Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DIFFICULTIES OF A PHYSICAL-EDUCATION UNIVERSITY TEACHER WORKING WITH FOREIGN STUDENTS

Smyshlyaev K.A. 1
1 Tomsk Polytechnic University
This article shows the relevance of developing professional competence of a physical-education university teacher in the context of working with foreign students. The data of the empirical study aiming at revealing professional and pedagogical difficulties that a Russian physical-education teacher experiences when dealing with foreign students is also provided. The methodological base of the undertaken empirical study is outlined. It also proposes the author’s view of the content of the modular-sized professional development program as a means of developing university teachers’ skills for pedagogical interaction with foreign students. The description of the target and substantive characteristics of the supplementary vocational education program is presented, including the aspects of a foreign student’s individual accompaniment in the process of integration of university sports activities. The content of the article reflects the focus on observing the scientific-research views and organizational and methodological views of this problem.
university
a foreign student
pedagogical interaction
professional and pedagogical difficulties of a physical-education university teacher.

Мировая глобализация и увеличивающаяся межнациональная интеграция России в мировое социально-экономическое сообщество способствуют интернационализации отечественного высшего образования. Интернационализация высшего образования предполагает разные формы международного сотрудничества, организованные вузом. Это и международные академические обмены, и интеграция международного образовательного опыта в российскую образовательную деятельность, и международные научно-образовательные проекты и др. Одна из форм интернационализации российского высшего образования – это обучение иностранных студентов, число которых год от года растет. Согласно статистике количество студентов, приехавших обучаться в Россию, с 2004 по 2015 год увеличилось в 10 раз [7]. При этом большая часть иностранных студентов в российских вузах приходится на представителей стран Азии, в числе которых лидируют Китай, Индия и Вьетнам [1,7].

Для решения задач, связанных с обеспечением улучшения качества обучения иностранных студентов в вузах России, необходимо использовать все ресурсы их образовательного пространства. Так, например, в НИ ТПУ в 2015 году принята Стратегия интернационализации Томского политехнического университета (а в начале 2016 года «Дорожная карта» её реализации), что обозначено как необходимое условие глобальной интернационализации университета в целом.

Одно из условий успешной реализации целевых ориентиров российских вузов в контексте интернационализации – это готовность преподавателя физической культуры к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами.

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении связана с осуществлением учебной, учебно-тренировочной и организационно-воспитательной работы со спортивными командами университета по видам спорта, используя разнообразные современные образовательные технологии, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы для спортивного совершенствования студентов [2].

Видами педагогической деятельности преподавателя физической культуры в вузе выступают:

- проведение академических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО, учебных планов и рабочих программ;

- организация учебно-тренировочных и факультативных занятий по различным видам спорта;

- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий среди студентов;

- организация участия студентов в различных соревнованиях вне вуза [2, 4].

Указанные выше виды деятельности преподавателя физической культуры в вузе предполагают его педагогическое взаимодействие с иностранными студентами. При помощи теоретического анализа можно сделать вывод, что осуществление такого взаимодействия может выступить как содействие иностранным студентам в социокультурной адаптации (СКА) [3, 4, 5 и др.]. А это является одной из важнейших задач системы работы по интернационализации российского вуза, так как наибольшая часть иностранных студентов сталкивается с проблемой социокультурной адаптации [5, 7 и др.]. Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры вуза нацелена, в первую очередь, на привлечение студентов к социально одобряемым видам социальной активности и, как следствие, может быть обозначена ресурсным педагогическим инструментом СКА иностранных студентов. Социокультурная адаптация – сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения [3, 5]. Изучение иностранными студентами национальных традиций России, в том числе и через приобщение к активному участию в спортивно-массовой работе вуза, играет немалую роль в преодолении трудностей СКА. Такая практика встречается во многих российских вузах. Для успешного решения задач СКА иностранных студентов преподаватель физической культуры должен иметь соответствующую профессиональную готовность. Как показывает анализ научно-педагогических исследований последних лет, потенциал физкультурно-спортивных практик вуза как средства для решения задач СКА иностранных студентов раскрыт не в полной мере (Т.Н. Язвинская, Тамеем Аль-Крад, Л. Тьерри и др.). В частности, недостаточно исследованы аспекты, связанные с проблемами профессионально-педагогической готовности вузовского преподавателя физической культуры к взаимодействию с иностранными студентами и способностью продуктивно решать задачи их СКА. При этом, прежде всего, по нашему мнению, необходимо ясно понимать то, какие профессионально-педагогические затруднения имеют вузовские преподаватели физической культуры в этом процессе.

