Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

BECOMING OF THE PEDAGOGICAL EXCELLENCE IN TUTUR NETWORK ENVIRONMENT

Ermolenkova G.V. 1 Preobrazhenskaya E.V. 1
1 Gosudarstvennoe avtonomnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Saratovskij oblastnoj institut razvitiya obrazovaniya»
В статье рассматриваются актуальные проблемы становления педагогического мастерства учителя в условиях современного общества рисков. Новизна исследования заключается в том, что эффективность постдипломного сопровождения педагога обеспечивается взаимодействием субъектов образовательного процесса и образовательных отношений в рамках тьюторской сети, ключевыми фигурами которой являются тьютор и тьюторант. Проектная деятельность рассматривается как неотъемлемый феномен современного культурно-исторического этапа развития нашего общества. Авторы в рамках проектной деятельности выделяют линейные, веерные, фрактальные и комбинированные способы взаимодействия субъектов, совместно проектирующих решение значимых проблем. Раскрывается содержание понятий «педагогическое мастерство», «тьютор», «тьюторская сеть», «сетевой тьютор», «педагогический проект». В качестве примера описан опыт работы тьюторской сети учителей физической культуры по внедрению ВФСК ГТО в образовательных организациях Саратовской области.
The article deals with the current problems of the development of teacher’s pedagogical excellence in the modern society challenged by various risk The research novelty is that the efficiency of the teacher’s post-graduate support is provided by the interaction of the educational process subjects and educational relations within the tutor network, where a tutor and a tutored person are the key figures. Project activities are considered as an indispensable phenomenon of the modern cultural-historical stage of our society development. The authors within the project activities distinguish the linear, fan-shaped, fractal and combined interaction means of subjects which together design the solution to significant problems. The contents of such notions as pedagogical excellence, tutor, tutor network, network tutor, and pedagogical project have been revealed. As an example, the experience of the Physical Education teachers’ tutor network activity on implementing the All-Russian Physical Education and Sport Complex «Ready for Work and Defense» (GTO) in educational institutions of Saratov region has been described.
risk factors
pedagogical excellence
Tutor
network tutor
tutor network
support of the pedagogical excellence becoming
pedagogical project
GTO complex

Современное общественное развитие рассматривается как «принципиально» рискогенное (О.Н. Яницкий), для которого характерны стремительные изменения общественной среды, актуализирующие ценность времени «как параметра любого социального действия» [13, с. 7], роли знания (Дж. Нейсбит, Ж. Фурастье) как активного агента изменений во всех сферах жизнедеятельности человека, существенно экономящего ресурсы при организации межличностного взаимодействия. В этих условиях достижимость стоящих перед школой задач в подготовке подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности в нестабильном информационном обществе рисков напрямую связана с педагогическим мастерством учителя как важнейшим фактором, влияющим на качество всего образовательного процесса в целом.

В соответствии с культурно-историческими ценностями, социальным заказом общества, целями системы образования педагогическое мастерство сегодня рассматривается как владение педагогической теорией и практикой (высоким уровнем овладения профессиональными знаниями, умениями, качественными характеристиками, обеспечивающими успешность деятельности [6]), профессиональная обязанность, долг, естественная (высшая) потребность [3], побуждающая учителя к нескончаемому поиску новых нестандартных способов решения актуальных образовательных задач в стремительно изменяющихся условиях, «высокое искусство» [9], требующее целенаправленной работы над собой. При этом отечественная система образования, характеризуясь рядом особенностей, воздействующих как положительно, так и отрицательно на педагогическое мастерство учителя, сама создает риски, которые учителю необходимо учитывать и преодолевать в процессе построения индивидуальной траектории образования и самообразования:

  • активизировалось вливание в педагогическое сообщество специалистов без базового педагогического образования;
  • увеличилось количество педагогов, вынужденных совмещать преподавание двух и более предметов;
  • произошло изменение наименования, целей и содержания предметов уже существующих (трудовое обучение – технология, физическое воспитание – физическая культура);
  • появились новые учебные дисциплины (ОБЖ, ЗОЖ, экология);
  • в образовательные стандарты, помимо предметных, включены личностные и метапредметные результаты;
  • в образовательную среду внедряются современные технологии (компьютерные, дистанционные, проектные, здоровьесберегающие, здоровьеформирующие, интегральные и т.д.);
  • стали нормой изменчивость, чрезмерная избыточность и недостаточная достоверность информации, что негативно сказывается на реципиентах и коммуникаторах;
  • возрос объем документооборота в сфере образования и т.д.

