Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF INTEGRATED SECURITY STATION TECHNICAL CREATIVITY

Gorshkova T.A. 1 Bondar A.S. 1 Pachurin G.V. 2 Kolosova T.M. 2
1 FGBOU VPO Nizhegorodsky the state pedagogical university of K. Minin
2 FGBOU IN Nizhny Novgorod State University. RA Alekseeva
Ensuring the safety of life is one of the most important tasks of the educational institution. Along with the problems of education of the person, able to withstand the dangers and challenges inevitable in modern everyday life is also necessary to ensure a safe environment for your stay enrolled in institutions of additional education. This paper analyzes the health and safety conditions of the educational institution-munitsipalnogo budgetary educational institution of additional education "Center of extracurricular activities" Rainbow "city Gorodets Nizhny Novgorod region, found satisfaction score parents enrolled security system in the educational center. The paper substantiates the need for additional funding to improve the arrangements for "Rainbow" life safety system in the service station center. Developed and introduced into practice the event center will significantly raise the level of safety of students and teachers.
life safety organization
educational institution
additional education
satisfaction with the security system of assessment
the necessary financing
occupational safety engineers.

На современном этапе основной целью государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов.

Меры по обеспечению безопасности населения и организаций от различного рода воздействий ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась опасная обстановка [1-3].

Образовательная сфера является особой сферой жизнедеятельности [4,5], которая может испытывать воздействие различных окружающих опасностей, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и другое. На сегодняшний день в особо острой форме нарастает проявление социальных чрезвычайных ситуаций, которые выражаются в совершении преступлений и правонарушений [10,11], терроризме, поэтому особое значение приобретает необходимость тщательно анализировать опасности и угрозы, планировать необходимые мероприятиями для обеспечения надежной защиты образовательных учреждений [5,6].

В современное время безопасность является одним из самых главных условий и показателей эффективности работы образовательной организации [9]. Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательной среде представлена многогранностью опасных ситуаций и увеличением детской заболеваемости с учетом мутации вирусов, а также увеличением детского травматизма и смертности [4,5].

В работе предложены мероприятия по совершенствованию организации безопасности деятельности в образовательном учреждении на примере станции технического творчества МБОУ ДО «Центр внешкольной работы «Радуга» г. Городца Нижегородской области. МБОУ ДО ЦВР «Радуга» – муниципальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежит организация дополнительного образования детей по семи направленностям, а также оказание методического обеспечения при проведении мероприятий районного уровня.

МБОУ ДО ЦВР «Радуга» имеет пять структурных подразделений: Центр детского творчества, центр детского и юношеского туризма и экскурсий, станция технического творчества, клуб по месту жительства «Чайка», клуб по месту жительства им. А.П. Маресьева. Предметом деятельности структурных подразделения является оказание образовательных услуг, относящимся к их компетенции: создание условий для разностороннего развития личности, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации учащихся.

Одним из основных направлений работы в области охраны труда и организации безопасного образовательного процесса на станции технического творчества является сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и обслуживающего персонала.

Комплексная безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральных законах и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

В 2015–2016 учебном году, в том числе на следующий учебный год, были разработаны планы по различным видам и направлениям безопасности МБОУ ДО ЦВР «Радуга» (Станция технического творчества) г. Городца Нижегородской области.

1. План производственного контроля.

2. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. План мероприятий по противопожарной безопасности.

Станция функционирует в жилом микрорайоне «Матренино», где живут разные слои населения. Изучив и проанализировав запросы родителей (законных представителей), учреждением были определены направления социального заказа:

1. Создание условия для гармоничного и полноценного развития детей;

2. Безопасное нахождение детей в станции технического творчества во время проведения занятий и дополнительных мероприятий;

3. Разностороннее развитие ребенка в рамках освоения программ дополнительного образования;

4. Получение необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшего самоопределения возможной профессии;

5. Создание условий для успешной социализации и адаптации ребенка.

