Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE INDEPENDENT UNIVERSITY STUDENTS

Nurulin R.N. 1 Sukhanov P.V. 1, 2
1 Institute of Military Training at the "Moscow Aviation Institute (National Research University)"
2 Institute of pedagogy and psychology of the Kostroma state University named after N. Nekrasov, Kostroma
The article is devoted to problems of development of self-educational activity of students in educational and extracurricular activities. As one of directions of solving this problem, the authors consider the question of modeling of the educational environment of the University and the organization of information interaction of the students with this environment in the interests of the independent planning of the sequence of the educational trajectory taking into account the individual characteristics and needs. Presents the author's understanding of the educational environment of the University as one of the key conditions for successful development of self-educational activity of students. Justified component structure of self-educational environment and the characteristics of each of the components. The authors have formulated the main approaches of integration of pedagogical and information technologies in the educational environment. As the scientific results, the authors have formulated the basic directions of the complex use of information technologies to their integration with pedagogical technologies.
self-educational activity information educational environment of the university
information technology
educational technology
self-education
self-development

Проблема развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования должна решаться комплексно, в рамках учебной и внеучебной работы, на этапах планирования и реализации образовательных программ. Достижение поставленной цели становится возможным только при условии специально организованного образовательного процесса, целенаправленной деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза, а не только одного преподавателя, отдельно взятой кафедры, одной дисциплины. Опыт реализации заявленных программ убедил нас в том, что одним из ключевых условий успешного развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования становится самообразовательная среда вуза.

Проведенный анализ многих работ за последние годы, посвященных формированию разнообразных сред в рамках образовательного процесса показывает, что большинство из них направлены на создание оптимальных условий, реализующих развивающий потенциал. Учитывая, что образовательная среда в рамках педагогического процесса в той или иной мере является отражением социальной среды общества, становится объективным тот факт, что ее компонентный состав напрямую будет зависеть от решаемых задач в интересах удовлетворения потребностей общества.

В нашем исследовании такой потребностью общества является необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных к саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни, мотивированных к самообразовательной деятельности в условиях информатизации общества.Увеличение темпов обмена информацией и стремление к интеграции в единое информационное пространство явилось катализатором в процессах дальнейшего исследования возможностей образовательной среды вуза в предоставлении различных источников информации, а также организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и подготовке граждан информационного общества.

Такой этап исследования образовательной среды можно охарактеризовать как технологизация. Отметим, что такая тенденция в исследованиях наблюдается не только в высшей школе. Усиление интереса к проблемам организации образовательной среды учебного заведения вызван необходимостью формирования целостной теории развития личности в среде, при взаимодействии со средой.

Взаимодействие личности и среды носит сложный, диалектический и обоюдный характер. Действительно, среда оказывает непосредственное влияние на процесс развития личности, ее становление, формирование индивидуальных способностей, ценностных и моральных ориентиров, ускоряя или замедляя процессы развития, саморазвития, самореализации личности.

В то же время стоит подчеркнуть, что личность отнюдь не является пассивным объектом среды. Личность также воздействует на окружающую среду, преобразует ее, трансформирует, что, в свою очередь, изменяет характер воздействия среды на саму личность. То есть личность, взаимодействуя со средой, изменяет ее, что запускает другие процессы влияния среды на личность. Организация данного взаимодействия должна производиться не спонтанно, а под руководством преподавателя, в дальнейшем – самостоятельно самим студентом [3, 5].

Е.В. Бондаревская в своих исследованиях сформулировала основные принципы влияния среды на личность: индивидуальность, творческий подход, коллективное сотрудничество, природосообразность [2].

В основу такого взаимодействия должны быть положены следующие принципы: активность, эмоциональность, комфортность, открытость, учет возрастных различий, индивидуальных особенностей. В качестве приоритета необходимо выделить целостность, интегративность, многоаспектность, гибкость, нравственность воздействия, вариативность, разносторонность, конкурентоспособность. В то же время необходимо обеспечить гибкость и вариативность среды, а также ее саморегуляцию.

При организации среды необходимо учитывать следующие принципы ее построения: гибкость и вариативность, позволяющая изменять вектор воздействия; направленность на развитие личности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей; интегративность, позволяющая учесть различные внешние факторы; открытость и разносторонность, позволяющие сформировать единое понимание целей и задач процесса развития; направленность на организацию продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; постоянный и всесторонний мониторинг полученных результатов в интересах изменения вектора воздействия среды; направленность на активизацию процессов саморазвития и саморегуляции личности; формирование мотивационной и потребностной сфер личности; комплексное применение педагогических и информационных технологий при решении задач самообразовательной деятельности.