Нельзя не учитывать и такой весомый фактор, как возрастная зрелость большинства педагогов. Несмотря на то что в целом российский учитель «помолодел» в 2016 году до 37 лет [11], проблема возраста отечественных педагогов стоит достаточно остро, особенно в глубинке. Так, в отдельных районах Саратовской области средний возраст учителей физической культуры, технологии и ОБЖ на 2015–2016 учебный год составил от 43 до 50 лет. Становление профессионального мастерства этих учителей происходило в эпоху доминирования рецептурного обучения. Как следствие, возрастает риск, что богатый профессиональный и жизненный опыт привычно «подскажет» образцы репродуктивного построения образовательного процесса, субъект-объектных способов взаимодействия с его участниками.

Наблюдается резкое расхождение в жизненных позициях учеников, живущих в информационной среде, и учителей, «задержавшихся в переходе» от индустриального к информационному обществу. Необходимость переучиваться, повышать свою квалификацию, проектируя процессы самообразования и самообучения для поддержания высокого уровня педагогического мастерства в соответствии с новыми требованиями, требует от педагогов дополнительных трат временных, человеческих, информационных и иных ресурсов, погружая в длительное стрессовое состояние, провоцирующее регресс.

В связи с этим дополнительное профессиональное образование осуществляет поиск механизмов, обеспечивающих эффективность постдипломного образования учителей в новых социальных условиях [1]. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что таким механизмом может стать тьюторское сопровождение в очном (С. В. Загребельная) и дистанционном режиме (Н.И. Городецкая).

Тьютор, осуществляющий сопровождение тьюторанта (школьника, студента, педагога, слушателя курсов повышения квалификации и т.д.) в процессе проектирования им своей индивидуальной образовательной программы (Т.М. Ковалева), самостоятельной деятельности личностного и профессионального развития [4, с. 276], реализует индивидуальный подход и действует в соответствии с принципом индивидуализации (Т.М. Ковалева). Нестабильность общественного развития требует от тьютора «метакогнитивных функций» [2, с. 230], систематичности в действиях, масштабности коммуникативных связей, скорости и четкости в передаче и принятии информации, продуктивности в межличностном взаимодействии с коллегами разного возраста, уровня подготовленности.

Быструю и качественную обратную связь в соответствии с теорией информации А. Моля и результатами исследования о силе слабых связей М. Грановеттера, стабильность качества передачи и преобразования информации может обеспечить тьюторская сеть, включающая в себя педагогических работников, специалистов из разных образовательных организаций, учреждений, министерств, профессиональных и общественных объединений. Тьюторская сеть – это сообщество увлеченных своим делом профессионалов с высоким уровнем профессионального мастерства, коллегиально решающих актуальные задачи образования и самообразования всех субъектов образовательного процесса.

Тьюторская сеть должна быть:

  • системной (количество связей среди ее участников должно увеличиваться быстрее количества самих участников);
  • мобильной (готовой адекватно и в кратчайшие сроки реагировать на внешние и внутренние факторы и проблемы);
  • устойчивой (способной оставаться согласованной и целостной, быстро восстанавливаться и приходить в состояние порядка посредством внесения ее участниками коррективов в деятельность);
  • самоуправляемой (ориентирующей участников сети не только и не столько на внешний локус-контроль, сколько на внутренний).