Анализ отчетной документации заместителя директора по административно-хозяйственной части МБОУ ДО «Радуга» выявил, что для создания оптимальных условий учебно-воспитательного процесса в станции технического творчества в прошедшем учебном году были проведены следующие мероприятия:

  • текущий ремонт учебных кабинетов (покраска стен, полов);
  • частичная замена старой мебели на новую;
  • установка новой пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • ремонт водопровода;
  • замена электропроводки, улучшение освещенности кабинетов.

Однако, при всем этом, осталась неустановленной тревожная кнопка вызова служб экстренного реагирования, а также остается проблема нехватки нового оборудования и электронной техники.

Вышеперечисленные мероприятия по улучшению условий учебно-воспитательного процесса говорят о низком финансировании безопасности станции технического творчества.

Согласно действующему Положению о проведении дней охраны труда в станции технического творчества, в 2015 календарном году было проведено четыре дня охраны труда, в ходе которых были обнаружены некоторые нарушения. Замечания были сделаны по следующим разделам контроля: гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях, а также были обнаружены нарушения в расстановке мебели, использования растений, светового режима, отсутствия нормативной документации в кабинетах. Выявленные нарушения были устранены в указанный срок предписания.

Безопасность детей, педагогов и работников станции обеспечивается благодаря работе, направленной на сохранение, укрепление здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.

В результате комплексной проверки в сфере обеспечения безопасности станции, необходимых для защиты здоровья и обеспечения безопасности жизни обучающихся и работников во время их деятельности от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социального характера и других опасностей было установлено, что:

  • оборудование пожарной безопасности станции соответствует государственным нормам пожарной безопасности и представлено средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок и сервисного обслуживания. В соответствии с правилами ППБ-01-03 в станции работает автоматическая пожарная сигнализации. Поэтажный план эвакуации разработан для первого этажа, так как станция размещается на первом этаже помещения;
  • обследование инженерного состояния здания, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической безопасности не доведено до требований существующих норм и правил;
  • разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в станции – прослеживается не в полном объеме;
  • создание единой информационной среды по проблеме безопасности станции – присутствует;
  • организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность станции – имеется;
  • организация реализации правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в учебно-воспитательном процессе – выполняется;
  • проведение профилактической работы по предупреждению детского и взрослого травматизма во время проведения занятий – проводится;
  • систематизация причин детского, производственного травматизма – отслеживается;
  • наличие у работников специальной одеждой и других средств индивидуальной защиты – имеется;
  • проведение инструктажа обучающихся и педагогов по вопросам обеспечения безопасности – антитеррористической защищенности, защите от ЧС, гражданской обороне – проводится.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения представляет собой комплексные условия обучения. Для определения качества обеспечения безопасности статистических данных недостаточно [7,8] и просто необходимо соотнести субъективные оценки показателям потребностей людей.

Именно поэтому качество обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения – это комплексная характеристика условий учреждения, связанная с восприятием и наличием у людей чувства абсолютной безопасности в учреждении вне зависимости от их статуса в образовательном процессе.

С целью изучения удовлетворённости объектов безопасности качеством услуг, предоставляемых станцией, а также определения сильных и слабых сторон деятельности учреждения проводились социологические исследования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Социологический метод анкетного опроса включал в себя 15 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели:

- морально-психологический климат в станции;

- отношения обучающихся с педагогическим коллективом;

- развитие индивидуальных, творческих способностей;

- заинтересованность в жизни станции;

- ощущение чувства безопасности и надежности обучающихся;

- соразмерность учебной нагрузки.

С таким пониманием качества обеспечения безопасности в январе 2016 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг [11].

В проводимом опросе принимали участие 267 родителей (законных представителей).

Целью исследования было изучение удовлетворённости родителей качеством условий пребывания детей в учреждении. Результаты анкетирования родителей представлены на диаграмме.

Удовлетворенность родителей организацией безопасности жизнедеятельности в станции

Как показывает анализ удовлетворенности родителей организацией безопасности жизнедеятельности станции, 87 % родителей уверены, что ребенок не перегружен занятиями. 77 % опрошенных полагают, что для их детей проводятся мероприятия, интересные занятия (в том числе с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности), а 92 % анкетируемых родителей утверждают, что в станции заботятся о физическом, психическом развитии их детей. 80 % подтверждают тот факт, что станция технического творчества в лице администрации и педагогического коллектива способствует формированию правильного поведения в области безопасной жизнедеятельности.

