Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ASSESSING THE QUALITY OF INTERNATIONALISATION IN U.S. HIGHER EDUCATION

Kuzminykh Z.O. 1 Powell G.M. 2 Raychaudkhuri U. 2
1 Volga State University of Technology
2 Clemson University
В центре внимания авторов находятся вопросы оценки качества интернационализации как актуальной тенденции в развитии высшего образования США. Авторы проанализировали модель всесторонней (комплексной) интернационализации, разработанную Американским советом по образованию (American Councilon Education, ACE). На примере Университета Клемсона (Южная Каролина, США) в статье рассмотрены механизмы и инструментарий оценки качества интернационализации, который применяет Центр интернационализации и глобального сотрудничества (Center for Internationalization and Global Engagement, CIGE), созданный при Совете АСЕ. Изучение теоретических и практических аспектов институциональной экспертизы качества интернационализации представляет интерес для всех сторон, вовлеченных в осуществление высшего образования, в частности, в реализацию и совершенствование процессов интернационализации образовательного процесса и международную деятельность вуза.
The paper considers issues associated with the assessment of the quality of internationalisation in U.S. higher education in the context of the current trends and challenges within the sector.The paper discussesthe implementation of the comprehensive internationalisation model developed by the American Council on Education (ACE). Based on the case of Clemson University (South Carolina, the USA), the authors examine the quality assessment toolsand mechanisms used for evaluating the quality of internationalisationby ACE Center for Internationalization and Global Engagement (CIGE). The study of theoretical and practical aspects of the evaluation of the quality of internationalisation is of interest to all parties involved in the higher education provision, in particular, those engaged in the implementation and improvement of the internationalisation at the institutional or programme level.
higher education
internationalisation of higher education
the USA
internationalisation laboratory
comprehensive internationalisation
curriculum
external evaluation
internal evaluation
quality assessment

Интеграция российского высшего образования в европейское и мировое образовательное пространство актуализировала вопросы интернационализации для отечественных вузов. При этом необходимо понять, как и для чего «интернационализировать» образовательный процесс в условиях, когда международная деятельность традиционно входит в число устойчивых направлений работы, какие преимущества это даст студентам, педагогам и вузу в целом; какие «побочные эффекты» и «осложнения» могут возникнуть. Для четкого понимания сущности, механизмов реализации и потенциала интернационализации полезно обратиться к опыту зарубежных стран, в частности, США, где интернационализации как фактору повышения качества высшего образования уделяется в последние годы большое внимание.

Согласно большинству наиболее распространенных в мире определений, интернационализация представляет собой привнесение международных и глобальных аспектов в целеполагание и реализацию всех функций вуза – образовательной, исследовательской, социальной – с целью совершенствования подготовки выпускников к эффективной самореализации в глобальном информационном обществе [5,8]. По мнению исследователей, в условиях нарастающей глобализации интернационализация не только повышает ориентированность работы вузов на клиента/потребителя (студент, выпускник, работодатель и пр.), но и актуализирует следующие функции высшего образования:

  1. Основная миссия: генерирование знания посредством научных исследований, передача знания обучающимся, трансляция научного знания в жизнь во благо общества. Интернационализация расширяет границы содержания образования для студентов, преподавателей.
  2. Удовлетворение потребностей клиента/потребителя (студент, выпускник, работодатель и пр.): благодаря интернационализации критический анализ и сопоставление внутренних и глобальных позиций, взглядов и тенденций интегрировано в образовательный процесс, что содействует успешной жизни и работе выпускников вузов.
  3. Историческая миссия – вклад в развитие благосостояния своей страны. Интернационализация высшего образования содействует удовлетворению нужд общества и национальных интересов: экономическое развитие отдельной страны происходит в условиях тесной взаимозависимости национальных экономик.
  4. Глобализация высшего образования: международная конкуренция за привлечение лучших ученых, преподавателей, студентов, идей и их реализации растет в условиях нарастающей необходимости в трансграничном сотрудничестве. Вузы из разных стран используют потенциал партнерских отношений друг с другом в обучении, научной работе, социальной деятельности, что сложно и дорого для отдельно взятого учебного заведения. Поэтому, несмотря на конкуренцию, международное партнерство в высшем образовании будет набирать обороты, т.к. движущие силы инноваций и генерирования знания все более глобальны [6].

