Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF INSTRUCTORS IN AIR TRAFFIC CONTROL

Olkhovskiy D.V. 1
1 FGOU IN "South Ural State humanitarian-pedagogical University"
Данная статья посвящена описанию авторской модели развития профессионально-педагогической компетентности инструкторов по управлению воздушным движением, которая была реализована в рамках работы Школы начинающего педагога при филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске. Блочная структура модели позволяет наглядно представить процесс достижения поставленной цели через актуализацию профессионально-личностных качеств и формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии в процессе организации профессиональной подготовки офицерского состава в поствузовский период. В соответствии со спецификой высшей военной организации были выделены основные профессионально значимые компетенции инструктора по управлению воздушным движением, которые направлены на развитие профессиональных качеств, необходимых для эффективной реализации способностей применять в профессиональной деятельности психолого-педагогические и специальные знания, проводить учебно-практические занятия с помощью тренажерно-моделирующих комплексов, а также самостоятельно проводить диагностику своей деятельности.
This article describes the author's model of development of professional-pedagogical competence of instructors in air traffic control, which was implemented in the framework of the School's novice teacher in the branch VUNTS VVS "VVA" in Chelyabinsk. The block structure of the model allows to visualize the process of achieving this goal through the actualization of professional and personal qualities and the formation of motivational-value attitude to their profession in the process of training officers in post-graduate period. In accordance with the specifics of the higher military organization was allocated to the main professionally significant competence of the instructor in air traffic control, which are aimed at developing the competencies required for effective implementation ability to use in professional activity of psycho-pedagogical and special knowledge, training and practical classes through training and modeling systems, as well as self-diagnose their activities.
model
professional-pedagogical competence
postgraduate period
professional quality instructor and air traffic control
military higher education institution.

Поствузовский период является одним из самых сложных в профессиональной деятельности молодых офицеров с точки зрения ретрансляции приобретенных знаний и педагогического опыта. Именно поэтому необходимо создать такие условия, которые позволили бы педагогу-инструктору (в нашем случае инструктору по управлению воздушным движением) сформировать у себя качества, необходимые для успешной работы в современной системе высшего военного образования. Это возможно при изменении содержания и форм образования, являющихся взаимосвязанными между собой сторонами образовательного процесса, реализуемого в рамках курсовой подготовки (Школы начинающего педагога). Все остальные изменения в данной образовательной системе, включающие целевые, организационные, методические и другие моменты, будут определяться вышеуказанными позициями.

В связи с этим предложенная нами модель, реализованная в рамках профессиональной деятельности инструкторов по УВД в поствузовский период факультета «БУА и УВД», ФВУНЦ ВВС «ВВА» – это, прежде всего, модель личностно-содержательных изменений в системе высшего образования, направленная на актуализацию профессионально-личностных качеств и формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии. Практика показывает, что не все нормативно-правовые изменения декларативного или организационного характера не приносят пользы сами по себе. Более того, они могут принести вред, так как нарушают установившийся ход вещей в процессе взаимодействия обучаемых и обучающих, в рамках любого образовательного процесса [2].

Основными структурными элементами модели, реализуемой в нашем исследовании, выступают, в соответствии со структурой обучения по Ю.К. Бабанскому: субъектно-целевой, мотивационно-диагностический, содержательно-деятельностный, процессуально-формирующий, оценочно-результативный компоненты (блоки) [1] (рисунок).

Модель развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по управлению воздушным движением

Субъектно-целевой блок модели представлен в виде комплексной составляющей, обусловленной требованиями ФГОС высшего образования, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, а также соответствующими приказами и директивами Министерства обороны РФ и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность военной образовательной организации высшего образования МО РФ (Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в городе Челябинске). Реализация образовательного стандарта предполагает разработку нормативной документации на уровне вуза, наличие которой обеспечит не только формирование, но и развитие профессионально-педагогической компетенции инструктора по УВД, факультета «Боевого управления авиацией и управления воздушным движением» ФВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске [5].

Работа Школы начинающего педагога (ШНП) при ФВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске, как форма курсовой подготовки офицеров в поствузовский период, строится, прежде всего, на основе нормативных документов, регулирующих деятельность данной образовательной организации для обеспечения эффективности проводимых занятий с инструкторами по УВД. Этот перечень основных документов включает в себя: положение об Ученом совете ФВУНЦ ВВС «ВВА»; положение об учебно-методическом отделе ФВУНЦ ВВС «ВВА»; положение об административно-хозяйственной деятельности; стандарт организации «Обеспечение образовательного процесса; учебно-методический комплекс дисциплины»; положение об организации тренажерных комплексов и лабораторий; положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам; положение «Нормы времени для расчета основных видов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других работ» и т.д.

Мотивационно-диагностический блок направлен на решение поставленных комплексных задач с учетом требований к уровню профессиональной образованности инструктора в процессе взаимодействия с курсантами. Эти задачи направлены, прежде всего, на выявление уровня развития педагогических и специальных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств инструктора по УВД.