Деятельность в сети оказывает существенное влияние на тьютора, требуя значительных усилий в поддержании своего педагогического мастерства через осознание необходимости сопровождения не только тьюторанта, но и себя самого в процессе разработки образовательной траектории. В условиях динамичности сложного мира возможность оказывать профессиональную помощь другим сопряжена с саморазвитием и самообразованием. Таким образом, сетевой тьютор в процессе проектирования своего индивидуального образовательного маршрута, от которого зависит качество жизни в целом (профессиональной, общественной, личной, досуговой и т.д.), выступает в качестве тьютора как для тьюторанта, так и для самого себя, поскольку в основе «проекта жизни» сегодня лежит «проект образования и самообразования».

Понятие «проект» многогранно. Его трактуют как с узко-прагматических позиций, так и с обобщенно-философских. В первом случае проект (от лат. projectus) — это совокупность документальных чертежей, расчетов и иного для создания какого-либо объекта (изделия или сооружения); план, замысел [12]. Во втором — волевая нацеленность на желание, исполнение которого зависит от самого человека [7].

В трудах Ж.П. Сартра понятие «проект» наполняется человеческими смыслами, образующими своеобразный мост между внутренним и внешним миром в каждой человеческой реальности, являющейся «одновременно прямым проектом преобразования своего собственного Для-себя в В-себе-Для-себя и проектом присвоения мира, как тотальности бытия-в-себе» [8]. При этом в субъекте самопроектирования отмечается амбивалентная позиция и «творца», и «твари», созидателя самого себя и созидаемого социальной действительностью [10], что позволяет проектанту мобильно реагировать на изменения среды, оставаясь автором своей жизни и соавтором социальной реальности.

Таким образом, проектная деятельность является неотъемлемым феноменом современного культурно-исторического этапа развития нашего общества для ведущих субъектов образовательного процесса: учеников, от которых зависит успешность проектирования нашего общества «завтра», и педагогов, обеспечивающих сегодня будущих проектировщиков необходимыми умениями и тем самым влияющих на «успешное завтра». Ученический проект рассматривается как метод обучения (Т.Л. Калинина, Е.С. Полат), способствующий усвоению школьниками необходимых для успешной жизнедеятельности знаний, умений, навыков, качественных характеристик личности в процессе создания продукта проектной деятельности. Педагогический проект – творческая работа педагога/учителя/тьютора, направленная на решение значимых для образовательной организации проблем дидактического (педагогического) характера.

Результативность в совместном педагогическом проекте обеспечивается комплексностью, слаженностью и целенаправленностью работы ее авторов: педагогов системы дополнительного профессионального образования, учителей-тьюторов, тьюторантов, сообща проектирующих решение значимых проблем. Чем стабильнее этот союз, тем выше эффективность всего процесса. В зависимости от поставленных целей, запланированных результатов и содержания проектной деятельности субъекты образовательного процесса выстраивают различные способы взаимодействия:

  • линейный (проект преподавателя дополнительного образования – проект тьютора; проект тьютора – проект тьюторанта; проект учителя – проект ученика и т.д.);
  • веерный (проект преподавателя – ряд проектов тьюторов и т.д.);
  • фрактальный, по принципу матрешки (педагогический проект преподавателя дополнительного образования может включать в себя целый ряд проектов тьюторов, те в свою очередь – проекты тьюторантов, учеников и т.д.);
  • комбинированный (включающий элементы двух и более способов взаимодействия).

Такое построение взаимодействия в проектной деятельности позволяет тьюторской сети мобильно отвечать на быстро меняющиеся требования общества, гарантируя результативность организации образовательного процесса.

Эффективность сетевого взаимодействия возрастает, если в ее деятельность включены не только обучающиеся, их родители, педагоги, работники образования, но и представители общественных организаций, органов местного самоуправления, министерств, образовательных организаций основного и дополнительного образования, учреждений профессионального образования.

