Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ISSUE OF QUALITY FOR DETERMINING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION UNDER ADMINISTRATION TEACHER PROFESSIONAL STANDARD

Ganaeva E.A. 1 Tavstukha O.G. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The authors define the quality of vocational training of additional teachers sphere of supplementary education from the standpoint of compliance with the requirements of the results of the professional standards and in the interests of customers and consumers of educational mustache-meadow on training. The authors analyze the characteristics of pedagogical activity in system of additional education for children; reveal the basic concepts and requirements of professional standard of the teacher of an additional education of children and adults; describe the competence of the teacher of an additional education of children and adults, teacher-organizer, methodologist in the context of the requirements of professional standards. Identified competencies allow to make the necessary changes to the additional professional retraining programs and in raising skills of teaching staff the scope of supplementary education for children.
quality of supplementary professional education
professional standard; general culture
general professional
professional competence
qualification
labor function
unit of professional standard

В условиях перехода российского общества на инновационный путь развития проблема качества образования является актуальной. Проблематика качества образования нашла отражение в нормативных документах, принятых в России на государственном уровне. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что «стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [5].

Статья 2 (п. 29) федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [15].

Качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования необходимо оценивать не только с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых», но и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации.

На основании вышеизложенного качество дополнительного профессионального образования мы будем понимать как степень соответствия результатов и процесса требованиям государства (профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»), запросам потребителей (социальный заказ на повышение квалификации), потребностям, профессиональным затруднениям и интересам субъектов образовательного процесса.

Анализ показателей общепринятых международных стандартов управления качеством позволил выявить оценку показателей в соответствии со следующими характеристиками:

  • показатели качества образовательного процесса (дополнительных профессиональных программ);
  • показатели результатов дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями дополнительных профессиональных программ [7].

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Проблема подбора профессиональных кадров для сферы дополнительного образования детей, чьи компетенции и уровень квалификации соответствуют требованиям профессиональной деятельности, сохраняет актуальность в современных условиях, так как их педагогическая деятельность носит многогранный характер. Необходимость создания и внедрения новых механизмов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении проблем современного развития дополнительного образования детей.

В целях формирования единого подхода к подбору и назначению кадров образовательных организаций регионального и муниципального уровней следует обеспечить строгое соблюдение норм действующего законодательства РФ [8].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46, ч.3) заниматься педагогической деятельностью могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам [18].

Развитие в России механизмов рыночной экономики обусловило необходимость модернизации национальной системы квалификаций, определяющей требования к содержанию и условиям труда, уровню квалификации и компетенциям работников в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволит следить за обновлением квалификаций и их соответствием потребностям рынка труда.

Требования к уровню компетенций и квалификации педагогов дополнительного образования определяют работодатели, которые руководствуются квалификационными характеристиками, профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, ФГОС ВО и СПО, аттестационными процедурами [3]. Согласно обозначенным документам, современный педагог дополнительного образования – это педагог-универсал, который способен быть высококлассным профессионалом не только и не столько в области профиля деятельности, но и в области психолого-педагогической деятельности [1].

Следовательно, современная система дополнительного образования детей испытывает потребность в профессионале, способном оценивать и выбирать эффективные варианты организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные результаты, мотивировать обучающихся к познанию, стимулировать творческую деятельность и решать их социальные проблемы.

Авторы разделяют точку зрения А.В. Золотаревой о том, что недостаточно разработанная система кадрового обеспечения организаций дополнительного образования детей оказывает влияние на качество оказываемых образовательных услуг, «… а также существенно снижает успешное функционирование и развитие государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и подсистем дополнительного образования в образовательных учреждениях других типов» [2, с. 154].

Значимым направлением Концепции развития дополнительного образования детей в контексте нашего исследования является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей на основе внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых [4].

С первого января 2017 года (Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.12. 2015 № 613н) работодатель при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда должен исходить из профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В профессиональном стандарте указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической деятельности, а также особые условия допуска к педагогической деятельности [10]. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии модернизации образования в меняющемся мире и повышения качества образования; объективным измерителем квалификации педагога; средством отбора педагогических кадров; основанием для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и для формирования эффективной системы оплаты труда. В профессиональном стандарте описываются требования к квалификации, образованию и обучению, опыту; требования к виду выполняемой профессиональной деятельности; дается ее анализ через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации.

