Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE SPHERE OF THE HOTEL INDUSTRY

Bulgakova О.S. 1, 2 Sandrina V.E. 3, 1
1 Scientific and Practical Centre "Psychosomatic normalization"
2 North-Western state medical University by I. I. Mechnikov
3 Saint-Petersburg State University of Economics
В данной статье проанализированы мотивы выбора профессиональной деятельности студентами (направление подготовки «Гостиничное дело», кафедра «Гостиничного и ресторанного бизнеса» СПбГЭУ) с целью понимания того контингента, на который направлены образовательные программы подготовки кадров для индустрии гостеприимства. Осуществлен междисциплинарный подход к анализу профессионального самоопределения и развития студентов, благодаря которому оказались раскрытыми в органической взаимосвязи философско-антропологические, культурно-исторические, психологические, организационно-педагогические и частно-методические аспекты, избранные для изучения проблемы. В данном контексте образование служит способом формирования и функционирования всечеловеческого опыта и личного опыта каждого конкретного студента. В результате образования происходит включение социального опыта общества в индивидуальный опыт личности студента. И ведущую роль в этом процессе играет гуманитарное образование, культура, осознание человеком смыслов и значений, выработанных человечеством. Кроме того, в статье проанализированы и определены перспективы повышения качества образования в вузе для подготовки будущих высококвалифицированных специалистов.
This paper analyzes the motives of occupational choice students (training direction "Hospitality" Department "Hotel and restaurant business" SPbGEU) for the purpose of understanding contingent on who directed educational training programs for the hospitality industry. Implemented an interdisciplinary approach to the analysis of professional self-determination and development of students, due to which were disclosed in the organic interrelation of philosophical-anthropological, cultural, historical, psychological, organizational, pedagogical and methodological aspects of the private-elected to study the problem. In this context, education is the process of formation and functioning of universal experience and personal experience of each individual student. As a result of the formation occurs the inclusion of the social experience of society in the individual experience of the individual student. And a leading role in this process is played by education in the humanities, culture, awareness of human meanings and values, developed by mankind. Also in the article analyzed and identified prospects for improving the quality of education at the university to train future highly qualified specialists.
: motives of choice of profession
education
humanistic education
professional self-determination
self-actualization.

В современных условиях цели обучения определяются, прежде всего, социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Поэтому современное высшее профессиональное образование является одним из факторов экономического и социального развития общества [2; 3]. Профессиональное образование должно быть направлено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности как в социальной, так и профессиональной сфере жизнедеятельности.

С целью выявления мотивов выбора профессиональной деятельности в 2012 году была обследована группа студентов 1 курса (19 человек) по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» до начала обучения, и в 2016 году те же студенты 4 курс (18 человек) по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» были обследованы после окончания обучения в вузе.

В банк методик исследования входили:

1. Профессиональный самоопределитель Д. Голланда.

2. Исследование мотивации Т.Т. Ильиной.

Рассмотрены результаты исследования по двум методикам: самоопределитель Д. Голланда (профессиональная направленность) и «Анкета А» Т.Т. Ильиной (мотивационная сфера).

Профессиональный самоопределитель Д. Голланда предполагал выявление шести типов профессиональной направленности (описанных Д. Голландом). К ним относятся: реалистический тип (направленность на практические специальности), исследовательский тип (направленность на научную деятельность), художественный (направленность на деятельность в области искусств), социальный тип (направленность на социально ориентированные профессии), предпринимательский тип (направленность на управленческую деятельность), конвенциональный тип (ориентация на работу среднего звена – секретарь, бухгалтер, счетовод и т.п.).

Анализ проводится по трем параметрам:

- исследование предпочтений видов деятельности;

- исследование имеющихся умений;

- исследование предпочтения профессий.

В итоге подсчет проводился по трем показателям отдельно и по сумме этих показателей для каждого типа профессиональной направленности.

Методика также предполагает измерение сформированности профессионального интереса. Для этого находится разница максимального и минимального показателей по типам. В том случае, если разница достигает 19 баллов, можно говорить о сформированном профессиональном интересе у студента. Если разница находится в промежутке между 15 и 19 баллами – профессиональный интерес сформирован не окончательно. Если же разница не достигает и 15 баллов, профессиональный интерес не сформирован.

Мотивационная сфера студентов исследовалась с помощью анкеты. Она представляет собой опросник, содержащий 50 вопросов. Анкета была разработана Т.Т. Ильиной, под руководством М.Д. Орлова, Л.П. Орлова и В.И. Шкурина [5].

Опросник имеет 16 альтернативных положений, связанных с настойчивостью в учебе, которые образовали три параметра учебной мотивационной направленности: М1 – направленность на процесс приобретения знаний (интерес к процессу учения, к научным проблемам данной области) – 5 вопросов, М2 – направленность на получение профессии (общественная значимость профессии, стремление освоить специальность) – 6 вопросов, М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании – 5 вопросов. Каждый положительный ответ на вопрос оценивается определенным количеством баллов. Таким образом, максимальная оценка по параметру М1 – 12 баллов, по параметру М2 – 10 баллов, по параметру М3 – 10 баллов. Для выравнивания баллов полученные баллы по параметрам М2 и М3 умножаются на 6, а баллы, полученные по параметру М1 – на 5.

Итак, как уже указывалось выше, в эксперименте участвовало 19 студентов – будущих специалистов индустрии гостеприимства. Эксперимент состоял из двух частей:

1) исследование мотивации и профессиональной направленности до обучения в вузе по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело»;

2) исследование тех же параметров – после обучения в вузе по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» (рис. 1 и 2).