Действенность тьюторской сети обеспечивается:

  • организацией мониторинговых исследований актуального состояния интересующих явлений, динамики их изменения, рефлексивностью анализа полученных результатов;
  • макро-, микро- и самокоординацией взаимодействия участников (субъектов) сети;
  • научно-методической, дидактической, профессиональной, информационной поддержкой участников сетевого взаимодействия;
  • вариативностью механизмов (форм, средств, способов) перцепции, коммуникации, интеракции участников сети;
  • доминированием проблемных методов обучения в процессе подготовки участников тьюторской сети к взаимодействию;
  • взаимосвязанным и взаимозависимым макро- и микропроектированием образовательной среды (посредством разработки проектов разного уровня сложности, объема, продолжительности и иного субъектов образовательного процесса).

Таким образом, деятельность сетевого сообщества обеспечивается значительной скоростью и качеством взаимодействия «преподаватель – тьютор – тьюторант – ученик», что позволяет создать эффективные условия для сложной в условиях нестабильного общества рисков задачи поддержания высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Проиллюстрировать вышесказанное можно на примере тьюторской сети учителей физической культуры Саратовской области, организованной кафедрой теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ (далее кафедра ТиМ ФТО) государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее ГАУ ДПО «СОИРО»). Работа кафедры по подготовке педагогов-тьюторов адаптивной физической культуры началась в 2004 г., что связано с необходимостью включения в образовательную среду школы учителей, обеспечивающих эффективность проведения занятий с обучающимися, имеющими нарушения в состоянии здоровья и инвалидность. По мере подготовки педагогов острая потребность в тьюторах как специалистах, сопровождающих этот процесс, отпала, и тьюторская деятельность постепенно угасла. Следовательно, на этом этапе тьюторскому сообществу достаточно было кратковременного объединения для совместного решения актуальных проблем.

Ситуация изменилась, когда учителя перестали успевать за темпами модернизации системы образования, испытывая сложности в адаптации к новым требованиям. Значительность, масштабность, скорость поступающей информации и неготовность большинства учителей ее принимать, анализировать, извлекать, преобразовывать, необходимость в связи с этим перестраиваться самим и перестраивать окружающую среду [5] привели к риску снижения уровня педагогического мастерства учителей, качества преподавания, возникновению потребности в профессиональной, методической и психологической поддержке со стороны системы профессионального дополнительного образования. Все это послужило причиной не только возрождения тьюторского движения, но и его трансформации в постоянно функционирующую сетевую структуру. Рамки статьи не позволяют представить действие всей сети, поэтому мы покажем лишь ее часть на примере внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее — Комплекс ГТО) в образовательных организациях Саратовской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г.

Мониторинги, проведенные кафедрой ТиМ ФТО, включающие: наблюдение профессорско-преподавательским составом за работой учителей в рамках курсов повышения квалификации, мероприятий (семинаров, вебинаров, конференций, круглых столов, дискуссий и т.д.); анализ продуктов деятельности педагогов (моделей уроков, рабочих программ, педагогических проектов, протоколов соревнований); анкетирование, тестирование, беседы и иное, позволили определить ряд проблем. К основным из них можно отнести:

1) слабое представление учителей физической культуры о содержании нормативно-правовой базы внедрения Комплекса ГТО;

2) недостаточную активность педагогов в области внедрения Комплекса ГТО в своем образовательном учреждении;

3) затруднения в проектировании, подборе эффективных средств, методов, форм внедрения Комплекса ГТО и т.д.

Так, только 27% и 20% от общего числа опрошенных учителей знакомы с федеральными и региональными нормативными документами, обеспечивающими внедрение Комплекса ГТО. Ставят новые задачи, направленные на повышение эффективности образовательного процесса, 77% учителей, но, учитывая, что большинство из них не знакомо с нормативно-правовыми основаниями, обоснованность и реальность поставленных задач вызывает большое сомнение. Обеспеченность субъектов необходимыми ресурсами для внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях отметили 60% педагогов. Но только 3% из них рассматривают ресурсы комплексно, отмечая не только информационные (информационные стенды, уголки, организацию тематических классных часов), материальные (спортивное оборудование, спортзалы), но и кадровые (наличие специальных знаний, умений, качественных характеристик у специалистов, подготавливающих субъектов образовательного процесса к выполнению нормативов). В качестве средств мотивации школьников используют личный пример только 3% педагогов, а учет индивидуальной динамики развития личных достижений как элемент стимулирующей системы оценивания – 7%.

