Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THEORETICAL BASES OF EDUCATION OF HUMANE TREATMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

Krasova T.D. 1
1 FGBOU IN "Yelets State University I.A. Bunin"
Выявлены теоретические основы воспитания гуманных отношений у детей дошкольного возраста. В исследованиях выделяют несколько аспектов изучения гуманных отношений. Первое направление рассматривают гуманные отношения как сложное понятие, включающее в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий. Гуманные отношения изучаются с точки зрения мотива поведения, связываются с развитием самосознания, нравственным воспитанием детей. В психолого-педагогических исследованиях гуманные отношения выделяются как основа, вокруг которой группируются нравственные качества: ответственность, организованность, инициативность. Второе направление характеризуется тем, что авторы, вместе с тем, выделяют какой-либо один компонент структуры понятия «гуманные отношения». В работах А.М. Виноградовой, Н. Князевой, Л. Островской и других важное место отводится усвоению детьми этических представлений о нормах, правилах поведения. Авторы рассматривают нравственные представления как основу для развития чувств и поведения дошкольников. В трудах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и других огромное значение в развитии общественной направленности поведения у детей придается эмоциональному компоненту. Эмоции, как считают авторы, выступают внутренними побудителями нравственно направленного отношения к ровеснику.
Revealed the theoretical foundations of education of humane treatment in preschool children. The research identified a number of aspects of the study of humane relations. The first direction is considered human relations as a complex concept, which includes three components: emotional, intellectual and behavioral. Humane treatment studied in terms of motive behaviors associated with self-development, moral education of children. The psycho-pedagogical studies human relations stand out as the basis around which moral qualities are grouped: responsibility, organization, initiative. The second trend is characterized by the authors, however, especially isolated one component of the concept of the structure of "human relations". In the works A.M. Vinogradovoy, N. Knyazevoy, L. Ostrovskoy and other important place is given to children assimilate the ethical concepts of the norms, rules of conduct. The authors examine the moral concepts as a basis for the development of feelings and behavior of preschool children. In the works of L.A. Wenger, A.V. Zaporozhets, and others of great importance in the development of social orientation behavior in children given the emotional component. Emotions, as the authors believe, are the internal driving force of moral directional relation to their peers.
humanism
human relations
moral qualities
pre-school children.

Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Корни гуманных отношений можно найти уже в далеком прошлом. Например, Н.Г. Капустин отмечает, что у неандертальцев прослеживалось «осознание взаимопомощи и заботы общины друг о друге». В исследовании Ю.С. Владимирова подчеркивается, что взаимопомощь возникла на основе совместной деятельности как взаимозащита, отзывчивость, взаимовыручка, солидарность внутри первобытного общества. Таким образом, предпосылки гуманных отношений существовали у самых истоков социогенеза. Однако определение гуманности и разведение понятий, что есть гуманное, а что негуманное, не имеет единого понимания. Различные точки зрения свидетельствуют о сложности данного философского, психолого-педагогического феномена.

Гуманизм (humanus) в переводе с латинского означает «человечный». Одно из распространенных определений гуманизма, приведенное в философском словаре, следующее: «Совокупность взглядов, выражающих уважение, достоинства человека и его права, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни» [3, c.27].

Под гуманностью чаще всего понимается следование принципам, нормам общества, правилам «хорошего», «доброго» поведения (Ю.С. Владимиров).

С. Ткачев также рассматривает понятие «гуманизм» с философской точки зрения: принцип мировоззрения, в основе которого лежат: убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию; требование свободы и защиты достоинства личности; идеи о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должны быть конечной целью общества.

Исходя из рассмотренных понятий, можно сформулировать определение понятию «гуманные отношения»: форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой.

Цель исследования: выявить теоретические основы воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста.

Материал и методы исследования: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение программных документов, анализ, синтез, обобщение.

По мнению многих исследований (Б.С. Братусь, В.А. Ситаров, А.В. Зосимовский и другие) основу личной духовной культуры составляет гуманистическая направленность, которая с точки зрения данных авторов является нравственной позицией человека, т.е. человек должен рассматриваться в качестве высшего способа существования индивида – в качестве личности.

Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы подтверждает актуальность исследования проблемы воспитания гуманных отношений. Так, в период становления советской педагогики В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко и т.д. выступали против тенденциозности в воспитании, за расширение духовного мира детей, гармонию личных и общих целей.     

Демократические преобразования в обществе закономерно актуализировали социальную потребность в новой, гуманизированной системе воспитания, способной реализовать принципиально новый подход к человеку как цели, центру воспитательных условий. Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы – на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника и заботой о развитии их способностей.

