Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PILOT STUDY OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE COMPONENT OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF COGNITIVE SPORTS ACTIVITY

Burtsev V.A. 1 Burtseva E.V. 1 Bobyrev N.D. 1, 2
1 Volga region state academy of physical culture, sport and tourism
2 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
In article the theoretical analysis of the pedagogical regularities having high didactic potential in relation to the solution of strategic objective of forming of sports culture of the personality by creation in the managed educational process of the optimum pedagogical conditions providing implementation of creative capabilities of students in the course of educational cognitive activity on the basis of personally oriented physical training with profound studying of the chosen sport is provided. The substantial analysis of the psychological and pedagogical theories which are the cornerstone of a theoretical research allowed authors to allocate system of pedagogical regularities and didactic principles which respect allows to enable its practical realization in the managed educational process. The basic didactic principles of content of training are: nature conformity; humanization; scientific character; professionalizings; systemacities; integrity; training collectivity; consciousness and activity of the personality; problematical character of training; integration of knowledge; training optimizations.
pedagogical regularities
didactic principles
sports culture of the personality
chosen sport.

Содержательный анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования спортивной культуры личности свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов повышения эффективности процесса обучения студентов избранному виду спорта в соответствии с педагогическими закономерностями и дидактическими принципами. В основе нашего исследования лежит теория обучения (дидактика) избранному виду спорта, заключающая в себе фундаментальные положения психологической теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) и педагогических теорий развивающего (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Махмутов, А.М. Матющкин) контекстного (А.А. Вербицкий) и коллективного (В.К. Дъяченко) обучения [8-10].

Психологическая теория деятельности раскрывает закономерности и механизмы процесса личностного развития и саморазвития. В соответствии с ее основными положениями обучение и воспитание рассматриваются как присвоение человеком социального опыта в виде знаний, способов деятельности и духовных ценностей. Деятельностное присвоение социального опыта отражается как в овладении его элементами в виде знаний (усвоенной информации), способов деятельности (умений и навыков) и духовных ценностей (терминальные и инструментальные), так и в развитии психических свойств личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы, интересы). Принятие личностью активной деятельностной позиции в образовательном процессе является необходимым, но еще недостаточным условием ее личностного саморазвития [10].

Для того чтобы усвоение знаний, умений и навыков привело к глубоким качественным изменениям в мотивационной сфере личности и развитию способностей, необходимо, чтобы осуществляемая личностью активная познавательная (учебная, учебно-тренировочная и соревновательная) деятельность разворачивалась в «зоне ее ближайшего развития». Необходимость реализации данного условия исходит из положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются в процессе проблемного обучения студентов избранному виду спорта.

Суть проблемного обучения заключается в организации образовательного процесса обучения студентов в соответствии со структурой учебно-познавательного цикла на этапах: создания проблемной ситуации, постановки проблемы, выдвижения и обоснования гипотезы, ее доказательства, решения проблемы и его проверки.

В содержании учебной программы по физической культуре для студентов вузов выделяются практические (двигательные) и организационно-методические умения. Данные виды умений составляют содержание операционного компонента спортивной культуры личности. Уровень развития практических умений проявляется в качестве овладения способами выполнения соревновательных упражнений, составляющих содержание технико-тактической подготовки в избранном виде спорта [4; 5; 10].

Систематизация организационно-методических умений осуществляется с учетом их роли и места в психологической структуре спортивной деятельности, которая содержит при процессуальном ее рассмотрении ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный компоненты [3; 6; 10]. Первый компонент характеризует качество ориентировки в целях, задачах, способах и условиях деятельности, второй качество реализации способа деятельности, третий – качество контроля и коррекции промежуточных и итоговых результатов деятельности. В соответствии с этим подходом в спортивной деятельности можно выделить пять последовательных этапов: целеполагания (определение системы целей); планирования (определение способов деятельности); практического осуществления (реализация способов деятельности посредством выполнения физических упражнений с учетом конкретных условий); контроля (оценка текущих, промежуточных и окончательных результатов деятельности); коррекции (оперативные, промежуточные и итоговые коррекции целей и способов деятельности) [6; 9].

Проблемное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом по отношению к стратегической цели – формированию спортивной культуры личности путем создания в управляемом образовательном процессе оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию креативных способностей студентов в процессе учебно-познавательной деятельности на основе личностно ориентированного физического воспитания с углубленным изучением избранного вида спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивная аэробика, спортивные игры, лыжный спорт, плавание) [1; 2; 5; 7].

Необходимым условием эффективной реализации творческого потенциала выступает применение проблемного обучения в сочетании с другими типами обучения. Учебный материал экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного вида спорта содержит большие потенциальные возможности для успешного применения проблемного обучения и разрешения противоречия между теоретическими (научными) и практическими (обыденными для спортсменов) представлениями о технике спортивных упражнений и способах их изучения.

В связи с этим психологическая теория деятельности выступает методологической основой поиска, создания и дальнейшего обогащения педагогических теорий, раскрывающих основные закономерности и механизмы педагогического управления психическим развитием личности в процессе обучения и воспитания.