Таким образом, интернационализация как тенденция и стратегическое направление в развитии высшего образования основана на интересах отдельных граждан (студентов) и институтов (вузов), а также на внутренних и внешнеполитических интересах государств и регионов. По результатам исследования, положения дел в области интернационализации в высшем образовании США на 2011 год – такое исследование регулярно каждые 5 лет проводится Советом ACE с 2001 года – в целом по сектору высшего образования был достигнут заметный прогресс в определенных аспектах интернационализации, наряду со стагнацией и даже снижением показателей в других, причем ситуация сильно отличается от вуза к вузу. 29 % респондентов отметили роль президента/ректора вуза в активизации интернационализации. Финансирование инициатив либо возросло, либо осталось на прежнем уровне. Основные направления интернационализации, получившие наибольшую поддержку и ресурсное обеспечение согласно опросу: внутренняя интернационализация (содержание образования), стратегические партнерства с зарубежными вузами, правительствами и корпорациями; расширение набора иностранных студентов и преподавателей. Также значительно выросло внимание к оценке деятельности вузов по интернационализации образования и пересмотру запланированных результатов обучения студентов (в 37 % вузов по данным 2011 года по сравнению с 30 % по опросу 2006 года). 55 % вузов США заявили о проектировании глобально/международно-ориентированных результатов обучения (на 10 % больше, чем по итогам 2006). Тенденции в области интернационализации: существенно выросло внимание к оценке влияния мер по развитию интернационализации на академические успехи студентов, а также к разработке глобально/международно-ориентированных результатов обучения. Большее распространение получила практика найма преподавателей с международным опытом преподавания и исследований, хотя этот аспект компетенции преподавателей игнорируется в вопросах найма на долгосрочной контрактной основе и карьерного продвижения. Академическая мобильность остается приоритетным направлением интернационализации, при этом процесс интернационализации образовательного процесса идёт медленно. Международные партнерства принимают все более разнообразные формы, однако в их работу вовлечено очень небольшое число представителей вузов [10]. В 2016 году проходит очередной этап исследования состояния интернационализации, причем к изучавшимся ранее аспектам добавились новые, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня: тенденции приема на обучение в международные совместные программы и программы двойных дипломов, стратегическое планирование и управление международными партнерствами, источники финансирования инициатив по интернационализации.

Принимая во внимание значимость, которую приобрела интернационализация высшего образования в педагогических, политических и широких общественных кругах США, к активной разработке концептуальных вопросов проектирования, внедрения и мониторинга мер по развитию интернационализации на национальном и институциональном уровнях высшего образования приступили как отдельные исследователи, так и крупнейшие и наиболее влиятельные организации в сфере образования. Лидерами здесь являются Американский совет по образованию (American Councilon Education, ACE) и Ассоциация международных деятелей образования (Association of International Educators, NAFSA). Именно эти организации предложили термин «всесторонняя интернационализация» (англ. comprehensive internationalisation – «всесторонняя / комплексная интернационализация») для обозначения идеальной модели интернационализированного высшего образования [6,4], подчеркнув тем самым необходимость целостного, комплексного, стратегически выверенного подхода к разработке политики, программ и инициатив с целью повышения глобальной ориентации и международного взаимодействия вузов. Ниже будет рассмотрена деятельность АСЕ как провайдера научных знаний об интернационализации, информационной поддержке и методического сопровождения вузов в их стремлении к эффективной реализации мер по интернационализации образования.