Очевидно, что в рамках образовательного процесса основной функцией среды вуза становится образовательная. Однако уточним некоторые возлагаемые на среду функции. К таковым необходимо отнести дополнительно: личностно-развивающую, организационно-направляющую, мотивирующую, адаптирующую, контролирующую и корректирующую.

Таким образом, образовательной среда представляет собой пространство, в котором происходят определенные изменения личности. Это означает, что она выступает одним из условий индивидуального развития обучающегося. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, используя особенности и возможности среды, усилить степень ее воздействия на личность педагогическими, а в нашем исследовании еще и информационными технологиями.

Организационным и связующим звеном в образовательном процессе в условиях применения информационных технологий в интересах развития самообразовательной деятельности может выступать специально организованная образовательная среда вуза, причем информационный характер такой образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, независимо от толкования этого понятия.

Именно поэтому часто образовательную среду в условиях применения информационных технологий называют информационной образовательной средой и рассматривают ее именно в этом контексте. Однако для современного образования, перед которым ставятся новые цели и формулируются новые условия применения средств информационных технологий, этого толкования понятия «образовательной среды» не достаточно.

Принимая во внимание одну из приоритетных задач современного образования – это образование не только будущего специалиста, но и, прежде всего, личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию, образовательная среда вуза должна создавать условия успешного развития самообразовательной деятельности. Иными словами, образовательная среда вуза должна быть самообразовательной.

Информационный характер такой самообразовательной среды имеет важное значение. С одной стороны, он создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов образовательного процесса, с другой, предоставляет инструмент поиска и отображения необходимой информации обучающимся. Кроме того, такая среда должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в рамках образовательного учреждения, для этого необходимо проведение интеграции новых информационных и педагогических технологий вуза в целом.

При таком подходе самообразовательную среду можно рассматривать как образовательную систему, которая позволит более эффективно и качественно осуществить дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, повысить мотивированность обучающихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечить наглядность представления практически любого материала, а также позволит студентам самостоятельно планировать последовательность образовательной траектории с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, предоставит возможность самостоятельного формирования основных практических умений и навыков, определяющих личностный рост, профессиональную успешность и востребованность будущего специалиста. При таком подходе такая среда несет не только информационную, но и организационную, развивающую нагрузку, привносящую в образовательный процесс инновационные технологии.

Таким образом, наше понимание информационной образовательной среды, учитывая возлагаемые на нее задачи, трансформируется в самообразовательную среду, которая понимается как система, аккумулирующая не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, при этом в качестве управляющих элементов рассматриваются целевые установки общества, обучающихся и педагогов. При таком подходе самообразовательная среда вуза становится одним из приоритетных условий успешной модернизации и повышения качества образования.

Структура самообразовательной среды вуза, исходя из озвученных задач, которые она решает, представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, подсистем и элементов.

Очевидно, что компоненты такой самообразовательной среды должны соответствовать учебной, внеучебной, научной, исследовательской деятельности, а также контролю, оценке и интерпретации получаемых результатов. Среда должна подразумевать вариативность за счет возможности адаптации всех видов деятельности, обеспечивающей дифференциацию возможностей обучающихся.

К компонентам обеспечения самообразовательной среды необходимо отнести: информационное, техническое, математическое, программное, организационное и управленческое обеспечение. Каждый из таких обеспечивающих компонентов должен позволять охватывать все сферы деятельности студентов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Компонент информационного обеспечения позволяет получить обучающимся оперативный доступ к необходимым информационным ресурсам, что непосредственно позволяет формировать умения и навыки работы с различными источниками информации, определяет методики обучения студентов.

Техническое обеспечение самообразовательной среды представляет собой комплекс средств информационных технологий, обеспечивающих решение поставленных перед средой задач, а также ее функционирование, что позволяет обеспечить информатизацию учебной деятельности, интеграцию информационных и педагогических технологий под единым замыслом развития самообразовательной деятельности [6, 7].

Под математическим и программным обеспечением необходимо понимать совокупность алгоритмов и программ, внедренных в средства информационных технологий и обеспечивающих решение задач самообразовательной среды.

Организационное обеспечение представляет собой совокупность методических рекомендаций, устанавливающих порядок и последовательность работы студентов и преподавателей с информационными ресурсами.

Культурное обеспечение позволяет сформировать культурологическое пространство для творческого развития каждого обучающегося, а также условий благоприятного «роста и духовного питания личности».

