Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL MOBILITY DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS IN THE HIGHER SCHOOL SOCIAL CULTURE MEDIUM

Grevzeva G.Y. 1 Balikaeva M.B. 2
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
2 Tyumen Industrial University
The article is devoted to an actual problem of future engineers’ professional mobility development in the higher school social and cultural sphere. The higher school social and cultural sphere significance is explained for the future engineers’ professional mobility development. The article analyzes the research on the higher school potential social and cultural sphere. It reveals the definitions essence «higher school social and cultural sphere environment", "youth association", "future engineers’ professional mobility." It is given the basic components of the higher school social and cultural sphere. The professional mobility structure and its components are shown, which reflect the formation level of common cultural, common professional and professional competences and personal characteristics. The factors groups of influencing the students’ professional mobility development are highlighted in the higher school youth associations: pedagogical, psychological, psycho-pedagogical, social and economic. The regional factors characteristics is given for the future engineers’ professional mobility development in the Tyumen region. It is explained the pedagogical support of the professional mobility process of the future engineers in the higherschool social and cultural sphere. The organizational and pedagogical conditions complex is presented for effective implementation of the future engineers’ professional mobility development process in in the higher school social and cultural sphere.
higher school social and cultural sphere
youth associations
future engineers’ professional mobility
components
factors group.

Молодежь является инновационной силой и будущим любого государства. Сегодня пришло время дать импульс молодежи благодаря развитию молодежных объединений. Это подразумевает активное инновационное участие молодежи в жизни общества. Современные социально-экономические условия сделали наиболее актуальной проблему профессионального становления личности, подготовки предприимчивых, компетентных, профессионально мобильных специалистов. В соответствии с государственной программой «Развитие образования» на 2013–2020 гг. для общества и государства необходим соответствующий уровень специалистов, которые, реализуясь в своей карьере, смогут успешно и эффективно находить себя в изменяющейся социально-экономической ситуации. Социальный заказ общества, определенный Законом «Об образовании» РФ, «Национальной доктриной образования до 2025 года», Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», федеральной целевой программой молодежи России 2011–2015, направлены на развитие молодежи, как значительной, активной составляющей современного общества, обладающая способностью к новаторству и творчеству, профессиональной мобильности. В процессе рассмотрения многогранных аспектов феномена (явления) профессиональной мобильности особое значение приобретает проблема использования потенциала молодёжных объединений в социально-культурной среде вуза.

Учитывая, что наше исследование направлено на изучение развития профессиональной мобильности в социально-культурной среде вуза, возникает необходимость выяснить сущность понятия «социально-культурная среда вуза». Анализ в методологии проблемы предоставил нам возможность рассмотреть относительно вуза феномен среды, позволяющий раскрыть потенциал социально-культурной среды для реализации эффективного процесса развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодёжных объединениях вуза.

Согласно проведенному анализу исследований мы рассматриваем «среду в вузе» как носитель важнейших комплексных характеристик сущности процесса профессионального становления личности (Е.Н. Богданов, 3.И. Тюмасева и др.), как фактор развития и саморазвития личности (Н.Б. Крылова), как составляющая воспитательной системы, которая способствует благоприятному развитию и саморазвитию личности благодаря разнообразной деятельности, благоприятной атмосферы и т. д. (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов и др.), как область творческого общения и педагогического влияния (А.М. Анохин, Н.Ю. Посталюк и др.).

Социально-культурная среда рассматривается как ближайшее окружение человека, как интегрирующая система условий развития личности, способная к изменению и самой личности изменяться под воздействием человека [4; 11; 13]. Социально-культурная среда как культурное пространство представляет собой реальную действительность для организации жизнедеятельности, в условиях которой происходит развитие человека.

Воспитательная сила среды в том, что она служит источником развития личности. «Однако воспитательное влияние среды всегда ограничено рамками той культуры, которая свойственна этой среде, – в этом ее слабость … ВУЗ раздвигает социальные границы, и фактор среды получает но­вую силу влияния на личностное развитие. Но среда становится воспитательным фактором лишь в случае актив­ного взаимодействия со средой ребенка как субъекта. Чем большее количество объектов социальной среды войдет в контекст деятельно­сти личности, тем шире разворачивается палитра его социальных отно­шений» [7].

