Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ADOLESCENTS WITH RISKY BEHAVIOR IN SMYSLOZHIZNENNOORIENTATSIONNOY SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM

Ulyanovа I.V. 1 Popova T.A. 1 Yevseyevа I.G. 2
1 FHA OU VPO Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation to them. V. Kikot
2 Federal State Scientific Institution «Psychological institute»
By studying the problem of risky behavior among adolescents [7], the authors implement system-integrative approach to its solution. This is reflected in the use of socio-psycho-pedagogical support of juveniles in conditions primarily smyslozhiznennoorientatsionnoy educational school system. The educational system of formation of humanistic orientation of meaning person (I. Ulyanov) in addition to the traditionally allocated in the domestic pedagogy meta -mikroprintsipov organization of pedagogical process (VA Slastenin, Shiyanov EA), implemented mezoprintsipy: ontological, valeological, gender -psihologichesky, ethical and aesthetic, preventive, occupational, - on the basis of which is implemented psychosocial and educational activities that promote the harmonious development of personality. In addition, in the context of preventive centration carried on the positive and negative forms of risky behavior among adolescents, to this social worker, psychologists, school headmasters held a special diagnosis of the presence of students at-risk behavior, systematized the results recorded in the socio-psycho-pedagogical classes cards. On the basis of the data all of the teaching staff members is planned and carried out individual, group, mass correctional and preventive work with students of all ages. At the end of the academic year are summed up activities implemented by specialists, reveals the effectiveness of the socio-psycho-pedagogical support. Results: Work with risk behavior of adolescents need to be divided into several types and stages; types: positive risk-taking behavior (primary samples in creativity, socialization, personalization, sports and so on.), a negative risk behavior (addictive symptoms, extreme hobbies, immoral, illegal actions; indifference); stages: propaedeutic (Grades 1-5), date (Grades 6-8), postaktualny (9-11). As a socio-cultural means of prevention and correction of risky behavior among adolescents in the educational system of formation of humanistic orientation of meaning person successfully implemented: the family, science, art, applied philosophy and psychology, law, communication, humor, creative work, sports, nature, personal experience of the subjects of the educational process . Educational tools (forms): a lesson, systematic socio-psychological exercises, training, extra-curricular activities (education, employment, leisure), school clubs, clubs, clubs, classes in educational institutions of additional education.
teenagers
positive risk-taking behaviour
negative risk-taking behaviour
socio-psychological and pedagogical support of modern pedagogy
educational system of formation of the humanistic life-meaningful orientations of the person

Изучение проблемы рискованного поведения подростков [7] ориентирует специалистов на реализацию системно-интегративного подхода к ее решению. Системность сопряжена, прежде всего, с реализацией воспитательной системы школы, которая понимается нами как: 1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум; 2) целостный педагогический процесс, в котором взаимообусловлены воспитание и обучение, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: субъекты, отношения, содержание образования, его средства, цель и концепция как идеологическое ядро системы, технология и программа реализации. Выделяя «гуманистические смысложизненные ориентации личности» (подробно их содержание представлено в монографии И.В. Ульяновой «Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников», 2015) в качестве идеологического ядра воспитательной системы школы, педагогический коллектив получает возможность систематически, целенаправленно и планомерно транслировать в образовательном процессе гуманистические ценности, содействовать подопечным в осознанном, позитивном целеполагании.

Для этого в образовательном процессе наряду с мета,-микропринципами (В.А. Сластенин, Е.А. Шиянов) [4] в образовательном процессе реализуются мезопринципы: онтологический, валеологический, гендерно-психологический, этико-эстетический, профилактический, профориентационный, - на основе которых реализуется социально-психологическая и педагогическая деятельность посредством соответствующих воспитательных направлений [5].

