Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS WITH REGARD TO GENDER AND ETHNICITY

Karymova O.S. 1
1 Orenburg State University
В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций школьников среднего звена, мальчиков и девочек казахской и русской национальностей. Для девочек важны абсолютные ценности, например, такие как любовь. При этом для русских девочек, прежде всего, ценна безопасность, в свою очередь, для казахских важна счастливая семейная жизнь. Для русских мальчиков наиболее значима интересная работа. В целом для казахских подростков ценно отношение к другим, к близкому окружению, к традициям, в связи с этим отношением проявляется их личностные особенности и ценности. Для русских же ценным является личное (интересная работа, личная безопасность и так далее), а потом только социум. Результаты полезны для школьных психологов, а также практикующих психологов.
This article summarizes the results of empirical research of value orientations of middle-level students, boys and girls of Kazakh and Russian nationalities. For girls important absolute values, such as love. Thus for the Russian girls, especially valuable safety, in turn, for Kazakh women important happy family life. For the Russian boys the most important interesting work. In General, Kazakhs valuable to others, to entourage, to the traditions, this attitude manifests their personality traits and values. For the Russian as valuable is the personal (interesting work, personal security and so on), and then only to the society. The results are useful for school psychologists and practicing psychologists.
values
value orientations
ethnic characteristics
terminal values
instrumental values

В связи с произошедшими в стране социально-экономическими изменениями, изменился и приоритет таких морально-нравственных ценностей, как индивидуализм, независимость, права человека, бизнес, материальное благополучие, а все духовное осталось на втором плане, поэтому важно изучать ценностные ориентации подрастающего поколения, а также учитывать этнические и половые особенности.

Данной проблемой в современной психологической литературе занималось множество психологов. Например, В.А. Ядов, О.С. Дейнека, В.А. Хащенко, Э.Г. Чернова, они считали, что ценностные ориентации являются проблемой регуляции и прогнозирования социального поведения; авторы А.Л. Журавлев и Ю.Ю. Колягина изучали динамику ценностных ориентаций и т.д.

В статье приведены результаты исследования, целью которого – выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с учетом пола и нации.

В рамках исследования приняли участие 210 учеников старших классов. Из них 105 девушек и столько же юношей; 104 казахских и 106 русских подростков.

Для сбора данных нами были применены такие методики, как: 1) Анкета для сбора социологических данных (пол, возраст, нация); 2) Контент-анализ по анализу открытых вопросов в анкете; 3) Методика Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО); 4) Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; 5) Семантический дифференциал по оцениванию понятий «Я», «Человек казахской национальности», «Человек русской национальности» (модификация Д. Пибоди и соавторов).

Обработка анкеты проводилась с помощью контент-анализа, а также процентного соотношения по частоте встречаемости. В рамках контент-анализа анализировалось количество слов при определении «ценность», а также особое значение представляли слова, употребляемые самыми первыми.

Для математико-статистической обработки полученных данных были использованы проценты, среднее арифметическое, критерий Манна – Уитни, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена, а также метод контент-анализа для обработки анкеты.

В рамках данной статье подробно рассмотрены особенности ценностных ориентаций старших школьников казахской и русской национальностей.

Результаты диагностики c помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» показали, что в подростковых группах есть различия в определении терминальных ценностей. Однако, анализируя средние значения, есть ряд ценностей, который свойственен для всех подростков: материально-обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, уверенность в себе, друзья, свобода (таблица 1).

В целом, если рассматривать результаты с учетом пола и этноса, то для казахских юношей характерна большая ориентированность на «счастье других» и «хороших и верных друзей». Также среди ведущих ценностей для ребят данной группы отмечены «познание», «здоровье», «уверенность в себе». Высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь», «любовь», «активная деятельная жизнь». Малоценными представляются такие ценности, как «красота природы», «творческая деятельность».

Казахские девушки на первые места отвели таким ценностям, как «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь». Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья». Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «познание», «материальное обеспечение жизни». Наименее значимыми ценностями для данной группы явились «творческая деятельность», «общественное признание».