Управленческое обеспечение нацелено на интеграцию в образовательный процесс вуза информационных ресурсов, программных средств и продуктов, педагогических методик, а также на реализацию принципов непрерывного сопровождения и воздействия на каждого студента.

Стоит отметить, что перечисленные компоненты не являются окончательными, они лишь являются наиболее значимыми при решении задачи развития самообразовательной деятельности студентов. Не менее важным компонентом являются средства мониторинга и оперативного измерения промежуточных результатов, позволяющие постоянно корректировать деятельность преподавателей и студентов в интересах решения поставленных задач.

К основным элементам самообразовательной среды необходимо отнести: преподавателей, студентов, дидактические цели и задачи образовательного процесса, непосредственное содержание и сам процесс обучения, программно-аппаратные средства, организационные формы обучения.

Одной из основных задач такой самообразовательной среды является создание оптимальных условий интеграции педагогических и информационных технологий. Выделяют несколько подходов интеграции педагогических и информационных технологий. Некоторые из них проанализированы в работах С.Л. Атанасяна [1].

Одним из принципов, выделяемых в качестве приоритетного, является принцип единообразия, позволяющий сформулировать необходимость соответствия единым требованиям и стандартам.

Достижение этой цели осуществляется за счет приведения всех средств информационных технологий к единым стандартам по выполняемым задачам. Такое требование обусловлено необходимостью единого понимания всеми преподавателями и студентами целей образовательного процесса вуза.

Особо стоит подчеркнуть, что интеграция информационных и педагогических технологий должна происходить на основе изменения и уточнения дидактических принципов, которые предъявляют определенные требования к организации учебного процесса: научность, систематичность и последовательность, наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, учет возрастных особенностей, прочность получаемых знаний, умений.

Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что реализация данного принципа требует также корректировки и системы подготовки и переподготовки преподавателей, задействованных в процессе реализации педагогической концепции и построения самообразовательной среды вуза. Очевидно, что без профессиональной готовности преподавателя интеграция педагогических и информационных технологий не представляется возможной. Подготовка и переподготовка преподавательского состава вуза должна производиться в рамках курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Еще одно направление деятельности вуза, которое необходимо учитывать при организации самообразовательной среды вуза – это научные и научно-методические исследования, которые проводят преподаватели и студенты. Аспекты данного направления деятельности вуза способствуют слиянию информационных технологий и технологии развития самообразовательной деятельности. Это происходит за счет того, что они создают условия развития умений самостоятельного исследования, изучения литературы, а также участвуют в формировании потребностной и мотивационной сферах деятельности обучающихся.

Информационные технологии при этом не только предоставляют средства доступа к информации, но и инструментарий для исследовательской деятельности. Большое значение при этом приобретают информационные ресурсы с возможностями организации виртуальных лабораторий, проведения математических расчетов. Отдельно стоит отметить, что такие технологии достаточно эффективны при решении задач удаленного или дистанционного обучения, а также при организации взаимодействия преподавателя и студента.

Поскольку на самообразовательную среду возлагается решение еще одной задачи – создание и поддержание мотивации студентов к самообразовательной деятельности, отметим в качестве отдельного направления деятельности вуза – внеучебную работу. К сожалению, применение средств информационных технологий в этой области отмечается своей бессистемностью. Хотя многими исследователями признается большая роль информационных технологий при организации внеучебных мероприятий, не связанных с содержанием основной образовательной деятельности. К таким мероприятиям относят культурно-массовые, спортивные, просветительские и другие [1, 4].

Охват всех сфер деятельности студента и вуза позволяет создать дополнительные условия для проведения контроля и анализа получаемых результатов, произвести своевременную коррекцию деятельности вуза.

Таким образом, реализация принципов самообразовательной среды, построенной на основе интеграции педагогических и информационных технологий, способствует комплексному применению средств информационных технологий как: дополнительное средство, повышающее эффективность и качество профессиональной подготовки специалистов, повышения их мотивированности к саморазвитию; дополнительный инструмент формирования умений самообразовательной деятельности за счет целенаправленной организации самостоятельной учебной деятельности, удовлетворения потребностей учащихся; средство организации коммуникации, обеспечивающее оперативный обмен различной информации, проведения дистанционных консультаций, бесед, использование удаленных источников информации; средство интенсификации учебной и самообразовательной деятельности обучающихся; средство успешного развития личности за счет реализации возможностей индивидуального подхода, формирования субъектной позиции студентов, формирования потребностной и мотивационной сферы; средство контроля, анализа и коррекции результатов деятельности студентов и преподавателей.