Наряду с этим в контексте профилактического направления осуществляется центрация на позитивном (оправданном) и негативном (неоправданном) видах рискованного поведения подростков, когда риск связан: 1) с возможными успехами, продвижениями, преодолениями препятствий, сохранением жизни или – 2) наоборот, с бесцельностью, необдуманностью, беспечностью, пренебрежением к жизни. Для этого социальным педагогом, психологами, классными руководителями школы с учетом принципа пролонгации в классах с 1 по 11 проводится специальная диагностика наличия у обучающихся рискованного поведения (в целом представляющая собой мониторинговую систему), полученные результаты заносятся в социально-психолого-педагогическую карты классов [6]. К диагностическому материалу относятся:

  • Анкета рискованного поведения (диагностический арсенал социального педагога).
  • Методика готовности к риску (RSK) Шуберта; методика «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелева, методика «Самооценка склонности к экстремальному поведению (М. Цуккерман), опросник «Импульсивность-7» (Айзенка в модификации А. Долныковой и Т.В. Корниловой), методика изучения решительности (И.П. Петяйкин), вопросник для диагностики игровой зависимости, тест на определение неуверенности в себе и др. (диагностический арсенал педагога-психолога, подбираемый целесообразно ситуации).
  • Методики «Признаки импульсивности у ребенка», «Импульсивность и слабость самоконтроля» (по И.П. Башкатову) (диагностический материал классного руководителя).

Обобщение и систематизация полученных на основе диагностики результатов позволяет классным руководителям совместно со специалистами социально-психологической службы школы определить в каждом классе типологические группы рискованного поведения обучающихся: группу школьников с позитивным рискованным поведением (это социально-психологическая норма), группы экстрарискованного, интрорискованного и группу нефиксируемого рискованного поведения [7].

С учетом полученных данных разрабатывается Программа профилактической работы школы (целесообразно на 3-5-лет), на его основе - содержание профилактической работы с классом. Педагогическая профилактика – это целенаправленная и согласованная педагогическая деятельность учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, привлекаемых к ней специалистов медицинских и правоохранительных учреждений в школе, включающая устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности:

  • медико-санитарное и правовое просвещение;
  • воспитательно-разъяснительную деятельность, ориентирующую личность на здоровый образ жизни как условие сохранения психологического здоровья;
  • психодиагностику (наблюдение, тестирование, оценка продуктов деятельности) и психокоррекцию (тренинги личностного роста с акцентом на ситуации выбора, ценности жизни, самореализацию);
  • оформление технологической карты развития личности и класса (где отражены педагогическая траектория личностного развития школьников, степень соответствия возрастной норме, наличие акцентуаций, сфера интересов).

Социально-психологическая служба школы выявляет мотивы (социально-психологические, конституционально-психологические, культурные, патологические) рискованного (девиантного) поведения обучающихся, содействует им в формировании устойчивых навыков самозащиты, умения сказать «Нет!» в случае вовлечения в асоциальные сообщества и корректирует направленность их развития посредством вовлечения учащихся в просоциальную деятельность.

Педагогическая профилактика реализуется в контексте профилактического воспитания – это систематическое целенаправленное взаимодействие педагогов с обучающимися с целью предупреждения их рискованного (девиантного и делинквентного) поведения. Особое внимание в рамках профилактического воспитания оказывается школьникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, прежде всего смерти близких или развода родителей и т.п.

Педагогическая профилактика предполагает 3 уровня реализации:

1) пропедевтическая работа (на основе концепции формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников, формирующей установку на позитивное мышление, жизнесбережение, оптимистичные перспективы);

2) работа с актуальной проблемой ученика;

3) индивидуальная поддержка обучающихся в посттравматический период.

Направления профилактической работы со школьниками:

1) Программа «Здоровый образ жизни»:

- профилактика агрессивного, виктимного, экстремального поведения (1-11 кл.);

- профилактика табакокурения (1-11 кл.);

- профилактика приобщения обучающихся к алкоголю (6-11 кл.);

- профилактика приобщения обучающихся к наркотикам (7-11 кл.);

- «Тренинг противостояния опасным влияниям» (7-11 кл.);

- профилактика аддикций: компьютерной, игровой, пищевой и проч. (1-11 кл.).

