Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIAL ASPECTS OF FORMING CULTURAL COMPETENCESOFLAW STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF LATEST EDUCATIONAL STANDARDS

Andreeva G.B. 1 Nikitinа O.A. 1
1 The Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia
Latest national educational standards made it possible to move from traditional priority of knowledge and skills as results of education to necessity of forming professional and cultural competences. Low level of cultural competences adversely affect professional activity. Different subjects are aimed at cultural competences forming. But language arts have special potential, offer all necessary resources for developing cultural competences. Educational and instructional function of these disciplines makes it possible to develop speech culture, aesthetic sense, students\' moral qualities. Cultural competence forming is complex process, it\'s realized through integration of academic, research and educational work of an educational establishment.
educational activity
cultural competences
law students
national educational standards.

Специалисты юридического профиля широко востребованы как в России, так и во всем мире. Именно поэтому проблема подготовки юридических кадров не теряет своей актуальности. Начиная с 90-х годов XX столетия в российской и зарубежной юриспруденции наблюдалось особое внимание к повышению качества профессиональной подготовки юристов. Например, в США результатом этого явился пересмотр роли юридического образования в обществе с точки зрения изменения акцентов в подготовке студентов-юристов и внесения в их образовательные программы обязательных курсов по профессиональной коммуникации и юридической этике [5]. В российском юридическом образовании также наблюдается изменение приоритетов в подготовке студентов юридического профиля, причем существенное внимание уделяется вопросам обучения профессиональному общению и формированию общекультурных компетенций и нравственных норм поведения.

Профессиональная пригодность специалиста юридического профиля определяется не только наличием специального образования и опыта практической работы, знанием юридических дисциплин, действующего законодательства, развитыми профессиональными компетенциями, но и высоким уровнем культуры, знанием языка, умением ориентироваться в самых разных ситуациях общения, достаточно развитыми коммуникативными способностями, что, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом общекультурных компетенций.

Низкий уровень культуры общения, связанный с недостатком специальных знаний и с несформированностью общекультурных компетенций, оказывает существенное влияние на их деятельность, служебную карьеру и психическое состояние, снижает степень удовлетворенности от профессиональной деятельности, не позволяет качественно выполнять служебные задачи. Достаточно часто работодатели вынуждены констатировать недостаточность, а порой и отсутствие у пришедших устраиваться на работу выпускников юридических вузов тех компетенций, которые представляют коммуникативную готовность. В рамках исследований Л.К. Фортовой и М.Ж. Поликарповой было установлено, что работодатели отмечают у бывших выпускников недостаточный уровень сформированности устной и письменной речи, а также владения невербальными способами общения. Каждый седьмой из проанкетированных работодателей недоволен уровнем имеющихся у выпускников сформированных умений производить обмен коммуникативными навыками с применением технических средств связи. Выявленные претензии к уровню коммуникативной готовности выпускников юридических факультетов и вузов могут являться закономерным следствием игнорирования необходимости целенаправленного формирования такой готовности в системе высшего юридического образования [3].

На формирование и развитие общекультурных компетенций нацелены различные учебные дисциплины, предусмотренные основными профессиональными образовательными программами по направлению подготовки «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность», среди которых особый потенциал имеют «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык». Реализация образовательной функции данных дисциплин открывает возможность моделировать ситуации общения будущей профессиональной деятельности, повышать речевое мастерство, развивать эстетические чувства и нравственные качества обучающихся. В связи с этим актуализируется проблема использования потенциала данных курсов в целенаправленном процессе формирования общекультурных компетенций специалистов юридического профиля.

Традиционно в начале учебного года на кафедре иностранных языков проводится викторина для курсантов и студентов 1 курса «Английский язык – окно в мир». Основная часть викторины проходит в интерактивной форме и состоит из заданий, включающих в себя как лингвистический, так и страноведческий материал. Задания подобраны таким образом, что способствуют совершенствованию практических речевых умений, развитию логического и творческого мышления, языковой догадки и как результат – формированию как общекультурных, так и коммуникативных компетенций обучающихся.