Совет ACE – ассоциация 1700 аккредитованных вузов (двух- и четырехгодичных колледжей, частных и публичных университетов, коммерческих и некоммерческих вузов) – стала уделять особое внимание вопросам реализации и оценки качества интернационализации в высшем образовании в середине 2000-х годов, в частности, разработке рекомендаций по интернационализации и эффективной реализации международных партнерств для вузовской администрации разных уровней, изучению взаимосвязи между интернационализацией и мультикультурным образованием и пр. В 2009 году ACE учредил Центр интернационализации и глобального сотрудничества (Center for Internationalization and Global Engagement, CIGE), который, в тесном взаимодействии с другими организациями сферы образования США и всего мира, занимается анализом и мониторингом важнейших аспектов сферы высшего образования и реализует программы и услуги – в том числе электронные базы данных о лучших практиках и эффективных инструментах интернационализации – с целью поддержать в вузах развитие интернационализации и участие в глобальных процессах [9].

В противовес распространенному узкому взгляду на интернационализацию как развитие академической мобильности студентов и международной публикационной активности преподавателей, Совет АСЕ предложил модель всесторонней интернационализации, включающей шесть компонентов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких составляющих:

  • четко определенные обязательства вуза: стратегическое планирование; создание комитета по интернационализации; участие заинтересованных сторон в кампусе; оценка деятельности;
  • административное управление, структура и кадровое обеспечение: высшее руководство вуза; международный отдел;
  • учебные программы, внеучебная деятельность и результаты обучения: требования общеобразовательной подготовки (первые 2 года обучения); интернационализация курсов учебных дисциплин; внеучебная деятельность; результаты обучения студентов; современные информационные технологии;
  • политика и практика в отношении преподавательского состава: политика долгосрочных контрактов и карьерного продвижения; рекомендации по найму; внутривузовская система повышения квалификации;
  • студенческая мобильность: политика перезачета кредитов; материальная помощь и финансирование; ознакомительные программы и программы непрерывной профессиональной подготовки;
  • сотрудничество и партнерства: этап 1 – стратегическое планирование; этап 2 –рассмотрение возможных форматов сотрудничества; этап 3 – определение потенциальных партнеров; этап 4 – постоянное управление [4].

Стратегическое планирование с привлечением основных заинтересованных сторон позволяет сформулировать обязательства вуза в области интернационализации образования, а также разработать дорожную карту для их выполнения. Формализованные инструменты оценки подкрепляют данные обязательства, четко определяя цели и обеспечивая подотчетность вуза за их реализацию при поддержке высшего руководства и соответствующих административных структур. Поскольку образовательная миссия университетов является ключевой, международные и глобальные аспекты должны быть интегрированы в учебную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность студентов. С учетом интернационализированного материала курсов основных и дополнительных образовательных программ, межкультурные компетенции должны быть отражены в ожидаемых результатах обучения. Одна из основных задач, требующих проработки во всех вузах, участвующих в лаборатории – это интернационализация образовательного процесса, в которой, согласно исследованиям под эгидой ACE, можно выделить 4 уровня:

  1. Уровень отдельного учебного курса (содержание обучения, дидактические материалы, виды учебной деятельности и задания, результаты обучения студентов).
  2. Уровень компонента образовательной программы (модули основной и дополнительной специализации; сертификационные программы).
  3. Уровень образовательных программ, ведущих к получению академических степеней (результаты обучения студентов, принятые на уровне вуза; требования к освоению дисциплин общеобразовательного цикла; требования к освоению иностранных языков).
  4. Уровень дисциплин как отраслей научного знания (глобальный контекст содержания обучения/учебного материала; роль профессиональных ассоциаций и аккредитующих организаций) [7].

Роль преподавателей в интернационализации образовательного процесса в вузе трудно переоценить, поскольку именно они транслируют идеи и принципы интернационализации в жизнь. Институциональная политика и механизмы поддержки, как материальной, так и нематериальной, должны обеспечить ППС возможности совершенствовать собственную межкультурную компетентность и тем самым повысить влияние на образовательный опыт студентов. Вместе с тем нельзя недооценивать и роль студенческой академической мобильности, как входящей, так и исходящей. Вводные курсы, программы профессиональной переподготовки и другие стратегии поддержки студентов помогают студентам легче интегрироваться в образовательную среду вуза, что повышает ценность и качество обучения. Важнейшим аспектом интернационализации для многих вузов является установление сотрудничества с другими вузами и эффективное управление деятельностью партнерств. Продуктивное межвузовское взаимодействие открывает возможности для того, чтобы обеспечить студентам и преподавателям получение образовательного и научно-педагогического опыта за рубежом, усовершенствовать учебные планы и программы, получить доход, повысить репутацию вуза в своей стране и за рубежом. Таким образом, все компоненты модели всесторонней интернационализации, разработанной Центром интернационализации и глобального сотрудничества Американского совета по образованию, представляют собой тесно взаимосвязанные направления институциональных программ, политики и инициатив, которые выступают предметом внутренней и внешней экспертизы при оценке качества интернационализации высшего образования.