В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование на базе НИ ТПУ.

Целью исследования выступало выявление профессионально-педагогических затруднений преподавателя физической культуры российского вуза при педагогическом взаимодействии с иностранными студентами. При этом профессионально-педагогические затруднения преподавателей физической культуры в контексте взаимодействия с иностранными студентами понимаются нами как переживание педагогом состояния напряженности, ощущения трудностей, «барьеров» при педагогическом взаимодействии с такими студентами и, как следствие, неудовлетворенности своей работой и собой. Психолого-педагогические затруднения на причинном уровне могут быть обусловлены непониманием преподавателями психолого-педагогических особенностей студентов (в нашем случае, включая особенности национальной ментальности, национальной образовательной культуры), незнанием педагогических подходов к проектированию и реализации целей, задач, содержания и организационно-методических характеристик образовательного взаимодействия, неразвитостью собственной субъектной позиции. Такая трактовка рассматриваемого явления обозначается нами на основе анализа научных работ авторитетных специалистов в области педагогики и педагогической психологии (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Л. Никольская, О.В. Петунин, В.А. Якунин и др.) [6,7].

Методика и организация исследования

При осуществлении работы по выявлению особенностей профессионально-педагогических затруднений преподавателя физической культуры при взаимодействии с иностранными студентами нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе Института социальных гуманитарных технологий (ИСГТ) ТПУ в 2015–2016 уч. году. Для достижения цели исследования был использован метод опроса (анкетирование и интервьюирование). В анкетировании приняло участие 34 преподавателя физической культуры кафедр физического воспитания и спортивных дисциплин ИСГТ ТПУ. Кроме того, было опрошено 4 преподавателя кафедры физической культуры и здоровья Сибирского государственного медицинского университета. Эмпирическим материалом выступали ответы преподавателей на вопросы анкеты, включающей 10 вопросов закрытого типа.

Методологическую основу исследования составили ключевые положения системно-деятельностного (В.А. Дмитриенко, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Прозументова, И.К. Шалаев и др.), компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), акмеологического (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Н.В. Козлова, А.К. Маркова и др.) и социокультурного подходов (И.Е. Бобрышева, М.М. Галева, Г.В. Елизарова, Ю.Е. Прохоров, Л.И. Харченкова и др.) в их интеграции, соответственно содержательным акцентам исследуемой проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты нашего исследования приведем ниже. Согласно результатам проведенного нами опроса испытывают профессионально-педагогические затруднения при взаимодействии с иностранными студентами 74 % респондентов, 26 % преподавателей физкультуры вуза обозначают отсутствие таковых. На вопрос «Считаете ли Вы фактором затруднения педагогического взаимодействия с иностранными студентами недостаточный уровень владения английским языком?» положительно ответили 87 % от общего числа опрошенных преподавателей физкультуры, 4 % респондентов затруднились ответить, а 9 % ответили отрицательно. При ответе на вопросы (их предлагалось пять), связанные с представлениями о национальных особенностях студентов различных стран, 24 % опрошенных показали в своих ответах правильное понимание таких особенностей, в то время как ответы 76 % преподавателей отражают недостаточную степень сформированности обсуждаемых представлений. Интересны, на наш взгляд, данные, полученные при ответе на вопрос: «Как (по пятибалльной системе) Вы оцениваете свою готовность решать задачи СКА иностранных студентов?» Ответы распределились следующим образом: на 5 баллов оценили свою готовность 16 % преподавателей; 18 % – на 4 балла, 56 % оценивают себя по данному аспекту на «тройку», а 10 % ставят себе 2 балла. Профессионально-педагогические затруднения, связанные с готовностью к осуществлению индивидуального сопровождения иностранного студента в процессе его интеграции в физкультурные практики вуза, в рамках нашего эмпирического исследования, обозначены у 81 % преподавателей.