С учетом требований Концепции развития УИС РФ до 2020 года, которая предполагает расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и проведение научных исследований на основе реализации международных проектов, кафедра иностранных языков и кафедра уголовно-исполнительного права проводят совместный круглый стол «Особенности уголовно-исполнительных систем зарубежных стран», на котором курсанты представляют результаты своих исследований по проблемам зарубежной пенитенциарной практики.

В докладах участников научного мероприятия рассматриваются уголовно-исполнительные системы как европейских стран, так и ряда азиатских, африканских и южноамериканских стран. Столь широкое географическое представительство обусловлено желанием участников круглого стола проследить общемировые тенденции в исполнении уголовных наказаний, а также ознакомить участников с национальными особенностями отдельных стран в этой сфере.

Повышению уровня общекультурных компетенций обучающихся способствует и использование в практике обучения материалов, представляемых на круглом столе «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий при формировании общекультурных и языковых компетенций курсантов, студентов и слушателей вузов ФСИН России», в ходе работы которого рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов по стандартам третьего поколения, интерактивные формы работы как способ организации аудиторных занятий и самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей, внедрение инновационных технологий в академическую деятельность для повышения качества образования, а также проблемы совершенствования научно-методического и ресурсного обеспечения инновационной деятельности образовательных организаций.

Идея единства и целостности педагогического процесса, в котором формирование компетенций происходит не только в ходе обучения, но и в процессе осуществления внеучебной работы, обязывает преподавателя задействовать весь арсенал имеющихся в распоряжении вуза учебных и внеучебных средств. В формировании общекультурных компетенций особое место отводится воспитательной работе. Именно интеграция учебной, научной и воспитательной работы способствует более эффективному формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов академии, обогащает их жизнедеятельность.

Во время Недели творчества курсантов и студентов образовательных учреждений ФСИН России «Виват, курсанты!» проводятся культурно-образовательные мероприятия День русского языка и День английского языка и культуры.

Курсанты и студенты академии принимают активное участие в литературно-музыкальной композиции «Мы учимся на родине С.А. Есенина». Поэзия С.А. Есенина входит в культурное и духовное наследие мировой цивилизации и помогает осознать роль русского языка в формировании общекультурных компетенций курсантов и слушателей, в установлении в курсантской среде равноправных культурных отношений.

Участие курсантов разных национальностей в подобного рода мероприятиях помогает обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, развивать «способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия» (ОК-3) [4], поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения.

В День английского языка и культуры проводится межвузовская олимпиада среди курсантов вузов ФСИН России, в которой принимают участие команды из Владимирского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России и команда, представляющая Академию ФСИН России. День английского языка и культуры продолжается праздником «In the Realm of English», в ходе которого курсанты и студенты представляют свои выступления в пяти номинациях – стихотворение на английском языке, лучшая презентация, стенгазета о странах изучаемого языка, песня на английском языке, макет, изготовленный своими руками. Участие в культурно-образовательных мероприятиях позволяет курсантам проявить свои способности, мотивирует к углубленному изучению русского и иностранных языков, формирует   общекультурные компетенции.

В рамках ежегодной межвузовской научно-теоретической конференции адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов «Человек: преступление и наказание» на кафедре иностранных языков проходит заседание секции «Основные концепции преступления и наказания в англосаксонской и романо-германской системах права». В работе секции принимают участие курсанты и адъюнкты академии, в качестве научных консультантов выступают ведущие профессоры кафедр юридического профиля.

Подобные мероприятия способствуют развитию способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11) и т.д.[4].

Одним из перспективных направлений деятельности Академии ФСИН России является реализация дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». При подготовке переводчиков в сфере профессиональной деятельности огромное внимание уделяется формированию языковых и коммуникативных компетенций, а также компетенций межкультурного взаимодействия. Формирование данных компетенций возможно только в рамках интеграции учебной и научной деятельности. Именно поэтому на базе кафедры иностранных языков проводится межвузовский научно-практический семинар курсантов и студентов высших учебных заведений «Иностранный и русский языки в сфере профессиональной и межкультурной коммуникации».

В ходе семинара обсуждаются актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации, различные аспекты формирования общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников ведомственных учреждений, роль русского и иностранных языков в профессиональной деятельности сотрудника УИС.

