Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

STUDY LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PSYCHOLOGY

Dolgova V.I. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
В статье раскрыты теоретические предпосылки и сущность проблемы формирования смысложизненных ориентаций студентов. Исследование осуществлялось с целью выявления наличного уровня сформированности смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии. База исследования – студенты I и III курсов факультета психологии ЧГПУ г. Челябинска, в количестве 50 человек. По итогам констатирующего среза были подобраны экспериментальная (далее ЭГ) и контрольная (далее КГ) группы. Изучение сформированности смысложизненных ориентаций у студентов КГ проводилось в тех же условиях, что и в ЭГ. Отличительная особенность состояла в том, что формирующее и развивающее воздействие осуществлялось только для испытуемых ЭГ. Таким образом, изменение зависимой переменной в КГ обусловлено лишь внешними переменными, а в ЭГ – совместным действием внешних и независимых переменных. Целью формирующего эксперимента была проверка эффективности реализации психолого-педагогической программы формирования смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии. Была составлена программа наблюдения за динамикой компонентов смысложизненных ориентаций, которая позволила определить уровень развития компонентов СЖО. Низкому уровню соответствует стихийно-эмпирический уровень, среднему – эмпирический, высокому – системный. Для проведения исследовательской работы была выбрана методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций». Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, который был создан на основе концепции В. Франкла. Выявлена достоверность различий между двумя выборками по общему уровню осмысленности жизни с помощью критерия Манна – Уитни. По результатам методики «Тест СЖО» Д.А. Леонтьева, можно констатировать, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов различается.
The article deals with the theoretical background and the nature of the problem of formation of students' life meaning orientations. The study was carried out to identify the cash level of formation of life orientations of students of the Faculty of Psychology. Base studies – students I and III courses of the Faculty of Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, in the amount of 50 people. As a result of ascertaining the cutoff was chosen experimental (hereinafter EG) and control (hereinafter CG) group. Study of formation of life orientations at students of KG was conducted under the same conditions as in the EG. A distinctive feature was the fact that emerging and developing impact was carried out only for the EG test.Thus, the dependent variable is the change in the CG caused only by external variables, and EG – the joint action of external and independent variables. The aim of the formative experiment was to test the effectiveness of the implementation of psycho-pedagogical program forming life orientations of students of the Faculty of Psychology. Surveillance program was drawn up for the dynamics of the components of life orientations, which allowed us to determine the level of development of LSS components. Low level corresponds to spontaneous empirical level, medium – empirical, high – system.For the research methodology was chosen DA Leontiev "test life orientations." It is an adapted version of the test, "The purpose of life" John. L. Crumb and Maholika, which was created based on the concept of Frankl. Significant differences between the two samples on the general level of meaningfulness of life using the Mann – Whitney test. As a result of the method "Test SGO" DA Leontiev, we can say that the overall meaning fulness of life of students I and III courses varies.
meaning-life orientation
students
program monitoring
spontaneously-empirical level
the empirical level
the system level
the mann-whitney test.

Во все века исключительно актуальной была проблема поиска смысла собственного существования. Смысложизненные ориентации организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психологического благополучия. СЖО – это один из регуляторов социального поведения и жизненных перспектив [2].

Нахождение смысла жизни тесно связано с самореализацией, профессиональным самоопределением. Сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [6].

Самореализация представляет собой осуществление возможного развития Я посредством собственных усилий в процессе содеятельности с другими людьми социума, являясь одновременно процессом и результатом реализации возможностей саморазвития Я (личностного и профессионального). Самореализация как результат исследуется на уровне личностного развития на определенных временных отрезках жизненного пути человека (период завершения учебы в профессиональной школе, становление специалиста-профессионала, достижение высокого уровня профессионального мастерства и т.д.) [8].

Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости у студентов психологических факультетов имеет свои особенности и связано с разным уровнем профессиональной идентичности [1, 3, 5, 10]. К этим особенностям относятся повышенный уровень самостоятельности и воли, целеустремленности и решительности, настойчивости и самообладания, выдержки и эмпатии. Поведение психологов находится под влиянием структуры их СЖО, связанных не только с будущей профессией, но и всеми доминирующими для него жизненными сферами, доминирующей направленностью личности и общим уровнем осмысленности жизни [7].

Для диагностики общего уровня осмысленности жизни студентов факультета психологии мы использовали методику Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» [4].

База исследования – студенты I и III курсов факультета психологии ЧГПУ г. Челябинска, в количестве 50 человек. Характеризуя выборку исследования, необходимо отметить, что стержневые образования профессионального самоопределения формируются в период профессионализации в вузе, на этапе становления личности [9].

Изучение сформированности смысложизненных ориентаций у студентов I курса проводилось в тех же условиях, что и на III курсе. Отличительная особенность состояла в том, что формирующее и развивающее воздействие для студентов III курса осуществлялось уже дольше.

Была составлена программа наблюдения за динамикой компонентов смысложизненных ориентаций, которая позволила определить уровень развития компонентов СЖО. Низкому уровню соответствует стихийно-эмпирический уровень, среднему – эмпирический, высокому – системный. Параметры наблюдения и соответствующие им уровни показаны в таблице 1.

Таблица 1

Уровень компонентов СЖО

Параметры наблюдения

Уровень

Волнение при ответе на вопросы

Слабые знания по теме беседы

Слабый интерес кпоставленной проблеме

Стихийно-эмпирический (низкий уровень)

Спокойное размышление над вопросами

Расширение знаний по теме беседы

Стремление к пониманию поставленной проблемы

Эмпирический (средний уровень)

Уверенность при ответе на вопросы

Сформированность представлений о смысле жизни

Интерес к поставленной проблеме

Системный (высокий уровень)

Анализ результатов наблюдения выявил стихийно-эмпирический и эмпирический уровень сформированности компонентов СЖО у студентов I курса. Системный уровень компонентов СЖО у студентов I курса не проявился. У студентов III курса системный уровень компонентов СЖО проявляется, но слабо.

