями и удовольствиями. В свою очередь, силовая и действенная активность в спорте и туризме активность в сфере развлечений способствуют укреплению убеждения в благосклонности мира.

Убеждение в благосклонности мира студентов отрицательно связана со значимостью активности в сфере развлечений (r= -0,17, при p<0,05), что позволяет охарактеризовать эту сферу как напряженную в социальном плане и не позволяющую чувствовать психологическую и социальную безопасность.

Молодые люди, направленные на реализацию своей активности в спорте, в основном, убеждены, что в мире больше добра и добрых людей, чем зла (r=0,16, при p<0,05). Очевидно, имея возможность с помощью своей активности развивать физические данные и проявлять способности, в большей степени связанные с природными физическими задатками, молодые люди полагают, что это связано с благосклонностью окружающего мира. С другой стороны, вера в благосклонность мира может давать основания для более полной, уверенной и целенаправленной реализации своих физических данных, не отвлекая индивида на сомнения и рефлексивные раздумья по поводу проявления добра и зла в событиях.

Аналогичная, в целом, картина у молодых людей, для которых значима активность в сфере туризма. Различия видны лишь в неоднозначности убеждений по поводу доброты людей. Туристы более критичны к людям, чем спортсмены, что, возможно, связано с их более насыщенными и разнообразными социальными контактами, проявляющих активность в сфере туризма, в сложных ситуациях совместной деятельности во время походов.

Молодые люди, считающие значимой сферу развлечений, в содержание своих убеждений в общей благосклонности мира вкладывают мнение, что, в основном, материальный мир способен создавать благоприятные условия для жизни, а социальное окружение не играет в этом процессе значимой роли. Видно, что социальная составляющая убеждений в благосклонности мира влияет на выбор сферы проявления своей активности, способствующей удовлетворению потребностей физического развития и самореализации или потребностей гедонистического плана.

Вывод

Таким образом, характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности формируются в основном в сферах учебы, туризма, спорта, творчества. Проявление активности в сферах развлечений, хобби, религии, политики и семьи, скорее всего, затрудняют у студентов развитие адаптационной готовности.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10624.