Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE ROLE OF ENVIRONMENT IN THE SOCIALIZATION OF CADETS BOARDING SCHOOL POLICE

Budnitskaya N.K. 1 Korytchenkova N.I. 1 Kuvshinova T.I. 1 Kuvshinov Y.A. 2
1 Kemerovo State University
2 Kemerovo State Institute of Culture
Проведен сравнительный анализ особенностей социализации личности кадетов Губернаторской кадетской школа-интернат полиции, сформировавшихся под влиянием образовательной среды. У кадетов-новобранцев выявлен средний уровень удовлетворенности образовательной средой, вследствие чего у них чаще возникают трудности в проявлении инициативы, активности, высказывания своей точки зрения, им сложнее развивать взаимодействие с учителями и учащимися, развивать жизненные навыки, необходимые для успешной деятельности. Кадеты-выпускники после двух лет обучения в школе-интернате полиции в большей степени удовлетворены образовательной средой, они отмечают способность успешно выстраивать взаимоотношения, постоянно совершенствовать свои интеллектуальные и жизненные навыки. Все выпускники отмечают уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения, высоко оценивают возможность обратиться за помощью при возникновении личных проблем и затруднений.
The article presents the results of a comparative analysis of features of the socialization of cadets of the Governor's cadet boarding school of the police formed under the influence of the educational environment. The cadets-recruits identified the average level of satisfaction of educational environment, as a result, they often have difficulty in taking the initiative, activity, expression of their point of view, it is more difficult to develop interaction with teachers and students, to develop life skills needed for success. The cadets-graduates after two years of study in the boarding school the police are more satisfied with the educational environment, they stress the ability to successfully build relationships, to constantly improve their intellectual and life skills. All graduates noted respect and protection from negative attitudes, appreciate the opportunity to seek help when experiencing personal problems and difficulties.
intellectual and life skills
activity
educational environment
adaptation

Социализация личности связана с приобщением индивида к социуму, включением в общественную жизнь, обучением поведению в коллективе. Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами развития личности. Проблема социализации была освещена многими авторами с позиций социологии, педагогики и психологии: А.Г. Асмоловым, И.А. Баевой, А.В. Мудриком, А.А. Реаном и др. Особенности социализации обучающихся рассматривали И.В. Волосков, Б.С. Нечаева, А.Г. Харчева, В.В. Жаркова и др., но следует отметить недостаточный уровень исследования проблемы социализации обучающихся в условиях социальной группы закрытого типа.

Закрытая группа представляет собой социальную общность, в которой жизнедеятельность группы происходит в условиях некоторой обособленности от широкого окружения. Изолирована ли группа по собственной инициативе, или же общество целенаправленно создает закрытые группы для решения определенных задач, в подобных группах возникает явление социальной депривации. В связи с этим в социальной психологии выделяют четыре вида закрытых групп. Воспитанники специализированных в профессиональном плане интернатов относятся к четвертому типу группы, закрытость которой обусловлена наличием общих интересов.

Становление человека как субъекта собственного развития происходит в возрасте 15-18 лет и связано с кризисом перехода к юности. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте обусловлена началом практической самореализации, поиском своего места в более широкой социальной общности. Для кадетов школы интернатного типа данные процессы осложняются пребыванием в условиях малой социальной группы закрытого типа. Кадетские школы-интернаты являются новым типом образовательных учреждений для нашего региона, следовательно, необходимо изучить феномен социализации воспитанников в условиях подобной социальной группы закрытого типа.

Актуальность проблематики позволила определить цель исследования: изучить особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания.

Предметом нашего исследования является влияние образовательной среды на социализацию кадетов школы-интерната полиции.

Исследование проходило на базе государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения (ГБ НОУ) «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». База исследования была выбрана преднамеренно, поскольку именно здесь создана уникальная для нашего региона образовательная среда.

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» было создано на основании Распоряжения Администрации Кемеровской области № 537-р от 30.04.2004 года с целью расширения возможностей для получения несовершеннолетними гражданами среднего (полного) общего образования, обеспечения их всестороннего воспитания и подготовки к службе в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФСБ, Министерства обороны РФ. Учредителем ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» является Департамент образования и науки Кемеровской области.

В школе-интернате предусматривается очная форма обучения. Полный курс обучения в школе составляет 2 года (10–11 классы). Учреждение реализует основные образовательные программы среднего общего образования с учетом дополнительных образовательных программ, предусматривающих профессиональную ориентацию воспитанников по профилю органов внутренних дел.