Прежде всего, помощь заключается в том, что Центр содействует в разработке, внедрении, устойчивой реализации и совершенствовании эффективных программ посредством тесного сотрудничества с вузами в рамках различных программ, среди которых создание сообщества «Сотрудничество в интернационализации» для вузовских преподавателей и администрации как площадки для непрерывного обсуждения текущих вопросов; система мероприятий – трехдневных семинаров с последующим выполнением проекта в сотрудничестве с опытным наставником для руководящих сотрудников вузов, ответственных за интернационализацию; ежегодный форум для высшего руководящего звена университетов; специальные проекты, направленные на изучение специфических вопросов интернационализации (потенциал интернационализации программ межкультурного образования; интернационализация образования в колледжах и университетах с исторически сложившимся «темнокожим» контингентом студентов и др.).

Востребованной среди американских вузов является программа ACE и CIGE «Лаборатория интернационализации» (ACE Internationalization Laboratory), действующая с 2002 года [3]. Проект предусматривает, что профессионалы ACE на протяжении 18 месяцев оказывают непрерывное информационно-методическое и организационное сопровождение вузам в их работе по развитию интернационализации в кампусе: подготовке и проведении самообследования для выявления существующего положения дел, разработке стратегического плана и проектировании практических мер по его реализации. Взаимодействие носит регулярный характер (очное, по электронной почте и телефону) с тем, чтобы процесс как можно в большей степени отвечал специфике и потребностям вуза. Прежде всего, вузу предлагается сформировать лидерскую команду по развитию интернационализации во главе с представителем высшего руководства вуза с тем, чтобы провести ревизию реального состояния дел в области и чётко определить институциональные цели и задачи, а затем разработать или обновить план действий. Эксперты ACE посещают с однодневным визитом кампус вуза-участника, чтобы поддержать старт проекта в самом начале, приняв участие в дискуссиях с участием лидерской команды и других групп влияния в вузе с тем, чтобы содействовать развитию диалога, выделить главные проблемы и поставить ключевые вопросы, прояснить цели и обеспечить поддержку процессам интернационализации. Сопровождение включает организацию трех обучающих семинаров в центральном офисе ACE, на которых представители всех вузов-участников лаборатории (как минимум 2 сотрудника, ответственные за интернационализацию, от каждого вуза) анализируют текущее состояние интернационализации в вузах, выявляют и обсуждают сильные стороны и зоны роста, определяют цели и задачи интернационализации, работают над разработкой/корректировкой стратегического плана и программы практических мер. В заключительной стадии лаборатории команда экспертов, включая профессионалов ACE и представителей вузов, посещает кампус для оценки проведенной в рамках проекта работы и выработки рекомендаций для дальнейшего развития интернационализации. Продолжительность визита 1–2 дня, включает встречи с президентом, старшим руководством, членами совета, ППС, административными работниками, студентами.

С 2002 года по настоящий момент в работе «Лаборатории интернационализации» приняли участие 104 американских вуза самого разного профиля, из них 13 до сих пор являются действующими участниками проекта, в настоящий момент идет набор кандидатов в 14-ю группу. Как правило, участие вузов в проекте обеспечивается грантовым финансированием. Одним из участников 11-й Лаборатории (2013–2015 гг.) в составе группы из 11 университетов был Университет Клемсона, (г. Клемсон, Южная Каролина, США), основанный в 1889 г. как сельскохозяйственный колледж и занимающий в настоящее время 21-е место среди лучших публичных университетов США (рейтинг издания U.S.News&WorldReport 2016), и 1-е место среди университетов своего штата (рейтинг журнала Kiplinger′s). Ориентированный на преподавание и исследования в области инженерного дела и техники, университет предлагает более 200 программ, 80 программ бакалавриата, 110 программ магистратуры и свыше 50 программам докторантуры; контингент студентов в 2015/16 уч. году составил около 22 тыс. студентов.

