Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

EXPERIENCE OF THE PROJECT ACTIVITIES IN STUDYING THE IMPLEMENTA-TION MASTER PROGRAM "INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION"

Chusavitina G.N. 1 Kurzaeva L.V. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
В статье дается авторское определение проектного метода, приводятся классификация и примеры результатов образовательных проектов. Подробно рассматривается содержание разработанной авторами дисциплины «Управление проектами в образовании», предназначенной для магистров педагогического образования (магистерская программа – Информационные технологии в образовании). Дана краткая характеристика образовательных проектов, разрабатываемых магистрами в ходе изучения данной дисциплины. В статье представлены типовые этапы проведения образовательного проекта, описаны используемые формы представления результатов работы проектных групп, приведены темы и цели отдельных проектов. Материалы данной статьи представляют практическую ценность для преподавателей, занимающихся вопросами повышения эффективности обучения с использованием проектных методов и технологий и осуществляющих реализацию образовательного процесса в вузах и на курсах повышения квалификаций.
In the article the author's definition of the design method, given the classification and examples of educational projects results. Considered in detail the content of the authors 'discipline' Project Management in Education ", intended for teacher education Master (Master Program - Information Technology in Education). A brief description of educational projects developed by the masters in the study of this discipline. The article presents the typical stages of the educational project, described the presentation used by the results of the project groups are given the theme and goals of individual projects.The contents of this article are of practical value to teachers dealing with increasing the effectiveness of training, using design techniques and technologies, and implements the educational process in higher education and refresher courses.
the educational project
project activities of students

Ведущее место среди методов, способствующих формированию творческой личности выпускника вуза, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, принадлежит на сегодняшний день методу проектов. Метод проектов в педагогике зародился еще во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Родоначальником метода является американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952 гг.) и его ученик В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал организовывать обучение на активной основе, посредством вовлечения ученика в целесообразную деятельность, с опорой на его личный интерес и личные цели [5]. В настоящее время проектный подход к образованию, использование метода проектов в обучении в вузе являются актуальными.

Существует множество определений понятия проект. Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта» [10].

Мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение: «Метод проекта – это инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают компетенции в процессе целенаправленной, планируемой и выполняемой взаимосвязанной деятельности, реализуемой при постоянном мониторинге и завершающейся реальным, осязаемым практическим результатом – образовательным продуктом и (или) услугой».

Возможные результаты образовательных проектов:

– предметные курсы для населения;

– курсы повышения квалификации для внешних и внутренних обучающихся;

– специальные программы обучения персонала по заказам компаний;

– обучение бакалавров или магистров по совместным международным программам;

– обучение по программам высшего профессионального образования;

– проектирование и разработка программных педагогических средств, электронных образовательных ресурсов, педагогических измерительных материалов и др.

Существуют различные типологии проектов. На рис. 1 представлена классификация проектов по шести основным критериям, предложенная Е.С. Полат [2–4].

Согласно требованиям ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденного министерство образования и науки российской федерации (приказ от 21 ноября 2014 г. № 1505) выпускник, в соответствии с проектным видом деятельности, в ходе обучения в магистратуре должен быть подготовлен к решению следующие профессиональные задачи:

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [9].

Рис. 1. Типология проектов Е.С. Полат

В целях формирования компетенций в области применения проектного подхода в образовании нами разработана и реализуется дисциплина «Управление проектами в образовании». Целью изучения дисциплины является получение углубленных знаний в области управления образовательными проектами. Дисциплина включает в себя следующие разделы: основные понятия управления проектами в образовании; процессы управления проектами в образовании согласно теории, проектного менеджмента; функциональные области управления проектами; информационные технологии в управлении образовательными проектами, проектный практикум. В качестве программного средства используется MicrosoftProject (или OpenProject – инструмент управления проектами с открытым исходным кодом) [6–8].

В ходе изучения дисциплины магистры выполняют групповые проекты. Рекомендуемая численность проектной группы – 2–4 человека.

Вариантами мотивации участия в проектах для обучающихся являются:

- участие в реальных, социально-значимых проектах;

- приобретение опыта проектной работы;

- возможность еще на этапе обучения «попробовать себя» в реальных проектах;

- выполнение практико-ориентированных курсовых и дипломных проектов высокого уровня;

- участие в конкурсах, выездных конференциях, подача заявок на гранты и др.;

- получение благодарностей университета и муниципального образования;

- научные публикациисовместно написанные несколькими обучающимися;

- возможность трудоустройства в образовательные учреждения и др.

Так, для популяризация перспективных ИТ-профессий, областей знаний среди школьников (9–11 классы), магистрам педагогического образования было предложено разработать следующие мероприятия (см. табл. 1), используя проектный подход.