Содержательный анализ психологических и педагогических теорий, лежащих в основе теоретического исследования, позволяет нам выделить систему педагогических закономерностей и дидактических принципов, соблюдение которых позволяет осуществить ее практическую реализацию в управляемом образовательном процессе [7-10].

Теоретической основой обучения студентов избранному виду спорта выступает знание о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, сформулированного в следующих педагогических закономерностях:

  • социальная обусловленность целей, содержания и процесса обучения избранному виду спорта педагогическим условиям и психологическим механизмам формирования спортивной культуры личности;
  • диалектическое единство и взаимосвязь личностной и социальной ориентации обучения избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности;
  • единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности;
  • обусловленность результатов обучения избранному виду спорта особенностями процесса учебно-познавательной деятельности студентов;
  • обусловленность результатов обучения избранному виду спорта индивидуально-психическими свойствами личности как субъекта обучения [3; 10].

Закономерности, как отражение объективных и субъективных устойчивых связей между педагогическими явлениями, выявляют их внутреннюю противоречивость, что позволяет разрешить существующие противоречия. Дидактические принципы определяют направление и стратегию деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов, позволяющие разрешить диалектические противоречия между различными сторонами учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности. Каждая из педагогических закономерностей выражается в каждом из дидактических принципов, а каждый дидактический принцип обусловлен целым рядом педагогических закономерностей.

Следует отметить, что дидактические принципы не выводятся непосредственно из соответствующей педагогической закономерности в связи с тем, что каждый принцип и система принципов определяются системой педагогических закономерностей, составляющих содержание педагогической теории в целом и рядом других факторов: социально-психологическими закономерностями, условиями социальной среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов обучения.

В соответствии с этим обучение избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности может быть интегрировано как педагогическая стратегия, которая реализуется на основе следующих дидактических принципов:

  • природосообразности содержания обучения - проявляется в адекватности этапных целей и содержания процесса обучения избранному виду спорта педагогическим закономерностям и психологическим механизмам развития личности;
  • гуманизации содержания обучения – проявляется в направленности целей, содержания, процесса и результатов обучения студентов избранному виду спорта с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей, мотивов, интересов личности, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию;
  • научности содержания обучения избранному виду спорта, что предполагает прочное и углубленное усвоение педагогических закономерностей, дидактических принципов и психологических механизмов, отражающих современные тенденции и достижения в теории и практике спортивной науки;
  • профессионализации содержания обучения – обеспечивается последовательным педагогическим моделированием в образовательном процессе целостного содержания и педагогических условий реализации физкультурно-спортивной деятельности студентов;
  • системности, что проявляется в системной организации целей, содержания, процесса обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности;
  • целостности содержания обучения – проявляется в единстве образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения; в единстве целей, содержания и процесса обучения избранному виду спорта; в интеграции содержания и процесса обучения на уровне межпредметных и внутрипредметных связей; в единстве методологической, теоретической, методической и практической подготовки; в оптимальном сочетании репродуктивных и продуктивных видов учебно-познавательной деятельности студентов;
  • коллективности обучения, что проявляется в ведущей роли коллективных форм обучения в организационной структуре учебно-познавательной деятельности студентов;
  • сознательности и активности личности через включение студентов в разнообразную по содержанию и характеру, постепенно усложняющуюся учебную, учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, обеспечивающую формирование спортивной культуры личности и трансформации обучения в осознанную потребность личности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании;
  • проблемности обучения через организацию учебно-познавательной деятельности студентов по решению системы учебных проблем, отличающихся высокой степенью неопределенности (стимулирующей поиск собственных ориентиров) и потенциальной поливариантностью (обеспечивающей возможность их нахождения);
  • интеграции знаний, исходящего из философского принципа системного познания и преобразования действительности и реализуемого через восхождение в обучении от общего (абстрактного) понятия к частному – конкретной форме его проявления;
  • оптимизации обучения через выбор соответствующих форм, методов и средств обучения студентов избранному виду спорта, которые обеспечивают достижение высоких образовательных результатов при оптимизации параметров обучения и взаимодействия преподавателя и студентов [7-10].

Данные дидактические принципы представляют собой целостную педагогическую систему обучения и в своем сочетании регулируют процесс формирования спортивной культуры личности. Исходя из признания обусловленности спортивной культуры педагогическими закономерностями, дидактическими принципами, психологическими механизмами, целями и содержанием обучения студентов избранному виду спорта мы понимаем под спортивной культурой личности – целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне [10].

Таким образом, обобщая результаты теоретического анализа, можно заключить, что выявленные и обоснованные нами педагогические закономерности обладают высоким дидактическим потенциалом по отношению к решению стратегической цели – формированию спортивной культуры личности путем создания в управляемом образовательном процессе оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию творческого потенциала студентов в процессе учебно-познавательной деятельности на основе личностно ориентированного физического воспитания с углубленным изучением избранного вида спорта.