Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

«FLEXIBLE PEDAGOGIES» AS A FACTOR OF MODERN UNIVERSITY DEVELOPMENT

Zhiryakova A.V. 1
1 Southern Federal University
Понятие «гибкое обучение» основывается на предоставлении студентам выбора места, способа и темпа их обучения. Эти три аспекта могут успешно существовать через применение соответствующей педагогической практики, которая сама по себе может быть поддержана и укреплена с помощью информационно-коммуникационных технологий. Автор рассматривает идею «гибкой педагогики» как феномен, возникший в ответ на желание учащихся участвовать в выборе аспектов своего обучения, усиление роли личностно ориентированного подхода к обучению. С определением сущности «гибкого обучения» автор рассматривает «гибкую педагогику» как новую образовательную парадигму, которая предлагает гибкие подходы к преподаванию и обучению, включающие практику диалога. «Гибкие технологии» и «гибкая педагогика» рассматриваются автором как естественные партнеры: гибкое обучение как предоставляет, так и поддерживается современными технологиями, в то же время, наоборот, технологии могут стимулировать гибкие подходы к предоставлению и оценке обучения.
Concept “flexible learning” is based on the idea of giving students the choice in the place, mode and pace of their learning. These three aspects can be successfully implemented through appropriate pedagogic practice, which can itself be supported and enhanced through information communicative technologies. Author considers the idea of “flexible pedagogies” as a phenomenon, caused by learners’ desire to participate in the choice of their learning aspects, the enhanced role of personal oriented learning approach. Alongside with the definition of the sense of “flexible learning” the author considers “flexible pedagogies” as a new educational paradigm which provides flexible approaches to teaching and learning? Including practice of dialogue. “Flexible technologies” and “flexible pedagogies” are considered as natural partners: flexible learning both provides new technologies and get their support, and conversely technologies can stimulate flexible approaches to the delivery and assessment of learning.
flexible pedagogies
flexible technologies
flexible learning
tailored learning

Меняющаяся среда высшего профессионального образования требует от педагогов университетов «новых педагогических идей», которые смогут сформировать «гибкую педагогику», самоадаптирующуюся к вызовам современного общества, отраженным в учебных программах и образовательной практике. Такой запрос на «гибкую педагогику» ставит перед высшим профессиональным образованием задачу не только расширить возможности применения очевидных образовательных технологий формирования знаний и моделирования каналов доступа к ним, но и рассмотреть вопрос развития нового педагогического направления.

Область влияния педагогической инноватики в настоящее время ощущается на всех уровнях образовательного процесса: от диверсификации образовательного фона (культурного, технологического, практического) до роста числа студентов и их мобильности. Развитие новых технологий, многообразие форм обучения, доступа к нему и управления им порождают более разнообразные образовательные потребности. Высшее образование в современном мире не только «служит маяком» социальных перемен и роста «общественного блага», но и является активным потребителем этих благ и перемен. Сложившаяся в последние десятилетия ситуация заставляет высшее профессиональное образование взять на себя большую ответственность за профессиональную квалификацию и подготовку преподавателей университетов, т.е. актуализирует проблему развития личности и идеи университета [7], его основных функций и обязанностей, характера и целей передаваемых им знаний и практик [1].

Расширяющийся горизонт возможностей обучения требует от высшего образования, по-прежнему сосредоточенного на традиционных образовательных и воспитательных потребностях, разработать и обеспечить образовательные основы для будущего. Поэтому сегодня императивом высшего образования должна стать модель «гибкой педагогики», способной, например, формировать у выпускников компетенции, которые могут быть адаптированы к разным сферам деятельности в период спада на рынке труда, тем самым проектировать перспективы трудоустройства для студентов, столкнувшихся с резким ростом платы за обучение в период экономического кризиса.

Цель и задачи исследования

Новое педагогическое мышление и практика, образовательная идея определяются технологическими разработками, расширением новых каналов доступа к знаниям и быстрой глобализацией образовательного сектора. В таких условиях будущая форма университета понимается как «гибкий» вид педагогического подхода, который стремится улучшить качество, актуальность и ценность обучения [10].

В современном научном дискурсе и педагогической практике термин «гибкая педагогика» охватывает несколько направлений образовательной деятельности, но не предлагает единое определение данного феномена. В нашем исследовании мы постарались отойти от общепринятого понятия «гибких педагогических технологий». Цель и задача данной работы рассмотреть и вывести определение развивающегося феномена «гибкая педагогика» как новой образовательной стратегии на основе исследования принципов «гибкого обучения» как обучения с предоставлением возможности персонального выбора темпа, места и режима обучения с точки зрения их эффективности в образовательных целях:

а) «темп» включает в себя, наряду со стандартными, ускоренные программы, учет опыта предшествующего обучения, выраженного в кредитах;

б) «место» включает в себя обучение и обмен эффективной практикой посредством привлечения работодателя;

в) «режим» включает в себя использование инновационных технологий для диверсификации обучения (широко известное как «электронное обучение» или «технологии расширенного обучения») [8].

Взаимодействие вышеупомянутых аспектов создает необходимую комплексную стратегию для институциональной реализации и повышения эффективности конечного результата.