В рамках педагогического знания социально-культурная среда рассматривается как результат деятельности личности, освоения и творения человеком его жизненного пространства в органическом единстве психологических, духовно-нравственных, функциональных и предметно-чувственных факторов своей жизнедеятельности. Её рассматривают как объективное условие становления личности, как объект педагогического воздействия, в конечном итоге как средство воспитания личности. Социокультурная среда определяет характер социализации, предоставляет возможность личности самореализоваться.

Значимость среды менялась в зависимости от точки зрения официальной педагогики: педагогическая цель по отношению к среде как средству воспитания связывалась с развитием индивидуальности, с социализацией и самореализацией личности. В настоящее время среда рассматривается как условие социального, индивидуального развития и саморазвития личности. Реализация педагогического потенциала среды дает возможность не только достоверно оценивать качество пространства развития личности, но и активно влиять на ее развитие.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждой личности социальное пространство, благодаря которому он динамично вливается в культурные связи общества. Комплекс различных факторов его жизнедеятельности и социального поведения – это его контакты, взаимодействия с другими людьми, конкретное природное, предметное окружение и т.д. Под социально-культурной средой вуза нами понимается система факторов, создаваемая в целях повышения уровня развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодёжных объединениях вуза.

Проведенный теоретический анализ позволил выявить группы факторов, оказывающих влияние на развитие профессиональной мобильности студентов в молодёжных объединениях вуза. К группам факторов относятся: социально-экономические, психологические, педагогические, психолого-педагогические, комплексное использование которых обеспечивает успешное развитие личности ко времени окончания высших учебных заведений. В статье выделены социально-экономические и социально-культурные факторы, как региональные, влияющие на развитие профессиональной мобильности будущих инженеров. Система взаимодействия региональных факторов называется регионизацией. Региональные факторы развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодёжных объединениях вуза могут быть разделены на две основные группы: социально-экономическую и социально-культурную. Социально-экономическая группа включает в себя: географическое расположение региона с учётом его климатических особенностей, плотности населения, удаленности от столицы и крупнейших промышленных и научных центров страны и т.п.

Социально-культурную группу характеризует: общее состояние социально-культурной среды региона; наличие в регионе вузов различного профиля; качество образования в вузах; престижность профессий в данном регионе; этнический состав населения, включая отношение к выбору профессии и т.п. Положительным региональным фактором, оказывающим влияние на развитие профессиональной мобильности в молодёжных объединениях студентов ТюмГАСУ, является наличие в регионе крупного центра (Тюмень), известных научных, специализированных научных центров по разработке и внедрению инновационных наукоемких технологий, в том числе и по строительству; культурных и университетских центров.

Социально-культурная среда вуза охватывает молодёжные объединения, которые могут выступать «вторичными институтами» социализации. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в молодежных объединениях, создает оптимальные условия для всестороннего развития личности (Л.А. Акимова, Г.Я. Гревцева, Е.И. Григорьева, С. В. Гунбина, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Р.А. Литвак, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов и др.).

Молодежное объединение – это досуговая форма организации в социально-культурной среде студентов, основанная на добровольном объединении молодежи на основе общности интересов в удовлетворении потребности в социально-культурной деятельности. Педагогический потенциал молодёжных объединений уникален. Главной целью молодежного объединения в вузе становится подготовка не только конкурентоспособной, интеллигентной, творческой, но и самостоятельной, инициативной, профессионально мобильной личности, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям и способной к смене профессиональной деятельности.

В научных исследованиях деятельность молодёжных студенческих сообществ в рамках высших учебных заведений отражен в работах В. Лесиной [5] и Н. М. Стасенко [6], Т., региональные и конкретные вузовские инновационные подходы к развитию студенческой активности в различных формах отражены в трудах Н.Н. Ананьевой [1], А.Ф. Шарафеевой [8], Н.Д. Шафеева [9], Н.Т. Шафигуллиной [10], Л.П. Шигаповой [12] и др.

К социально-культурной среде вуза относим: студенческое самоуправление; кружки, клубы по интересам; праздники, вечера отдыха; спортивные секции, соревнования, туризм; факультативы, кафедральные клубы; волонтерская работа; встречи с интересными людьми, концерты, экскурсии и т.д. Так, в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете более 30 молодёжных объединений и кружков по вышеуказанным направлениям.