Для русских девушек на первом месте активная жизненная деятельность, развитие, любовь, здоровье. Средние места в иерархии ценностей отведены: «счастливая семейная жизнь», «познание», «материальное обеспечение жизни». Наименее значимыми ценностями для девочек явились «развлечение», «общественное признание».

Русские юноши ориентированы на такие ценности, как «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье». Наименее значимые ценности – «развлечения», «общественное признание».

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы старших школьников высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм» (таблица 3).

Полученные данные можно объяснить тем, что старшие школьники уже осознают значимость своих личных качеств, а главное своего здоровья, как физического, так и психологического. Они стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Интересная работа занимает значимое место в жизни старшего школьника, т.к. приходит время определяться с выбором профессии. Для того чтобы иметь интересную работу, необходимо быть образованным, иметь широкий круг знаний, высокую общую культуру, сюда же можно отнести и воспитанность, и хорошие манеры.

Что касается отвергаемых ценностей, то нацеленные на себя, на свои успехи и победы, старшие школьники не думают о счастье других и о красоте природы и искусства, им тяжело проявлять терпимость к взглядам и мнениям других, прощать другим их ошибки. Старшие школьники хотят обратить внимание на себя, на собственную уникальность, поэтому они не всегда умеют понять чужую точку зрения, уважать вкусы и привычки других.

Сравнение результатов ценностных ориентаций старших школьников между разными группами проводилось при помощи критерия Манна – Уитни.

В ходе математико-статистической обработки данных выявлены значимые различия между группами групп старших школьников.

Значимые различия между казахскими юношами и девушками имеются в отношении к активной деятельной жизни, в полноте и эмоциональной насыщенности жизни.

Для юношей характерно более приоритетное отношение к ценности свободы (U =0,020); жизнерадостность, чувство юмора (U =0,010), в эффективности в делах, трудолюбии, продуктивности в работе (U =0,005).

Для девушек счастливая семейная жизнь является приоритетной ценностью (U =0,045), чуткость и заботливость (U =0,011).

Значимые различия между русскими юношами и девушками имеются по следующим переменным. Для русских девушек характерно отношение любви, духовной и физической близости с любимым человеком (U =0,008); в аккуратности, чистоплотности, умении содержать в порядке вещи, порядок в делах (U =0,022).

Для русских юношей в свободе, самостоятельности, независимости в суждениях и поступках (U =0,000); в познании, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития (U =0,045); в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей (U =0,003).

Рис. 1. Средние показатели значимости терминальных ценностей с учетом пола и этноса по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»

Различия между группами юношей с учетом этноса выявлены в следующих показателях. Для казахских юношей – в непримиримости к недостаткам в себе и других (U =0,035), в независимости, способности действовать самостоятельно, решительно (U =0,001). Такие данные подтверждают вышеописанные особенности личности при анализе семантического дифференциала, в таких качествах, как твердость, боевитость и смелость.

Для русских подростков – в высоких запросах, высоких требованиях к жизни и высоких притязаниях (U =0,015); в развитии, работе над собой, постоянном физическом и духовном совершенствовании (U =0,004).

В свою очередь между девушками тоже есть различия в ценностях. Для казахских девушек характерны – счастливая семейная жизнь (U =0,001), познание, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития (U =0,038); непримиримость к недостаткам в себе и других (U =0,010); в отношении к жизненной мудрости, зрелости суждений и здравом смысле, достигаемые жизненным опытом (U =0,013).

Рис. 2. Средние показатели значимости инструментальных ценностей с учетом пола и этноса по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»

Для русских девушек характерна смелость в отстаивании своего мнения и взглядов (U =0,008); в твердой воле, умении настоять на своем, не отступать перед трудностями (U=0,011), в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей (U =0,025); активной деятельной жизни, полноте и эмоциональной насыщенности жизни (U =0,003).

В результате исследования нами получены следующие особенности ценностных ориентаций подростков:

1. В своем большинстве, подростки определяют ценность, как самое важное и главное в жизни человека. Важными терминальными и инструментальными ценностями для подростков являются: продуктивная жизнь, уверенность в себе, друзья, свобода, материально обеспеченная жизнь, а также жизнерадостность и самоконтроль.