Понятие «гуманные отношения» – сложное образование, разные авторы включают в его состав различные компоненты. Анализ литературы позволил выделить два аспекта данного вопроса.

Первое направление рассматривает понятие «гуманные отношения» как сложное, включающее в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Л. Островская, Т. Пономаренко и другие). Авторы этого подхода рассматривают гуманные отношения как мотив поведения, связывают их с развитием самосознания, нравственным воспитанием детей, подчеркивают обобщенный характер, независимый от вида деятельности.

В работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманных отношений с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманные отношения выделяются как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.

В исследованиях А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Н.Н. Тарасевич, И.С. Хомяковой и других гуманные отношения рассматриваются как один социальных мотивов, заключающийся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи… Кроме того, подчеркивается тесная связь мотивационных и эмоциональных сфер личности дошкольника. «Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольниками»[4, c.32].

А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович и другие относят гуманные отношения к области самосознания ребенка. Воспитание у ребенка гуманного отношения к другим людям, подчеркивает Я.З. Неверович, должно стать внутренним побуждением, свойством личности, что относится к сфере его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам. Под сущностной характеристикой А.Д. Кошелева подразумевает «формирование нравственной позиции: отношения к миру, людям, себе» [5, c.93].

Второе направление характеризуется тем, что, признавая сложность и многогранность понятия «гуманные отношения», авторы, вместе с тем, особо выделяют один компонент их структуры.

Так, в работах А.М. Виноградовой, Н. Князевой, Л. Островской и других важное место отводится усвоению детьми этических представлений о нормах, правилах поведения. Авторы рассматривают нравственные представления как основу для развития чувств и поведения дошкольников.

В трудах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и других огромное значение в развитии общественной направленности поведения у детей придается эмоциональному компоненту. Эмоции, считают авторы, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в совместной деятельности, выступают внутренними побудителями нравственно направленного отношения к ровеснику.

Л.В. Артемова, О.М. Гостюхина и другие в структуре гуманных отношений особо выделяют поведенческий компонент, поскольку именно в этом заключается эффективность педагогических воздействий по воспитанию у детей отзывчивости, способности к сопереживанию, сочувствию. Т. Пономаренко подчеркивает, что у воспитателей нет четкого представления о взаимовлиянии и взаимозависимости компонентов морального развития ребенка.

Таким образом, гуманные отношения – широкое понятие, включающее в себя социально-нравственную направленность на людей, независимо от личных симпатий, антипатий, привязанности. Данная категория рассматривается как система установок, один из мотивов положительных нравственных поступков.

В работе В.В. Абраменковой выделена психологическая основа гуманных отношений к другому: складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим является он сам» [1, c.136]. Автор показал, что необходимым условием возникновения гуманного отношения к сверстнику является распознание состояния, переживаемого другим. Проанализировав экспериментальные исследования Изарда и Бауэра, В.В. Абраменкова сделала вывод о том, что дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее – печали и грусти. Также исследователь показала, что благодаря способности детей к распознаванию эмоций на следующем этапе осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого, а затем происходит непосредственно действенно-практический отклик ребенка в ответ на неблагополучие сверстника или его потребность в содействии.

Таким образом, в процессе проявления ребенком гуманного отношения можно выделить три этапа: распознавание эмоционального состояния, переживаемого другим; аффективная вовлеченность в состояние другого и действенно-практический отклик ребенка.

Выделяют такие проявления гуманных отношений, как: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость (Р.Г. Апресян, Л.Ф. Островская, Е.Э. Шишлова и другие). А.В. Петровский также писал, что гуманные отношения формируются не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а в различных видах деятельности.

Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Л.П. Стрелкова, Т.А. Маркова большое внимание уделяют при воспитании гуманных отношений осознанию причинно-следственных связей между чувством и характером поведения, развитию эмпатии, оценочных суждений.

Формирование у ребенка представлений о гуманных отношениях предполагает разностороннее воздействие взрослых. Так, в работах А.И. Аржановой, Т.В. Антоновой, В.Г. Нечаевой убедительно доказано, что стихийно складывающиеся взаимоотношения не всегда способствуют развитию у ребенка гуманных чувств, эмоциональной эмпатии. Часто это приводит к негативным последствиям [2, c.27].