Исследования структуры мотивационной сферы студентов в 2012 году (рис. 1) выявил следующую картину. На первом месте (47%) находится направленность на получение диплома о высшем образовании. На втором – направленность на получение знаний (37%). На третьем – со значительным отрывом от предыдущих двух параметров – направленность на получение профессии (16%). Данные изображены на рисунке 1, где М1 – направленность на получение знаний, М2 – направленность на получение профессии, М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании.

Анализ профессиональной направленности студентов в 2016 году показал следующую картину (рис. 2). Согласно средним значениям, ведущим для студентов оказался предпринимательский тип, на втором – социальный тип, на третьем – художественный, на четвертом – конвенциональный, на пятом – исследовательский и на шестом – реалистический.

При анализе сформированности профессионального интереса выявилось, что полностью сформированный профессиональный интерес и несформированный вовсе приходятся на равные доли студентов – по 37%. Доля студентов с неокончательно сформированным интересом равна 26%.

Рис. 1. Сопоставление данных по структуре мотивационной сфере у студентов за 2012 и 2016 годы

М1 – направленность на получение знаний;

М2 – направленность на получение профессии;

М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании

Итак, характеризуя данную выборку, можно говорить о неокончательно сформированной мотивационной сфере. Так, имеющуюся структуру мотивации можно отнести скорее к культурным потребностям, а именно к интересам, если обратиться к В.С. Мерлину [4]. Если же анализировать по классификации А.А. Вербицкого, то основным мотивом становится мотив достижения, а именно – получение диплома о высшем образовании. Студентов увлекает не сам процесс обучения, усвоение новых знаний, приобщение к интересной профессии, а получение диплома. В данном случае налицо стремление достичь окончательной цели – звания молодого специалиста, а сам образовательный процесс является лишь средством.

Полученные данные можно также соотнести с «интересом деятеля» в классификации С.П. Крягжде [1]. Налицо постоянство интереса, достигающего определенного уровня обобщения, однако говорить о сформированной жизненной позиции и ценностях в отношении своей будущей профессии пока преждевременно.

Если обобщить схему вертикальной иерархии мотивационной сферы разных авторов и рассматривать ее как трехступенчатую, то исследуемая группа заняла бы среднее, промежуточное звено. Определенный уровень познавательной мотивации уже достигнут. Однако убеждения или сформированное мировоззрение – понятия, которые, безусловно, можно отнести к наивысшему уровню мотивации, - отсутствуют.

Экспериментальные данные по мотивационной сфере у студентов за 2012 год показали, что на первое место вышла направленность на получение знаний, второе место поделили направленность на получение профессии и диплома (рис. 1).

Сопоставление данных за 2012 и 2016 годы представлено на рисунке 1. На изображении отчетливо видно, как возросла направленность на получение профессии (31,5%) и снизилась направленность на получение диплома (31,5%). Направленность на получение знаний сохранила прежнюю позицию (37%).

В области профессиональной направленности на первое место (по усредненному баллу) вышел социальный тип (21,9), на втором оказался художественный тип, на третьем – предпринимательский, на четвертом – конвенциональный, на пятом – исследовательский, на последнем – реалистический. Полученные данные показаны на рисунке 2.

Из сопоставления данных за 2012 и 2016 годы, представленных на рисунке 2, видно, что у студентов возросла направленность на социальный тип, художественный и исследовательский. Снизилась направленность на предпринимательский и реалистический типы. Направленность на конвенциональный тип фактически не изменилась.

Сформированным профессиональный интерес оказался у 53% испытуемых, неокончательно сформированным – у 21%, не сформировался интерес у 26% студентов.

Рис. 2. Сопоставление данных по профессиональной направленности у студентов за 2012 и 2016 годы

При сопоставлении этих данных с данными по сформированности профессиональной направленности за 2012 год видно, что студентов со сформированным интересом стало на 16% больше, «сомневающихся» уменьшилось на 4%, а число студентов с несформированным типом профессиональной направленности сократилось на 11%.

В российском обществе по существу так и не было этапа гуманистического развития личности – каким мы его представляем сегодня.

«Капитализация» страны в начале 90-х гг., по сути, не дала развиться многим гуманистическим начинаниям. Гуманистическая педагогика стала чем-то вроде «пунктира» на фоне все более заявляющего о себе «рыночного» образования, представляющего собой своеобразный «конгломерат» образовательных услуг населению. Потребности человека подменялись потребностями формирующегося рынка. Именно в 90-е гг. большинство людей буквально «на себе» испытали суть энтропийного закона: жизнь ввергает в хаос, а человек должен восстановить себя и собственную жизнь. И важнейшим социальным инструментом, помогающим человеку приспособиться к динамике изменений, должно стать образование, и именно «человековедческие» дисциплины, формирующие гуманистическую этику и психологию.

Для гуманистической педагогики, этики и психологии характерен прежде всего поиск опыта, который приводит к развитию человеческой личности. Главное для человека – стремление к самоактуализации, то есть – к реализации своих возможностей с целью усилить себя, сделать свою жизнь более разносторонней и счастливой.

В качестве сущностной основы личностно ориентированной педагогики выступает сама идея образования. Оно служит способом формирования и функционирования всечеловеческого опыта и личного опыта каждого конкретного человека. В результате образования происходит включение социального опыта общества в индивидуальный опыт личности. И ведущую роль в этом процессе играет гуманитарное образование, гуманитарная культура, осознание человеком смыслов и значений, выработанных человечеством. В основу гуманитарного образования личности заложен аксиологический (ценностный) подход.

Гармония «самости и социумности» создает целостность личности, всесторонность ее представлений о своем «Я», которое развивается во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание и образование осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности – в гармонии с самим собой и обществом.