Развитие профессиональной мобильности в молодёжных объединениях определяет вовлеченность студенческой молодежи в социально-культурную среду вуза. Профессиональная мобильность в вузе сегодня во многом определяется концепцией воспитательной работы, организацией социально-культурной деятельности, определяющей её характер, степень вовлеченности в нее студентов.

Особое значение имеет сопровождение процесса развития профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза, которое предполагает создание системы подготовки, результатом которой должно стать развитие и саморазвитие личности будущего инженера, «реализация его психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, профилактика профессионального выгорания и повышение эффективности профессиональной деятельности» [2, с.12]. Предполагается педагогическое сопровождение, которое трактуется «как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки студентов вуза» [3, c. 258].

Проблемы развития профессиональной мобильности многофакторная и многоплановая. Существуют разные точки зрения ученых к решению данной проблемы. Профессиональную мобильность рассматривают как сложный интегративный феномен, который состоит из социологической, педагогической и психологической составляющих, тесно взаимодействующих между собой. Ряд авторов (Л.В. Горюнова, Н.М. Зверева, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, С.В. Нужнова и др.) дают общие определения феномена профессиональной мобильности. Другие ученые (Л.А. Амирова, Т.Д. Карминская, О.Ю. Посухова, Н.В. Сидорова и др.) анализируют социологические аспекты профессиональной мобильности.

Обобщая взгляды ученых на проблему развития и формирования профессиональной мобильности в науке, а, также учитывая собственный опыт теоретического исследования, мы трактуем профессиональную мобильность будущих инженеров как интегративное качество инженера в условиях производства, включающая в себя базовые компоненты профессиональной культуры и профессиональной компетентности, проявляющееся в его способности перемещаться горизонтально и вертикально по социально-профессиональной структуре общества, кооперационно-деятельностный компоненты) и отражающие уровень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также личностных характеристик (рисунок).

Структура профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе

Фактором развития профессиональной мобильности является деятельность молодёжных объединений в социально-культурной среде вуза, в процессе которой расширяются и углубляются общекультурные, предметные и специальные знания, развиваются общекультурные, предметные и специальные умения, представленные в компетенциях. Данные знания и умения необходимы для осуществления будущей профессиональной деятельности и поэтому характеризуют профессиональный аспект профессиональной мобильности. Наличие соответствующего уровня мотивации, связанной с развитием профессиональной мобильности в социально-культурной среде вуза, характеризует личностный аспект исследуемого качества и побуждает будущих инженеров к формированию указанных выше знаний и умений и развитию профессиональной мобильности как личностного качества личности.

Как системный феномен профессиональной мобильности представляет собой единство структурных и функциональных компонентов. Взаимосвязь личностного аспекта и профессионального аспекта – характеристика функционального компонента. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выступают в качестве структурных компонентов, которые в квалификационных требованиях к бакалавру по направлению «Строительство» характеризуют заранее заданный идеал знаний и умений в инженерной профессиональной деятельности.

Эффективность процесса развития профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий: а) группа социально-культурных условий (создание системы координации и социального партнерства вуза с инновационной образовательной средой региона и международного сотрудничества; разработка и включение в программы воспитания и обучения интегрированных специальных курсов; программа психолого-педагогической поддержки студентов, направленная на развитие у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; определения наиболее перспективных инновационных технологий; организация в вузе научно-прикладных исследований с участием студентов, направленных на выполнение конкретных заданий предприятий и организаций; программа практики будущих инженеров на предприятиях и организациях, включающая знакомство студентов не только с технологическими процессами, но и с конкретными условиями работы молодых специалистов; предоставление информации о наличии потенциальных рабочих мест в регионе, а также условиях труда на разных предприятиях; организация комплексных специализированных занятий физкультурой и спортом, направленных на формирование у студентов здорового образа жизни, а также выработку у них физической и психологической устойчивости и др.); б) группа научно-методических условий (содержательно-организационное обеспечение преемственности этапов развития профессиональной мобильности будущих инженеров посредством ИПС; разработку и реализацию дифференцированной программы «Мастерская будущих инженеров по английскому языку», основывающейся на принципах алгоритмичности и вариативности; активизация процесса развития профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством ИПС, используя интерактивные и традиционные активные средства и др.).

Таким образом, деятельность будущего инженера характеризуется формированием в структуре его личности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Социально-культурная среда содействует развитию профессиональной мобильности будущих инженеров, процессу их вхождения в культуру, социализации и самореализации.