Особое внимание А.М. Виноградова уделяет формированию у детей представлений о гуманных отношениях, показывая, что отсутствие у ребенка таких представлений мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может являться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

На значимость формирования нравственного сознания указывала В.А. Абраменкова, показывая, что путь от формирования у детей знаний о гуманных отношениях до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают не правильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы… Причина всего этого в формальном усвоении знаний о гуманных отношениях, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии осознанности гуманных отношений ребенка, и поэтому, прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребенок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели. Воспитатель должен обращать особое внимание на то, насколько искренни поступки детей.

Анализ работы Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Репиной и других показал, что средствами формирования гуманных отношений могут выступать разные виды совместной деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо подчеркивается значение игры. Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, способна осуществлять позитивные изменения в различных сферах личности, активизировать проявление гуманных отношений. Обладая особыми эмоциональными свойствами, игра создает благоприятную обстановку для проявления гуманных отношений детей. Разнообразные игры детей ценны как своей содержательной стороной, так и приобретением в них дополнительного опыта отношений со сверстниками. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольник переживает вместе с ними, проникается их чувствами и целями, а это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности, гуманности (Н.С. Ежкова, А.Д. Кошелева, Е.Э. Шишлова и другие).

Велико значение произведений детских писателей и поэтов, народного фольклора при формировании у детей представления о гуманных отношениях. Л. Лидак рекомендует для развития гуманных представлений детей использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Весьма эффективным, по мнению автора, является метод неоконченного рассказа.

По мнению многих педагогов и психологов (Е.С. Евдокимова, А.Д. Кошелева, Т.А. Маркова, Е.Э. Шишлова и других) при формировании у детей представлений о гуманных отношениях целесообразно использовать различные проблемные ситуации, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Так, Е.Э. Шишлова предлагает формировать представление детей, не только задавая им прямые вопросы. Автор отмечает, что очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. А.Д. Кошелева указывает на значимость воспитания у детей привычки раздумывать над поступками, способствующей развитию у них осознанности гуманных отношений, необходимости чаще создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность.

При формировании у детей представлений о гуманных отношениях большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям (Я.Л. Коломинский, Н.Л. Кряжева и другие). Весьма интересной для изучения является предложенная Е.Э. Шишловой система активизации гуманных проявлений детей. Автор предлагает использовать в совместной деятельности педагога с детьми определенную последовательность действий. На первом этапе педагог фиксирует внимание детей на случившемся, то есть обеспечивает рациональное восприятие ситуации в целом.

На втором этапе педагог побуждает детей к гуманному поступку, обеспечивая им восприятие эмоционального состояния тех, кто нуждается в помощи, поддержке, добром отношении (путем оценки эмоционального состояния).

На третьем этапе воспитатель активизирует гуманные проявления детей, осуществляя воздействие на их эмоциональную и интеллектуальную сферы (путем предвосхищения последствий действий, мотивации гуманного поступка, объяснения его значимости для других).

В работах Л. Кольберга, Г. Узбековой и других представлены различные подходы к определению уровня сформированности представлений о гуманных отношениях, критерии оценки нравственного развития детей.

Формирование у ребенка гуманных отношений – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них представлений о гуманных отношениях, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, должна включать проблемные ситуации и эмоционально-экспрессивные игры, способствующие развитию осознанности гуманных отношений, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность развивать у детей причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует усвоению или представлению о гуманных отношениях и, следовательно, развитию чувств, формированию гуманных отношений.

Воспитание гуманных отношений находится в тесной зависимости не только от представлений о гуманных отношениях детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим проявляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретическими основами развития гуманных отношений у детей дошкольного возраста являются: изучение понятия «гуманные отношения» как сложной дефиниции, включающей в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий. В исследованиях гуманные отношения рассматриваются в качестве мотива поведения, связываются с нравственным воспитанием детей. Второе направление характеризуется тем, что авторы, вместе с тем, выделяют какой-либо один компонент структуры понятия «гуманные отношения». Всвоих работах исследователи сосредотачивают свое внимание на усвоении детьми этических представлений о нормах, правилах поведения. В психологических трудах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца огромное значение в развитии общественной направленности поведения у детей придается эмоциональному компоненту.

Выводы

Таким образом, анализ литературы по проблеме воспитания гуманных отношений у детей позволили выделить структуру этих отношений у детей дошкольного возраста, раскрыть значение совместной деятельности педагога с детьми в формировании гуманных отношений. Обнаружено также, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной теме, практические работники детских садов сегодня мало располагают методическими пособиями, в которых была бы представлена целостная система работы по формированию у старших дошкольников гуманных отношений в совместной с педагогом деятельности. Изучение теоретических основ подтвердило актуальность нашей проблемы и необходимость ее экспериментального исследования в практике работы дошкольных учреждений.