В станции технического творчества ведется постоянная деятельность по обеспечению безопасного пребывания детей, сохранения и укрепления их жизни и здоровья, а также защите материальных и физических ценностей от террористических актов, аварий, несчастных случаев и других возможных опасностей.

В новом 2016–2017 учебном году обеспечение комплексной безопасности остается одной из главных целей деятельности и задачи, которые необходимо решить, остаются прежними. При этом в новом учебном году необходимо добиваться достижения абсолютного понимания обучающихся и работников станции о формировании культуры комплексной безопасности. Учебные и воспитательные мероприятия станции должны быть нацелены на прогнозирование возможных опасных ситуаций, возможность сформировать навыки и умения правильного анализа и поведения в реальных условиях жизни. Для реализации мероприятий в рамках данного образовательного учреждения необходимо последовательное решение следующих задач:

  • создание условий для развития необходимых, поведенческих мотивов безопасности жизнедеятельности;
  • развитие качеств детей и взрослых, направленных на безопасное отношение к окружающему миру и защите от его опасного воздействия;
  • получение навыков принятия правильных, относительно безопасности, безопасных решений в бытовой жизни;
  • развитие знаний, умений, навыков по снижению личных (индивидуальных) и коллективных рисков и опасностей;
  • формирование психологической выносливости в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на отмеченные положительные стороны, имеются некоторые сложности в организации комплексной безопасности станции технического творчества. Основной причиной, проблемой в области организации комплексной безопасности станции является отсутствие финансирования, необходимого для:

  • приобретения нового станкового безопасного оборудования в соответствии с требованиями современного времени;
  • установки тревожной кнопки вызова служб экстренного реагирования;
  • полной замены осветительных приборов учреждения;
  • в правильном понимании станции технического творчества – наличия отдельно стоящего здания, предназначенного для организации учебно-воспитательного процесса по программам дополнительного образования детей;
  • введения в штатное расписание МБОУ ДО ЦВР «Радуга» ставки специалиста, ответственного за обеспечение жизнедеятельности в станции технического творчества (инженера по охране труда и технике безопасности), который будет осуществлять координацию и ведение необходимой работы по обеспечению безопасности в структурных подразделениях.

Весьма ответственной инициативой для некоторых субъектов Российской Федерации и Нижегородской области, является введение в штатное расписание учреждений дополнительного образования должности инженера по охране труда и технике безопасности. Тем не менее качество работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждении будет повышаться, что позволит уменьшить количество несчастных случаев, возникновение чрезвычайных и других опасных ситуаций.

Инженер по охране труда в учреждении дополнительного образования детей призван решать ряд следующих задач:

1 – обеспечивать своевременное выявление угроз и опасностей для образовательного учреждения и его структурным подразделениям (обучающимся, педагогам дополнительного образования, методистам, учебно-вспомогательному персоналу, родителям; имуществу, ценностям, важным для учреждения; средствам связи и т.п.);

2 – своевременно информировать всех субъектов безопасности (МО МВД России, МЧС, пожарную часть, ГБУЗ НО) о фактах выявления нарушений требований организации безопасной жизнедеятельности;

3 – предусмотреть возможные варианты удержания распространения опасностей в случае их возникновения для увеличения времени на мероприятия по эвакуации людей, имущества и подготовки к защите и ликвидации последствий;

4 – собственными силами с помощью рабочих по обслуживанию зданий, вахтерами или в прямом взаимодействии с представителями субъектов безопасности обеспечивать выполнение необходимых мероприятий для нейтрализации и устранения возникших опасностей;

5 – систематизировать документальное подтверждение явлений и процессов, которые относятся к важным процессам безопасной жизнедеятельности учреждения в процессе его ежедневного функционирования и в случаях возникновения угроз и опасностей, а также для их противодействия.

Решение вышесказанных задач должно способствовать усовершенствованию работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения дополнительного образования и оказанию повсеместной помощи субъектам безопасности в организации помощи на уровне муниципального образования.