В едином квалификационном (ЕКСД) и тарифно-квалификационном (ЕТКС) справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих дается общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации, а в профстандарте представлено последовательное описание профессиональной деятельности через декомпозицию от общего к частному. При определении требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования работодателю важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, он содержит информацию об обобщенных трудовых функциях, возможных наименованиях должностей, требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности, описание трудовых действий, необходимых знаний и умений [13, ст. 195.1.].

В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых предложены три обобщенные трудовые функции в соответствии с возможными наименованиями должностей (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель; методист, педагог-организатор):

    1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель), в том числе организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
    2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист), в том числе организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования; мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
    3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (педагог-организатор), в том числе организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим [10].

Подбор и назначение кадров работодателями на основе требований профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых выступает одним из условий повышения качества дополнительного образования. Реализация требований профессионального стандарта предполагает изменения в повышении квалификации педагогов данной категории.

В институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета разработана и апробирована персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров, которая включает в себя варианты дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров сферы дополнительного образования детей [9]. Программы спроектированы по модульному принципу. Каждый модуль как комплексная практико-теоретическая единица направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых. Модули дополнены существенной долей практики в специально организованной гуманитарной информационной среде (проектирование практико-ориентированных продуктов по согласованию с заказчиком образовательной услуги) и в инновационных организациях дополнительного образования детей на стажерских практиках. Стажерские практики выступают механизмом привлечения работодателей (заказчиков образовательных услуг) к разработке содержания и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это способствует усилению практической направленности курсовой подготовки за счет объединения имеющихся ресурсов системы образования взрослых и инновационных образовательных организаций и показывает слушателям опыт внедрения идей профессионального стандарта в реальную образовательную практику.

Предлагаемые институтом формы работы со слушателями в период стажерской практики разнообразны, наиболее востребованными являются мастер-классы. Их содержание обеспечивает включение слушателей в деятельность, направленную yf совершенствование (и/или приобретение) профессиональной компетенции. Например, мастер-класс по теме: «Современное занятие» сопровождается работой педагога по заполнению технологической карты занятия и его анализа; результатом становится развитие умения проектировать алгоритм занятия на основе системно-деятельностного подхода [12].

Особенностью любой формы стажерской практики является разработка слушателем практико-ориентированного продукта, который может использоваться им в реальной образовательной практике, например:

  • программа обучения по индивидуальному учебному плану;
  • модель электронной системы контроля знаний обучающихся; технологическая карта дополнительной общеобразовательной программы;
  • технологическая карта по организации индивидуальной и групповой проектной деятельности обучающихся и т.д.

Деятельностный характер стажерской практики позволяет слушателям выделить модернизационные идеи инновационных образовательных организаций и моделировать их исполнение в собственной педагогической деятельности в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых [11].

В условиях апробации и внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых были скорректированы требования к результатам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки [6].

Для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации обозначенной категории слушателей осваиваемые компетенции были приведены в соответствие с перечнем результатов, заданных профессиональным стандартом. Профессиональные компетенции дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки обосновывались на основе соотнесения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». При согласовании требований ФГОС ВО и СПО и профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых нами были обоснованы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в структуре деятельности педагога сферы дополнительного образования.

В аспекте требований профессионального стандарта авторами предложены варианты набора профессиональных компетенций по должностям «педагог дополнительного образования», «методист», «педагог-организатор».

Согласованный анализ ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (44.03.01.), Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, требований заказчика образовательных услуг позволил составить паспорт общекультурных и общепрофессиональных компетенций для дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки работников сферы дополнительного образования детей [14].

Таким образом, существующий в современных условиях нормативно-правовой ресурс кадровой политики сферы дополнительного образования детей и взрослых определяет требования к специалистам данной сферы и служит руководством к действию, как для работодателя, так и для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечения их соответствия современным требованиям.