В школе-интернате полиции успешно внедряется программа адаптации кадетов при интенсивной работе педагогов и психологов. Психологические механизмы адаптации к учебной деятельности представлены в диссертационном исследовании М.С. Яницкого [6]. Потребность в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса и адаптации современных кадетов не только не уменьшилась, а наоборот, увеличилась в силу объективных причин, связанных, прежде всего, с низкой социальной зрелостью поступивших. В работе психолога с кадетами учитываются ценностно-смысловые аспекты личности [5]. Реализуются следующие задачи воспитательной работы: знакомство и усвоение кадетами требований нормативных документов; организация учебной деятельности на основе межличностного подхода (с опорой на актив); организация быта и социальной защиты кадетов; психолого-педагогическая поддержка в профильном самоопределении кадета и формировании корпоративной культуры; формирование толерантной культуры межличностных отношений; взаимодействие с родителями кадетов.

Обучение кадетов проводится по профилям: социально-правовой (профильные предметы: история, обществознание, право), физико-математический (профильные предметы: физика, математика), оборонно-спортивный (профильные предметы: ОБЖ, физическая культура) [3, 4]. Наполняемость каждого класса составляет не более 20 воспитанников. Школа является учреждением интернатного типа и работает в режиме круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Воспитанники в школе-интернате находятся на полном государственном обеспечении, для них установлены особая форма одежды и обмундирования.

Исследованию были подвергнуты кадеты, находящиеся на первом году обучения (новобранцы) и кадеты, обучавшиеся в школе два года (выпускники). Из обследуемых были сформированы две группы: в первую группу включены 14 кадетов-новобранцев, средний возраст 16 лет; во вторую группу включены 14 кадетов-выпускников, средний возраст 18 лет. 32 % (9 чел.) кадетов, являются социальными сиротами, приемными или опекаемыми детьми. Все обследуемые обучались ранее в общеобразовательных школах г. Кемерово и Кемеровской области.

Психодиагностические исследования проводились в два этапа: первая группа (новобранцы) – в ноябре 2014 года, вторая группа (выпускники) – в апреле 2015 года. Для психодиагностики была использована методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» [1]. Автор методики исходит из представлений о том, что психологически безопасной образовательной можно считать среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов. Исследование проводилось в групповой форме. При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Методика позволяет изучить мнение учеников по безопасности среды, дает возможность получить данные по уровням в целом и по каждому параметру, а также выделить положительное, отрицательное и нейтральное отношение к среде.

Для выявления удовлетворенности образовательной средой кадетской школы-интерната, развивающей социальные навыки, нами были определены показатели по следующим критериям: совершенствование возможностей учащихся; развитие интеллектуальных способностей и жизненных навыков; совершенствование навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность.

Социально-психологическая адаптация личности является важным фактором в будущей профессиональной деятельности кадетов [2]. Для выявления уровня адаптации к обучению, как фактора успешной социализации в среде кадетской школы, нами были выделены такие критерии: оценка уровня школы учащимися; настроение учащихся в школе; уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.

Результаты исследования по методике И.А. Баевой сгруппированы по критериям удовлетворенности образовательной средой и адаптации к учебе в школе-интернате кадетами новобранцами и выпускниками и представлены ниже в таблицах. Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов новобранцев, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-новобранцев

Критерии образовательной среды

Положительная оценка

Нейтральная оценка

Негативная оценка

совершенствование возможностей учащихся

64 % (9чел.)

28 % (4чел.)

8 % (1чел.)

развитие интеллектуальных способностей

50 % (7чел.)

28 % (4чел.)

22 % (3чел.)

развитие жизненных навыков

28 % (4чел.)

28 % (4чел.)

44 % (6чел.)

взаимодействие с учителями

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4чел.)

взаимодействие с учащимися

43 % (6чел.)

36 % (5чел.)

21 % (3чел.)

возможность высказать свою точку зрения

21 % (3чел.)

43 % (6чел.)

36 % (5чел.)

сохранение личного достоинства

50 % (7чел.)

50 % (7чел.)

0%

возможность проявлять инициативу, активность

28 % (4чел.)

44 % (6чел.)

28 % (4 чел.)

Как видно из таблицы 1, наибольшее число кадетов-новобранцев отмечают высокую удовлетворенность по критериям: совершенствование возможностей учащихся – 64 % (9 чел.), развитие интеллектуальных способностей, сохранение личного достоинства по 50 % (7 чел.). Практически равное число кадетов-новобранцев отмечают как удовлетворенность, так и неудовлетворенность взаимодействием с учителями – по 36 % и 28 % (по 5 чел. и 4 чел.), возможностью проявлять инициативу, активность – по 28 % (4 чел.). Наибольшее число новобранцев не удовлетворены возможностями совершенствования жизненных навыков – 44 % (6 чел.), возможностью высказать свою точку зрения – 36 % (5 чел.).

Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов-выпускников, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-выпускников

Критерии образовательной среды

Положительная оценка

Нейтральная оценка

Негативная оценка

совершенствование возможностей учащихся

100 % (14чел.)