Цель участия в проекте – разработать план всесторонней интернационализации и глобального сотрудничества. Как и большинство вузов Лаборатории, для участия в проекте университет использовал грантовое финансирование. Команда вузов, в составе которой университет работал в лаборатории, оказалась самой разнородной и «разнокалиберной» из всех предыдущих групп лаборатории: в нее вошли и крупные исследовательские университеты, и небольшие общинные колледжи, как городские, так и сельские вузы, как частные, так и публичные. По мнению экспертов ACE, такая гетерогенность контингента участников проекта стала дополнительным фактором успеха командной работы: необходимость вывода интернационализации из «периферийного» в магистральное направление развития вуза, тщательно спланированное, обсужденное и принятое на институциональном уровне, а также на уровне каждого подразделения и отдельного сотрудника.

На первом этапе для подготовки единого отчета о самообследовании в октябре 2013 года 32 представителя преподавательского, административного и студенческого состава из каждого колледжа и вспомогательного подразделения университета сформировали целевую группу по интернационализации для проведения в 2013–14 году внутреннего обследования международной деятельности по следующим направлениям:

  1. Учебные планы и преподавание;
  2. Научно-исследовательская деятельность;
  3. Профессорско-преподавательский состав;
  4. Долгосрочный контракт, карьерное продвижение и повторное назначение на должность;
  5. Иностранные студенты и климат в кампусе;
  6. Программы обучения за рубежом;
  7. Международные партнерства и инициативы;
  8. Политика, процедуры и административная инфраструктура;
  9. Английский как второй язык.

Как показало самообследование, международная работа в университете велась в контексте, в котором интернационализация не входила в число институциональных приоритетов, соответственно, поддержка руководства и доступные ресурсы были ограничены. Подразделения вуза и их отдельные представители проявляли инициативу в области интернационализации – международное сотрудничество в исследованиях, создание возможностей для получения опыта за рубежом для студентов, преподавание, участие в конференциях за рубежом, привлечение иностранных студентов в магистерские программы, сотрудничество с международными компаниями, проведение исследований по актуальным во всем мире проблемам – для реализации индивидуальных целей и задач сотрудников и подразделений. Соответственно, масштаб и успех данных инициатив являются полностью заслугой отдельных подразделений и сотрудников. Вместе с тем все без исключения международные инициативы в кампусе испытывали затруднения по причинам (1) отсутствия поддержки от центрального руководства университета; (2) ограниченных материальных ресурсов; (3) недостаточной прозрачности информации [1].

Неравномерность распределения ресурсов и децентрализация усилий в области интернационализации обусловили неравномерность степени скоординированности, подготовленности, оперативной эффективности и успеха международных инициатив. Среди блестящих мер тех подразделений университета, которые четко сформулировали свое видение интернационализации, проект Школы Архитектуры “Fluid Campus”, вовлеченность в международные исследования преподавателей и студентов факультета биоинженерии, междисциплинарные программы «Язык и здравоохранение» и «Язык и международная торговля», деятельность предприятий университетского кампуса в сотрудничестве с международными компаниями, расположенными в штате, а также признанная на национальном уровне международная программа обучения. Другие, не столь успешные и согласующиеся с миссией университета инициативы по интернационализации, включают рост контингента зарубежных преподавателей, аспирантов и магистрантов – при отсутствии чётко выработанной стратегии отбора и приема на работу/обучение и достаточной инфраструктуры для приема, иммиграционных вопросов и других услуг для данной категории преподавательского и студенческого контингента; международная научно-исследовательская деятельность и заслуги ППС университета. Выделены также наиболее проблемные области международной деятельности, такие как интернационализация бакалаврских программ, разработка международно-ориентированных программ магистратуры, стратегия набора иностранных студентов в программы бакалавриата; соискание грантов на международные исследования из международных источников; партнерства и работа для достижения социально значимых и экономических задач университета.