Необходимым условием успешной реализации предложенной нами модели является наличие сформированных потребностей у инструктора по УВД. Эти потребности в процессе профессиональной подготовки трансформируются в устойчивые мотивы, характерные для инструкторского состава военного вуза, в виде набора определенных способностей: оперативно принимать решения по достижению поставленных целей; достигать качественного результата; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы решать возникающие проблемы; своевременно выполнять должностные обязанности и нести ответственность за результаты работы; создавать в коллективе творческую атмосферу; прогнозировать и планировать работу подчиненных; организовывать, координировать и регулировать работу подчиненных; контролировать и анализировать работу подчиненных и другие.

Необходимость гуманных отношений между инструктором и обучающимися, в основе которых лежит уважение к личности и вместе с тем адекватная требовательность к ней, также выступают одним из важнейших показателей ценностного отношения инструктора к своей профессиональной деятельности. Этот принцип взаимоотношений между инструктором и обучающимся нашел свое подтверждение, доказал свою целесообразность и необходимость в теории и практике военного образования.

Содержательно-деятельностный блок нашей модели реализуется через программу развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД, направлен на актуализацию профессионально-личностных качеств, формирование мотивационно-ценностного отношения и реализацию самообразовательных программ в педагогической деятельности.

Разработанная программа включает три этапа: организационно-прогностический, содержательно-процессуальный и аналитико-корректирующий. Остановимся кратко на каждом из них.

Организационно-прогностический этап включает в себя решение следующих задач: овладение понятийным аппаратом, описывающим педагогический процесс, познавательную и профессиональную деятельность инструктора (преподавателя) военного вуза; целенаправленное овладение педагогическими знаниями и методами организации учебной, методической, воспитательной и научной работы в военном вузе; формирование специальных знаний в области управления воздушным движением и боевого применения военной авиации; глубокое усвоение психологических, педагогических и дидактических знаний, формирование профессиональных компетенций инструктора по УВД.

Содержательно-процессуальный этап. Данный этап связан с выполнением следующих задач: формирование умений проведения основных видов практических занятий с использованием технических и наглядных средств; формирование профессиональных умений в области управления воздушным движением и боевого применения военной авиации; формирование профессиональных умений осуществления основных видов педагогической деятельности и особенностей их использования в условиях военного вуза.

Аналитико-корректирующий этап. Данный этап включает в себя решение следующих задач: стабилизация морально-боевых качеств, необходимых инструктору для высокопрофессионального выполнения педагогической и служебной обязанности; формирование личностных качеств, присущих инструктору в его профессиональной деятельности; формирование высокой мотивационной, ориентационной готовности к активной профессиональной педагогической деятельности; создание предпосылок для последующей педагогической деятельности инструктора и развития его профессионально-педагогической компетентности.

В соответствии со спецификой высшей военной организации нами были выделены следующие компоненты (когнитивный, операционально-методический и эмотивный) развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД.

Когнитивный компонент предполагает наличие сформированных знаний педагогического понятийного аппарата, описывающего образовательный процесс, познавательную и профессиональную деятельность преподавателя высшей школы. В процессе реализации данного компонента предполагается целенаправленное овладение педагогическими знаниями и методами организации учебной, методической, воспитательной и научной работы в военном вузе. Приобретение первичных умений осуществления основных видов педагогической деятельности и особенностей их использования в условиях высшей военной школы неразрывно связано с приобретением и закреплением специальных знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом в рамках осуществления профессиональной деятельности.

Операционально-методический компонент характеризуется способностью организовать и управлять учебно-воспитательным процессом профессиональной подготовки будущих специалистов на основе следующих умений по: применению основных организационно-педагогических форм, методов, приемов и средств их функционирования; организации методической работы в военной образовательной организации; организации самообразования и самовоспитания инструктора и курсанта; планированию содержания и количества освоения информации и способов деятельности курсантов; проектированию и планированию собственной деятельности и поведения.

Эмотивный компонент предполагает овладение инструктором по УВД методами развития профессионально важных качеств и повышения мотивации к профессиональной деятельности. Реализация данного компонента возможна через: взаимодействие с другими участниками образовательного процесса; установление педагогически целесообразного общения при выполнении различных видов деятельности; выявление достоинств и недостатков своей личности (личностных профессионально значимых особенностей) и деятельности (воздействия и взаимодействия) в целях сознательного и целенаправленного их совершенствования.

Процессуально-формирующий блок представляет собой целостный процесс развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД военного вуза, включающий практическое овладение средствами профессионального общения, способность специалистов контролировать свое поведение в конфликтных ситуациях, способность к сопереживанию (эмпатия) и педагогическую рефлексию.

В процессе достаточно длительного времени вовлечения обучаемых в работу ШНП педагог-наставник не только принудительно активизирует мыслительные процессы, но и способствует самостоятельной творческой выработке решений, повышая степень мотивации и эмоциональности инструкторов по управлению воздушным движением. Это возможно осуществить, используя в процессе профессиональной подготовки следующие формы и методы активного обучения: мозговой штурм, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, семинар-диспут, семинар – пресс-конференция, семинар – развернутая беседа, лекция-беседа, лекция вдвоем, проблемная лекция.