При этом у девушек чаще, чем у юношей, упоминаются абсолютные ценности: любовь, здоровье, развитие, семья, дети. В инструментальных ценностях для девушек более ценны высокие запросы, ответственность, смелость в отстаивании решения, честность.

Юноши же чаще раскрывают ценности через конкретные проявления материального мира, например, дом, финансовая стабильность. Также для юношей важна активная деятельность в жизни.

Казахские юноши отметили, что важна дружба и эмоциональная близость между родными, из терминальных ценностей важно счастье других, сохранение и повышение благополучия близких людей, исполнительность, при этом самостоятельность мыслей и действий. А также непримиримость к недостаткам других.

У русских юношей более ценно – интересная работа, образованность и высокие запросы, доминирование над людьми и ресурсами; достижение, личный успех в соответствии с социальными стандартами. А вот отношения с другими особенно не выявляются как значимые.

Для русских девушек характерны карьера, с точки зрения терминальных ценностей – активная деятельность в жизни и развитие. Также важна безопасность, стабильность общества, в отношении и самого себя.

А для казахских девушек более важным оказались счастливая семейная жизнь, познание и мудрость. При этом казахские девушки, более чем русские, нетерпимы к недостаткам других, ценят отношение к традициям, уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи.

2. При этом нами обнаружены значимые различия в оценивании другого и себя с учетом этноса, а также связи с ценностями.

Так, русские девушки считают, что для русских более ценно быть доверчивыми, веселыми, откровенными, щедрыми, прощать и быть восторженными, а для казахов свойственно быть боевыми и настороженными.

При этом, чем выше доверчивость, тем больше доброты, щедрости и мудрости. Через возрастание щедрости приходит любовь, честность и здоровье. А боевитость снижается при проявлении доверчивости.

Русские юноши выделяют такие ценные качества для русских, как спокойность, скромность, организованность, приятность. При этом отмечают, что смелость более ценна для казахов.

Однако если есть интересная работа, то смелость, раскрепощенность, продуктивная жизнь и организованность повышаются.

Казахские девушки считают, что для их национальности более ценны твердость, собранность и сдержанность. В то время как для русских – раскрепощенность. Различия по параметру раскрепощенности можно объяснить тем, что девушки казашки исповедуют ислам, у них есть образ восточной женщины, которая должна быть более сдержана, чем, например, русская. Это обусловлено воспитанием в семье. При этом счастливая семейная жизнь связана с любовью, сдержанностью. При снижении ценности счастливой семейной жизни появляется твердость, которая обуславливает нетерпимость к другим.

Казахские юноши отмечают значимость для себя боевитости, веселости, а для русских – восторженности и прощения. При этом боевитость связана с непринятием других и смелостью. При этом, чем ниже проявление боевитости, том более возможно счастье других.

Таким образом, можно говорить, что существуют особенности в ценностных ориентациях подростков, что обусловлено полом и этносом. Для девушек важны такие абсолютные ценности, как любовь и здоровье. Однако есть и различия, которые, на наш взгляд, обусловлены этносом. Для русских девушек, прежде всего, ценна безопасность, через которую можно проявлять доверчивость, щедрость и развитие. В свою очередь для казахских девушек важна счастливая семейная жизнь. У юношей также есть различие, свойственное национальности. У русских центральное – интересная работа. У казахских юношей все переменные образуют круговую цепь, показывая важность каждого звена. При этом проявление личных качеств связано с отношением с другим.

В целом для казахских подростков ценно отношение к другим, к традициям, в связи с этим отношением проявляется их личностные особенности и ценности. Для русских подростков ценным является личное, а потом только социум.

Полученные результаты имеют практическую значимость, учитывая многонациональность Оренбургского края. Учитывая полученные результаты, можно скорректировать психологическую работу со школьниками, детьми разных национальностей. Что, на наш взгляд, может обусловить снижение конфликтности, повышение эффективности при выходе из конфликта, а также повышение толерантного отношения к народам, живущим вокруг нас [1-5].

Полученные результаты будут полезны не только практикующим психологам, но и всем тем, кто интересуется проблемой ценностных ориентаций с учетом этнических особенностей.