Международная деятельность в вузе носила в целом фрагментарный характер, не было единого широкого понимания того, что такое «глобальное сотрудничество» и «интернационализация»; последняя чаще всего сводилась к направлению студентов бакалавриата на обучение за рубеж. Очень редко интернационализация осуждалась в аспектах интернационализации содержания образования, внеучебной деятельности студентов, научной работы, программ магистратуры, социальной работы и экономического развития. Потенциал присутствия в кампусе иностранных преподавателей и студентов не использовался в полной мере как ресурс интернационализации образования. Потенциал интернационализации как комплексного, всеохватного процесса не использовался в степени, адекватной для вуза такого масштаба, миссии и репутации – равно как и в степени, отвечающей потребностям студентов и преподавателей.

Вместе с тем самообследование выявило прочную основу для развития интернационализации: обновленный состав высшего руководства университета, включение международного сотрудничества в стратегический план университета 2010–2020, вхождение в 20 лучших публичных университетов страны – все говорит о своевременности разработки плана интернационализации. Активный ППС, ориентированный и мотивированный к международно-ориентированной деятельности, ориентированные на глобальное лидерство студенты, сотрудничество между подразделениями университета, активная исследовательская работа и наличие признанных ученых и условий для научной работы, образовательные программы высокого качества, сотрудничество университета с бизнес-средой и социальной инфраструктурой штата – основы для развития интернационализации.

По итогам анализа работы по данным направлениям были подготовлены отчеты; на основании выводов отчетов всех девяти подкомиссий целевой группой были даны рекомендации, которые в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

  1. Интегрировать глобальное сотрудничество в концепцию развития и стратегический план университета, а также разработать план реализации всесторонней интернационализации.
  2. Создать административное подразделение для руководства и сопровождения процесса интернационализации кампуса.
  3. Культивировать в кампусе культуру и климат, способствующие росту понимания глобальных вопросов, содействующих культурному разнообразию и сотрудничеству в глобальном масштабе.
  4. Интернационализировать программы бакалавриата.
  5. Расширить круг международно ориентированных магистерских программ и инициатив.
  6. Развивать научно-исследовательскую и творческую деятельность, направленную на решение глобальных проблем и международное сотрудничество.
  7. Повысить уровень международной компетентности (экспертного знания) среди преподавателей и администрации университета за счет участия в работе глобальных сетей (ассоциаций).
  8. Развивать институциональный подход к глобальным партнерствам и инициативам.
  9. Обеспечить стратегическое управление процессом привлечения, отбора, зачисления и сохранения контингента иностранных студентов.
  10. Создать доступные места для проведения международных мероприятий в кампусе.
  11. Обеспечить диверсификацию и инновационность при проектировании возможностей международной деятельности для студентов [2].

В январе – феврале 2015 года результаты были представлены во всех подразделениях университета, обратная связь от аудитории была интегрирована в резюме, подытоживающее отчеты подкомиссий – и итоговые документы направлены в ACE для подготовки визита внешних экспертов. 9–10 мая 2015 года прошли встречи внешней комиссии с руководством вуза, целевой группой по интернационализации и тремя фокус-группами. Формирование лидерской команды, комиссий и подкомиссий, ответственных за «свой» участок в самообследовании и активно участвовавших в консолидированной дискуссии по общим результатам, привело в выработке единого, институционального, интегрированного взгляда на цели, задачи, роль и место интернационализации в развитии вуза и повышении качества образования.

Подход ACE к реализации и оценке качества всесторонней интернационализации деятельности вуза, а также опыт Лаборатории интернационализации и участия в ней Университета Клемсона показывает, что новые цели, задачи и условия осуществления высшего образования требуют новых решений. Интернационализация может стать действенным инструментом совершенствования всех уровней образовательного процесса и деятельности вуза в целом. Важную роль в обеспечении эффективности интернационализации высшего образования играет ее внутренняя и внешняя оценка – тот самый «свежий взгляд», которого часто не хватает для преодоления инерции и принятия нужных решений перед лицом новых задач и новых возможностей.