Отвечая на вопрос о необходимости развития своего педагогического профессионализма в контексте развития способности к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами через прохождение курсов повышения квалификации, 74 % респондентов обозначили свою готовность.

В связи с этим, нами спроектирована образовательная программа повышения квалификации преподавателей физической культуры «Педагогическое взаимодействие преподавателя физической культуры с иностранными студентами в российском вузе» (108 часов, 5 модулей). Представим краткую характеристику содержания каждого из модулей (их содержание проектировалось на основе использования метода экспертных оценок – интервьюирование руководителей и ведущих преподавателей вузовских кафедр физической культуры, 44 человека).

  1. Иностранный студент как субъект образовательной деятельности в вузе (24 ч.): раскрывает национальные социально-психологические особенности студентов разных стран и особенности образовательных подходов к взаимодействию с ними. Данный модуль отражает ориентацию на формирование понимания преподавателем физической культуры специфики социально-психологической компоненты образовательного процесса в контексте его интернационализации.
  2. Задачи и способы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах (20 ч.): представляет зарубежный опыт социальной адаптации иностранных студентов средствами физической культуры; конкретные методические подходы к решению этих задач, в т.ч. через интеграцию различных вузовских практик (культурно-массовая работа, волонтерская деятельность и др.). Содержательно данный модуль целесообразно проектировать через профессиональное взаимодействие преподавателя физической культуры с другими специалистами вуза, причастными к решению задач интернационализации образовательного пространства вуза.
  3. Психофизиологическая компонента социальной адаптации иностранных студентов в России: мониторинговые исследования (20 ч.): задает методический инструментарий данного мониторинга (психологические и психофизиологические методики). В содержании данного раздела программы целесообразно представить: критерии и показатели социальной адаптации иностранных студентов в России в психофизиологическом контексте; соответствующие индикаторы; этапность и специфику мониторинга социальной адаптации иностранных студентов; используемые методики, а также способы учета, анализа и способы интерпретации данных мониторинговых исследований.
  4. Формы, методы и средства организации «диалога» национальных спортивных культур в вузе (24 ч.): определяет организационно-методический инструментарий преподавателя физической культуры, обеспечивающий формирование у иностранных и российских студентов понимание особенностей национальных спортивных культур, интернациональных ценностей и толерантного интернационального взаимодействия в процессе различных социальных коммуникаций на поведенческом уровне.
  5. Индивидуальное сопровождение иностранного студента в процессе интеграции в физкультурные практики вуза (20 ч.): раскрывает способы индивидуализации педагогического взаимодействия преподавателя физической культуры с иностранными студентами. Данный раздел программы может содержать конкретные методические рекомендации, обеспечивающие решение психолого-педагогических задач индивидуального сопровождения иностранного студента, предлагать изучение способов проектирования такого сопровождения. В процессе освоения преподавателями физической культуры содержания модуля целесообразна апробация авторских подходов к реализации отдельных элементов индивидуального сопровождения.

Особо следует отметить, что непременным условием преодоления педагогических трудностей у преподавателя физической культуры при взаимодействии с иностранными студентами является владение преподавателями иностранным (английским) языком, хотя бы на базовом уровне. Однако совсем незначительная доля преподавателей физической культуры готова к его освоению (в нашей выборке из 38 респондентов – 7 %). Это говорит о том, что необходимо актуализировать задачи формирования мотивационных механизмов вуза для включения преподавателей физической культуры в практику изучения английского языка.

Выводы

Преподаватели физической культуры в современном российском университете сталкиваются с педагогическими затруднениями при взаимодействии с иностранными студентами. Решение этой задачи напрямую связано с развитием системы дополнительного профессионального образования (в частности, практики повышения квалификации) вузовских преподавателей физической культуры в обсуждаемом направлении.

Для дальнейшей работы по реализации программы повышения квалификации преподавателей физической культуры как ключевого элемента этой системы, необходимо понимание особенностей её организационно-технологических характеристик.

Проектирование этих характеристик выступает перспективной задачей нашего исследования. Представляется целесообразным осуществлять такое проектирование на основе тех методологических подходов, которые были положены в основу нашего эмпирического исследования.