2) Программа «Мир моих увлечений»:

- профилактика вовлечения обучающихся в неформальные молодежные объединения деструктивной направленности (6-11 кл.);

- отслеживание занятий обучающихся по интересам, вовлечение в школьные клубы по интересам, поддержка занятий в учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта) (1-11 кл.);

- профилактика вовлечения обучающихся в религиозные секты (5-11 кл.);

- профилактика вовлечения обучающихся в криминальные группировки; профилактика противоправных действий: воровства, мошенничества, вандализма и т.п. (программа «Правовое воспитание») (6-11 кл.);

- профилактика бродяжничества (содействие неблагополучной семье в стабилизации взаимоотношений, изолирование ученика из асоциальной среды) (1-11 кл.);

- профилактика ксенофобии (1-11 кл.).

Активная профилактическая работа по ряду направлений начинается с 6-7-го классов, она включает беседы обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов, работу школьного Совета профилактики (мини-консилиум с приглашением ученика, родителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей, администрации школы для коллективного анализа проблемы и оформления рекомендаций семье по воспитанию ребенка), посещение учениками лектория «Человек и право» (например, в юношеской библиотеке) с целью ознакомления с деструктивными явлениями социума, отработки навыков отказа от сомнительных предложений (профилактические тренинги), а главное – укрепления самоуважения, содействия в позитивной самореализации, конкретизации жизненных планов.

С учениками 1-6-х классов акцент ставится на работе по формированию навыков самовыражения, саморегуляции, самооценивания, изучению проблемных жизненных ситуаций, осознанию ближайших перспектив деятельности интериоризации личностью гуманистических ценностей. Обучающихся не просто знакомят с условиями здорового образа жизни, а совместно с семьей вовлекаются в него посредством формирования навыков позитивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, содействия в выборе занятий по интересам (через тематические классные часы, общешкольные мероприятия, социально-психологические занятия).

В целом педагогическая модель профилактической работы со школьниками представляет собой следующие ступени:

  1. Превентивная работа с классом (беседы, тренинги по отработке навыков просоциального поведения), родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы), вовлечение учеников в кружки, секции, клубы по интересам.
  2. Работа с классом по формированию навыков позитивного, гуманно ориентированного целеполагания, умений сказать «Нет!», сделать осознанный жизнесберегающий, нравственный выбор; работа с родителями (родительские собрания в системе Родительского всеобуча, индивидуальные беседы).
  3. Специальная работа с учениками группы риска; работа с конкретными семьями (при необходимости - привлечение специалистов медицинских, правоохранительных учреждений).
  4. Формирование у школьников убеждения в необходимости выбора здорового образа жизни (дискуссии, индивидуальные беседы, элементы уроков рефлексивного характера, театрализация и т.п.) и готовность помогать сомневающимся обучающимся (включенность в шефскую, волонтерскую работу).

Таким образом, выявляется закономерность включения социально-психолого-педагогической работы с проблемами рискованного поведения подростков не на уровне автономного вопроса, но в системе комплексной профилактической деятельности в рамках смысложизненноориентационной воспитательной системы, выделив следующие этапы:

  • пропедевтический (1-5 классы),
  • актуальный (6-8 классы),
  • постактуальный (9-11 классы).

Вместе с тем профилактическая работа с подростками требует специального социально-психолого-педагогического сопровождения каждого школьного класса, где родители становятся активными субъектами взаимодействия с педагогами и обучающимися: они оправданно занимают дуальную позицию. Например, во время бесед-лекций правового, медицинского, психологического характера они совместно с детьми выполняют роль слушателей (что обусловливает и эмоциональное сближение членов семьи и одновременно содействует утверждению статусной позиции старших). Позитивно зарекомендовали себя такие лекционные встречи-беседы с учениками 6-9-х классов, как: «Авантюризм и жизненный успех», «Лихачество в жизни подростков: достоинство или жизненная проблема?», «Гемблинг и право», «Табакокурение – серьезный вред для здоровья и жизни», «Алкоголь – опасность для здоровья и жизни», «Риски наркомании», «Интернет как друг и враг» и проч. В классах, где учителя гуманитарных дисциплин (русского языка и литературы, истории, обществознания) данные темы в дальнейшем предлагали ученикам на уровне сочинений, докладов, дискуссий, факты проявления негативных рискованных действий, поступков не отмечались.