Материал и методы исследования

Методы исследования: теоретические - анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы, анализ собственной педагогической деятельности и педагогической деятельности коллег, массового и передового педагогического опыта, моделирование; эмпирические - опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение.

Результаты исследования

Достижения в области информационных технологий обнаружили значительный потенциал для развития и диверсификации процесса обеспечения образования, расширение доступа к образовательному контенту и повышение инклюзивности образовательного процесса [5]. (Такие образовательные организации, как Open University, Coursera, Universarium, продвигающие открытые образовательные ресурсы и обучающие программы в открытый доступ.) Признано, что именно технологические инновации являются важным фактором, способствующим гибкому обучению. Однако следует отметить, что быстро растущее использование преподавателями информационных технологий не только предоставляет возможности охватить большую аудиторию, но и ведет к снижению педагогического взаимодействия, и, следовательно, к снижению качества обучения. Там, где расширение «выбора» и расширение логистики обеспечения образования является единственным фактором развития гибких педагогических технологий, гибкость в сфере педагогической практики отсутствует. Такой подход очень легко может стать «гибкой» крайностью.

Следует провести различие между гибкостью планирования (персонализация, а не изменение учебной программы в целом) и межличностной гибкостью, которая относится к динамике программы. Следовательно, гибкость по отношению к педагогике не является автоматическим аспектом, навязанным достижениями IT-сферы, но может подсказать актуальные изменения в основной динамике обучения. Это понимание лежит в основе подхода данного исследования к качеству будущего высшего образования, а также к способности вузов эффективно укрепить свои позиции в условиях растущей конкуренции в среде провайдеров высшего образования.

В современной педагогической мысли «гибкие педагогические технологии» рассматриваются в основном с точки зрения логистики и разнообразия современных форм обучения, но мы полагаем, что в педагогической теории и практике гибкие педагогические технологии должны рассматриваться не самостоятельно, а как атрибут более широкого понятия «гибкой педагогики», в которой учащиеся и педагоги равноправно участвуют и которая понимается как одна из неотъемлемых характеристик институциональной образовательной стратегии. В этом смысле переосмысление педагогики с точки зрения гибкости означает понимание того, каким образом педагогические подходы могут сформировать и развить у обучающихся гибкость мышления и действий, чтобы эффективно воздействовать на вызовы и ситуации, с которыми они сталкиваются в своей жизни и работе. Новые горизонты «гибкой педагогики», сформулированные в шести новых педагогических идеях, базируются четырех основных соображениях:

1)         они направлены на перспективу и стратегически инновационный учебный план;

2)         они являются новыми в том смысле, что в общей практике не практиковались в высшем образовании, даже там;

3)         они демонстрируют педагогическую озабоченность «гибкостью» и акцентом на формировании у учащихся умения предвидеть, подготовиться и реагировать в условиях сложности, неопределенности и изменений;

4)         они трансформируют образование в сторону демократического и инклюзивного обучения и опираются на педагогику изменений и инноваций [9].

Данный подход учитывает будущий педагогический ландшафт, признавая, что по мере изменения мира педагогика должна также искать новые формы, чтобы помочь учащимся не только реагировать на текущие тенденции или воспроизводить доминирующие модели мышления, но быть способным реагировать на вызовы конструктивно с учетом альтернативы. Подобное предположение указывает на потребность в новых педагогических направлениях в высшем образовании, что в свою очередь потребует разработки педагогических моделей, отличных от тех, которые традиционно представлены в этом секторе. Речь идет не только о формировании и применении новых гибких педагогических технологий (они уже существуют), но и о переходе к формированию учебных планов и образовательных программ, готовящих выпускников к быстро меняющимся условиям и будущему, в котором их умения и навыки будут испытаны на пределе их возможностей.

Интерес к таким образовательным результатам очевиден. Выпускник высших образовательных учреждений должен демонстрировать гибкие возможности работы в различных системах, умение критически и творчески мыслить, развивать межкультурную компетенцию, предлагать альтернативные варианты, адаптироваться к меняющимся условиям и развивать навыки, которые будут поддерживать его способность быстро адаптироваться к новым условиям.

Одним из важных аспектов развития «гибкой педагогики» являются институциональные условия, в которых «новые педагогические идеи» могут быть реализованы в жизни. Задача переосмысления педагогики в формате гибкости является одной из педагогических инноваций в учебном плане. В создании гибкой программы обучения заложен истинный образовательный потенциал, требующий понимания вопросов осуществления на институциональном уровне расширения спектра учебных программ с использованием информационных технологий, что влечет за собой изменения в образовательной стратегии в корпоративном и образовательном аспектах.

Именно гибкость сформированных компетенций способна повлиять на формирование ключевых атрибутов выпускников высших учебных заведений и задать вектор формирования гибкого учебного плана, а также предоставить более широкий опыт студенту, который включает в себя формальное, неформальное обучение и мобильность.

Развитие «гибкого обучения» имеет большое значение для педагогики, так как оно реагирует на возникающие технологии и изменение ожиданий заинтересованных сторон. «Гибкая педагогика» как современная стратегия определяется шестью «новыми педагогическими идеями», которые имеют сквозное значение для преподавания и обучения в формирующемся «гибком высшем образовании» [5].