Помимо перечисленных форм и методов активного обучения, важную роль в профессиональном становлении играет использование технических и наглядных средств. Технические средства, используемые в процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов, достаточно специфичны, и умения использовать их требуют от инструкторов по УВД дополнительной подготовки. В учебном процессе в основном используются [4]: тренажерно-моделирующий комплекс «Репитер–М», предназначенный для обучения, тренировки, переподготовки и оценки степени подготовленности группы руководства полетами (ГРП) к руководству полетами и управлению боевыми действиями авиации в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника; тренажер «Марка-РС», предназначенный для оснащения авиационных частей в местах их базирования и обеспечивающий возможность четкой отработки функциональных обязанностей лиц группы руководства полетами и поддержания на высоком уровне их практической подготовки, а также для первоначального обучения в учебных заведениях; тренажная аппаратура автоматизированных систем управления «Постскриптум», предназначенная для автоматизированного решения боевых задач по управлению авиацией и наведения авиации, а также для тренировки боевого расчета командного пункта и пункта наведения авиации.

Наглядные средства обучения включают в себя макеты образцов военной техники, схему размещения средств связи, радиотехнического оборудования аэродрома, макеты типовых рабочих мест группы руководства полетами.

Исходя из анализа различных нормативно-правовых документов, касающихся военно-профессиональной подготовки будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, можно выделить следующие профессиональные качества инструкторов по УВД: ответственность, внимательность, коммуникабельность, находчивость, наблюдательность, усидчивость, дальновидность, аккуратность, исполнительность, прагматичность, хладнокровность.

Перечисленные выше качества имеют непосредственное отношение к профессионально-педагогической деятельности инструкторов по УВД и направлены, прежде всего, на организацию и проведение: профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями; теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала; тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения; проверки знаний и навыков авиационного персонала при подтверждении и повышении квалификации; проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик.

Коммуникативная функция процессуально-формирующего блока предполагает выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса и установление доверительных и комфортных отношений с коллегами по службе, руководящим составом факультета и кафедры, командным составом ФВУНЦ ВВС «ВВА».

Оценочно-результативный блок модели обеспечивает обратную связь с мотивационно-диагностическим, содержательно-деятельностным и процессуально-формирующим блоками. Обратная связь позволяет корректировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД и содействует переходу на более высокий уровень.

Оценочно-результативный блок на основе диагностики процесса развития профессионально-педагогической компетентности позволяет определить уровни соответствия слушателей ШНП выявленным критериям с помощью листов самодиагностики инструкторов, ориентированных на выполнение показателей развития профессионально-педагогической компетентности. Работа с листами самодиагностики способствует активизации самообразовательной деятельности слушателей, а также в процессе самостоятельной деятельности формирует индивидуальный темп в изучении материала [3]. Рейтинги (уровни) слушателей, разработанные в ходе экспериментальной работы, на наш взгляд, дают возможность оценить изменение уровня их знаний и умений в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации инструкторов по УВД. Их значение приведено ниже.

Креативный уровень развития профессионально-педагогической компетентности определяется умением четко формулировать личностные и профессионально значимые цели в процессе осуществления самообразовательной деятельности; целенаправленным стремлением достигать их оптимальным образом; абсолютной уверенностью в необходимости самообразовательной деятельности, признанием ее роли в личном и профессиональном росте; умениями применять знания на практике для решения образовательных задач, требующих преобразованного их приложения; умениями рационально применять различные источники информации в своей деятельности и оптимально управлять образовательным процессом (от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля полученных результатов).

Продуктивный уровень отличается пониманием необходимости связывать развитие профессионально-педагогической компетентности с личными и профессиональными интересами; уверенностью в необходимости и положительных результатах педагогической деятельности; знания по изучаемым дисциплинам систематизированы, но межпредметные связи не всегда четко осознаются; умениями применять усвоенную информацию на практике с осознанным переносом; способностями работать с основными, в том числе и с автоматизированными источниками информации; удовлетворительным развитием управленческих функций; адекватной оценкой педагогической деятельности.

Репродуктивный уровень характеризуют следующие показатели: мотивы самообразования в основном стихийны; инструктор не связывает личные потребности в развитии профессионально-педагогической компетентности с профессиональными интересами; встречается негативное отношение к повышению квалификации; знания по изучаемым дисциплинам носят изолированный характер; сформированы умения лишь воспроизводить усвоенный материал; умения работать с источниками информации не систематизированы; отсутствуют навыки самостоятельной организации самообразования; присутствует неадекватная самооценка; слабые навыки рефлексии собственной профессионально-педагогической деятельности.

Разработанная модель состоит из отдельных элементов-блоков, содержащих информацию, ориентированную на формирование определенной группы профессионально и личностно значимых качеств в соответствии с ФГОС. Эти блоки могут быть сокращены или дополнены в зависимости от изменений содержания образования, государственного оборонного заказа к системе высшего военного образования и других условий.