Недостаточная готовность значительной части учителей к внедрению Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области побудила профессорско-преподавательский состав кафедры ТиМ ФТО спроектировать деятельность тьюторской сети в новом направлении. В результате был разработан проект «Тьюторская сеть внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”», занявший в декабре 2014 г. первое место во Всероссийском конкурсе проектов в области внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах Российской Федерации. Участниками проекта стали тьюторы (учителя физической культуры высшей и первой категории, прошедшие специальную подготовку), тьюторанты (учителя физической культуры, нуждающиеся в помощи, родители, волонтеры и т.д.), специалисты из культурно-спортивного центра Поволжья «СПАРТ», региональных спортивных федераций по видам спорта, министерства образования, министерства молодежной политики, спорта и туризма, министерства здравоохранения, учреждений высшего профессионального образования, образовательных организаций основного и дополнительного образования. В сложное нелинейное взаимодействие «кафедра ТиМ ФТО – тьютор – учитель физической культуры – ученик» было вовлечено 74,5% муниципальных образований г. Саратова и Саратовской области.

Достижение цели деятельности тьюторской сети по внедрению Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области обеспечивалось за счет:

  • мониторингов выявления уровня подготовленности основных субъектов образовательного процесса к реализации Комплекса ГТО;
  • использования эффективных механизмов подготовки тьюторов и тьюторантов к внедрению Комплекса ГТО посредством вовлечения в групповые, индивидуальные, очные, заочные, дистанционные формы работы, мастер-классы, практикумы, дискуссии, проекты;
  • апробации инновационных методик обучения с использованием педагогической и ученической проектной деятельности, вариативностью способов распространения информации (виртуальный лонгмоб, видеоконференции, курсы повышения квалификации, семинары, рекламные видеоролики, презентации, сайты общественных и образовательных организаций и т.д.);
  • анализа, обобщения, распространения и популяризации передового опыта взаимодействия тьютора и тьюторантов на конференциях, фестивалях, круглых столах школьного, муниципального, регионального уровней, экскурсиях, методических объединениях, посредством научно-практической и учебно-методической издательской деятельности и т.д.

В рамках тьюторской сети в течение 2014–2016 гг. тьюторами разработаны и реализованы педагогические проекты по внедрению Комплекса ГТО в своих образовательных организациях, занявшие призовые места в региональных и федеральных конкурсах проектов. Высокий уровень продемонстрированного педагогического мастерства позволил педагогам-тьюторам стать призерами и дипломантами региональных и федеральных профессиональных конкурсов. Обобщен и распространен передовой опыт посредством организации мастер-классов по судейству процедур тестирования норм ГТО и подготовки учащихся к испытаниям, докладов на ключевых школьных, муниципальных, региональных мероприятиях, публикаций в региональных и федеральных сборниках. За это время на базе районов в рамках областной тьюторской макросети спроектированы тьюторские микросети внедрения Комплекса ГТО, разработаны механизмы, стимулирующие участников образовательного процесса, что способствовало увеличению доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Лучшие тьюторы, имеющие наиболее высокий уровень педагогического мастерства, прошли аттестацию на соответствие 1-й судейской квалификационной категории, приняли активное участие во второй Всероссийской Спартакиаде пенсионеров России. В уникальном мероприятии соревновались более 500 спортсменов старшего возраста из России, Белоруссии, Германии, Киргизии, Сербии, Словении, Финляндии, показавшие высокие результаты в выполнении нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО.

Таким образом, тьюторское сетевое взаимодействие позволило создать условия для непрерывного образования и самообразования педагогов и, как следствие, повысить уровень их педагогического мастерства.