В целях разъяснения роли иностранного языка в профессиональной деятельности в рамках Недели науки на базе кафедры иностранных языков проходит научно-практический семинар «Иностранный язык в научной работе курсантов и студентов». В ходе работы семинара демонстрируются разнообразные функции иностранного языка, которые могут быть использованы курсантами и студентами при проведении различных видов научной работы. Достаточно подробно анализируются принципы работы с печатными изданиями на иностранном языке, однако особое внимание уделяется методам поиска и работы с иноязычными информационными источниками, представленными в Интернет, что в свою очередь способствует развитию способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16) [1].

Интересным направлением по формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов академии стала организация и проведение интерактивных занятий на базе Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль», что, несомненно, способствует развитию способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3) [4].

Несмотря на то, что кафедра иностранных языков видит свою миссию как формирование общекультурных компетенций курсантов и студентов академии, кафедра изучает возможности приобщения курсантов к их профессиональной деятельности посредством привлечения к взаимодействию с территориальными органами.

В рамках плана взаимодействия с территориальными органами кафедра иностранных языков сотрудничает с воспитательными колониями. Для воспитанников данных исправительных учреждений организуется ряд культурно-воспитательных мероприятий, непосредственное участие в подготовке и проведении которых принимают курсанты академии. Привлечение курсантов к проведению подобных мероприятий способствует формированию таких общекультурных компетенций, как способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8); способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12) [4].

Эффективность формирования общекультурных компетенций посредством языковых дисциплин обусловлена несколькими факторами. Во-первых, данные дисциплины направлены на развитие языка, овладение профессиональной терминологией, умениями юридически грамотно оформлять оперативные и служебные документы, формулировать распоряжения, объяснять суть предписаний. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие курсантов и слушателей. Изучение иностранного и русского языков будущими специалистами позволяет расширять словарный запас, работать над образностью и яркостью речи, точным восприятием устного слова и точной передачей мыслей, краткостью формулировок, логичностью построения и изложения высказываний, умением выражать свои чувства словами.

Во-вторых, будучи дисциплинами прагматическими, иностранный и русский языки обращены не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык – человек» и их оптимальному построению. Культура речи – неотъемлемая часть общей культуры, а речь человека – его визитная карточка. Способность говорить в соответствии с нормами языка, логично, кратко, уместно, выразительно – непременный атрибут современного специалиста. От того, насколько хорошо он владеет речью, насколько развиты его общекультурные компетенции, зависят его успехи не только в профессиональной деятельности, но и в повседневном общении с людьми.

В-третьих, дисциплины «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык» обладают большими воспитательными возможностями, позволяющими воздействовать на личность обучающегося, раскрывать его нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал.

В-четвертых, данные дисциплины обладают интегративными свойствами, то есть аккумулируют информацию по общетеоретическим дисциплинам, формируют позицию по отношению к будущей профессиональной деятельности, осуществляют связь с практикой, воспитывают профессиональные качества и умения. Уже в процессе обучения знания, умения и навыки применяются для решения специальных коммуникативных задач. Можно говорить о некоторых направлениях связи дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык» с правовыми дисциплинами. Так, они являются вводными и содержат сведения, необходимые для более глубокого понимания закономерностей, например, уголовно-процессуальной деятельности. Кроме того, концентрируют и создают теоретические основы для таких разделов права, как конфликтология, судебная этика, оперативно-розыскная деятельность. Например, приемы установления контакта со свидетелем, изучаемые в рамках тактики допроса свидетеля, могут использоваться на более общем уровне для выработки рекомендаций по установлению контактов с различными лицами в разных ситуациях. И, наоборот, приемы установления контакта с аудиторией, изучаемые в курсах «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык в деловой документации», «Иностранный язык», могут использоваться для выработки рекомендаций по изучению специальных дисциплин: основ профессиональной деятельности юриста, юридической педагогики и психологии.

Результатом подготовки в вузе становится профессионал, в личности которого системно представлены как необходимые научно-методологические знания, так и базовые общекультурные компетенции, обусловливающие умения творчески действовать и совершенствоваться в инновационной, научной и педагогической среде, в социокультурном и межкультурном жизненном пространстве и позволяющие осознавать свою социальную роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.