Идея «расширения прав и возможностей обучающегося» занимает центральное расположение в динамичном взаимодействии с другими пятью идеями и подчеркивает важность взаимодействия идей в конвергенции понятий «гибкость» и «педагогика» в единый концепт. Однако основным является вопрос, в какой степени гибкость как атрибут связана с гибкостью в самой педагогике (считаем необходимым исследование этого вопроса в сравнении с более широко используемыми понятиями «традиционная педагогика» и «использование гибких педагогических технологий»).

Очевидно, что в «гибкой педагогике» должен быть достигнут баланс между «гибким обучением» (например, Open University) и соответствующими последствиями динамики и отношений студента и педагога. Речь идет о поддержке более активного участия студентов в процессе обучения с целью укрепления представления о высшем образовании как о качественном образовании.

Идея «расширения прав и возможностей обучающегося» самым инновационным и значимым признает большую степень ориентации на образовательную модель «сотворчества». Такие модели бросают вызов авторитету опытного педагога и позволяют расширить степень вовлеченности обучающегося путем изменения динамики обучения через взаимодействие, а также возможность альтернативы консервативной, недиалоговой институциональной структуры, которая лежит в основе традиционного академического проекта в целом.

Идея «расширения прав и возможностей обучающегося» решает проблему изменения основы взаимодействия педагога и студента в сторону более активного участия в процессе обучения и тем самым вовлекает студентов и университет в перестройку процессов преподавания и обучения [4].

Ниже приводятся некоторые параметры обучения в рамках «гибкой педагогики» с учетом аспектов «гибкого планирования», «гибкого обучения», «гибких образовательных технологий»: 

  • персонализированное обучение: учебный план корректируется под потребности отдельного студента;
  • обеспечение синхронных и асинхронных образовательных мероприятий, из которых первые представляют собой деятельность, осуществляемую в режиме реального времени с взаимодействием в реальном пространстве и времени, а последние - с отставанием во времени. Как правило, в коммуникационном аспекте синхронными образовательными мероприятиями являются традиционные лекции, семинары, практические занятия, онлайн-вебинары, а асинхронное включает общение по электронной почте, лекции онлайн образовательных порталов и т.д.;
  • гибкое обучение: по аналогии с личностно ориентированным подходом, но с большим акцентом на том, как образовательный материал адаптируется к прогрессу обучающегося, что может включать в себя адаптивное тестирование;
  • «учимся, играя»: использование методов игры (особенно игровой механики), что поощряет и мотивирует образовательную деятельность [2];
  • онлайн-обучение: использование разных форм электронного обучения и интернет-ресурсов для предоставления образовательного контента в любое время и в любом месте, что является ключевым для многих подходов к гибкому обучению [6];
  • смешанное обучение: сочетание физического / реального взаимодействия дополняется электронным обучением, этот гибрид особенно актуален для введения элементов гибкости в традиционных курсах.

Приведенный выше перечень, хотя и не является исчерпывающим, указывает на те области, которые могут обеспечить масштабные и прагматические решения, которые являются ключом к получению широкого распространения и реализации «гибкой педагогики». Несмотря на то что некоторые технологии уже хорошо зарекомендовали себя - такие как использование виртуальных сред обучения для обеспечения образовательного контента - использование других технологий, таких как персонализированное автоматическое тестирование, часто недоступно или отсутствует как таковое. Мы пришли также к мнению, что новые образовательные технологии с точки зрения педагогики и обучения предлагают определенно новые возможности и инструменты для поиска и использования образовательного контента, для взаимодействия преподавателей и студентов [3], для довузовского изучения онлайновых курсов, которые помогут студентам получить некоторые университетские кредиты, что позволит им выбирать свой учебный курс с небольшим количеством кредитов, чтобы увеличить долю кредитов на исследовательскую или проектную работу.

«Гибкое обучение» позволяет учащимся выбрать аспекты своего обучения. Как правило, под выбором аспектов подразумевается «когда, где и как» обучаться, хотя существуют некоторые более широкие подходы, такие как личностно ориентированное образование. С определением «гибкого обучения» под «гибкой педагогикой» понимается такая парадигма подходов к преподаванию и обучению, которая позволяет студентам осуществлять выбор. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом широком смысле помогает поддерживать и улучшать процесс обучения. Таким образом, гибкие технологии и педагогика могут рассматриваться как естественные партнеры, а «гибкое обучение» может осуществляться и поддерживаться с помощью ИКТ, и наоборот, новые технологии могут стимулировать развитие гибких подходов к предоставлению обучения и его оценке. Они также соотносятся с тем, что действительно гибкие педагогические технологии и эффективное их использование в образовании (электронное обучение) помогают адаптировать институциональные системы, сотрудников и студентов к быстро меняющимся реалиям. Таким образом, понятие «гибкой педагогики» - это симбиоз участников педагогического процесса, в том числе образовательного (преподавателей и студентов), способных думать, действовать и вводить новшества через существующие структуры и в весьма непредсказуемые сценарии.