Весьма ценными для укрепления эмпатийных отношений в семье и ее связей со школой, усиления авторитета взрослых являются, как показала практика, тренинги общения, в которых участвуют все ученики класса, а также несколько родителей и классный руководитель, ряд учителей. В целом расширение состава взрослых, принимающих участие в социально-психолого-педагогическом сопровождении подростков с рискованным поведением, в значительной степени повышает их авторитет среди подрастающего поколения, усиливает воспитательное, личностно развивающее, коррекционное влияние.

Социокультурными средствами профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности определены: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы): урок, систематические социально-психологические занятия (1-11 кл.), тренинг, внеучебные мероприятия (просветительские, трудовые, развлекательные), школьные кружки, секции, клубы по интересам, занятия в образовательных организациях дополнительного образования. Участие учеников в указанных образовательных формах связано с их включением не только в учебную деятельность, но и в рефлексивную, педагогическую, творческую, организаторскую, по осуществлению выбора и целеполагания.

В качестве инновационного проекта морально-нравственной, смысложизненноориентационной гармонизации личности ученика, в частности, подростка, как профилактики рискованного поведения, в представленной воспитательной системе акцентируется вопрос о комплектации класса как социально-учебной группы накануне поступления детей в школу. Реализуемые в настоящее время в нашей стране дифференцированный и /или стихийный подходы к решению данного вопроса повышают риск дисбаланса в классах детей из семей высокого и низкого социокультурных статусов, что, как следствие, провоцирует появления девиантной среды в самом классе. Нами предлагается формирование класса как мини-модели общества, где пропорционально представлены дети обоих полов, всех темпераментов, разного уровня учебной подготовки, благодаря чему значительно стабилизируется система взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса и профилактируется появления предпосылок к рискованному поведению (методика данной процедуры описана в трудах И.В. Ульяновой, зафиксированных в постатейном списке литературы).

Наряду с этим нами было выявлено, что учебные группы первоклассников, основу которых составляют бывшие группы детского сада, более уязвимы с точки зрения познавательной, социальной активности, им в большей мере свойственны пассивность, индифферентное отношение к происходящим событиям, чем интерес к новым жизненным реалиям, субъектам, требованиям; на этом фоне в значительно большей степени с самого начала учебного года нами отмечались факты отчуждения детей от образовательного процесса, непослушание, конфликтность, выраженное соперничество. Наблюдение в течение последующих лет за данными классами показало: отсутствие у ребенка необходимости мобилизации позитивных личностных ресурсов при формировании нового социокультурного образа, при освоении новой социокультурной роли первоклассника, школьника становится фактором, провоцирующим рискованное поведение в подростковом возрасте.

Все вышеперечисленные в статье условия социально-психолого-педагогического сопровождения школьников на уровне смысложизненноориентационной воспитательной системы школы доказали свою эффективность в рамках проводимого эксперимента на базе СОШ №16 г. Владимира (1999-2012 гг.), Молодежного образовательного проекта в рамках Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Психологический институт РАО).

В качестве выводов отметим:

  • социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением малоэффективно в случае капсулирования проблемы в возрастном аспекте, мероприятийном подходе, в условиях отчуждения семьи обучающихся от школы, педагогического коллектива и результативно, когда сопрягается с целостным педагогическим процессом на протяжении всех лет обучения, с 1 по 11 классы, включено в профилактическое направление педагогической деятельности смысложизненноориентационной воспитательной системы, реализуется школой совместно с семьей;
  • социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением необходимо осуществлять, в том числе, на уровне конкретных диагностических процедур и школьного мониторинга в целом, что предоставит педагогам и специалистам социально-психологической службы актуальную информацию о состоянии рискованного поведения обучающихся в целом и определит конкретные пути их решения.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 16-26-01003.