Продолжительность занятия: 45 минут. Должны использоваться интерактивные формы проведения занятий с учащимися:

· лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция);

· творческие задания;

· занятия с элементами тренинга;

· обучающие игры (ролевые игры, web-квесты, имитации, деловые игры и образовательные игры);

· разработка проекта (метод проектов);

· обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, дерево решений, анализ казусов, переговоры и медиация и др.);

· метод кейсов и др.

Тематика проектов

п/п

Тема мероприятия

Цель мероприятия

1

Форсайт ИТ-профессий:

– программист;

– разработчик Web и мультимедийных приложений;

– руководитель проектов в области ИТ;

– системный аналитик;

– специалист по базам
данных;

– специалист по большим данным;

– специалист по интеграции облачных приложений;

– специалист по интернет-маркетингу;

– специалист по информационным ресурсам;

– технический писатель.

Цикл мероприятий

На каждом мероприятии рассказывается про одну из перспективных ИТ-профессий

Цель:

Øсформировать и поддержать интерес молодежи к изучению информационных технологий, информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей;

Øоказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

Øскорректировать профессиональные планы;

Øпровести оценку готовности к избранной деятельности

2

Родительские собрания профориентационной тематики

Øпознакомить родителей с перспективными «ИТ-профессиями будущего»;

Øмотивировать родителей и учащихся к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников;

Øпривлечь родителей к участию в процессе профессионального самоопределения учащихся;

Øпознакомить с методами профилактики ошибок профессионального самоопределения

3

Электронный бизнес

Øсформировать представление об особенностях ведения бизнеса в Интернет;

Øрассказать об интеграции ИТ в хозяйственную деятельность любого предприятия;

Øпознакомить слушателей с новыми ИТ-профессиями в сфере электронного бизнеса

4

Виртуальная экскурсия
в дополненную реальность

Øпознакомить школьников с понятиями «виртуальная» и «дополненная реальность»;

Øраскрыть области применения виртуальной и дополненной реальности;

Øсформировать представление о средствах создания ИТ-ресурсов с виртуальной и дополненной реальностями;

Øнаучить использовать приложения с дополненной реальностью

5

Интернет-имидж:«Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя!»

Øрассмотреть методы и формы пиара в Интернет и создание положительного имиджа;

Øсформировать представления о возможности самопрезентации с использованием ИТ-технологий (видео-презентация; социальные сети; ИТ-презентации; сайт; средства моделирования информации и др.)

6

Престижные профессии:
мифы и реальность

Øпроанализировать мотив выбора профессии – престижность;

Øрассмотреть критерии, определяющие престиж профессии;

Øразработать и апробировать алгоритм осознанного выбора профессии, включающий изучение и сопоставление своих интересов, способностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками престижной профессии

7

От ракушки до биткоина

Øрассмотреть понятие электронных денег;

Øвыявить преимущества электронных денег;

Øизучить опыт внедрения и использования электронных денег и перспективы развития электронных денег;

Øрассмотреть аспекты безопасности электронных платежей

8

Вся жизнь – игра

Øпознакомить с интересными фактами о компьютерных играх;

Øрассмотреть положительные и отрицательные эффекты от компьютерных игр;

Øпройти тестирование на компьютерную и игровую зависимость

9

Купить нельзя скачать и др.

Øпознакомить учащихся с проблемами компьютерного пиратства;

Øответить на вопрос почему компьютерное пиратство негативное влияние на экономику и общество;

Øрассмотреть методы борьбы с распространением пиратского контента: музыки, фильмов, игр, программ и пр.

Деятельность магистрантов при работе над образовательными проектами реализовывалась в соответствии с этапами, представленными на рис. 2.

Рис. 2. Этапы проведения образовательного проекта

Проектная деятельность студента будет оцениваться как со стороны руководителей проектов, образовательных программ, так и со стороны заказчиков – представителей образовательных учреждений. В ходе и по результатам проектирования мы используем различные формы представления результатов работы проектных групп, в том числе:

- документация по проекту (устав проект, план, отчет о выполнении проекта и др.);

- представление проектов на внешние конкурсы и гранты;

- публичная защита проектов в университете и (или) в образовательных учреждениях;

- отзывы экспертов образовательных учреждений (где реализовывался проект),

- подготовка научных публикаций по тематике проектов;

- комплексные или индивидуальные курсовые/дипломные проекты по тематике проекта;

- выполнение курсовых и дипломных работ по сквозной тематике и др.

Предполагается разработать и вести портфолио – базу проектов (учебных, исследовательских или профессиональных) – виртуальный ресурс на образовательном портале вуза, на котором все подразделения института будут размещать информацию о своих проектах. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Применение проектного подхода в целях формирования профессиональных компетентностей будущих учителей в процессе обучения в магистратуре способствует повышению мотивации, совершенствованию конструктивного, творческого мышления, приобретению студентами опыта коллективной разработки образовательных проектов с использованием современных методов и технологий, практической ориентации образовательных программ.