0 %

0 %

развитие интеллектуальных способностей

100 % (14чел.)

0 %

0 %

развитие жизненных навыков

86 % (12чел.)

14 % (2чел.)

0 %

взаимодействие с учителями

78 % (11чел.)

22 % (3чел.)

0 %

взаимодействие с учащимися

100 % (14чел.)

0 %

0 %

возможность высказать свою точку зрения

93 % (13чел.)

7 % (1чел.)

0 %

сохранение личного достоинства

100 % (14чел.)

0 %

0 %

возможность проявлять инициативу, активность

86 % (12чел.)

14 % (2чел.)

0 %

Наибольшее число кадетов–выпускников отмечают высокую удовлетворенность по всем установленным нами критериям, причем, 100 % выпускников высоко оценили совершенствование возможностей учащихся, развитие интеллектуальных способностей, взаимодействие с учащимися, сохранение личного достоинства. Подавляющее большинство выпускников отметили высокую удовлетворенность возможностью высказать свою точку зрения – 93% (13 чел.), развитием жизненных навыков и возможностью проявлять инициативу, активность – по 86 % (12 чел.), взаимодействием с учителями – 78 % (11 чел.). Негативные оценки по исследуемым критериям у выпускников отсутствуют.

При сравнении результатов таблиц 1 и 2 видно, что кадеты-выпускники дают большее число положительных оценок по критериям удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки. Они способны на более высоком уровне, чем новобранцы, в процессе обучения совершенствовать свои жизненные навыки, взаимоотношения с учителями, учащимися, высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, активность. Следовательно, у кадетов-выпускников, обучающихся в школе-интернате уже два года, значительно более высокий уровень сформированности навыков социализации в образовательной среде школы-интерната полиции.

Показатели адаптации к обучению, как факторы успешной социализации в среде кадетской школы, представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Показатели адаптации к обучению у кадетов-новобранцев

Показатели адаптации

Высокая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка

оценка уровня школы

78 % (11чел.)

14 % (2чел.)

8 % (1 чел.)

настроение учащихся в школе

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4 чел.)

уважительное отношение к себе

43 % (6чел.)

21 % (3чел.)

36 % (5 чел.)

возможность обратиться за помощью

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4 чел.)

учет личных проблем и затруднений

28 % (4чел.)

28 % (4чел.)

44 % (6 чел.)

защищенность от недоброжелательного отношения

50 % (7чел.)

28 % (4чел.)

22 % (3 чел.)

 

Наибольшее число новобранцев ставят высокую оценку уровню школы-интерната и отмечают защищенность от недоброжелательного отношения 78 % (11 чел.) и 50 % (7 чел.) соответственно. Также значительное число новобранцев высоко оценили уважительное отношение к себе, возможность обратиться за помощью, преобладание хорошего настроения в школе – 43 % (6чел.) и по 36 % (5 чел.) соответственно. Многие новобранцы низко оценили возможность учета личных проблем и затруднений в школе – 44 % (6 чел.).

Таблица 4

Показатели адаптации к обучению у кадетов-выпускников

Показатели адаптации

Высокая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка

оценка уровня школы

100 % (14 чел.)

0 %

0 %

настроение учащихся в школе

72 % (10 чел.)

28 % (4 чел.)

0 %

уважительное отношение к себе

100 % (14 чел.)

0%

0 %

возможность обратиться за помощью

93 % (13 чел.)

7 % (1чел.)

0 %

учет личных проблем и затруднений

72 % (10 чел.)

28 % (4чел.)

0 %

защищенность от недоброжелательного отношения

100 % (14 чел.)

0 %

0 %

Все выпускники ставят высокую оценку уровню школы-интерната, отмечают уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения по 100 % (14 чел.). Подавляющее число выпускников высоко оценили возможность обратиться за помощью, возможность учета личных проблем и затруднений и преобладание хорошего настроения в школе – 93 % (13 чел.) и по 72 % (10 чел.) соответственно. Низкие оценки по критериям у выпускников отсутствуют.

Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод, что выпускники воспринимают образовательную среду кадетской школы-интерната полиции как более комфортную, чем новобранцы: они отмечают преобладание хорошего настроения на занятиях, уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения, учет личных затруднений и возможность обратиться за помощью. Следовательно, выпускники более адаптированы в среде школы-интерната, чем новобранцы.

В результате проведенного исследования по методике И.А. Баевой выявлены следующие особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания: положительная оценка по критериям совершенствования навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность у большинства обследованных выпускников, а также высокая и частично средняя оценка уровня показателей по критериям: уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что более длительный срок развития личности кадета в социальной среде в условиях закрытой группы школы-интерната полиции способствует развитию социальных компетенций, важных для выпускников школы полиции.