В таблице 2 раскрыты элементы модели по каждому из её уровней и вопросы, на которые отвечали студенты.

Таблица 2

Поэлементный опросник на выявление уровня СЖО у студентов

Компоненты СЖО

Элементы модели

Вопросы

Когнитивный

Стремление к приобретению знаний о смысле жизни, ценностях, целях

Какое значение имеют для Вас понятия смысл жизни, ценности, цели?

Что такое смысл жизни в Вашем понимании?

Какие изменения произошли у Вас в понимании смысла жизни за время обучения в вузе?

Осмысленность жизни

Что такое осмысленность жизни в Вашем представлении?

В чем, по Вашему мнению, заключается осмысленность прошлого, настоящего и будущего?

Сензитивность

Как Вы понимаете, что такое сензитивность?

Всегда ли Вы способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах?

Представления о сфере обучения и образования

Как Вы объясните понятие «обучение»?

Как Вы понимаете, что такое образованность?

Познавательные потребности

Как, по Вашему мнению, влияет на становление смысла жизни стремление к приобретению знаний об окружающем мире?

Как Вы считаете, важна ли для человека радость познания?

Креативность

Что такое творчество в Вашем понимании?

По Вашему мнению, различаются ли между собой понятия «креативность» и «творчество»?

Представление о природе человека

Что такое, в вашем представлении, познание?

В чем заключается представление о природе человека?

Рефлексивный

Стремление к самопознанию

Насколько важно для человека познание своих индивидуальных особенностей?

В чем заключается развитие себя?

Самопонимание

Для чего, по Вашему мнению, нужна способность принимать себя таким как есть?

Как вы понимаете адекватность смысла жизни?

Оценка своих действий, поступков

Что такое, в Вашем понимании рефлексия?

Какое значение для Вас имеет правильная оценка своих поступков?

Осмысление своих действий в системе отношений с миром, в котором живет человек

Как Вы объясните понятие «система»?

В чем заключается, по Вашему мнению, роль личности в истории?

Цели

Что такое цель?

Как, по Вашему мнению, связаны цели и ценности?

Поведенческий

Самоуважение

Что такое, по вашему мнению, самоуважение?

Для чего, по Вашему мнению, нужна способность ценить свои достоинства, свойства характера?

Активные социальные контакты

Как Вы понимаете, что такое социальные контакты?

Какой источник информации, по Вашему мнению, больше всего влияет на становление смысла жизни?

Самоактуализация

Как вы объясните понятие «самоактуализация»?

Что такое профессиональное самоопределение?

Самостоятельность

Что такое, в Вашем представлении, самостоятельность?

Как Вы считаете, что нужно для реализации своих жизненных целей?

Гибкость в поведении

Как вы понимаете выражение «гибкость в поведении»?

Способны ли вы быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию?

Компетентность во времени

Что для Вас означает компетентность во времени?

Что, по вашему мнению, важнее: жить настоящим или будущим?

Сохранение своей индивидуальности

Что такое, в Вашем представлении, индивидуальность?

Что такое, по Вашему мнению, индивидуальный стиль жизни?

Для проведения исследовательской работы дополнительно была выбрана методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций». Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, который был создан на основе концепции В. Франкла. По результатам этой методики получилось, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов различается.

С помощью критерия Манна – Уитни была выявлена достоверность различий между двумя выборками по общему уровню осмысленности жизни.

Представим подсчет ранговых сумм по выборкам студентов факультета психологии I и III курсов в таблице 3.

Таблица 3

Подсчет ранговых сумм по выборкам студентов факультета психологии I и III курсов

Студенты III курса

Студенты I курса

Общий показатель ОЖ

Ранг

Общий показатель ОЖ

Ранг

110

107

105

103

102

101

100

100

99

98

98

96

96

95

94

94

92

91

89

87

84

84

83

81

77

50

49

48

47

45,5

43,5

40,5

40,5

36,5

33,5

33,5

30,5

30,5

28,5

26

26

23,5

21,5

19,5

17,5

14

14

11

8

6,5

102

101

100

100

99

97

95

94

92

91

89

87

85

84

83

83

82

77

75

72

72

68

64

45,5

43,5

40,5

40,5

36,5

36,5

36,5

32

28,5

26

23,5

21,5

19,5

17,5

16

14

11

11

9

6,5

5

3,5

3,5

2

1

Суммы

20292

744,5

2190

530,5

Средние

83,5

 

87,6

 

Общая сумма рангов: Σ(R) = 744,5+530,5=1275

Сформулируем гипотезы.

H0: Общий показатель ОЖ в группе студентов факультета психологии I курса не ниже общего показателя ОЖ в группе студентов факультета психологии III курса.

H1: Общий показатель ОЖ в группе студентов факультета психологии I курса ниже общего показателя ОЖ в группе студентов факультета психологии III курса.

Uэмп.=205,5

Uкр.= }277(p≤0,05) и 192(p≤0,01)

Uэмп.≤Uкр. на уровне значимости p≤0,05. Следовательно, H1 принимается.

Вывод

Итак, по результатам опросника, наблюдения и применения методики «Тест СЖО» Д. А. Леонтьева, можно констатировать, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов различается с тенденцией к повышению системности на III курсе.